Страничка педагога-психолога
Как построить взаимодействие со своим ребенком: рекомендации
психолога родителям подростков с ЗПР - https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Kak-postroit-vzaimodejstvie-so-svoim-rebenkom_rekomendacii-psihologa-roditelyam-podrostkov-s-ZPR_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
Задать вопрос педагогу-психологу
Педагог-психолог Милавкина Татьяна Львовна
Консультации с педагогами, родителями Вторник с 10:00 до 11:00
Социальный педагог Милавкина Татьяна Львовна
Консультации с педагогами, родителями четверг с 13.00 до 14.00
Педагог-психолог Шелковникова Ольга Александровна
Консультации для учащихся и родителей понедельник
10.00-11.00
РЕБЕНОК ПЛОХО УЧИТСЯ – ЧТО ДЕЛАТЬ?
01.10.2022
Хорошие оценки – повод
для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить
удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты,
одни носят двойки с первого класса, другие – с четвертого, третьи – скатываются
в неуспеваемость к пубертату. Почему так происходит и можно ли помочь
школьнику?
Что мешает ребенку учиться?
1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда
диагностируется вовремя, в особенности если ребенок проявляет способности в
какой-то области – хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы,
учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических
формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа
новых знаний и построения логических цепочек.
2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет»
медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода,
госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам
в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько
операций с наркозом, сильная психотравма.
3. Проблемы с получением
информации. Плохое зрение или
слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять
преподавателя и точно ответить ему. В первых классах снижение слуха и особенно
зрения может произойти внезапно и быстро.
4. Проблемы с восприятием
информации. Аутизм с
выборочным подходом к предметам, гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться
на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.
5. Проблемы с обработкой
информации. Дислексия,
дисграфия и дискалькулия – патологическое неумение читать, писать (особенно
грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что
ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».
6. Нелады с учебной
обстановкой. Конфликты с учениками
и с учителями резко понижают учебную мотивацию. Их необходимо своевременно
выявлять и оказывать помощь ребенку в налаживании диалога.
7. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого
человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей
– всё это неизбежно сказывается на оценках.
8. Психологические
сложности. Ребенок слишком
застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать
домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и
гадкого утенка и т.д.
9. Затруднения с
мотивацией. Нет внутренних
оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в
спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны
литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с
младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать
знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.
Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное
совпадение обстоятельств – сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный,
нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками – и теоретически вполне
способный ученик не вылезает из двоек.
Не может или не хочет?
Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг
родителей – выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и
постараться устранить помеху. Это не всегда очевидно. Так, причиной двоек у
ребенка с плохим зрением может быть не само зрение, а уродливые, громоздкие
очки, вызывающие насмешки у одноклассников. Поэтому придется запастись
терпением, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.
Прежде, чем обращаться к специалистам, протестируйте
ребенка сами. С какого расстояния он способен увидеть номер автобуса или
прочесть надпись на витрине? Хорошо ли различает слово «конфета» произнесенное
шепотом или тихий шорох включающегося компьютера? С каким трудом вычитает свою
долю из магазинной сдачи и может ли подсчитать самостоятельно, сколько месяцев
нужно копить на новый айфон? Проявляет ли бытовую смекалку в работе с простыми
механизмами, в состоянии ли починить сломанный будильник, заштопать прореху,
рассортировать сложную стирку? Станет ли сам читать книгу про любимых героев,
напишет ли без ошибок поздравление маме, заучит ли наизусть задорный стишок?
Пользуется ли компьютером и для чего именно? В состоянии ли поладить с
доброжелательными и интересными сверстниками, найти контакт с умным и добрым
преподавателем?
Поищите логические задачи для детей его лет, порешайте их
вместе, играючи, и понаблюдайте, как он справляется. Поиграйте в настольные
игры, требующие разнообразных навыков. Обсудите его опасения и тревоги по
поводу учебы, спросите, что препятствует, что не нравится в школе. Уточните –
возможно, он плохо себя чувствует, страдает от головных болей, приступов паники
или гнева, тремора, частых мочеиспусканий. Не настаивайте, не давите на
ребенка, просто оцените сохранность интеллекта, коммуникативных навыков и
восприимчивости к информации.
В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с
терапевтом. Снижение зрения и слуха, постоянные головные боли, тремор и сильная
утомляемость – опасные симптомы. Психологические проблемы лучше решать с
психологом, не дожидаясь деформации личности. Детям с дислексией, дисграфией,
заиканием, аутичными чертами требуется профессиональная помощь для нормальной
социализации. Если же ребенок свободно считает деньги, конструирует роботов, в
состоянии справиться с барахлящим телефоном или порванными штанами, с
удовольствием учит «Вредные советы», обыгрывает отца в шахматы, маму в
«Зельеварение», а сверстников в «Монополию», скорее всего проблема в мотивации
ребенка, а не в его интеллекте.
Дважды два – пять!
Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно –
«выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит
лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне
реально – даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым
ученикам.
Для начала поговорите с отпрыском начистоту, объясните
ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они
пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью – это поможет.
Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту
неправильные глаголы, а будущей модели формула H2O. Скажите, что любите своего
мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое
достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное
подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений,
фиксирующих негативное восприятие.
Не забывайте о режиме сна и отдыха, полноценном питании
школьника, комфортном, тихом месте для занятий – чем лучше ребенок себя
чувствует, тем лучше будет учиться. Позаботьтесь, чтобы в распорядке дня
нашлось время для физической активности, прогулок, активных игр.
Очень важно, чтобы ребенок добивался успеха, испытывал
интерес к занятиям в целом – неважно, будут это школьные предметы, спорт,
искусство или работа с компьютером. Это поможет поднять самооценку,
«распробовать» вкус побед.
Как помочь ребенку пережить кризисные ситуации
27.01.2021
Что
нужно понимать о детях:
1.
Дети
психологически уязвимы взрослых;
2.
Дети
не до конца осознают последствия своих поступков;
3.
Дети
более чувствительны к неудачам;
4.
Дети
мыслят более конкретно, чем взрослые;
5.
Дети
очень непосредственны;
6.
Дети
хуже взрослых информированы о последствиях самоповреждающего поведения.
Причины
кризисных ситуаций:
- конфликты в семье (ссоры,
разводы и пр.);
- неразделенная любовь;
-конфликты в школе;
- ситуационный фактор (потеря
близкого человека, животного и пр.);
- психологическое нездоровье;
- употребление психоактивных
веществ;
Какие
признаки в поведении ребенка, помогут понять о намерении покончить собой:
- присутствуют признаки стресса
(нарушение аппетита, сна, проявление беспокойства, тревожности, потеря интереса
к окружающему, чувству вины);
- Ребенок открыто говорит: «Лучше мне
умереть!», «Ненавижу свою жизнь!» и т.п.;
- Изменение повседневных привычек,
несоблюдение правил личной гигиены;
- В беседах появляются темы о смерти,
самоубийстве, ребенок выбирает литературу, социальные группы смерти;
- Перемены в поведении и настроении
ребенка (собственная личность представляется ему ничтожной, испытывает безразличие
к своей судьбе и т.п.);
-Резкие перепады настроения;
- Склонность к риску, неоправданным,
опрометчивым поступкам.
Личностные
особенности ребенка склонного к суицидальному поведению:
- эмоциональная напряженность,
неустойчивость, замкнутость;
-неумение справляться со стрессовой
ситуацией;
- низкая самооценка;
- отсутствие родительского тепла;
-самообвинение.
Что
делать?
1.
Поддерживать
активное общение с ребенком (чаще спрашивать о том, как прошел день, с кем он
общается, как обстоят дела в школе и пр.)
2.
Проявлять
сочувствие, окружать теплом, заботой и вниманием. Демонстрировать ребенку, что
Вы его любите таким, какой он есть.
3.
Словом
и поступком вселять уверенность в силы и возможности ребенка (не порицать, а
поддерживать, внушать оптимизм в его действия).
4.
Осуществлять
контроль за поведением ребенка. Анализировать его отношения со сверстниками,
уделять пристальное внимание сменам привычек, его кругу общения.
Поддерживающие
факторы:
1.
Привязанность
к родным и близким;
2.
Положительное
отношение к собственной личности;
3.
Наличие
жизненных, творческих, образовательных, семейных планов;
4.
Чувство
ответственности и долга.
Если у Вас
возникают какие- либо вопросы или сомнения, Вы чувствуете тревогу и опасение по
поводу состояния Вашего ребенка, обратитесь за помощью к школьному психологу и
к другим специалистам. Не стоит
полагаться на время и на то, что когда-нибудь ситуация сама разрешиться.
Специалисты помогут найти выход из трудной для вашего ребенка ситуации.
Как помочь детям развить внутреннюю мотивацию к обучению
23.01.2025
Каждый родитель знаком с ситуацией, когда контроль за выполнением
домашних заданий становится настоящей битвой. Устали от постоянных напоминаний,
уговоров и даже угроз? Вы не одиноки. Многие родители сталкиваются с этой
проблемой, и именно поэтому важно понять, как можно изменить подход к обучению
ребенка.
### Внешняя и внутренняя мотивация: в чем разница?
Мотивация — это ключевой аспект обучения, который влияет на успехи
ребенка в школе и в жизни. Существует два основных типа мотивации:
Ø
Внешняя мотивация: Это когда ребенок выполняет
задания ради получения внешних наград — похвалы от родителей, хороших оценок
или других поощрений. Хотя такой подход может быть эффективным в краткосрочной
перспективе, он часто приводит к зависимости от внешних факторов.
Ø
Внутренняя мотивация: Это когда ребенок учится
ради самого процесса, из-за интереса к предмету или желания развиваться.
Внутренняя мотивация гораздо более устойчива и способствует глубокому пониманию
материала.
Чаще всего родителям проще использовать внешнюю мотивацию, поскольку
она дает быстрый и управляемый результат, но вместе с этим появляется ряд
проблем:
1. Дети быстро теряют
интерес к делу, а у родителей появляется необходимость повышать ставки (делать
более значимые предложения для ребенка) и проявлять жёсткий контроль. Когда все
это перестает работать, то в ход идут
2. Угрозы и наказания за
ошибки, что в перспективе приводит к страху перед неудачами и снижению
мотивации. Родители начинают
3. Сравнивать ребенка с
другими, что вызывает чувство вины и снижает самооценку, что также уменьшает
желание учиться.
###В каких случая можно использовать внешнюю мотивацию (подарки,
привилегии, деньги и так далее).
На самом деле внешняя мотивация может быть сильным помощником
родителей, тогда, когда:
• Необходимо решить задачи
с низким интересом;
• Обучить новым навыкам;
• Выполнить краткосрочные
цели;
• Поддержать дисциплину.
Нужно понимать, что чрезмерная зависимость от внешних мотиваторов
может привести к снижению внутренней мотивации, выгоранию и потере интереса к
деятельности. Это происходит из-за фрустрации потребностей в автономии и
компетентности, что делает ребенка менее вовлеченным и удовлетворенным.
### Преимущества внутренней мотивации
Развитие внутренней мотивации у ребенка имеет множество преимуществ:
1. Дает долговременные результаты. Дети, движимые внутренней
мотивацией, чаще достигают лучших результатов в учебе и жизни поскольку умеют преодолевают
трудности и не сдаются при первых неудачах.
2. Побуждает ребёнка к экспериментам и поиску нестандартных решений,
что в итоге приводит к развитию критического мышления.
3. Способствует более высокому качеству выполнения задач, так как
сосредоточена на процессе, а не только на результате.
4. Формирует у ребенка чувство ответственности за свои действия и
выборы.
5. Приносит удовлетворение от деятельности и способствует личностному
росту, повышая общее чувство счастья.
### Как развить внутреннюю мотивацию?
Чтобы помочь ребенку развить внутреннюю мотивацию, важно учитывать его
внутренние мотивы, которые могут быть:
·
Создание жестких рамок планирования, регулярный
контроль за динамикой результата;
·
Интерес (игра) – у ребенка есть возможность
решить задачу таким способом, который он выбирает сам, он может выбрать способ
самовыражения и срок реализации.
·
Оценочный мотив (похвала): стремление получать
одобрение и признание со стороны учителей, родителей и одноклассников.
·
Позиционный мотив (статус): желание занять
определенное место в социальной иерархии среди сверстников; стать лучшим (или
первым). Как правило ребенок находит для себя именно ту группу, где он может
занять лидирующую роль и будет проявлять себя именно там, получая необходимые
ему эмоции.
·
Социальный мотив (помощь): стремление к тому,
чтобы быть полезным или выполнять те действия, в которых ребенок видит пользу
для себя или своего окружения.
·
Учебный мотив: внутреннее желание учиться ради знаний
и саморазвития.
В разном возрасте у детей на первый план выходят разные мотивы.
Например, у дошкольников это игра и похвала, у подростков - позиционный мотив, стремление
к самоидентификации и самоутверждению. В более старшем возрасте – социальный и
учебный мотивы.
Чтобы перевести внешнюю мотивацию во внутренние родители и педагогам
необходимо:
- Создать пространство для
выбора позволяя ребенку выбирать время и способы выполнения заданий. Это
поможет ему чувствовать себя более вовлеченным в процесс.
- Поощрять исследование и
эксперименты, предоставляя возможность исследовать интересующие его темы
вне школьной программы. Это может быть чтение книг, участие в кружках или
онлайн-курсах.
- Проводить взаимосвязи между
увлечениями ребенка и школьной жизнью. Например, родитель замечает, что его
ребенок увлекается хоккеем и проводит много времени на льду. Он видит, что у
ребенка есть отличные качества: он хорошо работает в команде, быстро реагирует
на ситуации и стремится к победе. Чтобы помочь ребенку в учебе, родитель
объясняет, что эти навыки можно использовать и в школе. Например, командный дух
можно применить при работе над групповыми проектами, а быстрая реакция поможет
в решении задач на уроках. Родитель подчеркивает, что для достижения успеха в хоккее
нужно так же упорно трудиться, как и для учебы. Это помогает ребенку понять,
что его увлечение может стать основой для успеха в школе.
- Обсуждать цели и достижения.
Вместо того чтобы акцентировать внимание на оценках, обсуждайте с ребенком его
цели и то, как он может их достичь. Формируйте навык постановки целей через
фокус на желанном будущем, помогая ребенку разработать план по его реализации.
- Создавайте поддерживающую
атмосферу. Поддержите стремление ребенка к самовыражению и дайте ему понять,
что ошибки — это часть обучения. Замечайте успехи, спрашивайте, что ребенку
помогло их достичь, что он может улучшить в следующий раз, нужна ли ему помощь
с вашей стороны для этого.
- Делитесь с ребенком
результатами по реализации своих целей, так он будет понимать, что на пути
есть не только успехи, но и сложности, будет видеть вашу модель преодоления
препятствий, формировать свою и понимать, что вы единая команда.
Развивая внутреннюю мотивацию у детей, вы не только облегчите себе
жизнь как родителю, но и подготовите своего ребенка к успешному будущему. В
моменты, когда вам будет казаться, что все это слишком сложно, вспоминайте о
том, что вы формируете у ребенка стратегию достижения успеха, которую он может
использовать абсолютно в любой сфере жизни.
####Что может использовать педагог, чтобы повысить мотивацию к учебе у
подростков.
1.
Создать конкурентную среду: введение элементов
соревнования, таких как турниры или конкурсы, которые стимулируют стремление
учеников к лидерству и высокому статусу в классе.
2. Публично
признавать достижения: регулярно отмечать успехи учащихся перед классом или на
школьных мероприятиях, что способствует формированию положительного имиджа и
повышает их самооценку (доска почета, рейтинг учеников (желательно использовать
не оценки, а навыки, например, работа в группе, лаконичное выражение мыслей,
анализ информации, решение проблемы и так далее)
3.
Использовать групповой формат работы: поощрять
сотрудничество в командах, что позволяет ученикам занимать разные позиции,
развивая навыки лидерства и взаимопомощи.
Наша общая задача сводится к тому, чтобы использовать возрастные
потребности ребенка, видеть его сильные стороны и помогать находить способ их
использования для решения жизненных целей на пути к его желанному будущему.
Педагог-психолог
Ирина Александровна Ян
02.12.2022

02.12.22 в гимназии прошёл Родительский лекторий, посвящённый вопросам жизнестойкости и стрессоустойчивости детей.
Просмотров всего: , сегодня:
31.01.2022

С 27 февраля в Гимназии начался месячник правовой защиты.
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Перечень информационных ресурсов, содержащих нормативные правовые акты, инструктивные письма, методические рекомендации, научные статьи, рабочие программы и практики по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017

Информация для родителей (законных представителей) обучающихся о проведении социально-психологического тестирования в образовательной организации
В спектре проблем, стоящих перед российским обществом, одно из центральных мест занимает наркомания. Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства.
Одним из необходимых условий сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков является организация и проведение профилактической работы среди детей и подростков.
Проведение социально-психологического тестирования организовано во исполнение Приказа Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 19.08.2019 №145-И «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в муниципальных общеобразовательных и в государственных профессиональных образовательных организациях Свердловской области, направленного на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием единой методики»
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Информируем Вас о том, что на сайте Центра «Диалог» размещены новые материалы:
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области информирует о проведении ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в апреле-мае 2020 года серии вебинаров для родителей и подростков по вопросам развития, воспитания, образования детей, их психолого-педагогического сопровождения. Ссылка на сайт ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»:
https://fcprc.ru/news/vebinary-dlya-pedagogov-spetsialistov-roditelej-i-podrostkov/
Просмотров всего: , сегодня: