Функциональная грамотность
01.09.2025
Одно из наиболее
распространенных определений функциональной грамотности дал советский и
российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В исследовании
оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания,
умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления
исследования: читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная.
Составляющие
функциональной грамотности
1. Читательская
грамотность. Способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2.
Естественно-научная грамотность. Способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественно-научными идеями.
3. Математическая
грамотность. Способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические
рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая
грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.
5. Креативное
мышление. Способность продуктивно участвовать в
процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или
эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание
знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном
или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой
культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Электронный банк
заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция,
как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве
пользователя.
Ознакомиться с
руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий
для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Нормативные
основания регионального мониторинга функциональной грамотности
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации (ст. 2, п. 3 приобретение опыта применения знаний).
2.
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации и приказ Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219
(Методология и критерии оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся).
3.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
20.07.2021 №689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки
качества образования Свердловской области (глава 5 «Объекты РСОКО. Механизмы и
процедуры оценивания», пункт 14, подпункт 8»).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
27.04.2023 №517-Д «Об утверждении Комплекса мер по развитию в Свердловской
области направления 1.1. региональной системы оценки качества образования
«Система оценки качества подготовки обучающихся».
5.
Письмо Министерства просвещения России от 13.01.2023 N 03-49 «О направлении
методических рекомендаций».