31.10.2022
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее
распространенных определений функциональной грамотности дал советский и
российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений».
В исследовании оценивается,
главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки
для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:
читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность.
Способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными
идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или
эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и
ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с
людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных
лиц в решении глобальных проблем.
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ
к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя.
Ознакомиться с руководством пользователя
можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки
естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Нормативные основания регионального мониторинга функциональной грамотности
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (ст. 2, п. 3 приобретение опыта применения знаний).
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации и приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся).
3. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 №689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области (глава 5 «Объекты РСОКО. Механизмы и процедуры оценивания», пункт 14, подпункт 8»).
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 27.04.2023 №517-Д «Об утверждении Комплекса мер по развитию в Свердловской области направления 1.1. региональной системы оценки качества образования «Система оценки качества подготовки обучающихся».
5. Письмо Министерства просвещения России от 13.01.2023 N 03-49 «О направлении методических рекомендаций».