14.11.2022
Учитель-дефектолог Солодкова Н.Н.
Что такое дискалькулия?
«Арифметика в начальной школе может быть определена следующим
образом: комплекс нейропсихологических операций, с помощью которых ребенок в
соответствии со своим возрастом должен уметь манипулировать соотношениями
абстрактных величин либо в уме без использования символов, либо на бумаге с
использованием символов.» Чарльз Ньокиктьен
Что это за «болезнь»?
Дискалькулия – это неумение оперировать
математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических
операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило,
данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.
У нормально
развивающихся дошкольников уже
существует представление о количестве. Ребенок 1 года (раннего возраста) может
самостоятельно обучиться и опознавать предметы не более трех, он понимает
величину «большой – маленький», «больше»-«меньше». Дети 3,4 лет уже могут
определить число до 5. На этом этапе, к сожалению, не всегда понимая возрастные
нормы родители могут не заметить предпосылки развития дискалькулии.
«Проблема дискалькулии в
теоретико-практическом плане до сих пор недостаточно изучена. Для практики
дошкольного и школьного начального образования очень важным является скорейшее
выявление факторов риска, для своевременной профилактики и коррекции. Примерно
10% школьников страдают различными формами дискалькулии.
Очень часто дискалькулия
сочетается с дислексией, поскольку связана с трудностями в пространственной
организации, а также с правописанием и почерком (дисграфией)». А.А. Плотникова
Причины появления
нарушения
Ведущая роль отводится биологическому фактору: Поражение теменной доли коры
головного мозга, патологии беременности и родов, травмы головного мозга,
инфекции, опухоли и генетически обусловленных дефекты.
Дискалькулия у детей
часто возникает и из-за расстройств
мыслительной деятельности. К таковым относятся:
- нарушение
в обработке зрительной информации;
- пониженная
концентрация внимания;
- нарушение
логического мышления;
- проблемы
с усвоением и запоминанием информации.
Симптомы проблемы
Дети, страдающие
дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому
принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не
могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на
слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие
арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть,
считать «в уме».
- сложности
с различением и написанием цифр;
- неумение
определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
- нарушения
координации тонких движений;
- неспособность
определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
- сложность
восприятия понятий «меньше», «больше»;
- невозможность
решения задач без иллюстративного сопровождения;
- сложности
при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными
категориями;
- неспособность
визуального определения количества предметов, составления их в группы без
пересчёта их по одному.
Формы дискалькулии:
- Практогностическая
– неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме,
величине, количеству.
- Вербальная
– невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с
ними совершают.
- Графическая
– проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических
символов, геометрических фигур.
- Лексическая
– характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании
условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной
визуализации.
- Операциональная
– у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических
действий и решении элементарных примеров и задач.
- Арифмерия
– неспособность к обучению вычислительным операциям.
- Псевдодискалькулия
– нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не
грамотно организованного процесса обучения.
В некоторых случаях у
детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких
форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает
терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития
у ребёнка других её форм.
Существует такое
понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется
в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры
головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.
Тестовые задания для диагностики
Заподозрить появление у
ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно
предложить 5–7-летнему ребнку посчитать что-то, после чего можно увидеть, что
выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные
трудности.
Если родители видят, что
у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за
консультацией к дефектологу, логопеду, неврологу, психотерапевту. Специалист
проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит
причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.
В статье использовались материалы с сайта https://www.defectologiya.pro -
«Журнал дискалькулия у
детей и способы коррекции нарушения»
А также,
Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология»/ Теревинф 2012г.
Плотникова А. А.
«Теоретический обзор проблемы дискалькулии» Вестник ТГПИ «Гуманитарные науки
2012г
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2022
Дата обновления: 14.11.2022
Дата публикации: 14.11.2022