10.11.2022
Учитель- дефектолог
Солодкова Н.Н.
Что такое дислексия?
Как распознать дислексию, есть ли она у моего ребенка?
Если Вы, как родитель, видите, что ваш ребенок способен к общему
обучению, но возникают трудности при письме и чтении.
В таком случае, родителям следует как можно быстрее обратиться к
специалистам (неврологу, учителю-логопеду). Ребенку нужна поддержка и помощь.
Дислексия - что это за «болезнь»?
Дислексия – это генетическое расстройство приводящее к нарушению
восприятия и формирования мнестических связей (Чарльз Ньокиктьен)
Дислексией у ребёнка называют специфическое расстройство,
выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь,
характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также
с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию
прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к
ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок
начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие
оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения
гуманитарным дисциплинам.
Симптомы дислексии:
- изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и
написании слов;
- трудности в освоении правописания и принципов чтения;
- замена слов, схожих по смыслу и звучанию;
- «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает
окончания;
- трудности с распознаванием слов;
- частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;
- затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;
- низкая скорость чтения и письма;
- игнорирование знаков препинания и т.п.
Причины возникновения дислексии:
Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может
развиться дислексия у младших школьников:
1)
Нейробиологические.
Нарушение работы мозга, (теменной зоны, зоны
Брока, несогласованность межполушарных связей), которое может проявлять в
результате раннего повреждение головного мозга (асфиксия, гипоксия, отслойка
плаценты, кесарево сечение и др.)
2)
Генетические
Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у
ребёнка, является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости
насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить,
что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда
в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной
обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.
Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а
у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.
3) Социальные факторы
- непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в
силах справиться в столь юном возрасте.
- социальная дезадаптация
Отсутствие социальной адаптации, посещение детского сада, школы.
- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье
Виды дислексии с примерами:
Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как
правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют
шесть видов нарушений:
1) Мнестическая дислексия. У детей с
таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита:
школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и,
следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на
начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.
Симптомы: малыш не может в определённой
последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их
последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения
в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их
изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.
2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи,
морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии
наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на
синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у
существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид
глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением,
орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.
3) Семантическая дислексия. При таком
расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть
чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не
может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее»
чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна
начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем
предложения и текста.
4) Тактильная дислексия. Характерна
для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и
пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы
соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение
распознаванию и сопоставлению букв со звуками.
5) Оптическая дислексия. При таком
виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому
неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку
сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов,
предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.
6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые
близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры
слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и
перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового
анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового
анализа и синтеза.
Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции
этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде
дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного
мозга.
Методы коррекции дислексии
Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами.
На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и
логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к
избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где
выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с
симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.
Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не
только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут
оказать ему эмоциональную поддержку.
Рассмотрим самые известные методы
коррекции дислексии у ребёнка, которые будут полезны при
любом виде нарушения:
1. Составление рассказа по серии картинок.
2. Упражнения на развитие всех видов памяти.
3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.
4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не
видя их, используя лишь осязание.
5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели
и т.д.
6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают
звуковое восприятие.
7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.
Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше
разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков,
окончаний и т.д.
Вышеперечисленные методы коррекции используют по
всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих
упражнений.
Однако это лишь малая часть занятий, которые
необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна
разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.
В статье использовались материалы с сайта https://www.defectologiya.pro – «Журнал
дислексия, виды, причины, симптомы и профилактика.» А также материалы из книги Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая
неврология»/ Теревинф 2012г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2022
Дата обновления: 10.11.2022
Дата публикации: 10.11.2022