Программа внеурочного курса Разговоры о важном 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 120

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5-9 классов

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» является частью
содержания внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и
т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и
т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных
занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия.
В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не
означает формального следования им. При реализации содержания занятия,
которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая
часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная
и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна
возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести
вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником 16
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и
транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад
в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт –
самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для

будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и
востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями:
роботами, информационными системами, цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования
членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение
исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны.
Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести
ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство
– качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство с культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются

поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной
кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета
страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее
дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества
настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять
милосердие. Добрые дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У
России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство
как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства
на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у
себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на
помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная
власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон?
Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие
молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие
все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.

День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Информационные источники формируют общественное
мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению
профессией, возможность для творчества и самореализации. Перспективы
получения высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и
технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для
всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от
структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития
страны?
Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как
особая
сфера
бизнеса.
Значимость
технологического предпринимательства для будущего страны и её
технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при
условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.

Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9
лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к
родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к
Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны,
уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что
позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,

инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных поколений объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности
жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё

эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере
экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске

и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной 40
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому

опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия:
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и
научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение
к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и
ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации
из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку
прочитанному. Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить
сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной
эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных

технологий; развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать
об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и
характерные признаки исторических событий, явлений, процессов,
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи
исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их
взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв.;
формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к
историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие
умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,

коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё
отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, соотносить её с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями
и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и
процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-9 КЛАССЫ
№
п/п

1

2

Наименование
разделов и тем
программы

Образ будущего. Ко
Дню знаний.

Век информации. 120
лет
Информационному
агентству России
ТАСС.

Формы
внеурочной
деятельности

Количество
часов

Основное содержание

1

Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения,
позитивный образ будущего задаёт
жизни определённость и наполняет её
смыслами. Образ будущего страны –
сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от каждого
из нас уже сейчас. Образование –
фундамент будущего. Знания – это
возможность найти своё место в
обществе и быть полезным людям и
стране. Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в будущее
страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Информационное телеграфное
агентство России (ИТАР-ТАСС) – это
крупнейшее мировое агентство, одна
из самых цитируемых новостных
служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но
всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции –

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Цифровые ресурсы

быть источником 16 достоверной
информации о России для всего мира.
В век информации крайне важен
навык критического мышления.
Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать
фейки и не распространять их.

3

4

Дорогами России.

Путь зерна

1

«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая
пассажирские и транспортные
перевозки. Российские железные
дороги вносят огромный вклад в
совершенствование экономики
страны. Железнодорожный транспорт
– самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный
и круглогодичный. Развитие
транспортной сферы стратегически
важно для будущего страны, а
профессии в этих направлениях очень
перспективны и востребованы.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Российское сельское хозяйство –
ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей
которой является производство
продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности
позволяют обеспечивать пшеницей
треть всего населения планеты.
Сельское хозяйство – это отрасль,
которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными
технологиями: роботами,
информационными системами,
цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства
и т. п.).

5

День учителя.

1

Учитель – одна из важнейших в
обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение,
образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим,
оказывает влияние на развитие
образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной
деятельности школьников.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

6

7

8

Легенды о России

Что значит быть
взрослым?

Как создать крепкую
семью.

1

Любовь к Родине, патриотизм –
качества гражданина России. Знание
истории страны, историческая правда,
сохранение исторической памяти –
основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки
исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей
страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Быть взрослым – это нести
ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный
подход к жизни, умение принимать
решения и осознавать их значение,
жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества
– основа взрослого человека.
Финансовая самостоятельность и
финансовая грамотность.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Знания и
навыки для построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкая
семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

детей). Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение
к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам, забота о них.

9

10

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного единства.

Твой вклад в общее
дело.

1

Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России.
Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов
России. Путешествие по России – это
знакомство с культурой, историей и
традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране
с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Уплата налогов – это коллективная и
личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие
государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России.
Каким будет мой личный вклад в
общее дело?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

11

12

13

С заботой к себе и
окружающим.

День матери.

Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра).

1

Доброта и забота – качества
настоящего человека, способного
оказывать помощь и поддержку,
проявлять милосердие. Добрые дела
граждан России: благотворительность
и пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни
как забота о себе и об окружающих.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Мать, мама – главные в жизни
человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. У России
женское лицо, образ «Родиныматери». Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня»
– высшее звание Российской
Федерации. Материнство как особая
миссия. Роль материнства в будущем
страны. Защита материнства на
государственном уровне.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение
в военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное,
медицинское, цифровое и т. д.

14

День Героев
Отечества.

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и
трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной
жизни и здоровья спасающего других:
смелость и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти на
помощь. Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

15

Как пишут законы?

1

Для чего нужны законы? Как менялся
свод российских законов от древних
времён до наших дней.
Законодательная власть в России. От
инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов:
от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие
молодёжи в законотворческом
процессе.

16

Одна страна – одни
традиции.

1

Новогодние традиции, объединяющие
все народы России. Новый год –

любимый семейный праздник.
История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в
подготовке и встрече Нового года.
Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних
игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.

17

18

День российской
печати.

День студента.

1

Праздник посвящён работникам
печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского
дела, история праздника.
Информационные источники
формируют общественное мнение.
Профессиональная этика журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный труд
людей многих профессий. Зачем
нужны школьные газеты? Школьные
средства массовой информации.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День российского студенчества:
история праздника и его традиции.
История основания Московского
государственного университета имени
М.В. Ломоносова. Студенческие годы
– это путь к овладению профессией,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

возможность для творчества и
самореализации. Перспективы
получения высшего образования. Как
сделать выбор? Студенчество и
технологический прорыв.

19

20

БРИКС (тема о
международных
отношениях).

Бизнес и
технологическое
предпринимательство.

1

Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ
многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества.
Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Экономика: от структуры хозяйства к
управленческим решениям. Что
сегодня делается для успешного
развития экономики России?
Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит
работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование
цифровой экономики для развития
страны? Механизмы цифровой
экономики. Технологическое
предпринимательство как особая

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.

21

22

Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия.

Что значит служить
Отечеству? 280 лет со
дня рождения Ф.
Ушакова.

1

Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность
производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ
помогает только при условии, если
сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением.
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День защитника Отечества:
исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня.
Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

23

24

Арктика – территория
развития.

Международный
женский день.

25

Массовый спорт в
России.

26

День воссоединения
Крыма и Севастополя
с Россией. 100-летие
Артека.

1

Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России
важно осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские
исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли.
Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство
с проектами развития Арктики.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Международный женский день –
праздник благодарности и любви к
женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины
в истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие
Россию.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации,
будущие поколения страны. Здоровый
образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть
жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в
России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя
с Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.

27

Служение
творчеством. Зачем
людям искусство? 185
лет со дня рождения
П.И. Чайковского.

28

Моя малая Родина
(региональный и
местный компонент).

29

Герои космической
отрасли.

1

Искусство – это способ общения и
диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни
человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием,
страна великих композиторов,
писателей, художников, признанных
во всём мире. Произведения П.И.
Чайковского, служение своей стране
творчеством.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Россия – великая и уникальная страна,
каждый из её регионов прекрасен и
неповторим своими природными,
экономическими и другими
ресурсами. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой и
беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного
труда большого коллектива учёных,
рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины
в освоении космического
пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят
сложные научные эксперименты, что
позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых
технологий.

30

31

Гражданская авиация
России.

Медицина России.

1

Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать
изменила жизнь человека.
Легендарная история развития
российской гражданской авиации.
Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей первых
российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Охрана здоровья граждан России –
приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и
больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

области медицины. Профессия врача
играет ключевую роль в поддержании
и улучшении здоровья людей и их
уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики.
Преемственность поколений и
профессия человека: семейные
династии врачей России.

32

33

Что такое успех? (ко
Дню труда).

80-летие Победы в
Великой
Отечественной войне.

1

Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен
иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути
их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от
поколения к поколению.
Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы
Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить
память всех людей, перенёсших

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого,
которые нельзя забывать.

34

35

Жизнь в Движении.

Ценности, которые
нас объединяют.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные
организации разных поколений
объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники
детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя
частью большого коллектива. Участие
в общественном движении детей и
молодежи, знакомство с различными
проектами.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека
и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех
граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».