МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 40730411) учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 8 классов Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования". 4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 120. 5. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Цель курса – повышение функциональной читательской грамотности учащихся 8 класса. Задачи курса: 1) развить умение читать, понимать и усваивать нужную информацию прочитанного; 2) повысить скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного; 3) сформировать умения находить, извлекать и использовать полученную из текста информацию. Планируемые результаты Личностные: - осознание эстетической ценности русского языка; - уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; - потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию - приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому (Стратегия, п.4.1.); - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы (Стратегия, п.4.4.); - развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий (Стратегия, 6.3.); Метапредметные: - речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) - навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения) - владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения) Предметные результаты: - освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация) - знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения) - уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения - знание основных особенностей фонетической, лексической грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным системы и - знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний - умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей; - чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/ п 1 2 3 4 Название раздела Кол-во часов Вид деятельности Определение основной темы и идеи в произведении. Учебный текст как источник информации. 3 Анализируют текст: определяют тему, основную мысль, способы и средства связи предложений, расширяют круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для речи фольклорных произведений, спецификой их тематики, отбора языкового материала. Анализируют драматические произведения. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. 2 Сопоставляют содержания текстов официально-делового стиля; анализируют текст Работа с текстом: как применятьинформацию из текста в изменённой ситуации? 2 Сопоставляют содержания текстов официально-делового стиля; анализируют текст. Поиск ошибок в предложенном тексте. 2 Редактировать текст Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,правила, уставы, законы) Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом. 2 Интерпретируют текст; оценивают текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям; редактируют написанное, соблюдают нормы русского языка; классифицируют ошибки. 2 Учатся искать разные виды ошибок в тексте. 5 Шаг за пределы текста: пробуем действовать. Смысл жизни (я и моя жизнь) 1 Сравнивают и противопоставляют заключённую в тексте информацию разного характера. Знакомятся с основными способами создания текстовописаний, носящих разное функциональное назначение. Сопоставляют и создают тексты-описания разного функционального назначения. 6 Шаг за пределы текста: пробуем действовать. Человек и книга. 1 Получают знания о разных типах заданий на грамотность; выполняют позиционные задания. 7 Шаг за пределы текста: пробуем действовать. Познание. 1 Работают с сплошным текстом; преобразовывают сплошные тексты в несплошные, переходят от одного представления данных к другому. 8 Проведение рубежной аттестации 1 Анализируют ошибки; классифицируют ошибки, работают над ними; обобщают, систематизируют, сопоставляют ошибки, допущенные в контрольных работах. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА Кол-во часов Теория Практика 1. Определение основной темы и идеи в произведении. Учебный текст как источник информации. 3 1 2 2. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. 3. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? 2 1 1 2 1 1 4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 5. Поиск ошибок в предложенном тексте. 7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,договоры (рубежная аттестация). 2 1 1 2 2 1 1 1 1 № Тема занятия 8 9 Шаг за пределы текста: пробуем действовать. Проведение рубежной аттестации. Итого 3 3 1 17, в том числе: 1 6 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 8 КЛАСС (17 часов) № п/п Кол-во часов Тема урока Дата план Дата факт Основные виды деятельности обучающихся Основные направления воспитательной деятельности 1 четверть 1 1 2 1 3-4 2 сентябрь Определение основной темы и идеи в произведении. Учебный текст как источникинформации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового сентябрь стиля. Деловые ситуации в текстах.Ролевая игра. Типы текстов: текст-инструкция сентябрь (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Работа с текстом: как применять октябрь информацию из текста в изменённой ситуации? Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию 7-8 Поиск ошибок в предложенном октябрь 2 тексте. Итого за 1 четверть: 8 ч 5-6 2 Работают с текстовой информацией, определяют тему, идею 4.1. 4.4. Используют содержание текстов для достижения собственных целей; для развития своих знаний и умений. Извлекают соответствующие фрагменты текста, устанавливают связи между ними и учатся их интерпретировать. Используют содержание текстов для достижениясобственных целей; для развития своих знаний и умений. 4.1. 4.4. Работают с текстом. Учатся искать разные виды ошибок в тексте. 4.1. 4.4. 4.1. 4.4. 9 1 Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 10-11 2 Применение информации из текста при решении учебнопознавательных задач ноябрь ноябрь 12-13 2 Работа с несплошным текстом: декабрь формы, анкеты, договоры Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию 14-16 3 Шаг за пределы текста: пробуем декабрь действовать. 17 1 Проведение рубежной аттестации. Итого за 2 четверть: Работают с текстом. Получают знания о разных типах заданий на грамотность; выполняют позиционные задания. Работают с текстом. Получают знания о разных типах заданий на грамотность; выполняют позиционные задания. Извлекают соответствующие фрагменты текста, устанавливают связи между ними и учатся их интерпретировать. Используют содержание текстов для достижения собственных целей; для развития своих знаний и умений. Получают знания о разных типах заданий на грамотность; выполняют позиционные задания. Анализируют работу, обсуждают затруднения при выполнении итоговой работы. декабрь 9ч Итого за год: 17ч 6.3. 6.3. 4.1. 4.4. 4.1. 4.4. 6.3.