РП коррекционно-развивающего курса Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ТНР (1-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса «Коррекция устной
и письменной речи у обучающихся с ОВЗ»
АООП НОО обучающихся с ТНР
(вариант 5.1, 5.2 II отделение)»
1-4 классы

Екатеринбург
2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу
коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023).
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.02.2015 N35847).
 Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О
введении ФГОС ОВЗ".
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015
г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" с изменениями и дополнениями от 27 октября 2020 г.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
 Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ гимназия
№120.
 Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
гимназия №120;
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ТНР (вариант 5.1, 5.2 II отделение)» составлена в соответствии с задачами
коррекционно-педагогической работы, предусматривающей развитие взаимосвязанных
форм и функций речи. Рассчитана для обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушением
речи, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы
начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий

обучения с учетом особых образовательных потребностей: для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1 и вариант 5.2 II отделение.).
Целью данной программы коррекционной работы в соответствии с требованиями
ФГОС НОО выступает развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся,
предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения обучающихся обучающиеся с
ТНР.
Коррекционный курс направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих
реализацию

личностно-ориентированного,

когнитивно-коммуникативного,

деятельностного подходов:
 Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи:
оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос,
артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие.
 Обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского
языка.
 Сформировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию,
интонационную выразительность, логическое ударение).
 Развить функции фонематической системы (включающие процессы звукового анализа,
синтеза, восприятия и представления).
 Способствовать компенсации нарушений звукослоговой структуры слова.
 Сформировать, развить и обогатить лексико-грамматический строй речи (уточнить
значения слов, способствовать овладению продуктивными и непродуктивными
способами словоизменения и словообразования, связи слов в предложении, моделями
различных синтаксических конструкций предложений).
 Развить коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать
собственное связное высказывание, самостоятельно определять и адекватно
использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и
задачами коммуникации.
 Способствовать компенсации нарушения чтения и письма.
Место учебного курса в учебном плане
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и
подгрупповых логопедических занятиях, проводимых на базе МАОУ гимназия №120, в
объеме не менее 2 часов в неделю.
Класс

Количество

Количество

Количество

учебных

индивидуальных

подгрупповых

недель в году

логопедических

логопедических занятий

занятий
1 класс

33

33 ч (1 ч в неделю по 33 ч (1 ч в неделю по 40
30 минут)

минут)

2 класс

34ч (1 ч в неделю по 34 ч (1 ч в неделю по 40

34

30 минут)
3 класс

34ч (1 ч в неделю по 34 ч (1 ч в неделю по 40

34

30 минут)
4 класс

минут)
минут)

34ч (1 ч в неделю по 34 ч (1 ч в неделю по 40

34

30 минут)

минут)

Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
Универсальные

У выпускника будут

учебные действия

сформированы

Самоопределение

Выпускник получит
возможность для
формирования

- основы гражданской

- компетентности в реализации

идентичности, своей этнической

основ гражданской

принадлежности в форме

идентичности в поступках и

осознания «Я» как члена семьи,

деятельности;

представителя народа,

- адекватного понимания причин

гражданина России, чувства

успешности/

сопричастности и гордости за

неуспешности учебной

свою Родину, народ и историю,

деятельности;

осознание ответственности

- осознанных устойчивых

человека за общее благополучие;

эстетических предпочтений

- способность к самооценке на

и ориентации на искусство как

основе критериев успешности

значимую сферу человеческой

учебной деятельности;

жизни

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой
Смыслообразование

- внутренняя позиция школьника

- внутренней позиции

на уровне положительного

обучающегося на уровне

отношения к школе, ориентации

положительного отношения к

на содержательные моменты

образовательному учреждению,

школьной действительности и

понимания необходимости

принятия образца «хорошего

учения, выраженного в

ученика»;

преобладании учебно-

- широкая мотивационная основа

познавательных мотивов и

учебной деятельности,

предпочтении социального

включающая социальные,

способа оценки знаний;

учебно-познавательные и

- выраженной устойчивой

внешние мотивы;

учебно-познавательной

- ориентация на понимание

мотивации учения;

причин успеха в учебной

- устойчивого учебно-

деятельности, в том числе на

познавательного интереса к

самоанализ и самоконтроль

новым общим способам решения

результата, на анализ

задач;

соответствия результатов

- положительной адекватной

требованиям конкретной задачи,

дифференцированной

на понимание предложений и

самооценки на основе критерия

оценок учителей, товарищей,

успешности реализации

родителей и других людей;

социальной роли «хорошего

- учебно-познавательный интерес ученика»
к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи
Нравственно-

- ориентация в нравственном

- морального сознания на

этическое

содержании и смысле как

конвенциональном уровне,

оценивание

собственных поступков, так и

способности к решению

поступков окружающих людей;

моральных дилемм на основе

- знание основных моральных

учета позиций партнеров в

норм и ориентация на их

общении, ориентации на их

выполнение, дифференциация

мотивы и чувства, устойчивое

моральных и конвенциональных

следование в поведении

норм, развитие морального

моральным нормам и этическим

сознания как переходного от

требованиям;

доконвенционального к
конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств —

- установки на здоровый образ

стыда, вины, совести как

жизни и реализации ее в

регуляторов морального

реальном поведении и поступках;

поведения;

- эмпатии как осознанного

- эмпатия как понимание чувств

понимания чувств других людей и

других людей и сопереживание

сопереживания им,

им

выражающихся в поступках,
направленных на помощь и
обеспечение благополучия

Метапредметные результаты
Вид УУД/
составляющие

Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться

Регулятивные
Целеполагание

Планирование

-принимать и сохранять

- в сотрудничестве с учителем

учебную задачу;

ставить новые учебные

- учитывать выделенные

задачи;

учителем ориентиры действия в

- преобразовывать

новом учебном материале в

практическую задачу в

сотрудничестве с учителем

познавательную

- учитывать выделенные

- самостоятельно учитывать

учителем ориентиры действия в

выделенные учителем

новом учебном материале в

ориентиры действия в новом

сотрудничестве с учителем;

учебном материале

- планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане;
- учитывать установленные
правила в планировании и
контроле способа решения

Прогнозирование

- осуществлять
предвосхищающий
контроль по результату и по
способу действия

Учебные действия

- выполнять учебные действия в - проявлять познавательную
материализованной,

инициативу в учебном

громкоречевой и умственной

сотрудничестве

форме
Контроль

- учитывать установленные

- осуществлять

правила в контроле способа

констатирующий и

решения;

предвосхищающий

- осуществлять итоговый и

контроль по результату и по

пошаговый контроль по

способу действия, актуальный

результату (в случае работы в

контроль на уровне

интерактивной среде

произвольного внимания

пользоваться реакцией среды
решения задачи);
- различать способ и результат
действия
Коррекция

- вносить необходимые

- вносить необходимые

коррективы в действие после

коррективы

его

в исполнение как по ходу его

завершения на основе его

реализации, так и в конце

оценки и учета характера

действия

сделанных ошибок,
использовать предложения и
оценки для создания нового,
более совершенного результата,
использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме
хода и результатов решения
задачи, собственной звучащей
речи на русском и иностранном
языках

Оценка

- адекватно воспринимать

- самостоятельно адекватно

предложения и оценку

оценивать правильность

учителей, товарищей,

выполнения действия и

родителей и других людей;

вносить необходимые

- оценивать правильность

коррективы

выполнения действия на уровне

в исполнение как по ходу его

адекватной ретроспективной

реализации, так и в конце

оценки соответствия

действия

результатов требованиям
данной задачи и задачной
области
Саморегуляция

- использовать речь для

- адекватно использовать речь

регуляции своего действия

для планирования и регуляции
своей деятельности

Коммуникативные
- инициативное

- допускать возможность

- учитывать разные мнения и

сотрудничество и

существования у людей

интересы и обосновывать

взаимодействие

различных точек зрения, в том

собственную позицию;

числе не совпадающих с его

- задавать вопросы,

собственной, и

необходимые для организации

ориентироваться на позицию

собственной деятельности и

партнера в общении и

сотрудничества с партнером;

взаимодействии;

- адекватно использовать

- учитывать разные мнения и

речевые средства для

стремиться к координации

эффективного решения

различных позиций в

разнообразных

сотрудничестве;

коммуникативных задач

- формулировать собственное
мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать
речевые средства для решения
различных коммуникативных
задач;

- строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи
Управление

- допускать возможность

- учитывать и координировать

коммуникацией

существования у людей

в сотрудничестве позиции

различных точек зрения, в том

других людей, отличные от

числе не совпадающих с его

собственной;

собственной, и

- учитывать разные мнения и

ориентироваться на позицию

интересы и обосновывать

партнера в общении и

собственную позицию;

взаимодействии;

- понимать относительность

- учитывать разные мнения и

мнений и подходов к решению

стремиться к координации

проблемы;

различных позиций в

- аргументировать свою

сотрудничестве;

позицию и координировать ее

- формулировать собственное

с позициями партнеров в

мнение и позицию;

сотрудничестве при

- договариваться и приходить к

выработке

общему решению в совместной

общего решения в совместной

деятельности, в том числе в

деятельности;

ситуации столкновения

- продуктивно содействовать

интересов;

разрешению конфликтов

- строить понятные для

на основе учета интересов и

партнера высказывания,

позиций всех участников;

учитывающие, что партнер

- с учетом целей коммуникации

знает и видит, а что нет;

достаточно точно,

- контролировать действия

последовательно и полно

партнера;

передавать партнеру

- использовать речь для

необходимую информацию как

регуляции своего действия

ориентир для построения
действия;
- осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

- адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности
Познавательные
Общеучебные

- осуществлять запись

- записывать, фиксировать

(фиксацию) выборочной

информацию об окружающем

информации об окружающем

мире с помощью

мире и о себе самом, в том

инструментов ИКТ;

числе с помощью инструментов

- осознанно и произвольно

ИКТ;

строить сообщения в устной

- строить сообщения в устной и

и письменной форме;

письменной форме;

- осуществлять выбор

- ориентироваться на

наиболее эффективных

разнообразие способов решения способов
задач;

решения задач в зависимости

- основам смыслового

от конкретных условий;

восприятия художественных и

- произвольно и осознанно

познавательных текстов,

владеть общими приемами

выделять существенную

решения задач

информацию из сообщений
разных видов (в первую
очередь текстов);
- владеть рядом общих
приёмов решения задач
Логические

- осуществлять анализ объектов

- осуществлять синтез как

с выделением существенных и

составление целого из частей,

несущественных признаков;

самостоятельно достраивая и

- осуществлять синтез как

восполняя недостающие

составление целого из частей;

компоненты;

- проводить сравнение,

- осуществлять сравнение,

сериацию и классификацию по

сериацию и классификацию,

заданным критериям;

самостоятельно выбирая

- устанавливать причинно-

основания и критерии для

следственные связи в

указанных логических

изучаемом круге явлений;

операций;

- строить рассуждения в форме

- строить логическое

связи простых суждений об

рассуждение, включающее

объекте, его строении,

установление причинно-

свойствах и связях;

следственных связей

- обобщать, т. е. осуществлять
генерализацию и выведение
общности для целого ряда или
класса единичных объектов на
основе выделения сущностной
связи;
- осуществлять подведение под
понятие на основе
распознавания объектов,
выделения существенных
признаков и их
синтеза;
- устанавливать аналогии
Знаково-

- использовать знаково-

- создавать и преобразовывать

символические

символические средства, в том

модели и схемы для решения

числе модели (включая

задач

виртуальные) и схемы (включая
концептуальные) для решения
задач
Информационные

- осуществлять поиск

- осуществлять расширенный

необходимой информации для

поиск информации с

выполнения учебных заданий с

использованием ресурсов

использованием учебной

библиотек и Интернета

литературы, энциклопедий,
справочников (включая
электронные, цифровые), в
открытом информационном
пространстве, в том числе
контролируемом пространстве
Интернета
Предметные результаты

Планируемые результаты освоения курса

Задача реализации
курса
1. Развитие

Выпускник получит

Выпускник научится

возможность научиться

 регулировать плавный

 воспроизводить

психофизиологических

продолжительный выдох при

интонационно верно, с

механизмов, лежащих

произнесении предложений и

соблюдением пауз и

в основе устной речи:

текстов;

логических ударений

а) оптимального для  регулировать оптимальную

предложения и тексты;

речи типа

 демонстрировать

физиологического
дыхания, речевого

силу голоса;
 называть основные органы

сформированные
произносительные навыки

артикуляционного аппарата;

дыхания,

 четко и правильно выполнять

б) голоса,

артикуляциионные движения

адекватную интонацию,

в) артикуляторной

в соответствии с речевой

соблюдение ритма) на

моторики,

инструкцией;

материале стихотворений и

г) чувства ритма

(четкое произношение,

 удерживать артикуляционную

связных текстов

позу и переключаться на
другую
 воспроизводить несложный
ритм
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы
 различать на слух слова с

а) смыслоразличительная функция

близкими по
артикуляционным и
акустическим признакам
фонемами

б) слухопроизноси-



тельная

на слух слоговой ряд из 2

твердые/мягкие,

дифференциация

слогов

звонкие/глухие,

фонем

повторять воспринятый дифференцировать

свистящие/шипящие
согласные;
 повторять воспринятый на
слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический

 выделять и сравнивать

анализ и синтез

 определять

языковые единицы (звук,

последовательность,

буква, слово);

количество, место звука в

 давать характеристику звукам

словах сложной
звукослоговой структуры;

русского языка:

дифференцировать гласные и  осуществлять перенос
согласные звуки, ударные и

ударения с одного слога на

безударные гласные,

другой при образовании

твердые/мягкие,

грамматических форм;

звонкие/глухие согласные;

 составлять схему

 определять

четырехсложного

последовательность,

слова со стечением

количество, место звука в

согласных;

словах простой

 синтезу слов из 5-6 слогов, 6-

звукослоговой структуры;

7 звуков

 выделять ударные слоги и
ударные гласные в словах из
4-5 слогов, сравнивать две
формы одного и того же слова
с различным ударением;
 составлять схему дву- и
трехсложного слова
 синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5
звуков
3. Обучение



нормативному

гласные и «простые»

шипящие, аффрикаты,

(компенсированному)

согласные (заднеязычные,

сонорные звуки в прямых,

произношению всех

переднеязычные, губные)

обратных, закрытых слогах и

звуков русского языка

звуки

слогах со стечением

с учетом системной
связи между фонемами
русского языка, их
артикуляторной и
акустической

правильно произносить произносить свистящие,

согласных

характеристики,
характера дефекта
(параллельно с
развитием операций
языкового анализа и
синтеза на уровне
предложения и слова)
4. Коррекция

 воспроизводить слоговые

 воспроизводить слоговые

нарушений

ряды (из 3 слогов) с

ряды (из 4-5 слогов) с

звукослоговой

меняющимся ударением,

меняющимся ударением с

 воспроизводить серии слогов

оппозиционными звуками;

структуры слова

со стечением согласных (шва- воспроизводить серии слогов
ста-зва)
 самостоятельному
употреблению слов сложной
звукослоговой структуры

со стечением согласных и
оппозиционными свуками
(шос-шус-шас, рал-лар-рал);
 четко и правильно

(сковородка, скворечники,

произносить звуки в

представление)

многосложных словах с
закрытыми слогами,
стечением согласных и
наличием оппозиционных
звуков (кораблекрушение,
мороженщица,
подтверждение)

5. Формирование

 воспроизводить простой

 научится воспроизводить

просодических

стихотворный текст в

сложный ритмический

компонентов речи:

заданном темпе;

рисунок (// - // - / - ///) и

а) темпа



воспроизводить простые

составлять простой, выделяя

б) ритма,

ритмы ( // - // ) ( / - ///);

сильную долю (используя

в) паузации,

 использовать паузу для

знакомое стихотворение);

г) интонации

ритмической организации

 использовать паузу для

д) логического

речи;

ударения

 различать на слух типы
предложений

интонационной организации
речи;

 воспроизводить

(вопросительные,
побудительные,

предложения и тексты

повествовательные)

плавно, эмоционально
выразительно;
 интонационно верно, с
соблюдением пауз и
логических ударений
воспроизводить
предложения и тексты;

6. Профилактика

 различать зрительные

 обозначать мягкость

нарушений чтения и

образы букв и графически

согласных звуков с помощью

письма

правильно воспроизводить

Ь, букв и, е, ё, ю, я;

их;

 сравнивать звуковой и

 дифференцировать

буквенный состав слова

графически сходные
рукописные буквы: строчные
и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с,
э-е, э-с и др.; заглавные Г-ПТ, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.;
 делить слова на слоги для
переноса
Содержание учебного курса
Звукопроизношение
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие
орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение
артикуляции

звуков

(постановку

звуков)

и

слоговые

упражнения.

Эти

виды

предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с
артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е.
дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки
звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в
коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в
привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя
категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и
воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических
признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Просодика
Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его
ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на
определённые речевые отрезки.
Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с
учетом пауз между речевыми отрезками.
Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику
(повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое
ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой
произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску,
отражающую эмоциональные оттенки)
Фонематические процессы
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу,
середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков
в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной
последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить
запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки
слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением
согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления
предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса
словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в
активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование
доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря
обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и
признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой
основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширение понимания значения простых предлогов и обучение

их правильному

использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и
определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых
числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения:
окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном
падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов
настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе
использование

в

экспрессивной

речи

существительных

и

прилагательных

с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование
Совершенствование

умения
навыка

пользоваться
согласования

несклоняемыми
прилагательных

существительными.
и

числительных

с

существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые
и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия,
распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать
вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказаописания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о
содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом
или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых
сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ТНР (вариант 5.1, 5,2 II отделение)»
1 КЛАСС (66 часов)
№
урока
1

2

Название
раздела
программы

Тема урока

Обследование
речи
обучающихся
Развитие
лексической
стороны речи

Звуко-слоговой
состав слова и

Колво чч
4

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Овощи».
Уточнение артикуляции звука “А”. Буква А

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Фрукты».

1

Уточнение артикуляции звука “О”, буква О.

Дата

профилактика
нарушений
письма и чтения

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Лес.
Ягоды. Грибы».

1

Уточнение артикуляции звука “И”, буква И.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Деревья».

1

Уточнение артикуляции звука “Ы”, буква Ы.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень».

1

Уточнение артикуляции звука “У”. Буква У.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Перелетные птицы».

2

Уточнение артикуляции звуков “Н” и “Н’.
Буква Н.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Одежда.
Головные уборы».

2

Уточнение артикуляции звуков “С” и “С’”.
Буква С.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Обувь».
Уточнение артикуляции звуков “К” и “К’”.
Буква К.
Обобщение пройденного.
Итого за I четверть

2

2
17

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Мебель».

2

Уточнение артикуляции Звуков “Т” и “Т’.
Буква Т
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Электроприборы».

2

Уточнение артикуляции звуков “Л” и “Л”.
Буква Л.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Зима и ее
признаки. Зимние забавы».

2

Уточнение артикуляции звуков “Р” и “Р ’”.
Буква Р.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Зимующие птицы».

2

Уточнение артикуляции звуков “В” и “В ’”.
Буква В
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Продукты питания».

2

Буква Е. Уточнение артикуляции звуков «Э»,
«ЙЭ».
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Новый
год».

2

Уточнение артикуляции звуков “П” и “П ’”.
Буква П.
Обобщение пройденного.
Итого за II четверть

2
14

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Домашние животные и птицы».

2

Уточнение артикуляции звуков “М” и “М ’”.
Буква М.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Дикие
животные в лесу”.

2

Уточнение артикуляции звуков “Д” и “Д ’”.
Буква Д.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Виды
транспорта».

2

Уточнение артикуляции звуков “З” и “З ’”.
Буква З.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Путешествие в северную страну. Животные
Севера».

2

Уточнение артикуляции звуков “Б” и “Б ’”.
Буква Б.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Путешествие в южные страны. Животные и
птицы южных стран».

2

Буква “Я”. Уточнение артикуляции звуков
«А», «ЙА».
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Строительство дома: инструменты и
материалы».

2

Уточнение артикуляции звуков «Т» и «Т ’».
Буква Т
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «День
защитника Отечества».

1

Уточнение артикуляции звука “Ч”. Буква Ч.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Мой дом. Моя улица».

1

Буква Ь.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Весна. Ее
признаки».

1

Уточнение артикуляции звуков “Ш”. Буква
Ш.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Международный женский день.».

1

Уточнение артикуляции звука “Ж”, буква Ж.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Живая
природа весной».

1

Буква Ё. Уточнение артикуляции звуков «О»,
«ЙО».
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Моя
семья»

1

Уточнение артикуляции звука “Й”. Буква Й.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Моя
Родина – Россия».

1

Буква Ю. Утонение артикуляции звуков «У»,
«ЙУ».
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Моя
малая Родина»

2

Уточнение артикуляции звуков “Х” и “Х ’”.
Буква Х.
Обобщение пройденного.
Итого за III четверть

1
22

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Профессии»

1

Уточнение артикуляции звука “Э”, буква Э.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме
«Профессии»

1

Уточнение артикуляции звука Щ. Буква Щ.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Космос.
Планеты и звезды».

1

Уточнение артикуляции звука “Ц”, буква Ц.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Скоро
лето. Насекомые».

2

Уточнение артикуляции звуков “Ф” и “Ф ’”.
Буква Ф.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Скоро
лето: садовые и полевые цветы».

1

Буква Ь. Буква Ъ.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Летний
отдых людей”.
Буква Ь. Буква Ъ.

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме “День
Победы”.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

13

ИТОГО ЗА ГОД

66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ТНР (вариант 5.1, 5.2 II отделение)»
2 КЛАСС (68 часов)
№
урока

Название
раздела
программы

1

Обследование
речи
обучающихся

2

Звуко-слоговой
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения

Тема урока

Колво чч
4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

4

Дифференциация гласных букв и звуков в
словосочетаниях, словах, предложениях и тексте.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие

4

Дата

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)
Буквы Б – П.

1

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)
Буквы Д - Т

1

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)
Буквы В - Ф

1

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)
Буквы Г - К

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
.

17
Деление слов на слоги. Ударение.

2

Слово (лексическое значение)

1

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

Звуки согласные звонкие и глухие (парные)
Буквы З - С

1

Звуки согласные звонкие и глухие (непарные)
Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под
диктовку

2

Дифференциация согласных Букв Б - Д

1

Дифференциация согласных Букв Б - В

1

Дифференциация согласных Букв П - Т

1

Дифференциация согласных Букв М - Л

1

Дифференциация согласных Ж-Х

1

Обобщение пройденного.

2

Итого за II четверть
Развитие речи и
речемыслительн
ой деятельности
по лексическим
темам.
Звуки и буквы.

14
Предложение

1

Текст

1

Дифференциация согласных Р - Л

1

Дифференциация Ц-Т

1

Дифференциация Ц-Ч

1

Звуки согласные твердые (непарные). Буквы
Ж, Ш, Ц.

1

Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку

1

Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч,
Щ, Й.

1

Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку.

1

Дифференциация Ц - С

1

Дифференциация Ш - С

1

Дифференциация Ж-З

1

Дифференциация Ш-Ч

1

Дифференциация Ч-Т‘

1

Дифференциация Ч-Щ

1

Дифференциация Ч-Ц

1

Дифференциация Щ-Ш

1

Дифференциация Ц-Й

1

Звуки согласные твердые и мягкие (1 -й
способ смягчения). Обозначение на письме
мягкость согласного звука с помощью буквы
гласных второго ряда

2

Обобщение пройденного.

3

Итого за III четверть

23

Звуки согласные твердые и мягкие (1 -й
способ смягчения). Обозначение на письме
мягкость согласного звука с помощью буквы
гласных второго ряда

2

Звуки согласные твердые и мягкие (2 -й
способ обозначения мягкости согласных)

3

Буква Ь: разделение согласного и гласного
звуков

1

Дифференциация действий буквы Ь:
обозначение на письме мягкости согласного и
разделение согласного и гласного

2

Обобщение пройденного

2

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ТНР (вариант 5.1, 5.2 II отделение)»
3 КЛАСС (68 часов)
№
урока
1

2

Название
раздела
программы

Тема урока

Обследование
речи
обучающихся
Восполнение
пробелов в

Колво чч
4

Предложение. Виды предложений по цели
высказывания и интонации.

2

Дата

развитии
лексикограмматических
средств языка и
дальнейшее их
совершенствован
ие

Простые предложения. Распространённые и
нераспространённые.

2

Родственные слова. Однокоренные слова.

2

Антонимы. Дифференциация гласных букв и

1

звуков в словосочетаниях, словах, предложениях
и тексте.

Синонимы. Дифференциация гласных букв и

1

звуков в словосочетаниях, словах, предложениях
и тексте.

Омонимы. Дифференциация гласных букв и

1

звуков в словосочетаниях, словах, предложениях
и тексте.

Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.
Звуки Б-Б’, П-П’

1

Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.
Звуки В-В’, Ф-Ф'.

1

Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.
Звуки Д-Д’, Т-Т'

1

Обобщение пройденного

1

Итого за I четверть

17
Образование слов с помощью суффиксов

1

Образование слов с помощью суффиксов.
Звуки З-З’, С-С.

1

Образование слов с помощью приставок

1

Образование слов с помощью приставок.
Звуки Ж – Ш.

1

Изменение слов с помощью окончаний

2

Разбор слова по составу

4

Однозначные и многозначные слова

2

Обобщение пройденного

2

Итого за II четверть

14
Правописание приставок

2

Правописание предлогов

2

Правописание суффиксов

2

Правописание окончаний

2

Дифференциация предлогов и приставок

2

Имя существительное

4

Изменение имен существительных по падежам.

4

Имя прилагательное

4

Обобщение пройденного

1

Итого за III четверть

23
Глагол

4

Местоимение

4

Однородные члены предложения

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ТНР (вариант 5.1, 5.2 II отделение)»
4 КЛАСС (68 часов)
№
урока
1

2

Название
раздела
программы

Тема урока

Обследование
речи
обучающихся

Колво чч
4

Разбор слова по составу

3

Дата

Восполнение
пробелов в
развитии
лексикограмматических
средств языка и
дальнейшее их
совершенствован
ие

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и
синтеза слов.
Фонематический разбор слова.

1

Морфологический разбор.

3

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

2

Обобщение пройденного

2

Итого за I четверть

2

17
Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.

1

Дифференциация гласных букв и звуков в
словосочетаниях, словах, предложениях и тексте.

Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.

1

Дифференциация гласных букв и звуков в
словосочетаниях, словах, предложениях и тексте.

Однородные члены предложения.

1

Однородные члены предложения. Звуки Б-Б’,
П-П’

1

Синтаксический разбор предложения

1

Синтаксический разбор предложения .Звуки
В-В’, Ф-Ф'

1

Синтаксический разбор предложения .Звуки
Д-Д’, Т-Т'.

1

Синтаксический разбор предложения. Звуки ЗЗ’, С-С'.

1

Текст. Виды текстов.

4

Обобщение пройденного.

2

Итого за II четверть

14
Имя существительное как часть речи.

2

Имя существительное как часть речи. Звуки Ж
-Ш
Имя существительное как часть речи.

1

Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных.

3

Имя прилагательное как часть речи

2

1

Имя прилагательное как часть речи
Орфограммы в окончаниях имён

3

прилагательных
Местоимение как часть речи

3

Синтаксический разбор предложения.

2

Согласование. Подлежащее и сказуемое.
Прилагательное и существительное.

1

Предложения
конструкции.

1

сложной

синтаксической

Обобщение пройденного.
Итого за III четверть

2
23

Глагол как часть речи

2

Правописание не с глаголами

1

Начальная форма глагола. Личные формы
глагола

1

Спряжение глаголов.

2

Наречие

2

Имя числительное

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».