РП Развиваем познавательные процессы (1-4 классы), ЗПР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса
«Развитие эмоционально – волевой сферы»
1-4 классы

г. Екатеринбург
2024 г.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки
детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер, способствует поиску
эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебноигровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Корекционно – развивающий курс «Развитие познавательных процессов у
обучающихся с ОВЗ» разработана на основе следующих нормативных
документов:
 ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»;
 Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09–
1672 «О направлении методических рекомендаций»;
 Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ гимназии №120 (ООП НОО).
 Адаптированная

образовательная

программа

начального

общего

образования МАОУ гимназия №120 на 2024-2025 учебный год;
На изучение курса «Развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ»
для обучающихся 1-4 классов отводится 2 часа в неделю, по годовому
календарному графику за год - 68 ч.
Цель:
Формирование у учащихся психологических когнитивно – личностных
структур путем усвоения обобщенных представлений о содержании, организации
и

принципах

осуществления

различных

познавательных

действий

и

соответствующих когнитивных умений.
Задачи:
• Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, воображения,
восприятия);
• Развитие

предпосылок

овладения

учебной

деятельностью

(умение

копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение
2

слушать и слышать учителя, то есть умение подчиняться словесным указаниям
учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
• Формирование психологических новообразований младшего школьного
возраста (внутреннего плана действий, т.е. умения выполнять задания в
интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении своим восприятием, вниманием, подчинять
мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения
осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать
свой ответ, затруднения, ошибки).
• Формирование

позитивных

личностных

характеристик

школьников,

перенесение акцентов с результативной стороны учения на его процессуальную
сторону. Ученики избавляются от «отметочной» психологии, все ответы детей
принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге коллективного обсуждения
приходят к правильному решению. Главным становится вопрос «Чему я научусь
(научился) сегодня на занятии?».
• Формирование положительного отношения и интереса к учению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В общей системе коррекционно-развивающей работы курс «Развитие
познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ» позволяет наиболее
достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже
перечисленным параметрам.
Личностные результаты освоения РП для учеников начальной школы по
корекционно – развивающему курсу «Развитие познавательных процессов у
обучающихся с ОВЗ» могут проявляться в:
 положительном отношении к урокам психологии обучающихся, к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятии
образа «хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника;
 интересе к новому учебному материалу;
 ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;
3

 навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе
критерия ее успешности;
 овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 развитии навыков сотрудничества со взрослыми.
Метапредметные результаты освоения РП для учеников начальной
школы по корекционно – развивающему курсу «Развитие познавательных
процессов у обучающихся с ОВЗ» включают осваиваемые обучающимися
универсальные

учебные

действия

(регулятивные

и

коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу
умения учиться).
Сформированные

регулятивные

универсальные

учебные

действия

проявляются возможностью:
 понимать смысл инструкций;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;
 различать способы и результат действия;
 принимать активное участие в коллективных играх;
 адекватно воспринимать оценку своих успехов учителем, товарищами;
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета
характера сделанных ошибок.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:
 принимать участие в работе парами и группами;
 адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач;
 активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий
для конечного результата.
Корекционно – развивающий курс «Развитие познавательных процессов у
обучающихся с ОВЗ» имеет очень большое значение для формирования сферы
4

жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте;
– задать вопрос учителю при непонимании задания;
– сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки.
Овладение

навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального взаимодействия проявляется в умении слушать внимательно и
адекватно реагировать на обращенную речь.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно- временной организации проявляется:
– в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и
ориентировке в схеме собственного тела;
– в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального
образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
1) формирование первоначальных представлений о значении психологии
для укрепления здоровья человека, повышения работоспособности;
2)

овладение

умениями

организовывать

здоровье

сберегающую

жизнедеятельность;
3) формирование умения следить за своим физически состоянием,
величиной нагрузок.
Ученик научится:
-получить первоначальные представления о значении психологии для
укрепления здоровья человека (социального и психологического), о ее
5

позитивном влиянии на развитие человека (интеллектуальное, эмоциональное,
социальное);
-овладение

умениями

организовывать

здоровье

сберегающую

жизнедеятельность :
Ученик получит возможность научиться:
составлять и правильно выполнять комплексы психологической готовности к
школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин
низкого уровня готовности на развитие координации.
Содержание курса
Программа рассчитана на 68 занятий, занятия проводятся один раз в
неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Программа включает 3 этапа:
Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику
учащихся классов на психологическую готовность к школьному обучению, а также
углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности
некоторых учащихся.
Основной этап (октябрь – май) включает проведение развивающих занятий.
Этапы каждого занятия:
1. Приветствие (психотехнические игры на установление контакта).
2. Основная часть (игры на развитие памяти, внимания, мышления,
воображения, письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности).
3. Рефлексия («Лесенка роста»: развитие самооценки – каждый

ребенок

отмечает свое продвижение на занятиях).
Заключительный

этап

(май)

включает

отслеживания динамики развития.

6

повторную

диагностику

для

Тематическое планирование
1 -4 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№
п/п

Тема

Содержание

1-2

«Знакомство»

1. «Снежный
ком»
2. «Ласковое
имя»
3. «Послушаем»
4. «4 лишний»
5. «Лесенка
роста»

3-5

«Восприятие
пространства»

1. «Снежный
ком»
2.
«Ориентировка
на плоскости»
3. «Зеркало»
4.
«Ориентировка
на листе
бумаги»
5. «Что это
такое»
6. «Лесенка
роста»

Цели и задачи

Формирование УУД

Кол-во
часов

-развитие навыков
общения, памяти,
внимания;
-повышение
самооценки; развитие умения
обобщать;
-развитие
концентрации
внимания;
-развитие
самооценки
- развитие навыков
различения правой и
левой стороны;
- ориентации на
листе бумаги;
- развитие
невербального
анализа и синтеза
(конструктивного
праксиса)

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе;
устанавливать рабочие отношения.
Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и
заданному правилу; поиск и выделение необходимой
информации.
Познавательные: уметь развивать навыки общения, памяти,
внимания;
-повышение самооценки; - развитие
умения обобщать

4

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и
излагать его в устной форме; добывать недостающую
информацию с помощью вопросов; организовывать и
осуществлять совместную деятельность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е.
операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества
в совместном решении задач.
Познавательные: уметь ориентироваться на листе бумаги.

6

6-8

«Восприятие
пространства.
Произвольная
регуляция
действий»

1. «Закрепление
знакомства»
2. «Сложи узор»
3. «Делай, как я»
4. «Графический
диктант»
5. «Кто больше
увидит и
запомнит»
6. «Лесенка
роста»

9-10

«Восприятие
пространства.
Произвольная
регуляция
действий.
Проверка»

1. «Перекличкапутанка»
2. «Сложи узор»
3. «Слушай и
исполняй»
4. «Раскрась
правильно»
5. «Лесенка
роста»

1112

«Развитие
воображения»

1. «Бывает – не
бывает»
2. «Волшебный
овал»
3. «Ассоциации»
4. «Дорисуй

- продолжение
развития навыков
различения правой и
левой стороны, верха
и низа;
ориентации на листе
бумаги;
- невербального
анализа и синтеза
(конструктивного
праксиса);
- развитие
произвольной
регуляции действий,
тонкой моторики
- продолжение
развития навыков
различения правой и
левой стороны, верха
и низа;
ориентации на листе
бумаги;
- невербального
анализа и синтеза;
- развитие
произвольной
регуляции действий,
тонкой моторики
- развитие
воображения,
наблюдательности

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и
излагать его в устной форме; добывать недостающую
информацию с помощью вопросов; организовывать и
осуществлять совместную деятельность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е.
операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества
в совместном решении задач.
Познавательные: уметь навыки различения правой и левой
стороны, верха и низа

6

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные: уметь рассказать правилах проведения игр

4

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; представлять конкретное содержание и излагать
его в устной форме.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую
8

4

картинку»
5. «Лесенка
роста»
1314

«Отработка
понятия «Дни
недели».
Работа со
страхами»

1516

«Классификац
ия, сравнение
и обобщение
понятий.
Продолжение
работы со
страхами»

17-

«Классификац

1. «Дни недели»
2. «Мухачистюха»
3. «Расскажи
свой страх»
4. «Нарисуй
свой страх»
5. «Лесенка
роста»
1. «Цветок,
дерево, фрукт»
2. «Найди
лишнюю
картинку»
3. «Четыре
стихии»
4. «Кто знает
больше слов»
5. «Раскрась
стрелочки»
6. «Не пропусти
растение»
7. «Беседа о
страхах»
8. «Я тебя
больше не
боюсь»
9. «Лесенка
роста»
1. «Хор»

информацию..
Познавательные: уметь рассказать выполнять коррекционноразвивающие занятия
- знакомство детей с
днями недели;
- развитие общей
осведомленности,
памяти;
- работа со страхами

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и
излагать его в устной форме; добывать недостающую
информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные: уметь выполнять простейшие упражнения

4

- развитие
способности к
классификации,
сравнению и
обобщению;
-развитие общей
осведомленности;
-логического
мышления; речи;
- снижение уровня
тревожности

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; представлять конкретное содержание и излагать
его в устной форме.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е.
операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества
в совместном решении задач.
Познавательные: уметь рассказывать о темпе и ритме, рассказать о
правилах проведения занятий

4

- развитие

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью

4

9

18

ия, сравнение
и обобщение
понятий.
Продолжение
работы со
страхами»

1920

«Словесно –
логическое
мышление.
Понимание
причинно –
следственных
связей»

2122

«Развитие
математическ
их навыков»

2. «Кто кем
будет?»
3. «Слушай
хлопки»
4. «Правильно
услышим и
покажем что
услышали»
5. «Чего не
хватает?»
6. «Растения и
животные»
7. «Лесенка
роста»
1. «Тропинка»
2. «Кем был?»
3. «Расставь
цифры в
фигурах»
4. «Прочитай
имена»
5. «Закончи
предложения»
6. «Найди
лишнюю
фигуру»
7. «Лесенка
роста»
1. «Найди меня»
2. «Прямой
счет»
3.
«Корректурное
задание»

способности к
логическому
мышлению, способности к
классификации,
сравнению и
обобщению;
-развитие общей
осведомленности;
-творческого
воображения;
-логического
мышления; -речи

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; представлять конкретное содержание и излагать
его в устной форме.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е.
операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества
в совместном решении задач.
Познавательные: уметь рассказывать о темпе и ритме,
рассказать о Организация и проведение игр.

- развитие
способности к
логическому
мышлению;
- способности к
классификации,
сравнению и
обобщению;
-развитие общей
осведомленности;
-творческого
воображения;
-логического
мышления; -речи
- развитие навыков
общения, групповой
сплочённости;
-развитие
восприятия;
- памяти;

Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение
друг к другу; устанавливать рабочие отношения.
Регулятивные: формировать умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстников.
Познавательные: уметь развивать способности к логическому
мышлению;
- способности к классификации, сравнению и обобщению

4

Коммуникативные: формировать навыки содействия в
достижении цели со сверстниками; слушать и слышать друг
друга.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую
информацию.

4

10

2324

«Тренировка
внимания,
памяти»

2526

«Тренировка
внимания,
памяти»

4. «Обратный
счет»
5. «Число –
контролер»
6. «Лесенка
роста»

- внимания;
- развитие
логического
мышления,
-математических
навыков

Познавательные: уметь развитие навыков общения, групповой
сплочённости

1. «Картонные
башни»
2. «Запрещенная
буква»
3. «Запомни
порядок»
4.
«Внимательные
руки»
5. «Запомни
расположение
фигур»
6. «Змейка»
7. «Лесенка
роста»
1. «Карлики и
Великаны»
2. «Дорисуй»
3. «Слушай и
исполняй»
4. «Продолжи
бусы»
5. «С какой
клумбы сорвал
цветы зайчик?»
6. «Лесенка
роста»

- развитие навыков
невербального
общения, умения
согласовывать свои
действия;
-развитие памяти;
- внимания;
- развитие
фонематического
слуха, речи

Коммуникативные: формировать навыки содействия в
достижении цели со сверстниками; слушать и слышать друг
друга.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные: уметь навыки невербального общения, умения
согласовывать свои действия;

4

- развитие внимания,
связанного с
координацией
слухового и
двигательного
анализаторов,
-совершенствование
внимания, быстрота
реакции,
-развитие памяти;
- мышления

Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение
друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные:
формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстников.
Познавательные: уметь развивать внимания, связанного с
координацией слухового и двигательного анализаторов.

4

11

2728

«Развитие
мышления,
речи, памяти»

1. «Нарисуй»
2. «Шалтай –
Болтай»
3. «Говори
наоборот»
4. «Загадочные
палочки»
5. «Лесенка
роста»

- развитие у детей
зрительно –
моторной
координации;
- обучение приемам
самораслабления;
- расширение
кругозора, развитие
речи,
сообразительности;
- развитие
зрительной памяти и
пространственного
представления

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с
помощью вопросов; слушать и слышать друг друга.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; определять новый уровень отношения к
самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: уметь развивать у детей зрительно-моторной
координации;
- обучение приемам самораслабления;
- расширение кругозора, развитие речи, сообразительности

4

2930

«Развитие
внимания,
мышления»

- развитие
способности к
переключению
внимания, расширение
кругозора;
-совершенствование
внимания,
-быстрота реакции

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; добывать недостающую информацию с
помощью вопросов ( познавательная инициативность.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные: уметь развивать способности к переключению
внимания, -расширение кругозора;
-совершенствование внимания,
-быстрота реакции

4

3132

«Развитие
внимания,
памяти.
Сплоченность

1. «Не пропусти
профессию»
2.
«Разноцветные
мячики»
3. «Найди и
перечисли
предметы»
4. «Назови
соседей»
5. «Соедини»
6. «Лесенка
роста»
1. «Я вижу…»
2. «Печатная
машинка»
3. «Графический

- развитие памяти,
внимания;
- развитие
концентрации

Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение
друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные:
формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстников.

4

12

3334

коллектива»

диктант»
4. «Ладошки»
5. «Лесенка
роста»

слухового внимания,
моторной ориентации
в пространстве;
- развитие навыков
общения,
-развитие
сплоченности
коллектива

Познавательные: уметь развивать концентрации слухового
внимания, моторной ориентации в пространстве;

«Заключительн
ое занятие.
Коллективное
рисование»

1. «Каким я
буду, когда
вырасту»
2. «Наш дом»
3. «Лесенка
роста»

- развитие навыков
совместной
деятельности;
-развитие умения
договариваться и
соотносить свои
замыслы с
замыслами других
детей

Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение
друг к другу; устанавливать рабочие отношения
Регулятивные: формировать умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстников.
Познавательные: уметь развивать навыки совместной
деятельности;
-развитие умения договариваться и соотносить свои замыслы с
замыслами других детей

13

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».