РП Русский родной язык (1-3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального/основного/среднего общего образования (ФГОС НОО, 2021г.);
 Федеральная основная образовательная программа начального общего образования.
 Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназия
№120 (ООП НОО);
 Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.
Цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих
целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц
с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования и Примерной
программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования, программа рассчитана на общую
учебную нагрузку в объеме 135 часов. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33
учебных недели), 2-4 классы — по 34 часа (34 учебных недели).
1 класс
2 класс
3 класс
Итого
Русский родной
язык

33

34

34

101

2

Планируемые результаты по предмету «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно
обеспечивать:
Личностные результаты.
 воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
 приобщение к литературному наследию русского народа;
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей
в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные и предметные результаты.
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и
сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление
эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление
их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное
их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

3

выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение
отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых
нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных
этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания
слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение
языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать
логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста;
владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,

4

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение
диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии
по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление
сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации.
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание:
2. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
3. развитие культуры межнационального общения;
4. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
5. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотическое воспитание:
1. формирование российской гражданской идентичности;
2. формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания;
3. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание:
1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра;
3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетическое воспитание:

5

1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и
кинематографическому;
2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
5. Трудовое воспитание:
1. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
2. 6развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Первый год обучения (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как
называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось
то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопросуточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Резерв учебного времени – 2 ч.
Второй год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька).

6

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю
утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето,
веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,
каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим
самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (8 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть
слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно
выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной
коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов:
развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Третий год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя,
снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие
занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

7

Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную
оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица,
книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом
уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён
существительных).
Практическое
овладение
нормами
употребления
отдельных
грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного
числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и
точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных
(предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках
изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в
пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Четвёртый год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся
семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в
языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля
и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических
конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

8

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов
с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Повторение изученного – 4 ч.

9

Тематическое планирование
1 класс – 33 часа в год, 1 часа в неделю
№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

I четверть
1. Русский язык:
Сведения об истории русской письменности: как появились
буквы современного русского алфавита.
прошлое и
2. настоящее
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
(12 часов)
3.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
4.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
5.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
6.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта
7.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
8.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта: как называлось то, во что одевались в старину:
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Итого за I четверть – 8 часов
II четверть
9.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках, прибаутках).
10.
Проектное задание: «Словарь в картинках».
11.
Проектное задание: «Словарь в картинках».
12.
Проектное задание: «Словарь в картинках».

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1

Основные направления воспитательной
деятельности

приобщение к уникальному российскому
культурному наследию;
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ;
развития навыков совместной работы,
умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия
своих действий

1

1
1
1
1

13. Язык в
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по 1
предупреждению ошибок в произношении слов).
действии
14. (10 часов)
Как нельзя произносить слова
1
15.
Смыслоразличительная роль ударения
1
16.
Смыслоразличительная роль ударения
1
Итого за II четверть – 8 часов

приобщение к уникальному российскому
культурному наследию;
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ;
развития навыков совместной работы,
умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия
своих действий
10

17.
18.

III четверть
Смыслоразличительная роль ударения. Практическая работа
Звукопись в стихотворном художественном тексте

1
1

19.

Звукопись в стихотворном художественном тексте

1

Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Практическая работа
21.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
22.
Наблюдение за сочетаемостью слов
23. Секреты речи и Секреты диалога
24. текста (9 часов) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со
взрослыми
25.
Диалоговая форма устной речи
26.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге
Итого за III четверть – 9 часов
IV четверть
27.
Как вежливо попросить?
28.
Как похвалить товарища?
29.
Как правильно поблагодарить?
30.
Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение
31.
Цели и виды вопросов: вопрос как запрос на новое
содержание
32.
Повторение изученного за год
33.
Урок обобщение
20.

1
1
1
1
1

приобщение к уникальному российскому
культурному наследию;
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ;
развития навыков совместной работы,
умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия
своих действий

1
1

1
1
1
1
1
1
1

приобщение к уникальному российскому
культурному наследию;
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ;
развития навыков совместной работы,
умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия
своих действий

Итого за IV четверть – 8 часов
ИТОГО ЗА ГОД – 33 часа

Русский родной язык 2 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю
№
урок
а

Название
раздела
программы

Тема урока

Колво
часов

Основные направления
воспитательной деятельности

I четверть
11

1. Русский язык:
2. прошлое и
3. настоящее (12
часов)
4.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки. Практическая работа
Слова, называющие предметы традиционного русского быта
Слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг)
Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша,
щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них
сохранились до нашего времени
5.
Слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Практическая работа
6.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,
орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки).
7.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,
орудия труда, еда, одежда
8.
Пословицы и поговорки народов мира. Практическая работа
Итого за I четверть – 8 часов
II четверть
9.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Практическая работа
10.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром
(рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
11.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму. Практическая работа
12.
Проектное задание: «Почему это так называется?».
13. Язык в
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Практическая
действии
работа
(8 часов)
14.
Смыслоразличительная роль ударения
15.
Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте
16.
Какие бывают словари. Практическая работа со словарями
Итого за II четверть – 8 часов
III четверть
17.
Работа со словарем ударений. Практическая работа

1
1
1
1

1
1

приобщение к уникальному
российскому культурному
наследию;
воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в РФ;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

1

1

1
1

1
1
1

1
1
1

приобщение к уникальному
российскому культурному
наследию;
воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в РФ;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

1
12

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
19.
Разные способы толкования значения слов
20.
Наблюдение за сочетаемостью слов. Практическая работа
21. Секреты речи Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.
22. и текста (25
Приемы общения: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы
часов)
23.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, завершение диалога и др.
(например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
24.
Особенности русского речевого этикета. Практическая работа
25.
Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы
обращения использование обращения ты и вы.
26.
Практическая работа
27.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Практическая работа
Итого за III четверть – 10 часов
IV четверть
28.
Связь предложений в тексте. Практическая работа
29.
Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор
30.
Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор. Практическая работа
31.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев
32.
Создание текстов-повествований: повествование об участии в народных
праздниках.
33.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Практическая
работа
34.
Урок обобщение. Повторение изученного за год.
18.

1
1
1
1
1
1
1
1

приобщение к уникальному
российскому культурному
наследию;
воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в РФ;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

1
1

1
1
1
1
1
1
1

приобщение к уникальному
российскому культурному
наследию;
воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в РФ;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

Итого за IV четверть – 8 часов
ИТОГО ЗА ГОД – 34 часа

13

Русский родной язык 3 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю
№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

I четверть
1.
Русский язык: Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
прошлое и
побратим).
настоящее (8
2.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
часов)
людьми. Практическая работа
3.
Слова, называющие природные явления и растения
4.
Слова, называющие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей. Практическая работа
5.
Слова, называющие явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей
6.
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли,
гармонь).
7.
Практическая работа
8.
Русские традиционные эпитеты и сравнения: уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Итого за I четверть – 8 часов
II четверть
9.
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.
Проектная работа
10.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий. Проектная работа
11.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»
12.
Проектные задания: «История моего имени и фамилии»
13.
Защита проектов. Обобщение по разделу
14. Язык в
Как правильно произносить слова. Практическая работа
15. действии
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (на
(9 часов)
практическом уровне).
16.
Специфика грамматических категорий русского языка. Практическое
занятие*

Колво
часов
1

1
1
1

Основные направления
воспитательной деятельности

развитие культуры
межнационального общения;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
14

Итого за II четверть – 8 часов
III четверть
17.
Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имен существительных.
18.
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных (на практическом уровне).
19.
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления
предлогов, образования предложно-падежных форм существительных
(на практическом уровне).
20.
Существительные, имеющие только форму единственного или только
форму множественного числа (в рамках изученного).
21.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
22.
Практическое занятие. Обобщение по разделу.
23. Секреты речи Особенности устного выступления. Практическое занятие.
24. и текста (12
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам, связанных
с народными промыслами. Практическое занятие.
часов)
25.
Подготовка проектной работы
26.
Защита проекта
Итого за III четверть – 10 часов
IV четверть
27.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного). Практическое занятие.
28.
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
29.
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
формы. Практическое занятие.
30.
Практическое занятие. «Я редактор»
31.
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов (рассказов, народных и литературных сказок)
32.
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов (загадок, пословиц, притч и т. п.).
33.
Языковые особенности текстов. Практическое занятие
34.
Обобщение по разделу. Повторение изученного за год
Итого за IV четверть – 8 часов
ИТОГО ЗА ГОД – 34 часа

1
1
1

1

развитие культуры
межнационального общения;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

развитие культуры
межнационального общения;
развития навыков совместной
работы,
умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и
последствия своих действий

1
1
1

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».