МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы живописи» для обучающихся 10 «А» класса г. Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Рабочая программа по курсу «Основы живописи» предназначена для учащихся 10 «а» класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, 2010 г./ ФГОС НОО, 2009 г./ ФГОС СОО, 2014 г.). 3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 6. Основная образовательная программа начального/основного/среднего общего образования МАОУ гимназия №120. 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Общая характеристика учебного предмета Программа посвящена изучению цветового моделирования объема и пространства, освоение способов гармонизации колористических отношений, овладение разными способами изображения. Основным содержанием учебной программы является освоение основ цветовой композиции. Цель курса: художественно-эстетическое развитие личности учащихся, раскрытие творческого потенциала. Формирование художественно-образного мышления, эстетического восприятия красоты и гармонии цветового богатства, освоение живописного языка изображения, овладение разными видами живописной техники. Основные задачи курса: развить у обучающихся эстетическое восприятия, сформировать понимание красоты и гармонии цветового богатства; развить у обучающихся цветоощущение, зрительную память, художественнотворческую активность; обучить основам живописи акварельными и гуашевыми красками; обучить живописной грамоте, умению пользоваться художественновыразительными средствами живописи, цветоведению, передачи формы, объема, пространства цветом. 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты 1) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 2) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 3) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты 1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Основы живописи» на уровне среднего общего образования: Выпускник научится 1) использовать живописные и композиционные приемы; 2) применять живописные средства организации плоскости, методы цветового отображения действительности, технические, композиционные и пространственные средства живописи; 3) определять свойства декоративной живописной композиции; 4) использовать методы формальной живописной композиции в художественной деятельности; 5) выявлять живописными средствами построение объемов и их пространственноконструктивные взаимосвязи; 6) владеть живописными техническими приемами изображения 7) выявить пространственно-масштабную взаимосвязь предметов средствами цвета; 8) выявлять живописные средства организация неизобразительной композиции; 9) выполнять формальную композицию, используя средства живописи; 10) осуществлять трансформацию и стилизацию формы по заданным условиям и отображать, используя различные способы изображений, живописные приемы; 11) отображать художественно-творческий замысел живописными средствами; 12) аргументировать выбор средств для воплощения художественного замысла; 3 13) владеть приемами акварельной и гуашевой живописи. Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 1.2. развитие культуры межнационального общения; 1.4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотическое воспитание: 2.1. формирование российской гражданской идентичности; 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; 3.3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Трудовое воспитание: 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Содержание курса Основное содержание данной программы направлено на работу с натуры и по воображению. Ведущее место принадлежит работе с натуры. Изучение основ живописи направлено на освоение выразительных возможностей живописных материалов, технических приемов. Задания носят как кратковременный, так и длительный характер исполнения. Тематическое планирование составлено с учетом разнообразия учебных заданий: освоение художественных живописных материалов и средств живописи. Программой в 10 классе предусмотрено освоение живописных техник (работа с натуры натюрморта разной сложности) и выполнение творческих работ (декоративный натюрморт и тематическая творческая живописная композиция). Задания по живописи в 4 10 классе предусматривают последовательность совершенствования и углубления знаний и умений в процессе выполнения усложняющихся задач. Раздел 1. Техники акварельной живописи Разновидности живописной техники. Акварель. Способы работы с акварелью. Однослойная живопись («Аля-прима» - быстро) по сырому и по сухому Многослойная акварельная живопись - отмывка, лессировка (наслоение тонкого слоя друг на друга). Техника одноцветной живописи. Гризайль Работа с натуры Техника акварельной живописи, многослойная живопись одноцветной акварелью. Техники однослойной акварельной живописи. Работа с натуры Особенности однослойной акварельной живописи. Приемы работы в технике Аляприма. Этюд за один прием по сырому или по сухому Техники многослойной акварельной живописи. Работа с натуры Техника лессировки ведется в несколько приемов, наслоение одного прозрачного слоя на другой до нужного тона. Техника отмывки Раздел 2. Техники гуашевой живописи Большая кроющая способность гуашевой краски и добавка к пигментам определенного количества белил. Различные способы нанесения краски на бумагу (растяжка, мазки. точковавние и т. д) Выполнение работы с натуры в технике гуашевой живописи. Натюрморт Раздел 3. Виды и способы изображений Декоративный натюрморт. Тематическая декоративная композиция, предназначена для украшения или подчеркивания конструкций и функций предмета Организация декоративного натюрморта. Равновесие. Соотношение форм. Членение плоскости Доминанта – композиционный центр натюрморта. Построение пространства в декоративном натюрморте. Изображение объемных форм в декоративном натюрморте. Цвет в декоративном изображении предметных форм Декоративная тематическая композиция. Декоративный эффект изобразительной композиции Особенности декоративного изображения в тематической композиции. Стилистическая цельность в композиции. 5 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10 «А» КЛАСС (68 часа) № урока Название раздела программы Тема урока Основные виды деятельности Количе ство часов Основные направления воспитательной деятельности Дата 2 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 1 неделя 4 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 2 недели 4 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 2 недели 4 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 2 недели I четверть Техники акварельной живописи 1-2 Приемы работы акварелью. Техники акварельной живописи 3-6 Натюрморт в технике однослойной живописи «Аля-прима» (по сырому) Этюд 7-10 Натюрморт в технике однослойной живописи «Аля-прима» (по сухому) Этюд 11-14 Натюрморт в технике многослойной живописи Освоение приемов акварельной живописи: однослойной(Аля-прима), многослойной (отмывка, лессировка). Моделирование пространства плоскости листа средствами линейного рисунка, композиции и приемов акварельной живописи, соблюдая принципы работы акварелью. Выполнение работы с натуры в технике однослойной акварельной живописи. Компоновка натюрморта на листе бумаги. Поиск выразительности композиционного решения натюрморта, используя методы и приемы построения объема и пространства средствами цвета. Выполнение работы с натуры в технике однослойной акварельной живописи. Компоновка натюрморта на листе бумаги Поиск выразительности композиционного решения натюрморта, используя методы и приемы построения объема и пространства средствами цвета Выполнение работы с натуры в технике многослойной акварельной живописи. 6 лессировка 15-16 Компоновка натюрморта на листе бумаги Поиск выразительности композиционного решения натюрморта, используя методы и приемы построения объема и пространства средствами цвета Детализация изображения формы, сохраняя большой объем и конструкцию. Резерв Итого за I четверть (8 недель) 2 недели 2 16 II четверть Техники гуашевой живописи 17-18 Приемы работы гуашью. Техники гуашевой живописи Упражнения 19-26 Натюрморт с натуры в технике гуашевой живописи (теплая , холодная гамма) 27-30 Натюрморт с натуры в технике гуашевой живописи (натюрморт в контрастных цветовых Освоение приемов гуашевой живописи: пастозность красочного слоя. Моделирование пространства плоскости листа средствами линейного рисунка, композиции и приемов гуашевой живописи, соблюдая принципы работы гуашью. Выполнение работы с натуры в технике гуашевой живописи. Компоновка натюрморта на листе бумаги Поиск выразительности композиционного решения натюрморта, используя методы и приемы построения объема и пространства средствами цвета. Детализация изображения формы, сохраняя большой объем и конструкцию. Выполнение работы с натуры в технике гуашевой живописи. Компоновка натюрморта на листе бумаги. Поиск выразительности композиционного решения натюрморта, используя методы и приемы построения 1 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 1 неделя 8 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 4 неделя 4 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 2 недели 7 соотношениях) 31-32 Натюрморт с натуры в технике гуашевой живописи (натюрморт в контрастных цветовых соотношениях Итого за II четверть (8 недель) объема и пространства средствами цвета. Поиск выразительности композиционного решения натюрморта, используя методы и приемы построения объема и пространства средствами цвета. Детализация изображения формы, сохраняя большой объем и конструкцию. 2 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 1 неделя 8 недель 16 III четверть Виды и способы изображений 33-52 Декоративный натюрморт Итого за III четверть (10 недель) Освоение декоративных приемов в работе над натюрмортом. Поиск и анализ аналогов. Эскизирование. Поиск многовариантности решения декоративного натюрморта. Отработка конечного результата эскиза. Подбор технического и цветового исполнения (техника гуашью). Поиск выразительности композиционного решения декоративного натюрморта, стилистической целостности, используя методы и приемы построения объема и пространства декоративной живописи. Перенос эскиза на формат. Выполнение декоративного натюрморта на формате, отображение различных живописных стилей (реализм, абстракционизм, импрессионизм. Детализация изображения формы, сохраняя большой объем и конструкцию. 20 20 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 10 недель 10 недель 8 53-68 Тематическая декоративная композиция (Сказка в этностиле) Итого за IV четверть (8 недель) Итого за год (34 недели) IV четверть Освоение принципов построения тематической декоративной композиции Поиск и анализ аналогов (этнические особенности изображения) по теме. Эскизирование. Поиск многовариантности решения композиции Отработка конечного результата. Подбор технического исполнения и цветового исполнения. (техника гуашью). Поиск выразительности композиционного решения декоративной композиции, стилистической целостности композиции, сохраняя этнические особенности изображения используя методы и приемы построения объема и пространства средствами декоративной этнической живописи. Выполнение декоративной композиции на формате(сказка в этностиле ) 16 16 68 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 8 недель 8 недель 34 недели 9