РП основы живописи (10)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы живописи»
для обучающихся 10 «А» класса

г. Екатеринбург, 2024

Пояснительная записка
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по курсу «Основы живописи» предназначена для учащихся
10 «а» класса.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, из расчета 2 учебных часа в
неделю.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (ФГОС ООО, 2010 г./ ФГОС НОО, 2009 г./ ФГОС
СОО, 2014 г.).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция)
4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений
в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
5. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования.
6. Основная
образовательная
программа
начального/основного/среднего общего образования МАОУ гимназия
№120.
7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов
внеурочной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа посвящена изучению цветового моделирования объема и пространства,
освоение
способов гармонизации колористических отношений, овладение разными
способами изображения.
Основным содержанием учебной программы является освоение основ цветовой
композиции.
Цель курса: художественно-эстетическое развитие личности учащихся, раскрытие
творческого
потенциала.
Формирование
художественно-образного
мышления,
эстетического восприятия красоты и гармонии цветового богатства, освоение
живописного языка изображения, овладение разными видами живописной техники.
Основные задачи курса:
 развить у обучающихся эстетическое восприятия, сформировать понимание
красоты и гармонии цветового богатства;
 развить у обучающихся цветоощущение, зрительную память, художественнотворческую активность;
 обучить основам живописи акварельными и гуашевыми красками;
 обучить
живописной
грамоте,
умению
пользоваться
художественновыразительными средствами живописи, цветоведению, передачи формы, объема,
пространства цветом.

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
2) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
3) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Основы живописи» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник научится
1) использовать живописные и композиционные приемы;
2) применять живописные средства организации плоскости, методы цветового
отображения действительности, технические, композиционные и пространственные
средства живописи;
3) определять свойства декоративной живописной композиции;
4) использовать методы формальной живописной композиции в художественной
деятельности;
5) выявлять живописными средствами построение объемов и их пространственноконструктивные взаимосвязи;
6) владеть живописными техническими приемами изображения
7) выявить пространственно-масштабную взаимосвязь предметов средствами
цвета;
8) выявлять живописные средства организация неизобразительной композиции;
9) выполнять формальную композицию, используя средства живописи;
10) осуществлять трансформацию и стилизацию формы по заданным условиям и
отображать, используя различные способы изображений, живописные приемы;
11) отображать художественно-творческий замысел живописными средствами;
12) аргументировать выбор средств для воплощения художественного замысла;
3

13) владеть приемами акварельной и гуашевой живописи.
Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года):
1. Гражданское воспитание:
1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
1.2. развитие культуры межнационального общения;
1.4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотическое воспитание:
2.1. формирование российской гражданской идентичности;
3. Духовно-нравственное воспитание:
3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
3.3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям
3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и
планов;
4. Эстетическое воспитание:
4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному,
музыкальному,
художественному,
театральному
и
кинематографическому;
4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и
народного творчества.
6. Трудовое воспитание:
6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;
6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Содержание курса
Основное содержание данной программы направлено на работу с натуры и по
воображению. Ведущее место принадлежит работе с натуры. Изучение основ живописи
направлено на освоение выразительных возможностей живописных материалов,
технических приемов. Задания носят как кратковременный, так и длительный характер
исполнения. Тематическое планирование составлено с учетом разнообразия
учебных
заданий: освоение художественных
живописных материалов
и средств живописи.
Программой в 10 классе предусмотрено освоение живописных техник (работа с натуры
натюрморта разной сложности) и выполнение творческих работ (декоративный
натюрморт и тематическая творческая живописная композиция). Задания по живописи в

4

10 классе предусматривают последовательность совершенствования и углубления знаний
и умений в процессе выполнения усложняющихся задач.
Раздел 1. Техники акварельной живописи
Разновидности живописной техники. Акварель. Способы работы с акварелью.
Однослойная живопись («Аля-прима» - быстро) по сырому и по сухому
Многослойная акварельная живопись - отмывка, лессировка (наслоение тонкого
слоя друг на друга).
Техника одноцветной живописи. Гризайль Работа с натуры
Техника акварельной живописи, многослойная живопись одноцветной акварелью.
Техники однослойной акварельной живописи. Работа с натуры
Особенности однослойной акварельной живописи. Приемы работы в технике Аляприма. Этюд за один прием по сырому или по сухому
Техники многослойной акварельной живописи. Работа с натуры
Техника лессировки ведется в несколько приемов, наслоение одного прозрачного
слоя на другой до нужного тона. Техника отмывки
Раздел 2. Техники гуашевой живописи
Большая кроющая способность гуашевой краски и добавка к пигментам
определенного количества белил. Различные способы нанесения краски на бумагу
(растяжка, мазки. точковавние и т. д)
Выполнение работы с натуры в технике гуашевой живописи. Натюрморт

Раздел 3. Виды и способы изображений
Декоративный натюрморт.
Тематическая декоративная композиция, предназначена для украшения или
подчеркивания конструкций и функций предмета
Организация декоративного натюрморта. Равновесие. Соотношение форм.
Членение плоскости Доминанта – композиционный центр натюрморта. Построение
пространства в декоративном натюрморте. Изображение объемных форм в декоративном
натюрморте. Цвет в декоративном изображении предметных форм
Декоративная тематическая композиция.
Декоративный эффект изобразительной композиции Особенности декоративного
изображения в тематической композиции. Стилистическая цельность в композиции.

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
10 «А» КЛАСС (68 часа)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

Основные виды деятельности

Количе
ство
часов

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Дата

2

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

1 неделя

4

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

2 недели

4

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

2 недели

4

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

2 недели

I четверть
Техники
акварельной
живописи
1-2

Приемы работы
акварелью. Техники
акварельной живописи

3-6

Натюрморт в технике
однослойной живописи
«Аля-прима» (по
сырому)
Этюд

7-10

Натюрморт в технике
однослойной живописи
«Аля-прима» (по сухому)
Этюд

11-14

Натюрморт в технике
многослойной живописи

Освоение приемов акварельной живописи:
однослойной(Аля-прима), многослойной
(отмывка, лессировка). Моделирование
пространства плоскости листа средствами
линейного рисунка, композиции и приемов
акварельной живописи, соблюдая принципы
работы акварелью.
Выполнение работы
с натуры в технике
однослойной акварельной живописи.
Компоновка натюрморта на листе бумаги.
Поиск выразительности композиционного
решения натюрморта, используя методы и
приемы построения объема и пространства
средствами цвета.
Выполнение работы с натуры в технике
однослойной акварельной живописи.
Компоновка натюрморта на листе бумаги
Поиск выразительности композиционного
решения натюрморта, используя методы и
приемы построения объема и пространства
средствами цвета
Выполнение работы с натуры в технике
многослойной акварельной живописи.

6

лессировка

15-16

Компоновка натюрморта на листе бумаги
Поиск выразительности композиционного
решения натюрморта, используя методы и
приемы построения объема и пространства
средствами цвета
Детализация изображения формы, сохраняя
большой объем и конструкцию.

Резерв
Итого за I четверть (8 недель)

2 недели

2
16
II четверть

Техники
гуашевой
живописи
17-18

Приемы работы гуашью.
Техники гуашевой
живописи Упражнения

19-26

Натюрморт с натуры в
технике гуашевой
живописи (теплая ,
холодная гамма)

27-30

Натюрморт с натуры в
технике гуашевой
живописи
(натюрморт в
контрастных цветовых

Освоение приемов гуашевой живописи:
пастозность красочного слоя.
Моделирование пространства плоскости
листа средствами линейного рисунка,
композиции и приемов гуашевой живописи,
соблюдая принципы работы гуашью.
Выполнение работы с натуры в технике
гуашевой живописи. Компоновка натюрморта
на листе бумаги Поиск выразительности
композиционного решения натюрморта,
используя методы и приемы построения
объема и пространства средствами цвета.
Детализация изображения формы, сохраняя
большой объем и конструкцию.
Выполнение работы с натуры в технике
гуашевой живописи. Компоновка натюрморта
на листе бумаги. Поиск выразительности
композиционного решения натюрморта,
используя методы и приемы построения

1

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

1 неделя

8

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

4 неделя

4

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

2 недели

7

соотношениях)
31-32

Натюрморт с натуры в
технике гуашевой
живописи
(натюрморт в
контрастных цветовых
соотношениях
Итого за II четверть (8 недель)

объема и пространства средствами цвета.
Поиск выразительности композиционного
решения натюрморта, используя методы и
приемы построения объема и пространства
средствами цвета.
Детализация изображения формы, сохраняя
большой объем и конструкцию.

2

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

1 неделя

8 недель

16
III четверть

Виды и
способы
изображений
33-52

Декоративный
натюрморт

Итого за III четверть (10 недель)

Освоение декоративных приемов в работе над
натюрмортом. Поиск и анализ аналогов.
Эскизирование. Поиск многовариантности
решения декоративного натюрморта.
Отработка конечного результата эскиза.
Подбор
технического
и цветового
исполнения (техника
гуашью). Поиск
выразительности композиционного решения
декоративного натюрморта, стилистической
целостности, используя методы и приемы
построения
объема
и
пространства
декоративной живописи. Перенос эскиза на
формат.
Выполнение
декоративного
натюрморта на формате, отображение
различных живописных стилей (реализм,
абстракционизм, импрессионизм.
Детализация изображения формы, сохраняя
большой объем и конструкцию.

20

20

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

10 недель

10
недель

8

53-68

Тематическая
декоративная
композиция (Сказка в
этностиле)

Итого за IV четверть (8 недель)
Итого за год (34 недели)

IV четверть
Освоение
принципов
построения
тематической декоративной композиции
Поиск и анализ аналогов (этнические
особенности изображения) по теме.
Эскизирование. Поиск многовариантности
решения композиции Отработка конечного
результата.
Подбор
технического
исполнения и цветового исполнения. (техника
гуашью).
Поиск
выразительности
композиционного решения
декоративной
композиции, стилистической целостности
композиции,
сохраняя
этнические
особенности изображения используя методы
и приемы построения объема и пространства
средствами
декоративной
этнической
живописи.
Выполнение
декоративной
композиции на формате(сказка в этностиле )

16

16
68

4.2.,4.4, 6.3, 6.4

8 недель

8 недель
34
недели

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».