РП Финансовая грамотность 8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4835465)
учебного предмета "Финансовая грамотность"
для обучающихся 8 классов

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (ФГОС ООО, 2010 г./ ФГОС НОО, 2009 г./
ФГОС СОО, 2014 г.).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция).
4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении
изменений в некоторые Федеральные Государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся».
5. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования.
6. Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ гимназия №120.
7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов
внеурочной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование предметной линии
учебников «Основы финансовой грамотности» (авторы: В.В. Чумаченко и
А.П. Горяев), издательства «Просвещение», входящий в Федеральный
перечень учебников, рекомендованный Министерством просвещения РФ.
Предмет «Финансовая грамотность» изучается в основной школе в
8 «Г» классе (0,5 часа в неделю/16 часов в год),
8 «Д» классе (0,5 часа в неделю/16 часов в год).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Изучение финансовой грамотности направлено на достижение следующих
целей: формирование активной жизненной позиции, развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведении в области экономических отношений в семье и

обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Курс «Финансовая грамотность» предполагает изучение вопросов
управления деньгами, но не на уровне государства, а на уровне отдельно
взятого человека или семьи. Благодаря этому курсу учащиеся смогут
научиться использовать свои активы наилучшим образом, планировать и
контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты
(депозиты, кредиты, платёжные карты, страховки и т.д.) в различных
жизненных ситуациях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом финансовая грамотность входит в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, и изучается в 8
классе. Общее количество времени на обучение составляет 16 часов. Общая
недельная нагрузка в году обучения составляет 0,5 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
8 КЛАСС
ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Человеческий капитал.
Что такое капитал? Виды человеческого капитала. Применение
человеческого капитала. Принятие решений. Способы принятия решений:
определение целей (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных), подбор
альтернатив и выбор лучшего варианта. Особенности принятия финансовых
решений. Домашняя бухгалтерия. Что такое активы и пассивы.
Потребительские и инвестиционные активы. Виды пассивов. Эффективное
использование активов и пассивов. Ведение учета активов и пассивов.
Чистый капитал. Что такое доходы, расходы, бюджет, сбережения, долг.
Основные источники дохода. Основные статьи семейных расходов. Виды
расходов: обязательные и необязательные, фиксированные и переменные.
Как оптимизировать расходы. Составление бюджета. Составление личного
финансового плана. Что такое личный финансовый план. Определение
личных финансовых целей, исходя из жизненного цикла человека. Три
группы целей: осуществление текущих трат, защита от наиболее важных
рисков, формирование накоплений. Подбор альтернативных способов
достижения целей: сокращение расходов, увеличение доходов,
использование финансовых инструментов. Выбор стратегии достижения
целей: формирование текущего, резервного, инвестиционного капитала.
Необходимость сбережений.
ДЕПОЗИТ. Накопления и инфляция. Мотивация для формирования
накоплений. Способы хранения денег: их преимущества и недостатки. Что
такое инфляция и индекс потребительских цен. Причины инфляции.
Принципы расчета инфляции. Банковский депозит. Что такое банк, вклад и
кредит. Функции и источники доходов банков. Роль Центрального банка
РФ. Виды банковских вкладов: вклад до востребования и депозит. Основные
характеристики депозита: срок и процентная ставка. Основные
преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в личном финансовом
плане. Условия депозита. Содержание депозитного договора. Условия
депозита: срок и процентная ставка, периодичность начисления и
капитализация процентов, автоматическая пролонгация депозита,
возможность пополнения счета, досрочного частичного снятия средств и
перевода вклада в другую валюту. Управление рисками по депозиту. Что
такое риск. Основные риски по депозиту (разорение банка, изменение

ставок по депозитам, реинвестирование, валютный, инфляция, ликвидность)
и способы управления ими. Принципы работы системы страхования вкладов
и Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Что такое ликвидность.
Особенности депозита в России. Ключевая ставка Банка России.
Налогообложение депозитов.
КРЕДИТ. Что такое кредит. Особенности банковского кредита. Основные
виды кредита. Потребительский кредит. Основные характеристики
кредита: платность, срочность, возвратность. Составляющие платы за
кредит: номинальная ставка, комиссии, страховки. Полная стоимость
кредита и переплаты по кредиту. Стоимость денег во времени. График
платежей по кредиту: аннуитетные и дифференцированные платежи,
возможность досрочного погашения кредита. Как банк обеспечивает
возвратность кредита: оценка платежеспособности заемщика, обеспечение
(залог или поручительство). Специфика автокредита и ипотечного кредита.
Учет кредита в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного
кредита. Сравнение различных видов кредитования на примере экспресскредита и потребительского кредита. Сбор и анализ информации об
условиях кредитования в разных банках. Сравнение кредитных
предложений. Минимизация стоимости кредитования. Способы
уменьшения процентной ставки по кредит, платы за страховки и выплаты по
кредиту. Кредитная история. Первоначальный взнос. Рефинансирование
кредита. Возможность использования государственных субсидий,
материнского капитала и налоговых вычетов для уменьшения выплат по
кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита. Необходимость
изучения условий кредитного договора. Опасность завышения доходов и
неинформирования банка об изменении своего финансового положения.
Риски валютных кредитов.
РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. Хранение, обмен и перевод
денег. Использование банковской ячейки, ее преимущества и недостатки.
Обмен валюты: валютный курс (покупки и продажи), комиссия. Виды
денежного перевода: безналичный и на получателя. Банковские реквизиты.
Факторы, определяющие размер комиссии за денежный перевод. Виды
платежных средств. Функции денег. Наличные и безналичные деньги.
Использование дорожных чеков: их преимущества и недостатки. Эмитент.
Банковские карты: дебетовая, кредитная, дебетовая с овердрафтом. PIN-код.
Выбор подходящего вида карты. Что такое кредитный лимит, льготный
период, минимальный ежемесячный платеж, овердрафт. Электронные

деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания.
Пользование банкоматом, защита от мошенничества.
СТРАХОВАНИЕ. Что такое страхование. Роль страхования в личном
финансовом плане. Схема работы страховой компании. Что такое страховая
сумма, страховая премия, страховой случай, страховой полис, страховая
выплата. Участники страхования: страховщик, страхователь,
застрахованный, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер.
Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование,
страхование ответственности. Особенности страхования жизни: риск смерти
и риск дожития, накопительное страхование жизни. Виды страхования от
несчастных случаев и болезней. Особенности обязательного и
добровольного медицинского страхования. Использование имущественного
страхования (пример - КАСКО) и страхования гражданской
ответственности (пример - ОСАГО). Использование страхования в
повседневной жизни. Карта рисков. Ключевые риски, угрожающие
финансовому благополучию семьи. Критерии и этапы выбора страховой
компании. Наиболее важные условия страхового полиса и правил
страхования. Действия в случае недобросовестного поведения страховой
компании. Типичные ошибки при страховании.
ИНВЕСТИЦИИ. Что такое инвестиции. Инвестирование. Роль
инвестиций в личном финансовом плане. Особенности инвестирования в
реальные и финансовые активы (пример инвестиций в золото - золотой
слиток или обезличенный металлический счет в банке). Схема работы
инвестиций, соотношение дохода и рисков. Особенности инвестиций в
бизнес через ценные бумаги: акции и облигации. Из чего складывается
доход акционера. Дивиденды. Эффект долгосрочных накоплений. Как
выбирать активы. Критерии оценки привлекательности инвестиционных
активов: доходность, надежность, ликвидность. Расчет доходности от
инвестирования. Сравнение доходности различных активов: наличные
деньги, банковский депозит, золото, недвижимость, фондовый рынок.
Способы управления рисками при инвестировании. Диверсификация.
Финансовые посредники: управляющие компании, паевые инвестиционные
фонды, брокеры, биржа, финансовые консультанты. Московская биржа.
Критерии выбора финансовых посредников. Как делать инвестиции.
Определение своих инвестиционных предпочтений. Выбор инвестиционной
стратегии. Формирование и перебалансировка инвестиционного портфеля.
Типичные ошибки при инвестировании.

ПЕНСИИ. Пенсионная система. Что такое пенсия. Виды пенсии:
государственная, корпоративная, частная. Особенности солидарной и
накопительной государственной пенсионной системы. Устройство
государственной пенсионной системы в РФ. Пенсионный фонд РФ. Виды
государственной пенсии: страховая (трудовая или социальная) и
накопительная. Принципы работы корпоративных пенсионных программ.
Особенности пенсионных схем с установленными выплатами и схем с
установленными взносами. Как сформировать частную пенсию. Расчет
размера пенсии. Инструменты получения пенсии: пожизненная пенсия в
страховой компании или негосударственном пенсионном фонде,
инвестирование в активы для получения рентного дохода. Факторы,
влияющие на размер пожизненной пенсии. Способы накопления и
приумножения пенсионных сбережений.
НАЛОГИ. Основы налогообложения физических лиц. Предназначение
налогов. Основные налоги: подоходный, имущественный, НДС и т.д.
Различия прямых и косвенных налогов. Налог на доходы физических лиц
(НДФЛ). Прогрессивная и плоская шкала налогообложения. Налоговая
база, налоговый резидент. Расчет НДФЛ для обычных доходов. Случаи, в
которых применяется нестандартная ставка НДФЛ. Уменьшение выплат по
НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Расчет налогового вычета при
продаже или приобретении имущества. Использование налоговой
декларации. Имущественный налог. Виды имущественного налога:
транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Особенности расчета различных видов имущественного налога.
ФИНАНСОВЫЕ МАХИНАЦИИ. Махинации с банковскими картами.
Виды махинаций и способы защиты. Действия в случае, если вы стали
жертвой мошенников. Махинации с кредитами. Виды махинаций и
способы защиты. Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.
Махинации с инвестициями. Суть мошеннических инвестиционных
предложений. Признаки финансовой пирамиды. Способы отличить
добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем.
Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии
решений о семейном бюджете.
1. Гражданское воспитание:
1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
1.2. формирование стабильной системы нравственных и смысловых
установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
2. Трудовое воспитание:
2.1. развитие навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;
2.2. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
3. Ценности научного познания:
3.1.
содействие
повышению
привлекательности
науки
для
подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества
детей;
3.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных
познаниях об устройстве мира и общества.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и
взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС

- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Личное финансовое планирование

Контрольные
работы

Всего

2

Практические
работы

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

2

Депозит

2

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

3

Кредит

2

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

4

Расчетно-кассовые операции

2

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка

России https://dnifg.ru/catalog

5

Страхование

2

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

6

Инвестиции

2

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

7

Пенсии

1

0

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

8

Налоги

2

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

9

Финансовые махинации

1

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для

школьников от Банка
России https://dnifg.ru/catalog

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

Тема урока

Введение в финансовую грамотность.
Личное финансовое планирование.
Человеческий капитал. Принятие
решений. Использование SWOTанализа для выбора карьеры.
Домашняя бухгалтерия. Составление
личного финансового плана

Практикум по теме "Личное
финансовое планирование"

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Дата
изучения

03.09.2024

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

1

1

10.09.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

3

Депозит. Накопления и инфляция.
Природа депозита. Условия депозита.
Преимущества и недостатки депозита

1

17.09.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

4

Практикум по теме "Депозит"

1

1

Онлайн-уроки по

24.09.2024

финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

5

6

Кредит. Как работает кредит.
Характеристики кредита. Как
выбрать наиболее подходящий
кредит. Как сэкономить при
использовании кредита

Практикум по теме "Кредит"

1

01.10.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

1

1

08.10.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

7

8

Расчетно-кассовые операции.
Хранение, обмен и перевод денег.
Платежные средства. Электронные
деньги и дистанционное банковское
обслуживание
Практикум по теме "Расчетнокассовые операции"

1

15.10.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

1

1

22.10.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для

школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

9

10

Страхование. Способы защиты от
рисков. Виды страхования. Принятие
решения о покупке страховки. Как
использовать страхование в
повседневной жизни

Практикум по теме "Страхование"

1

05.11.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

1

1

12.11.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

11

Инвестиции. Основы
инвестирования. Процесс
инвестирования

1

19.11.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

12

Практикум по теме "Инвестиции"

1

1

26.11.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России

https://dnifg.ru/catalog

13

Пенсии. Пенсионная система.
Частная пенсия

1

03.12.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

14

Налоги. Как работает налоговая
система. Правила расчета налогов на
физлиц в РФ

1

10.12.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

15

Практикум по темам "Пенсии" и
"Налоги"

1

1

17.12.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

16

Финансовые махинации. Махинации
с банковскими картами. Махинации с
кредитами. Финансовые пирамиды

1

24.12.2024

Онлайн-уроки по
финансовой
грамотности для
школьников от
Банка России
https://dnifg.ru/catalog

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы финансовой грамотности: 8-9 класс: учебник / В.В. Чумаченко,
А.П. Горяев. – 6 изд., стер. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические
рекомендации с примером рабочих программ: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Горяев А.П. Финансовая грамота / А.П. Горяев, В.В. Чумаченко.
«Баккара Принт».
• Горяев А.П. Финансовая грамота для школьников / А.П. Горяев, В.В.
Чумаченко.
• Кочергина Л.В. Обществознание 6-11 класс. Формирование
политических и социальных компетенций

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Библиотека ЦОК
• РЭШ

• Финансовая грамота http://fgramota.org/
• Финансовый словарь https://www.banki.ru/wikibank/
• Инфоурок https://infourok.ru/
• ФИПИ https://fipi.ru/
• Онлайн-уроки финансовой грамотности от Банка России https://dni-fg.ru/
• Финансовая культура https://fincult.info/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».