ДООП Сетевая программа Путь подростка в правовом лабиринте

1.1. Пояснительная записка
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
•
приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
приказом от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
•
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
•
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
•
локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о
проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение
промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации
ДООП).
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
•
письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О
методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ);
•
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек
правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств
совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы
правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В
связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового
образования.
Предлагаемая программа «Путь подростка в правовом лабиринте»,
предназначена для детей в возрасте от 11 до 14 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 академических часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.

Цель: формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека
в обществе.
Задачи:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным
членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку;
Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможности правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
Овладение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов
личности, решения практических задач;
Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию
правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над
курсом:
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования
(умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной,
- критическое оценивание достоверности полученной информации,
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить

доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно
подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных
выступлений.
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности, - учет мнения других людей при определении собственной позиции и
самооценке,
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное
восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к
явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
Актуальность и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно
научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм
действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить
адресата законных требований, понимать текст правового содержания.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и
задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик.
Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися
опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой
деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Ожидаемый результат. В результате изучения курса учащиеся получают знания
о видах правонарушений, основных понятиях уголовного права, основных
стадиях уголовного процесса, правах и обязанностях потерпевшего и
подозреваемого, способах повышения личной безопасности, а также
приобретают следующие конкретные умения: анализировать ситуации; вести
дискуссии; аргументировать свои позиции; планировать действия; принимать
решения; публично выступать и пр.

№

1

1.2. Учебно-тематический план
«Путь подростка в правовом лабиринте»
Содержание
Количест Форма проведения занятий
во
часов
Право и его роль жизни в
2
1. Занятие -исследование с
обществе.
элементами игровой деятельности,
проектирование.
2. Практикум по работе с
документами.

2

Правовое государство

2

1. Занятие-презентация с

элементами дискуссии.
2.Практикум с элементами
моделирования.
3

Правоспособность и
дееспособность

3

Деловая игра
«Юридическая клиника»
Практикум.

4

Семья с точки зрения права

4

Занятие -исследование.
Практикум.
Игра-тренинг

5

Конфликтология

3

6

Практическая виктимология

2

7

Агрессия. Психология
противоправного поведения

3

8

Подросток как участник
административных
правоотношений

3

9

Подросток как участник
уголовных отношений

6

10

Свободная жизнь и
ответственное поведение

3

11

Взгляд в будущее. Мой
выбор

3

Ролевая игра
Практикум
Игра-тренинг
Лекция с элементами
дискуссии
Пресс-конференция
Деловая игра- обсуждение
Семинар
Проблемно-проектная дискуссия
Практикум
Деловая игра
Семинар с
использованием
видеоматериалов
Практикум
Лекция, работа с
документами
Семинар
Круглый стол
Игра-тренинг
Круглый стол с моделированием
ситуаций
Игра-тренинг
Пресс-конференция
Гражданский форум

ИТОГО

№

34

Практикумы — 7
Семинары — 3
Дискуссии — 2
Лекции — 2
Моделирование — 2
Нетрадиционные уроки -18

1.3. Календарно – тематическое планирование
Содержание
Дата
Форма проведения
занятий

1

Право и его роль жизни в
обществе.

03.09.24

Занятие исследование с
элементами игровой
деятельности,
проектирование.

2

Право и его роль жизни в
обществе.

10.09.24

Практикум по работе с
документами.

3

Правовое государство

17.09.24

4

Правовое государство

24.09.24

Практикум с
элементами
моделирования.

5

Правоспособность и
дееспособность

01.10.24

Деловая игра

6

Правоспособность и
дееспособность

08.10.24

«Юридическая
клиника»
Практикум.

7

Правоспособность и
дееспособность

15.10.24

«Юридическая
клиника»
Практикум.

8

Семья с точки зрения
права

22.10.24

Занятие исследование.

9

Семья с точки зрения
права

05.11.24

Занятиепрезентация с
элементами
дискуссии.

Практикум.

10

Семья с точки зрения
права

12.11.24

Игра-тренинг

11

Семья с точки зрения
права

19.11.24

Игра-тренинг

12

Конфликтология

26.11.24

Ролевая игра

13

Конфликтология

03.12.24

Практикум

14

Конфликтология

10.12.24

Игра-тренинг

15

Практическая
виктимология

17.12.24

Лекция с
элементами
дискуссии

16

Практическая
виктимология

24.12.24

Прессконференция

17

Агрессия. Психология
противоправного
поведения

14.01.24

Деловая играобсуждение

18

Агрессия. Психология
противоправного
поведения

21.01.24

Семинар

19

Агрессия. Психология
противоправного
поведения

28.01.24

Проблемнопроектная
дискуссия

20

Подросток как участник
административных
правоотношений

04.02.24

Практикум

21

Подросток как участник
административных
правоотношений

18.02.24

Деловая игра

22

Подросток как участник
административных
правоотношений

25.02.24

Семинар с
использованием
видеоматериалов

23

Подросток как участник
уголовных отношений

03.03.24

Практикум

24

Подросток как участник
уголовных отноше

10.03.24

Лекция, работа с
документами

25

Подросток как участник
уголовных отношений

17.03.24

Лекция, работа с
документами

26

Подросток как участник
уголовных отношений

31.03.24

Семинар

27

Подросток как участник
уголовных отношений

07.04.24

Круглый стол

28

Подросток как участник
уголовных отношений

14.04.24

Игра-тренинг

29

Свободная жизнь и

21.04.24

Круглый стол с

ответственное поведение

моделированием
ситуаций

30

Свободная жизнь и
ответственное поведение

28.04.24

Игра-тренинг

31

Свободная жизнь и
ответственное поведение

05.05.24

Игра-тренинг

32

Взгляд в будущее. Мой
выбор

19.05.24

Прессконференция

33

Взгляд в будущее. Мой
выбор

26.05.24

Гражданский
форум

34

Взгляд в будущее. Мой
выбор

29.05.24

Гражданский
форум

1.4. Содержание программы
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа)
Право и его роль в жизни общества. Признаки права. Функции права. Этапы
развития права. Принципы права. Источники права.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).
Осуществление защиты прав ребенка.
Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав
детства.
Тема 2. Правовое государство (2 часа)
Признаки правового государства. Основные элементы структуры гражданского
общества. Основные черты гражданского общества.
Вершина пирамиды правового контроля. Задачи школьного Уполномоченного
или омбудсмена.
Тема 3. Правоспособность и дееспособность (3 часа)
Правоспособность граждан. Виды дееспособности граждан: полная, частичная,
ограниченная, абсолютная недееспособность. Эмансипация.
Правовой статус несовершеннолетнего: от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет. Права,
обязанности, ответственность.
Статус ребенка в процессуальных правоотношениях.
Тема 4. Семья с точки зрения права (4 часа)
Семья и брак. Семейное право. Условия вступления в брак. Порядок заключения
брака. Права и обязанности супругов. Имущественные и личные права.
Прекращение брака.
Родители и дети: равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности
родителей по образованию и воспитанию детей, по защите их прав и интересов.
Осуществление родительских прав. Лишение родительских прав.
Дети в семье. Права ребенка в семье. Обязанности совершеннолетних детей по
содержанию родителей. Социально-правовая защита ребенка, лишенного
родительского попечения.

Тема 5. Конфликтология (3 часа)
Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Последствия конфликтных
ситуаций. Стратегия и тактика в конфликте. Медиация и ее преимущества.
Восстановительное правосудие. Примирение.
Тема 6. Практическая виктимология (2 часа)
Из истории появления науки «виктимологии». Портрет типичной жертвы.
Портрет воображаемого преступника. Практические советы, как не стать
жертвой.
Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения (3 часа)
Агрессия. Причины агрессивного поведения. Психология противоправного
агрессивного поведения. Модели противоправного поведения. Драки: «за» и
«против».
Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений (3
часа)
Административное правонарушение. Административное наказание. Виды
административных наказаний. Производство по делам об административных
правонарушениях.
Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений (6 часов)
Понятие «преступление». Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Соучастие. Вина. Ответственность. Стадии преступления. Стадии уголовного
процесса. Как заявить о преступлении. Наказание. Виды наказаний.
Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. Обстоятельства,
отягчающие уголовную ответственность. Смертная казнь. Условное наказание.
Преступления против личности. Преступления против собственности.
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.
Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение (3 часа)
Свобода. Свободная жизнь. Права и свободы человека. Обязанности. Свободная
жизнь и ответственное поведение.
Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор (3 часа)
Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор
жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.
Методические рекомендации
ТЕМА 1. Право и его роль в жизни общества
Задача темы: Называть международно-правовые документы по правам человека
(ребенка), понимать роль права в жизни общества. Разбирать ситуации,
связанные с нарушением норм права, соотносить ситуации с положениями
правового законодательства; выражать свое отношение к праву и правовым
нормам, осознавать полезность права для общества и личности. Задуматься над
самореализацией себя посредством правомерного поведения.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «право», «конвенция», «декларация», «народовластие», «гуманизм»,
«ювенальная юстиция».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Урок-исследование с элементами
игровой деятельности, проектирования. Практикум по работе с документами.

ТЕМА 2. Правовое государство
Задача темы: Называть основные черты правового государства и гражданского
общества; создавать собственные проекты по разработке справедливого
правового государства; выразить свое отношение к проблемам создания и
построения справедливого общества, осознать свою собственную роль в
формировании подобного общества.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «правовое государство», «Гражданское общество», «омбудсмен»,
«Уполномоченный по правам человека»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Урок-презентация с элементами
дискуссии
Практикум с элементами моделирования
ТЕМА 3. Правоспособность и дееспособность
Задача темы: Характеризовать правовой статус ребенка и статус ребенка в
процессуальных отношениях. Разбирать ситуации, связанные с нормами права,
соотносить их с положениями правового законодательства. Выразить свое
отношение к правовым номам, осознавать полезность права для общества и
личности задуматься над мерой ответственности личности за предоставленные
ей права.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «правоспособность», «дееспособность», «правовой статус», «полная
дееспособность»,
«частичная
дееспособность»,
«абсолютная
недееспособность».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Деловая игра «юридическая
клиника» Лекция, работа с документами. Практикум
ТЕМА 4. Семья с точки зрения права
Задача темы: Характеризовать правовой статус членов семьи, их
имущественные права и обязанности; разбирать ситуации, связанные с
нарушением норм семейного права, соотносить ситуации с нормативноправовыми документами; выражать свое отношение к ценностям семьи, к
необходимости правового решения конфликтных ситуаций в семье; задуматься
над ответственным отношением к семейным обязанностям.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «семья», «семейное право», «брачный договор».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Занятие-исследование.
Практикум. Игра-тренинг
ТЕМА 5. Конфликтология
Задача темы: Выяснить сущность явления конфликта, определить пути выхода
из него, преодолеть стереотип негативного отношения к конфликтам (страх перед
конфликтом); формировать основные навыки анализа конфликтных ситуаций и
получить навыки разрешения конфликтов; задуматься над возможными
последствиями конфликтов.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «конфликт», «конфронтация», «компромисс», «сотрудничество»,
«приспособление», «медиация», «арбитраж».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Ролевая игра. Практикум. Игратренинг
ТЕМА 6. Практическая виктимология
Задача темы: Объяснить, что такое виктимология, выяснить, есть ли какие-то
закономерности в том, что человек становится жертвой, составлять портреты
«жертв» и «преступников»; применять практические советы по личной и
имущественной безопасности; задуматься о важности использования советов по
безопасности в своей жизни.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «виктимология», «жертва»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Лекция с элементами дискуссии.
Пресс-конференция
ТЕМА 7. Агрессия. Психология противоправного поведения
Задача темы: Выявить причины агрессивного поведения, психологические
основы этого явления. Охарактеризовать этапы протекания конфликта, разбирать
ситуации, связанные с противоправным поведением, вырабатывать стойкое
неприятие агрессивного поведения, задуматься над ответственным отношением
по поводу собственного поведения.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «агрессия», «противоправное поведение», «правонарушитель»,
«эскалация конфликта»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Деловая игра-обсуждение.
Семинар. Проблемно-проектная дискуссия
ТЕМА 8. Подросток как участник административных правоотношений
Задача темы: Показать отличия административного и уголовного
правонарушения; называть виды административных наказаний и органы, их
назначающие; разбирать и анализировать ситуации, связанные с нарушением
административного права, соотносить их со статьями Административного
Кодекса РФ.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «административное право», «административное правонарушение»,
«административное наказание».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Практикум. Деловая игра.
Семинар с использованием видеоматериалов
ТЕМА 9. Подросток как участник уголовных отношений
Задача темы: Понимать и знать основные признаки преступления, объяснять
механизмы уголовного процесса; характеризовать цели и виды уголовного
наказания; разбирать ситуации, связанные с нарушением норм права, соотносить
ситуации с положениями уголовного законодательства; выразить свое отношение
к преступной деятельности, задуматься над ответственным поведением.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «преступление», «уголовное право», «уголовный кодекс»,
«уголовный процесс», «словное наказание».
Рекомендуемая форма проведения занятий: Практикум. Лекция, работа с
документами.
Семинар. Круглый стол. Игра-тренинг
ТЕМА 10. Свободная жизнь и ответственное поведение
Задача темы: Объяснить взаимосвязь свободы и ответственного поведения,
понимать разницу между свободой и вседозволенностью; обсудить ценностные
ориентиры человека, задуматься над самореализацией.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «свобода», «свободная жизнь», «анархия», «ответственность»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Круглый стол с моделированием
ситуаций.
Игра-тренинг
ТЕМА 11. Взгляд в будущее. Мой выбор
Задача темы: Характеризовать и называть международно-правовые документы
по правам человека, спроектировать модель будущего человечества, обсудить
возможную роль молодых людей в формировании будущего; заниматься
исследовательской и проектной деятельностью. Выразить свое отношение к
активному участию молодежи в преобразовании общества.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру
обучения: «выбор», «Декларация», «конвенция»
Рекомендуемая форма проведения занятий: Пресс-конференция. Гражданский
форум.
1.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В качестве оценивания обучающимся предлагается тест:
1. Нормы права в отличие от норм морали
1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в официальной норме
2. Примером правонарушения является следующий факт:
1) ученик Г., играя мячом, разбил окно в чужой квартире
2) ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря
3) ученик Т. Не выполнил домашнее задание
4) гражданин Л. Вернул взятые у приятеля в долг 100 рублей через неделю после
условленного срока
3. Что является правонарушением?
1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома
2) отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за
урагана

3) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик
4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора
4. Среди перечисленных правонарушений административным является
1) производство контрафактных видеокассет
2) дача взятки чиновнику
3) присвоение чужого изобретения
4) неоплаченный провоз багажа
5. Первой формой выражения права был (а)
1) судебный прецедент
2) правовой обычай
3) нормативно-правовой акт
4) правовая доктрина
6. Определение опасных для личности, общества и государства деяний как
преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в
1) Конституции РФ
2) Гражданском кодексе
3) Уголовно-процессуальном кодексе
4) Уголовном кодексе
7. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидации
фирмы относится к правоотношениям
1) трудовым
2) семейным
3) административным
4) гражданским
8. Административное право – это отрасль права, которая
1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации
и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления
2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы
общественных отношений
3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные
неимущественные отношения
4) регулирует основы социально-экономического, политического и
территориального устройства
9. Верны ли следующие суждения о правовых актах?
А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная
форма.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что
принимаются судебными органами власти.
1) верно только А
2) верно только Б

3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Какому понятию соответствует следующее определение?
Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение
которых обеспечивается силой государственного принуждения
11. Вставьте пропущенное слово: «Органы местного
именуются в законодательстве муниципальными»
12. Установите соответствие: к каждой ветви власти, указанной в первом столбце,
по порядку подберите соответствующие полномочия из второго столбца.
ВЕТВИ ВЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЯ
1) законодательная власть А. создает законы
2) исполнительная власть Б. Защищает право
3) Судебная власть В. Реализует принятые решения
13. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением,
которое она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
1) В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла А. Административное
2) Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку Б. Гражданское машины
3) Строители заключили договор на строительство дачного домика с гражданином
М.
4) Гражданин П. был доставлен в отделение полиции за нецензурную брань на
городском рынке
14. Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за
административные правонарушения
1) увольнение с работы
2) предупреждение
3) лишение свободы
4) штраф
5) исправительные работы
6) ссылка
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
Ответ:
15. Найдите в приведенном ниже списке примеры административных
правоотношений
1) отношения с правительства с министерствами
2) отношения отдела внутренних дел с гражданами
3) отношения городского Департамента образования с частным лицеем
4) отношения покупателя с продавцом
5) отношения автора произведения с издательством
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
Ответ:

16. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия
правонарушением? Укажите три признака правонарушения.
17. Создайте социальный проект: «Я и мой двор»
18. Создайте коллаж «Идеальное государство», «Реальное гражданское
общество»
19. С какими бы вопросами вы обратились бы к Уполномоченному по правам
человека?
20. Решите задачи:
1. супруги Шишкины разводились и делили имущество общего пользования.
Поскольку их малолетний сын оставался с матерью, она потребовала, чтобы это
имущество (телевизор, автомобиль, дача) было разделено не на две, а на три
части, так как сын тоже пользовался этим имуществом.
- Правомерно ли ее требование?
2. Усыновивший Николая М. отчим плохо к нему относился, бил его, выгонял из
дому, пьянствовал. Мать не могла защитить сына. Тринадцатилетний Николай
обратился в суд с заявлением о защите от злоупотреблений отчима. Судья отказал
Николаю в приеме заявления и дал ему один совет, которому Николай не
последовал. Через год он снова явился к судье с тем же заявлением.
- Что должен делать судья?
- Какой совет он дал?
3. Гражданин С. Обратился в суд с требованием взыскать алименты с его сына,
так как он, гражданин С., является инвалидом и получает очень маленькую
пенсию, а сын хорошо зарабатывает. Сын, однако, категорически отказался
платить алименты, пояснив, что, когда ему было три года, отец выгнал его вместе
с матерью из дому, пропил все имущество и скрылся. Его не могли разыскать для
истребования алиментов. Он объявился только через 30 лет после того, как в
очередной попойке ему нанесли увечье, приведшее к инвалидности.
- Какое решение должен вынести судья?
4. Учащийся 38-й средней школы 15-летний Олег Николаев был привлечен к
административной ответственности за злостное неповиновение требованиям
работника полиции.
- Будут ли к Олегу применимы меры административной ответственности,
предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних?
5. Инспектор по делам несовершеннолетних два раза разгонял кампанию, которая
после 11 часов вечера распивала спиртное во дворе его дома, горланила песни,
кричала, нецензурно выражалась. В компании был один 18-летний парень, один
16-летний, а остальные были младше их. На третий раз инспектор не выдержал
и вместе со своими коллегами задержал всю компанию, а также вызвал родителей
несовершеннолетних. - - Проанализируйте ситуацию
13-летний Киселев совершил кражу магнитофона из кабинета физики средней
школы города N.
- Будет ли Киселев привлечен к уголовной ответственности? (Для ответа
посмотри определение понятия «преступление» и вспомни, с какого возраста и
какую ответственность несут несовершеннолетние.)

6. На базаре подросток вырвал у вас сумку, где лежали документы, деньги и
ключи от квартиры.
- Как правильно написать заявление в полицию?
7. Решите юридическую задачу: «Несовершеннолетний Кирилл был задержан
по подозрению в совершении преступления. Всю ночь, без адвоката, его
допрашивал следователь, а затем были извещены родители Кирилла о его
задержании».
- Какие действия следователя были противозаконными?
8. Потерпевший Шишкин случайно узнал, что прокурор является дальним
родственником его следователя.
- Какое ходатайство должен написать Шишкин?
Составьте ходатайство по данному случаю.
Темы эссе для учащихся
1. «В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой.
Всякий закон есть неволя».
2. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно
повиноваться законам» (Сократ).
3. «Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям»
(Латинское юридическое изречение).
4. «Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там
умирает закон» (Н.Шамфор)
5. «Правомерное поведение: миф или реальность в России?»
6. «У меня будет семья…»

1.6. Список методической литературы
1. Выбираю жизнь. Программа «Дети. Образование. Милиция» Учебнометодическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей.
Петрозаводск: Петро-Пресс. 2002.
2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. / Под ред.
С. Шехтера и Н. Воскресенской. - М., 1997.
3. Григорьева Т.Г, Линская Л.В., Т.П.Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск:
Издательство Новосибирского университета, 1999
4. Иоффе А.И Методические материалы по гражданскому образованию «Книга
ресурсов»: Учебное пособие. - М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник»,
2003.
5. Козлов Н как относиться к себе и людям, или практическая психология на
каждый день. Издание второе, переработанное и дополненное - М.: Новая школа,
1994.
6. Конституция России: Учебное пособие для 9 класс. Издание 2-е. дополненное
и переработанное. - М.: Лес Эст, 2004.
7. Материалы газеты «Граждановедение», № 2, 7, 8, 15 за 2006 год.
8. Методический альманах. Выпуск 1. Пособие для учителей организация
занятий активные формы обучения. Пособие для преподавателей курса
«Граждановедение». — М. 1993.
Методический альманах. Выпуск 4. Пособие для учителей. Активные формы
преподавателя курса-модуля «Ответственность за правонарушение». Пособие
для преподавателей курса «Граждановедение». - М., 1995.
9. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.
Издание второе, нспр. и доп. -М.: ЗАО «Учительская газета». 2001.
10. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы – М.:
«Международные отношения», «Центр гуманитарного образования». 1998.
11. Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник для средней школы. 4-е
издание — М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования,
1998
12. Проньин В, Гутников А Живое право. Интерактивнй курс практического
права. Книга для преподавателя к тому 2. – С.-Пб.: Издательство СанктПетербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2004
13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд.,
дополн. и перераб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
14. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. Издание пятое,
исправленное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».