ДООП-футбол

Пояснительная записка
Направленность

программы.

Дополнительная

общеразвивающая

программа «Футбол» физкультурно-спортивной направленности.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативными

документами:


Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (в редакции на 4 августа 2023 года);
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции 2023 г.);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
г. и плана мероприятий по ее реализации»;

 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядок оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08.2023 № 963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядок оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
 Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
гимназия № 120, Муниципальное образование «город Екатеринбург».
Дополнительная

общеобразовательная

физкультурно-спортивной

направленности

общеразвивающая
«Футбол»

имеет

программа
спортивно-

массовую направленность и призвана осуществлять 3 исключительно важных
функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребенка и
переживания

им

дифференциации

«ситуации

успеха»;

личностно-значимых

способствовать
интересов

осознанию

личности;

и

выполнять

защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные
возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной
школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного
образования.
Ведущими

ценностными

приоритетами

программы

являются:

демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового

образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического
творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности
посредством выбранного ими вида спорта.
Актуальность данной программы дополнительного образования в том,
что

в

процессе

изучения

у

учащихся

формируется

потребность

в

систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются
к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим
трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия
спортом

дисциплинируют,

целеустремленность,

воспитывают

способствуют

чувство
поддержке

коллективизма,
при

волю,

изучении

общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Отличительные особенности программы в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше
желающих заниматься видом спорта баскетбол, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться футболом с
«нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «футбол» в школе,
а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего
подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел
возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение
посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными
подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра футбол,
в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества
(выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность,
прыгучесть

и

др.),

а

также

формируются

личные качества ребенка

(общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
Футбол – это одно из самых доступных, популярных и массовых средств

физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения.
Футболом в России занимается более 2 млн человек. Игра занимает ведущее
место в общей системе физического воспитания подрастающего поколения.
Командный

характер

игры

«футбол»

воспитывает

чувство

дружбы,

товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как
чувство

ответственности,

уважение

к

партнерам

и

соперникам,

дисциплинированность, активность. Каждый обучающийся может проявить свои
личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра
требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе
игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой,
развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать
устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать
бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых
черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия
на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте,
к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня
красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники,
в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении
игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры,
его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Образовательный модуль «Футбол для всех» по учебному предмету
«Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы начального общего образования (далее –Модуль)
разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования
и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего
образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая
культура»

в образовательных
основные

организациях Российской

общеобразовательные

программы,

Федерации, реализующих
утвержденной

протоколом

заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24
декабря 2018 г.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся
образовательных организаций и утверждает:
–

право

образовательных

организаций

на

самостоятельность

в

осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении
содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных
программ,

выборе

учебно-методического

обеспечения,

образовательных

технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п.п. 6
п.3 ст.28 Закона);
– право педагогических работников на свободу выбора и использования
педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,
а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ,

методов

обучения

и

воспитания

в

пределах

реализуемой

образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
В содержании Модуля специфика футбола сочетается со всеми базовыми
видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура»
в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всеми
возрастными категориям обучающихся независимо от уровня их физического
развития и гендерных особенностей.
Цель модуля – формирование устойчивых мотивов и потребностей
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических
и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры
в

организации

здорового

образа

жизни

подрастающего

поколения

с

использованием средств игры «Футбол».
Задачи модуля:
1. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела
средствами футбола.
2. Формирование

культуры

физическими

движений,

упражнениями

с

обогащение

двигательного

общеразвивающей

и

опыта

корригирующей

направленностью с использованием средств футбола.
3. Укрепление и сохранения здоровья, развитие основных физических качеств
и повышение функциональных способностей организма.
4. Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного
взаимодействия

и

сотрудничества

в

игровой

и соревновательной деятельности в футболе.
5. Популяризация и увеличение числа занимающихся футболом.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в процессе
обучения технологии
способствуют повышению общего уровня двигательной активности
обучающихся младшего школьного возраста, служат важным фактором
компенсации гиподинамии;
содействуют укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению
работы кровеносной и дыхательной систем организма;
решают комплекс основных задач физического воспитания на ступени
начального общего образования;
создают
обеспечивая

оптимальные
гибкость

и

условия

гармоничного

вариативность

развития

содержания

личности,

образовательной

деятельности на всех ступенях образования в соответствии с индивидуальными
особенностями и потребностям обучающихся;
совершенствуют интеграцию уроков физической культуры, внеурочной
деятельности, системы дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности и деятельности школьного спортивного клуба;
способствуют

развитию

основных

физических

качеств,

игрового

мышления обучающихся.
Место учебного модуля в учебном плане.
Содержание Модуля расширяет и дополняет знания полученные в
результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета
«Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы начального общего образования.
Педагог имеет возможность вариативно использовать учебный материал
в разных частях урока по физической культуре с выбором различных элементов
игры в футбол с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года) Модуль «Футбол
для

всех»,

направлен

на

достижение

обучающимися

личностных,

метапредметных
и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля.
Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном
отношении

обучающихся

деятельностью,
использовать

к

накоплении
ценности

индивидуальных

занятиям

двигательной

необходимых

физической

знаний,

культуры

(физкультурной)

а также
для

в

умении

удовлетворения
интересов

и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом

совершенстве.
Личностные результаты:
•

формирование чувства гордости за отечественных футболистов;

•

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл

учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
•

развитие

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания во время игры в футбол;
•

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

в разных игровых ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций во время игры в футбол;
•

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости
и свободе;
•

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения модуля характеризуют уровень
сформированности качественных универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в игровой
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве
с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательной
деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
•

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств её осуществления с использованием игры
в футбол;
•

формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с правилами и условиями игры в футбол;
определять наиболее эффективные способы достижения игрового результата;

определение общей цели и путей её достижения; умение

•

договариваться о распределении функций и ролей в совместной игровой
деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

•

интересов сторон и сотрудничества;
владение двигательными действиями и физическими упражнениями

•

футбола и активное их использование в самостоятельно организованной
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Предметные

результаты

характеризуют

опыт

обучающихся

в

творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения Модуля и проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач,

связанных

с организацией и проведением самостоятельных занятий футболом.
Предметные результаты:
•

формирование первоначальных представлений о развитии футбола,

олимпийского движения;
•

овладение

умениями

самостоятельно

организовывать

здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры на основе игры в футбол и т.д.);
•

формирование навыка систематического наблюдения за своим

физическим

состоянием,

величиной

физических

нагрузок,

данными

мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
•

применение и изложение в доступной форме полученных знаний

о физической культуре и футболе, грамотно использование понятийного
аппарата;
•

освоение правил поведения и безопасности во время занятий

и соревнований по футболу;

•

приобретение навыка правильно подбирать одежду и обувь для

занятий и соревнований по футболу;
•

приобретение важных двигательных навыков, необходимых для

игры
в футбол;
•

овладение основными терминологическими понятиями спортивной

•

освоение некоторых навыков первичной технической подготовки

игры;
футболиста (выполнение ударов по мячу ногами и головой, остановка мяча,
ведение мяча и выполнение финтов, отбор мяча);
•

знание о некоторых индивидуальных и групповых тактических

действиях в атаке и в обороне;
•

формирование общего представления о технике и тактике игры

вратаря;
•

применение во время игры в футбол всех основных технических

элементов (техника перемещения, передача и ловля мяча).

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол.
Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена футболиста. Закаливание.
Режим
и питание спортсмена. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств
футболиста.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися.
Игровые амплуа в футболе. Подбор общеразвивающих упражнений для

разминки футболиста различного амплуа.

РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом
в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение
подвижных игр с элементами футбола во время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом,
способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений.
Тестирование уровня физической подготовленности в футболе.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Спортивно-оздоровительная деятельность
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих
двигательные умения и навыки футболиста.
Подвижные игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной
к финишу», «Собачки», «Собачки в квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку»,
«Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча капитану», «Точный удар»,
«Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки», «Быстрее
к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без
мяча», «Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота»,
«Взять крепость», «Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь»,
«Обгони мяч», «Вызов номеров», «Только своему», «Салки в тройках», «Верни
мяч головой капитану», «Отбери мяч» и др.
Индивидуальные технические действия:
Техника передвижения: бег обычный, спиной вперед, скрестным
и приставным шагом, по прямой, с изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх –
влево, толчком двумя ногами с места.
Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом».

Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема,
внутренней частью подъема, внешней частью подъема, носком, резаный удар,
удар-бросок стопой, с полулета.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо
владеющих ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча.
Обманные движения (финты): «уходом», «уходом с ложным замахом на
удар», «проброс мяча мимо соперника».
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча
накладыванием стопы, выбиванием, перехватом.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего
мяча; полувысокого мяча; ловля мяча в прыжке. Ловля высоколетящего,
полувысокого, летящего в стороне мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде.
Отбивание мяча ладонями; кулаком или кулаками. Введение мяча в игру.
Вбрасывание

мяча

из-за плеча, сбоку, снизу. Выбивание мяча ногой с рук.
Тактические действия:
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения
единоборства с соперником. Техника выполнения открывания, отвлечения
соперника.
Техника

выполнения

приема

«маневрирование».

Передачи

мяча

и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам.
Групповые тактические действия в атаке. Действия против соперника без
мяча и с мячом. Групповые действия в обороне и их основные способы.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для
разучивания приемов игры на выходах. Введение мяча в игру. Руководство
действиями партнеров в обороне. Участие вратаря в атакующих действиях
партнеров.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Наименование разделов, тем
Вводное занятие
Подвижные игры
Передвижения
Ведение мяча, передачи и остановка
Удары по мячу
Обводка
Открывание
Игра вратаря
Игра в защите
Розыгрыши
Развитие скоростных способностей
Игра в «Стенку»
Тактика игры
Судейство
Подстраховка игроков
Учебная игра
Розыгрыш стандартов
Итого:

Количество часов
Всего
2
2
4
40
20
5
7
10
10
10
5
5
10
4
4
10
5
153

Учебно – тематический план

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Футбол»
№
занят
ия
1

2
3

4
5
6
7

Дата проведения
По плану По факту

Тема секционных занятий

Количест
во часов

Т/Б и правила поведения на
спортивной
площадке
и
в
спортивном зале. Подвижные игры с
элементами футбола.
Правила игры. Подвижные игры с
элементами футбола.
Передвижения
боком,
спиной
вперед,
ускорения,
остановки,
повороты, старты.
Комбинации
из
освоенных
элементов техники передвижений.
Ведение мяча внешней и внутренней
стороной стопы по прямой.
Ведение мяча с обводкой стоек
Совершенствование ведения мяча с

1

2
2

2
2
2
2

8

9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

обводкой стоек.
Челночный бег, совершенствование
комбинаций
из
техники
передвижений.
Передача мяча и остановка мяча в
парах на месте.
Остановка
катящегося
мяча
внутренней стороной и подошвой.
Совершенствование передачи мяча и
остановки мяча в парах на месте.
Эстафеты с ведением мяча.
Удары
по
неподвижному
и
катящемуся
мячу
внутренней
стороной стопы и средней частью
подъёма.
Совершенствование ударов по мячу,
остановки мяча.
Игра в квадрате.
Ввод мяча в игру.
Ведение мяча с обводкой стоек и
ударом по воротам.
Т/Б по футболу. Ведение мяча с
пассивным
сопротивлением
защитника и ударом по воротам.
Ведение
мяча
с
активным
сопротивлением защитника и ударом
по воротам.
Совершенствование остановки мяча
внутренней стороной стопы и
подошвой.
Остановка мяча грудью.
Остановка
летящего
мяча
внутренней стороной стопы.
Совершенствование остановки мяча.
Жонглирование мячом.
Совершенствование передачи мяча
на месте и в движении.
Удар
по
катящемуся
мячу
внутренней частью подъема.
Удар по неподвижному мячу
внешней частью подъема.
Удар по катящемуся мячу внешней
стороной подъема, носком.
Т/Б. Удар по летящему мячу

2

2
2
3
2
3

2
3
2
3
2

3

3

3
2
3
3
3
2
2
3
2

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

50
51
52

53
54
55

внутренней стороной стопы.
Удар по летящему мячу серединой
подъема.
Удар по мячу серединой лба.
Совершенствование
ударов
по
летящему мячу.
Игра в тройках с последующим
ударом по воротам.
Обводка с помощью обманных
движений (финтов).
Совершенствование
техники
обводки.
Умение
найти
свободное
пространство и занять его.
Совершенствование
техники
открывания. Игра без мяча.
Ловля мяча, летящего навстречу.
Ловля мяча сверху в прыжке.
Отбивание мяча кулаком в прыжке.
Игра в защите. Отбор мяча ударом
ногой.
Отбор мяча перехватом.
Отбор мяча корпусом.
Отбор мяча в подкате.
Совершенствование техники отбора
мяча.
Вбрасывание мяча из-за боковой
линии с места и с шагом.
Совершенствование
розыгрыша
стандартов.
Эстафеты на развитие скоростных
способностей.
Выполнение
комбинаций
из
освоенных
элементов
техники
перемещений и владения мячом.
Игра в «Стенку».
Совершенствование игры в «стенку».
Индивидуальные,
групповые
и
командные тактические действия в
нападении и защите.
Судейская практика. Судейство игры
в футбол.
Подстраховка игроков.
Учебная игра с тактическими

2
2
2
2
2
2
3
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

2
2
3

задачами.
Игра в квадрате с минимальным
касанием мяча.
Двусторонняя учебная игра с
разбором ошибок.
Совершенствование
розыгрыша
стандартов. Учебная игра.
Итого:

56
57
58

2
3
5
153 ч

Приложение 1
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ФУТБОЛИСТА
1.

Средства для развития быстроты.

Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 510 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с
элементами старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между
стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость),
переменный бег на дистанцию 50-100 м (15-20 мин с максимальной скоростью,
10-15 м медленно и т.д.).
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа

передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости,
«челночный бег»: 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 и т.п., выполнение элементов техники
в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15 м) на перехват или отбивание высоко
летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений
с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
2.

Средства для развития скоростно-силовых качеств.

Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи, штанга для
подростков весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым
выпрямлением.
Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см)
с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков,
переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на
дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук
в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание
теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя
партнерами с разных сторон), из упора лёжа хлопки ладонями, прыжки в сторону
с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
3.

Средства для развития специальной выносливости.

Переменный

бег,

кроссы

с

изменением

скорости.

Многократно

повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с
обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом с большой интенсивностью, тренировочные
игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам
с минимальным интервалом 3-5 игроками.
4.

Средства для развития для развития ловкости.

Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко
повешенный мяч головой, руками, ногой, то же самое с поворотом на 90-180°.

Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок
вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек,
обманными движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный
мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой.
«Колесо» с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с
разбега.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.

Упражнения с мячом, 4 видеоурока http://pro100video.com

2.

Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»

3.

101 упражнение для юных футболистов 8-14 лет.yafutbolist.ru

4.

Большая

олимпийская

энциклопедия

http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.
5.

Круговая

тренировка

с

направленностью

физических

упражнений на воспитание двигательной активности: Методические указания
http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
6.

Российский футбольный союз https://rfs.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».