ДООП Сетевая программа Мой выбор

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой выбор» (далее
Программа) разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся старшего
возраста в условиях образовательных учреждений.
Программа является модифицированной, разработана на основе программ предпрофильной
подготовки Е.А. Климовой «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные
намерения"» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Данная программа ориентирована на развитие навыков обучающихся в определении своего
дальнейшего пути, развитие профессиональных интересов, личностных и надпрофессиональных
навыков обучающихся; формирование устойчивой мотивации; формирование специальных
знаний и практических навыков, развитие творческих способностей подростка. В процессе
обучения накапливаются знания, умения и навыки, что способствует не только успешности
обучения, но и создаёт возможности освоения надпрофессиональных навыков для успешного
профессионального будущего.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой выбор» социальногуманитарной направленности. Программа ориентирована на повышение уровня
профессиональной зрелости, развитие способностей у подростков проявлять и оценивать свои
возможности в практической деятельности через профессиональные пробы.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
•
приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
•
приказом от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196»;
•
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
•
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
•
локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о проектировании
ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации
обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
•
письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических
рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ);
•
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и
•

осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
Дополнительность программы заключается в более полном применении практических навыков
по формированию профессиональной зрелости обучающихся через организацию процесса
самопознания и приобретения знаний, умений, компетенций, необходимых при планировании
своей профессиональной карьеры, раскрытии индивидуальности обучающихся, что предполагает
создание гибкой системы кооперации старшей ступени школы и системы дополнительного
образования для эффективного комплекса, обеспечивающего основу для успешной
конкурентоспособности и мобильности выпускников.
Актуальность программы. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
любого человека планировать свое будущее, основываясь на своих потребностях и социальноэкономических условиях. Вопросы управления карьерой в условиях современного рынка труда
приобретают все большее значение, поскольку в условиях жесткой конкуренции работодатели
заинтересованы в профессионально мотивированных и социально активных соискателях,
умеющих ставить четкие карьерные цели и продумывать пути их достижения. В связи с этим
государством уделяется особое внимание процессам карьерного самоопределения. Так, в
законодательном документе «Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до2025 года» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от
29ноября 2014 г. № 2403-р) приоритетным направлением является «создание условий для
реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение
технологии "социального лифта"», которое предусматривает развитие проектной активности
молодежи на основе синтеза учебной и трудовой деятельности, профориентационную работу, а
также построение эффективной траектории карьерного роста.
Отличительной особенностью программы является организация учебного процесса на основе
методических разработок «Мир профессий будущего»
(https://kompas100.ru/mpb),
«Профнавигатор.
Цель»
«Профнавигатор.
Выбор»
(https://macards.ru, https://mastertigr.ru ), Бизнес-симулятор PIVOT (https://levellab.ru ), «Моя
профессия», «Проф форсайт» и других средств обучения и воспитания для создания новых мест
дополнительного образования в виде деловых и интерактивных игр, в ходе которых у
обучающихся формируются умения мыслить о будущем, видеть, как технологические и
социальные процессы меняют мир вокруг нас и системно оценивать последствия разных событий
на длинных временных горизонтах.
Новизна программы заключается в том, что профориентационная работа заключается в
нацеленности не только на формирование неких универсальных качеств, позволяющих
осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за
свой выбор, быть профессионально мобильными, но и на формирование навыка планировать свою
профессиональную карьеру.
Инновационность программы. В основе каждого раздела программы использованы
инновационные технологии, которые в интерактивной форме познакомят обучающихся с
процессом проектирования своей профессиональной карьеры через организацию процесса
создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних
возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); через определение

образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе
сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и
требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов
спроса и предложения; через анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого
профессионального будущего; через построение конкретных шагов для достижения намеченной
цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
Адресаты программы Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 15 до 17 лет,
стоящих на пороге выбора профессионального будущего. Набор производится по желанию
учащихся и их родителей.
Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом
программы объединения группы сформированы из обучающихся одной возрастной категории.
Состав группы – постоянный. Количество обучающихся в группе – не менее 15 человек.
Формы обучения. Форма обучения – очная. Данная форма обучения наиболее эффективна, так
как обеспечивает непосредственное взаимодействие обучающихся с педагогом для более полного
и содержательного освоения знаний и умений по данной программе. По мере необходимости при
реализации программы предусмотрено проведение занятий в дистанционной форме.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения и разделена на
два модуля. Общее количество часов по программе составляет 144 часа, из них первый модуль –
64 часа, второй модуль – 80 часов.
Режим занятий. Продолжительность одного занятия - 45 минут, два раза в неделю.
Возраст особенности обучающихся. В программе принимают участие и активно работают
ребята от 15 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный,
критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные
изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со
сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить
свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст –
самый благоприятный для творческого и профессионального развития. Он является наиболее
интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой
человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на
ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими
будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе
должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и
жизни.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: помочь каждому из участников разобраться в мире профессий и понять, в
какой сфере можно использовать свой потенциал, чтобы сделать осознанный выбор в
планировании и продвижении своей профессиональной карьеры.

Задачи:
Образовательные задачи:
•
ознакомить подростка с особенностями устройства образовательной системы и рынка
труда;
•
•

ознакомление с методами развития рынка труда;
сформировать знания, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях

продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
•
сформировать умение владеть способами проектирования и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов;
•
изучение основных методов и особенностей построения карьеры;
•
приобретение навыков планирования карьеры в условиях рыночных отношений и
конкуренции кадров.
Воспитательные задачи:
•
уточнить профессиональные планы и адекватный выбор социально- деловой карьеры с
учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей;
•

сформировать практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности

обучающегося и профилю дальнейшего обучения;
•
сформировать умение владеть способами работы с открытыми источниками информации о
рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания
обучающихся и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о
выборе индивидуального и профессионального маршрута;
•
сформировать понимание социально-экономических особенностей и проблем развития
государства, региона, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание
обучающихся жить и работать на благо своего города и региона;
•

популяризировать личностное и профессиональное самоопределение среди обучающихся.

Развивающие задачи:
•
развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации;
•
формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах
применительно к реализации себя в будущей профессии;
•
сформировать умение владеть способами установления образовательных коммуникаций со
сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов
осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательного
контента;
•
развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Модуль 1 (1-й год обучения)
Количество часов

Форма контроля

№
п/п
Раздел, тема
I Введение в программу

Всего Теория

Практика

4

1

3

1

Вводное занятие. Правила
техники безопасности и
противопожарной защиты

2

1

1

наблюдение

2

Анализ стартовых возможностей

2

0

2

тестирование

28

10

18

«Я-личность: проблемы
II самопознания»
3

Понятие личности

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

4

Пирамида уровней притязаний по
Маслоу

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

5

Самооценка и уровень
притязаний
Игра «Свет мой зеркальце»
Основные психические процессы

2

0

2

Игровой тренинг

2
2

0
1

2
1

Игровой тренинг
Практическое
задание/игровой тренинг

8

Основные
процессы. Память

психические

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

9

Основные психические процессы
Мышление

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

10

Основные
психические
процессы. Интеллект

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

11

Основные
психические
процессы. Темперамент

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

12

Основные психические процессы.
Характер.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

13

Основные психические процессы.
Эмоции.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

14

Определение
своих
психологических процессов

2

0

2

Игровой тренинг

6
7

15

Профессиональный тип личности

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

16

Упражнения «Хочу могу надо»,
«Дерево ПВК», «Грецкий орех»

2

0

2

Практическое
задание/игровой тренинг

«Будь успешным»

28

12

16

Общение в жизни человека.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

18

Тест игра «С тобой приятно
общаться»

2

0

2

Практическое
задание/игровой тренинг

19

Вербальные и невербальные
средства общения.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

20

Упражнение «Глухой. Немой.
Слепой»

2

0

2

Практическое
задание/игровой тренинг

21

Барьеры общения.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

22

Навыки преодоления барьеров
общения

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

23

Взаимодействие в группе.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

24

Выявление статуса личности в
группе

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

25

Конфликты. Пути их
преодоления

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

26

Пути решения конфликтных
ситуаций

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

27

Уверенное и неуверенное
поведение.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

28

Игра «Ярмарка достижений»

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

29

Будь лидером

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

30

Оценка лидерских качеств
обучающихся

2

0

2

Самооценка

III
17

31

Итоговое занятие

2

0

2

Защита проектов

32

Итоговое занятие.

2

0

2

Защита проектов

Итого:

64

23

41

Модуль 2 (2-й год обучения)
№
п/п
Раздел, тема

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма контроля

I Вводное занятие.
Деньги в жизни человека

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

2 Игра «Моя профессия и деньги»

2

0

2

Игровой тренинг

II «Моя будущая карьера»

76

13

63

3 Рынок
труда:
структура,
предложения и спрос

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

4 Презентация «Современный
рынок труда»

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

Игра «Кто нужен для дела?»

2

0

2

Игровой тренинг

6 Игра « С кем я хочу работать?»

2

0

2

Игровой тренинг

7 Игра «Профессиональное лото»

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

8 Какие работники нужны
работодателю?
9 Деловая
игра
по
профориентации «Моя
профессия». Викторина
10 Деловая игра по профориентации
«Моя профессия» Викторина

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

2

0

2

Игровой тренинг

5

11

Планирование
профессионального будущего.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

12

Планирование
профессионального будущего.
Итоги.

2

0

2

Игровой тренинг

13

"Самопрезентация личных
профессиональных качеств".
Первый этап.

2

1

1

Игровой тренинг /Защита
проектов

и

и

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

и

2

0

2

Игровой тренинг

и

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Игровой тренинг /Защита
проектов

Этика
профессиональных
сообществ. Управленческая
этика
Командная игра «Этика
профессионала:
профессионалом не только
быть, но и выглядеть»
Командная игра «Этика
профессионала:
профессионалом не только
быть, но и выглядеть»
Заключительный этап
Основы стратегии и
целеполагания.
Игра «Профнавигатор. Цель»
«Профнавигатор.
Цель»
Заключительный этап.
Соотношение Цели, Выбора и
Ресурсов.
Игра: «Профнавигатор. Выбор» .
Первый этап
Игра: «Профнавигатор. Выбор» .
Заключительный этап
Деловая игра по профориентации
«Проффорсайт». Первый этап.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

2

0

2

Игровой тренинг

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

27

Деловая игра по профориентации
«Проффорсайт».
Заключительный этап.

2

0

2

Игровой тренинг

28

Бизнес-симулятор PIVOT.
Первый этап.

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

29

Бизнес-симулятор PIVOT.
Второй этап

2

0

2

Игровой тренинг

14

15

16

17

18

20

21

22

23
24

25
26

"Самопрезентация личных
профессиональных качеств".
Второй этап.
"Самопрезентация личных
профессиональных качеств".
Третий этап.
"Самопрезентация личных
профессиональных качеств".
Заключительный этап.
Этика профессионала

Бизнес-симулятор PIVOT. Третий
этап
Современные виды
производства.

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

32

Карьерный успех

2

0

2

Игровой тренинг

33

Эффективное взаимодействие

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

34

Деловая игра "Поток".
Диагностика личностных и
деловых качеств руководителей
Изучение вакансий.
Составление анкет.
Составление резюме.
Технологии поиска работы и
трудоустройства

2

0

2

Игровой тренинг

2

1

1

Практическое задание

2

1

1

Практическое
задание/игровой тренинг

Итоговое занятие. Моя
профессиональная карьера
(тренинг-игра)

2

0

2

Анализ результатов
работы. Самооценка

80

14

30
31

35

36

40

66

Итого:

Содержание учебного плана.
Модуль 1
I.
Введение в программу
1. Вводное занятие
Цели и задачи: Знакомство подростков с программой «Мой выбор», с педагогом и друг с другом,
предоставление ознакомительных сведений о содержании занятий; проведение техники
безопасности.
Термины и понятия: Образовательное учреждение, профессиональное самоопределение;
профессии будущего, техника безопасности.

Теория: Знакомить детей с программой «Я выбираю профессию», с комплексной техникой
безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правила поведения на занятиях и
мероприятиях, правила дорожного движения, безопасного маршрута по дороге в ОУ и домой,
пребывания в общественных местах и на массовых мероприятиях, правила безопасного поведения
на водоемах, интернет-безопасности.
Практика: Проведение игр на знакомство: «Снежный ком», «Здравствуй друг!» и др.
2. Анализа стартовых возможностей.
Цели и задачи: мониторинг стартовых возможностей обучающихся. Практика: Проведение
комплексной диагностики для профотбора и профориентации.
II. «Я-личность: проблемы самопознания»
Тема. Понятие личности. Самооценка и уровень притязаний.
Цель: Формирование теоретических представлений об особенностях личности и как они влияют
на профессиональную карьеру.
Термины: Личность, структура личности.
Теория: что такое личность. Структура личности. Факторы, влияющие на становление и развитие
личности. Я-концепция, пирамида уровней притязаний (Маслоу), виды самооценки.
Практика: Продолжение знакомства обучающихся друг с другом, повышение групповой
сплоченности, изучение личностных особенностей и оценка ведущих личностных особенностей
участников посредством игровых технологий. выявление уровня самооценки. Элементы
творческого задания "Свет мой, зеркальце, скажи".
Тема. Основные психические процессы. Воображение. Память. Мышление.
Интеллект. Темперамент. Характер. Эмоции.
Цель: Изучение участниками собственных психических процессов.
Термины: Воображение. Память. Мышление. Интеллект. Темперамент. Характер. Эмоции.
Теория. Основные составляющие личности. Индивидуальность. Понятие Воображение. Понятие
Внимание. Значение внимания. Понятие Память. Уникальные возможности памяти. Основные
мыслительные операции. Интеллект. Понятие темперамент. Типы темперамента. Их
характеристики. Понятие Характер. Черты характера. Влияние темперамента на становление
характера. Эмоции. Способы выражения эмоций.
Практика: Определение своих психических процессов. Упражнение «Продолжи притчу».
Упражнения на развитие воображения. Упражнения «Золотая рыбка», «Скачки». Упражнения
«Продолжи рассказ», «Восстанови ряд» и др. Изучение и развитие интеллектуальных
возможностей обучающихся. Изучение темперамента «Черты характера», самоанализ «Кто Я?
Какой Я?», «Горячий стул». Упражнение «Цвет настроения», «Подарок», «Я рад общаться с
тобой» и др.
Тема. Профессиональный тип личности.
Цель: Познакомить учащихся с профессионально важными качествами различных типов
личностей; способствовать развитию навыков самопознания и рефлексии; способствовать
формированию представлений о требованиях профессий различного типа к человеку и
соотнесение их с собственными личностными качествами, способностями и мотивами.

Термины: Профессиональные важные качества, самопознание, рефлексия, личные качества,
способности, мотив.
Теория: Познакомить подростков с понятием профессиональные важные качества (ПВК). К
профессионально важным признакам относятся психологические особенности сенсорной
деятельности, внимание, память, эмоционально-волевая сфера и особенности личности.
Практика:
Упражнение
«Дерево ПВК»
(по
Климову).
Упражнение
«Могу, Хочу, Надо». Упражнение. «Грецкий орех».
Тема: Мотивы выбора профессии.
Цель: Формирование способности оценивать реальные мотивы выбора будущей профессии.
Термины: Мотив, классификация мотивов, ценностные ориентации, самоанализ
Теория: Пирамида А. Маслоу. Группа мотивов выбора профессии. Формирование понятия
«мотивы выбора профессии». Презентация «Три слагаемых выбора профессии».
Практика: Упражнение «Я в будущем». Просмотр фильма «Кем мне стать» (первая часть).
Упражнение

«Мои

ресурсы».

Самостоятельная

работа

по

карточке

«Состязание

мотивов».Задание1. Самостоятельная работа по карточке «Состязание мотивов».
III. «Будь успешным»
Тема. Общение в жизни человека.
Цель: Сформировать представление обобщении в жизни человека.
Теория: Представление о значении общения в жизни человека. Способность принимать друг
друга. Эффективное общение. Как быть услышанным. Основы ораторского искусства.
Практика: Тест-игра «С тобой приятно общаться». Упражнения на развитие коммуникативных
способностей. Выступления обучающихся перед аудиторией. Развитие навыков общения,
преодоление волнения перед выступлением.
Тема. Вербальные и невербальные средства общения.
Цель: дать представление о вербальных и невербальных средствах общения.
Теория: Представления о вербальных и невербальных средствах общения. Речь.
Жесты, мимика.
Практика: Упражнения «Глухой, слепой, немой», игра «Ассоциации» и др.
Тема. Барьеры общения.
Цель: дать представления о существующих барьерах общения.
Теория: Какие барьеры общения существуют. Как их преодолевать.
Практика: Диагностика коммуникативных способностей. Упражнения на развитие навыков
общения.
Тема. Взаимодействие в группе.
Цель: Дать обучающимся представления о том, как эффективное взаимодействие в команде
помогает выстраивать эффективную карьеру.
Теория: Понятие Социум. Взаимодействие личности с другими людьми. Понятие Одиночество.

Практика. Выявление социометрического статуса личности в группе. Индекса групповой
сплоченности.
Тема. Конфликты. Пути их преодоления
Цели: активизировать знания о конфликтах.
Теория: Понятие Конфликт. Стадии конфликта. Пути разрешения.
Практика. Решение конфликтных ситуаций. Элементы Форум-театра.
Тема. Уверенное и неуверенное поведение.
Цель: развитие навыков уверенного поведения при самопрезентации.
Теория: Понятие Идеал. Понятия Достоинства, Недостатки.
Самоанализ. Понятие Воля.
Уверенное и неуверенное поведение. Аддиктивное (зависимое) поведение. Характеристика
аддиктивной личности. Причины аддиктивного поведения.
Практика: Дискуссия «Самое-самое». Методика «Самооценка». Упражнения «Я в лучах солнца».
Игра «Ярмарка достоинств». Упражнения на повышение уверенности и доверия к другим членам
группы. тест «Поддаешься ли ты чужому влиянию?». Элементы форум-театра.
Тема. Профессиональный тип личности.
Цель: дать знания о профессиональных типах личностях.
Теория: Направленность личности. Профессиональный тип личности.
Практика: изучение направленности личности и профессионального типа поведения.
Тема. Будь лидером.
Цель: развитие лидерских навыков.
Теория: Понятие Лидер. Качества,

которыми

должен

обладать

лидер.

Практика: оценка и развитие лидерских качеств обучающихся.
Тема. Итоговое занятие.
Практика: защита проектов по темам 1 Модуля.
Модуль 2
I.
Вводное занятие Игра «Моя профессия и деньги»
Цель: помочь участнику игры, пройти в игровой форме путь профессии, с которой он определится
на игре, а также проработать препятствия, с которыми он встретится во время игры.
Практика: Проведение игры. Ведущий игры рассказывает о важности для каждого человека знать
особенности своего типа личности, т.к. это является ключевым фактором в выборе будущей
профессии. Ведущий предлагает начать игру с «разминки», после чего, игрокам необходимо
заполнить тест по профориентации Холланда, адаптированный под современную реальность, на
определение типа личности. «Разминку» можно провести устно, обсудив все вопросы с каждым

игроком по кругу. Для заполнения теста на «профориентацию» всем участникам раздаются
листочки с ручкой. Ведущий зачитывает инструкцию, участники отмечают у себя на листочке
предпочитаемую профессию из пары А или Б. И затем, подсчитывают баллы. После определения
типа, ведущий рассказывает о каждом типе личности и рекомендуемые профессии. На этом этапе,
участнику необходимо определиться с выбором одной профессии, с которой он дальше пойдёт по
игре.
«Моя карьера»
Тема. Рынок труда: структура, предложения и спрос
Цель: Сформировать представление о современном рынке труда, новых профессиях и
требованиях, предъявляемых к современному специалисту; об организациях, представляющих
современный рынок труда; ознакомить с рейтингом и спецификой наиболее востребованных
профессий в рыночной экономике.
Термины: Рынок труда, рейтинг, рыночная экономика, экономическая ситуация,
Теория: Презентация «Современный рынок труда», мини-лекция с развивающими вопросами на
тему «Рынок труда».
Практика: Игровое упражнение «Кто нужен для дела?», упражнение «Мышеловки» (знакомство
с некоторыми "мышеловками" на рынке труда, как они работают.), самостоятельная работа по теме
«Какие работники нужны работодателю?».
Тема. Игра «Профессиональное лото»
Цель: развивать умение у обучающихся соотносить школьные предметы с профессиями будущего
Практика. Игра основана на двух основных механиках – лото и викторина. Они позволяют
обучающимся присвоить знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнести
профессии будущего со школьными предметами.
ЭФФЕКТ. Игра формирует у подростков понимание того, что в будущем профессия строится не
только на основе профессиональных знаний и компетенций, а еще и на надпрофессиональных
навыках. Игра знакомит детей с надпрофессиональными навыками. Игра помогает увидеть
взаимосвязь профессий, школьных предметов и надпрофессиональных навыков. Игра позволяет
включить в работу весь коллектив подростков. Развивает внимание, позволяет закрепить
полученную информацию о надпрофессиональных навыках.
Тема. Игра «Моя профессия»
Цель: формирование у подростков понимания того, как быстро выбрать свою профессию,
определить узкую нишу в бизнесе или распределить обязанности внутри своей компании.
Практика. Игра предлагает участникам погрузиться в будущее, посмотреть в процессе игры на
свои сильные стороны, определите, какие из них можете применить в разных сферах деятельности
и составите для себя «идеальную профессию», учитывающую ваши личные качества и требования
рынка.
Тема. Игра «Планирование профессионального будущего»
Цель: развитие навыка разработки образовательной и карьерной траектории, навыка
сторителлинга.

Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного
персонажа, которого ждут взлеты и падения, успех и неудачи.
ЭФФЕКТ. Навык самостоятельного конструирования жизненного пути - один из ключевых
навыков, позволяющих комфортно чувствовать себя в будущем. Участники учатся работать в
команде, синхронизировать свои желания с желаниями других игроков.
Тема. Игра «Самопрезентация личных и профессиональных качеств» Цель: развитие
навыка самопрезентации.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного
персонажа. Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов,
смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом
располагать к себе людей. Второй этап направлен на совершенствование вербальных
возможностей клиентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и
риторическими оборотами. Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и
установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в
общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и
потребностей к интересам партнера.
Тема. Игра «Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть.»
Цель: дать знание о профессиональной этики.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного
персонажа, где изучают этику деятельности профессионального и организационного плана: тому,
как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового
человека и пр.
Тема. Игра ««Профнавигатор. Цель»»
Цель: развитие навыка определиться с желаемым и соотнести его со своими возможностями.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного
персонажа. Провести экспресс-диагностику поставленной цели с точки зрения ее актуальности,
экологичности, ресурсности и собственной готовности ее реализовать. Провести первичный
стратегический анализ. Сформировать намерение довести начатое до успешного воплощения
задуманного.
Тема. Игра ««Профнавигатор. Выбор»»
Цель: Определиться с наиболее интересным профессиональным направлением.
Практика. Командная игра. Выявить подходящие виды будущей профессиональной
деятельности. Проверить свой выбор с точки зрения соответствия своих возможностей условиям
достижения успеха в выбранной области. Уточнить детали и сформировать ясное представление
о выбранном пути, включая необходимые этапы профессионального становления и
самореализации. Проверить себя в новом статусе с точки зрения собственной устойчивости и
успешности на выбранном пути.
Эффект от игры. Сочетая в себе возможности осознанных и неосознанных реакций, решений,
действий, дает возможность развернуть и структурировать свою цель и процесс выбора, делая его

четким и ясным. Развивает внимание, системное мышление, дает универсальную
ориентировочную основу для осознанного профессионального самоопределения.
Тема. Игра «Проффорсайт»
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в
соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Практика. Командная игра. Такое большое многообразие часто ставит в тупик школьников. Но
чаще всего, выбирая сферу своей будущей деятельности, они руководствуются мнением
родителей, модой и престижем профессии. При этом мало кто интересуется соответствием
будущей специальности и собственной психологии. Однако это очень важный момент. Как же
выбрать нужное направление в жизни? Выявить подходящие виды будущей профессиональной.
Тема. Бизнес-симулятор PIVOT
Цель: обучение и развитие имеющихся навыков подсчета экономики у обучающихся.
Практика. Командная игра. За время игровой симуляции участники получают:
знание основы конкурентной борьбы за аудиторию, подсчет экономики, правильные вложения в
ваш бизнес:
1.
Наглядность бизнес-процессов
Основные бизнес-процессы собраны в пять показателей, которые дают упрощенную модель для
принятия правильных решений.
2.
Объединение целей команды и руководства
Команда наглядно понимает бизнес задачи, синхронизируется с тренером.
3.
Готовые решения по улучшению показателей бизнеса
Игра дает возможность применить готовые стратегии рынка для эффективного управления своим
бизнесом.
Тема. Игра «Карьерный успех»
Цель: формирование у обучающихся представления о процессе планирования и продвижения
карьеры.
Практика. Командная игра. В ходе игры происходит ознакомление с современными видами
производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственных структур в
квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и
условиями их освоения, возможностями профессионально квалификационного роста и
самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, профессиональное просвещение,
основы профессионального выбора, пропаганда профессий, иллюстрация современного состояния
рынка профессий и перспектив его трансформации.
Тема. Игра «Поток»
Цель: формирование умение у обучающихся воспроизводит взаимодействие руководителей
предприятий, находящихся во взаимосвязанных, но неравных экономических условиях по поводу
использования общего ресурса.

Практика. Игра помогает оценить умение вырабатывать соглашения, способность
договариваться, диагностирует личностные и деловые качества руководителей и ключевых
сотрудников.
Тема. Игра «Технологии поиска работы и трудоустройства»
Цель: выявление уровня знаний о профессиях пяти сфер деятельности; формирование
положительного эмоционального фона; открытие перспектив личностного роста.
Практика. Выход в Центы занятости города. Знакомство с вакансиями. Интерактивные встречи с
представителями бизнес-сообщества. Защита проектов.
Итоговое занятие. Профориентационная игра «Моя профессиональная карьера»
Цель: повышение у учащихся уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать
профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Практика. Игра начинается со вступительного слова ведущего, который озвучивает идею игры и
приглашает участников погрузится в мир будущего Задание 1.
Давайте создадим новый мир. Сейчас мы все вместе нарисуем его, заполняя сектор определенной
сферы деятельности человека: а) человек – природа; б) человек – человек; в) человек – техника; г)
человек – знаковая система; д) человек – художественный образ.
Каждый из вас должен принять участие в сотворении нашего профессионального мира.
Задание 2.
Сейчас мы разрежем наш “Сотворенный мир” на части. Каждой команде достанется кусочек мира,
который будет существовать по своим законам. (Дается время на подготовку, для того чтобы
представить свой маленький мир). Время выполнения задания 20-25 минут.
Задание 3. “Крокодил”
Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности
человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает
данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в
действиях участвовали 2-3 профессии, т. е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки
2-3 мин.

2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Год обучения: первый год.
Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 144 дня.
Продолжительность каникул: осенние – с ___________ по _________; зимние – с ___________ по _________;весенние – с ___________ по
_________; Сроки учебных периодов: 1 полугодие – с ___________ по _________; 2 полугодие – с ___________ по
_________.
Модуль 1
№
п/ п

Дата по
плану

Дата по
факту

Количество
часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

1

2

Вводное
занятие.
Правила
техники
безопасности и
противопожарной защиты
Входящая диагностика

Контрольное

Игровые упражнения;
опросник сбора
первичных данных;
рефлексия.

2

2

Анализа стартовых возможностей

Контрольное

Тестирование

3

2

Понятие личности.

Комбинированное Практическое задание

Примечание

4

2

Пирамида уровней притязаний по
Маслоу

5

2

Самооценка и уровень притязаний

6

2

Игра «Свет мой зеркальце»

7

2

Основные психические процессы.
Воображение

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

14

2

15

2

Основные психические процессы.
Память
Основные психические процессы.
Мышление
Основные психические процессы.
Интеллект.
Основные психические процессы.
Темперамент.
Основные психические процессы.
Характер.
Основные психические процессы.
Эмоции.
Определение
своих
психологических процессов
Профессиональный тип личности.

Комбинированное Практическое задание

Комбинированное Практическое задание

16

2

Упражнения «Хочу могу надо»,
«Дерево ПВК», «Грецкий орех»

17

2

Общение в жизни человека.

18

2

Тест игра «С тобой приятно
общаться»

19

2

Вербальные и невербальные
средства общения.

20

2

Упражнение «Глухой, немой,
слепой»

21

2

Барьеры общения.

Игровой тренинг

22

2

Навыки преодоления барьеров
общения

Игровой тренинг

23

2

Взаимодействие в группе.

Игровой тренинг

24

2

Выявление статуса личности в
группе

Игровой тренинг

25

2

Конфликты. Пути их преодоления. Игровой тренинг

Комбинированное Практическое задание

Игровой тренинг

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

26

2

Пути решения конфликтных
ситуаций

Игровой тренинг

27

2

Уверенное и неуверенное
поведение.

Игровой тренинг

28

2

Игра «Ярмарка достоинств»

Игровой тренинг

29

2

Будь лидером.

Игровой тренинг

30

2

Оценка лидерских качеств
обучающихся

31

2

Итоговое занятие

32

2

Итоговое занятие. Заключение

Практическое
занятие
Итого 64 часа

Практическое задание

Практическое задание

Защита проектов

Модуль 2

4

2

Презентация «Современный
рынок труда»

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

5

2

Игра «Кто нужен для дела?»

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

№
п/ п

Дата по
плану

Дата по
факту

Количество
часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

1.

2

Вводное занятие. Деньги
в жизни человека

Игровые упражнения;
наблюдение,
опросник сбора данных; опросник сбора данных,
рефлексия.
рефлексия.

2

2

Игра «Моя профессия и деньги»

Практическое
наблюдение,
задание/игровой тренинг опросник сбора данных,
рефлексия

3

2

Рынок
труда:
структура,
Практическое
наблюдение,
предложения и спрос
задание/игровой тренинг опросник сбора данных,
рефлексия

Примечание

6

7

2

2

8

Игра « С кем я хочу работать?»

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Игра «Профессиональное лото»

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных,рефлексия

Игра « Профессия моей месты»

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

9

2

Какие работники нужны
работодателю?

10

2

Деловая
игра
профориентации
профессия». Викторина

по
«Моя

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

11

2

Деловая
игра
профориентации
профессия» . Викторина

по
«Моя

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Планирование профессионального
будущего.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

12

2

13

2

Планирование профессионального
будущего.
Итоги.
Законы успешной карьеры

14

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

15

2

"Самопрезентация
личных
профессиональных качеств".
Первый этап.

и

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

16

2

"Самопрезентация
личных
профессиональных качеств".
Второй этап.

и

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

17

2

"Самопрезентация
личных
профессиональных качеств".
Третий этап.

и

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

18

2

"Самопрезентация
личных
профессиональных качеств".
Заключительный этап.

и

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

17

2

Этика профессионала

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

19

2

Этика
профессиональных
сообществ. Управленческая
этика

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

20

2

Командная
игра
«Этика
профессионала: профессионалом
не только быть, но и выглядеть»

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

20

2

Командная
игра
«Этика
профессионала: профессионалом
не только быть, но и выглядеть»
Заключительный этап

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

21

2

Основы стратегии и
целеполагания.
Игра «Профнавигатор. Цель»

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

22

2

«Профнавигатор.
Заключительный этап.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

23

2

Соотношение Цели, Выбора и
Ресурсов.

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

24

2

Игра: «Профнавигатор. Выбор» .
Заключительный этап

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Цель»

25

2

Деловая игра по профориентации
«Проффорсайт». Первый этап.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

25

2

Деловая игра по профориентации
«Проффорсайт». Второй этап.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

«Проффорсайт». Третий этап.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

26

27

2

Бизнес-симулятор PIVOT. Первый
этап.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

28

2

Бизнес-симулятор PIVOT. Второй
этап

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных,рефлексия

29

2

Бизнес-симулятор PIVOT. Третий
этап

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

30

2

Современные отрасли экономики

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

31

Современные виды производства.

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

32

2

Карьерный успех

33

2

Эффективное взаимодействие

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

34

2

Деловая игра "Поток".
Диагностика личностных и
деловых качеств руководителей

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

35

2

Изучение вакансий. Составление
анкет. Составление резюме.

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

36

Технологии поиска работы и
трудоустройства

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

37

Современные технологии поиска
и развития персонала

Практическое
задание/игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

38

2

Игра «Успешное прохождение
собеседования»

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

39

2

Итоговое занятие. Моя
профессиональная карьера
(тренинг-игра)

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

40

2

Итоговое занятие.
Моя
профессиональная карьера
(тренинг-игра) Заключение

Игровой тренинг

наблюдение,
опросник сбора
данных, рефлексия

Итого 80 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение обучающимися программы направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с Концепцией развития системы дополнительного
образования.
Личностные результаты освоения программы:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей.

Предметные результаты освоения программы:
Обучающиеся должны знать:
•

Слагаемые успешной карьеры

•

Основы планирования карьерного роста

•

Технологии трудоустройства

•

Основы управления деловой карьерой

•

Схему эффективной презентации

•

Механизм реализации карьерного роста

•

Способы достижения карьерного успеха

Обучающиеся должны уметь:
•
Грамотно анализировать и ставить цели
•
Составлять планы карьерного роста
•
Проходить собеседование
•
Составлять резюме
•
Эффективно презентовать себя

2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое обеспечение:
Доска магнитно-маркерная (магниты, маркеры, губка);
Альбомные листы;
Ватманы;
Ручки, цветные карандаши, фломастеры;
Программное обеспечение;
Интерактивная доска SMART Board48077 cпроектором;
Психологическая игра «Профнавигатор. Цель»;
Психологическая игра «Профнавигатор. Выбор»;
Профориентация
игра
«Проффорсайт»; Профориентация
игра «Моя профессия»; Бизнес–
симулятор «PIVOT».

Требования к помещению. Занятия проходят на базе ОУ. Оборудованное
помещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям
охраны труда для проведения игровых, тренинговых занятий:
в помещении равномерное освещение и отсутствие прямых и
отраженных бликов,
помещение сухое, хорошо проветриваемое,
в кабинете имеются овальный стол и стулья по количеству участников,
отвечающие эргономическим требованиям,
в наличии шкафы для хранения материалов, наглядных пособий,
общая площадь составляет 50 м2, что соответствует расчету на группу в
количестве 15 человек.
Информационное обеспечение включает в себя ряд презентаций, видеофильмов
https://trudvsem.ru/, изображений на электронном носителе для демонстрации
материала по профориентации обучающихся. На сайте группы имеются
информационный
материал
для
самостоятельного изучения по теме
«Профессиональное самоопределение», диагностический
материал

(http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf ).
Кадровое обеспечение. Для проведения программы приглашается специалист,
имеющий педагогическое образование и прошедшие специальную подготовку в
области профориентационной работы (педагог-психолог, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования).Перед проведением занятий специалист
должен внимательно ознакомиться с содержанием программы, понять структуру и
особенности проведения каждого занятия. Так же необходимо актуализировать
знания по темам «Профессиональная ориентация», «Рынок труда», «Личностный
потенциал», знать, как работать с комплект настольных игр и профориентационных
уроков «Мир профессий будущего». В качестве источников предлагается
использовать список литературы, прописанный в данной программе. Актуализация
знаний необходима для помощи ведущему в подведении детей к определенным
мыслям и более эффективному способствованию развития значимых навыков.
При реализации программы в период карантинных мероприятий используются
дистанционные образовательные технологии. Учебно-методический комплекс
включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы
обучающихся
(https://trudvsem.ru/).
При
необходимости
предусмотрено
предоставление обучающимся консультации педагога посредством ZOOM, Viber,
WhatsApp, а также получение обратной связи в виде присылаемых в электронном виде
презентаций проектов.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
До и после реализации программы проводится диагностика, по результатам которой
проверяется наличие положительной динамики в области профориентационной
компетенции обучающихся программы (количественные критерии).
Особенностью данной Программы является внесение вклада в повышение у учащихся
общего профессионально личностного самоопределения. Механизм оценки
полученных результатов или достижений заключается в проведении промежуточного
мониторинга и окончательной оценки деятельности. Диагностический срез на входе
и на выходе:
Опросник для выявления готовности обучающихся к выбору профессии В.Б.
Успенскогоhttps://infourok.ru/proforientaciya-oprosnik-uspenskogo-vb-2451053.html.
Позволяет определить готовность школьников к выбору будущей профессии по
четырем уровням (неготовность, низкая готовность, средняя готовность, высокая
готовность).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая
справка о реализации программы и уровне ее освоения обучающимися,
фотоматериалы, отзывы детей и родителей, пополнение портфолио, проектная работа,
карты наблюдений, материалы диагностики (карты наблюдений, бланки
тестирования, планы опросов, критерии для оценивания практических, творческих и
проектных работ).
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
аналитический материал по итогам проведения психолого-педагогической
диагностики, аналитическая справка, устойчивость выбора профиля; поступление в
ВУЗ по выбранной ранее траектории развития (выбранная профессия продолжает

выбор профиля), выбор тем исследовательских работ и проектов в рамках НОУ
определяется выбором профиля и траекторией профессионального развития.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Для определения уровня профессионального самоопределения подобраны оценочные
материалы.
(http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf )
1. Опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) 2.
Методика изучения статусов профессиональной идентичности(А.А. Азбель, А.Г.
Грецов)
3. Методика «Матрица выбора профессии»(разработана в Московском
областном центрепрофориентации молодежи)
4. Дифференциально-диагностический опросник(Е.А. Климов; модификация
А.А. Азбель)
5. Опросник профессиональной готовности (ОПГ - 6)(Л.Н. Кабардова)
6. Методика оценки склонностик различным сферам профессиональной
деятельности(Л.А. Йовайши)
7. Карта интересов(А.Е. Голомшток, модификация А.А. Азбель)
8. Методика
изучения
профессиональной
направленности(определение
профессионально ориентированного типа личности)(Дж.
Холланд,
модификация
А.А. Азбель)
9. Методика «Профессиональные занятия»(Дж. Барретт, модификация А.В.
Фефилова)
10. Тест-опросник диагностики темперамента Г. Айзенка (EPI)
11. Методика «Большая пятерка личностных качеств»(А.Г. Грецов)
12. Методика «Семь качеств личности»(Р. Кеттелл, модификация А.Г. Грецова)
13. Методика «Свойства личности»(Дж. Барретт)
14. Методика определения типа мышления и уровня креативности(«Профиль
мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)
15. https://trudvsem.ru/proforientation
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Занятия по программе проводятся в групповой форме и подразделяются на виды:
теоретические, практические и контрольные.
1.Теоретические занятия: диалог, дискуссия, объяснение нового материала используются для введения в новую тему, обсуждения предложенной темы.
2. Практические занятия занимают основное место в процессе реализации программы.
Основная форма работы- тренинг. Цель: выработка определенных навыков
самопознания, расширение имеющихся компетенций, овладение способами
самопонимания и саморегуляции.
3.Контрольные занятия. Контрольные занятие проходят в виде игровых тренингов и
рефлексии (обобщение всей информации в профпортфолио, на основе анализа,

которого и делается осознанный выбор и профессиональное самоопределение). Цель:
развитие умения посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть себя и других за
рамками ситуации; умение встать «над» ситуацией, над проблемой выбора.
В ходе образовательного процесса предполагается проведение игр, мастер-классов,
выставок, праздников, участие в конкурсах, выставках, подготовка и защита
минипроектов, посещение выставок, мастер-классов и т.п.
В процессе реализации программы используются различные методы и приемы
работы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Встречи с интересными людьми
Тренинги
Профориентационные игры
Консультирование
Оформление образа профессий
Фестиваль профессий
Сотрудничество с внешкольными молодежными организациями
Дискуссии
Ролевые и деловые игры
Исследовательски-поисковые упражнения

Учебно-методический комплекс для педагога и обучающихся включает:
Набор игр и уроков «Мир профессий будущего» (или эквивалент).
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся (ссылки на мастер-классы,
теоретический материал)
№ п/п

Модуль 1
Количество
УМК
часов
2
https://vk.com/doc159569636_509647464

Раздел, тема
I

2

II
1
2

Вводное занятие. Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты
Входящая диагностика
Анализа стартовых возможностей

«Я-личность: проблемы
самопознания»
Понятие личности. Самооценка
уровень притязаний.
Основные психические процессы.
Воображение. Память. Мышление.
Интеллект. Темперамент. Характер.

2

http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bit
stream/handle/123456789/3888
/2009152.pdf
http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitst
ream/handle/123456789/3888/20
09152.pdf

28
и

8

http://metodkabi.net.ru/index.ph
p?id=2

16

http://metodkabi.net.ru/index.ph
p?id=2

Эмоции.

3

Профессиональный тип личности.

4

http://metodkabi.net.ru/index.ph
p?id=2

28
III
1

«Будь успешным»
Общение в жизни человека.

4

http://metodkabi.net.ru

4

http://metodkabi.net.ru

3

Вербальные и невербальные средства
общения.
Барьеры общения.

4

https://infourok.ru

4

Взаимодействие в группе.

4

https://nsportal.ru

2

5

Конфликты. Пути их преодоления.

4

https://nsportal.ru

6

Уверенное и неуверенное поведение.

4

https://nsportal.ru

Будь лидером.
Итоговое занятие

4
4

https://nsportal.ru

Итого:

64

7
IV

№ п/п

Модуль 2
Раздел, тема

I

Вводное занятие.
Игра «Моя профессия и деньги»

Кол-во
УМК
часов
4
https://vk.com/doc159569636_509647464
72

II «Моя карьера будущего»
1
2
3
4
5

Рынок труда: структура, предложения и
спрос
Игра «Профессиональное лото»

8

Деловая игра по профориентации «Моя
профессия»
Планирование профессионального
будущего.
"Самопрезентация
личных
и
профессиональных качеств"

4

4

4
8

https://mastertigr.ru
https://kompas100.ru/mpbМир
профессий будущего
https://kompas100.ru/mpbМир
профессий будущего
https://kompas100.ru/mpb
Мир профессий будущего
https://kompas100.ru/mpb
Мир профессий будущего
https://kompas100.ru/mpb
Мир профессий будущего
https://kompas100.ru/mpb
Мир профессий будущего

6

Этика профессионала:
профессионалом не только быть, но и
выглядеть.

8

7

«Профнавигатор. Цель»

4

8

«Профнавигатор. Выбор»

4

9

Деловая игра по
«Лабиринт выбора»

4

профориентации

10 Бизнес-симулятор PIVOT

6

11 Карьерный успех

4

12

Деловая игра "Поток". Диагностика
личностных и деловых качеств
руководителей

4

13

Технологии поиска работы и
трудоустройства

10

III

Итоговое занятие. Моя
профессиональная карьера
(тренинг-игра)

4

Итого:

80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru
http://metodkabi.net.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://mastertigr.ru

1. Аблогина, С.М. Сценарий игры-телепередачи «Человек и профессия»
[Текст] / С.М. Аблогина // Классный руководитель.-2008.-No7.-С. 24-55.
2. Агеева, И.Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся
510 классов [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок.-2007.-No 7.-С. 3-8.
3. Амоша, Л.И. Праздник профессий [Текст] / Л.И. Амоша // Досуг в школе.2006.No11.-С. 10-14.
4. Анализ
опыта
работы
по
профориентации
в
условиях
общеобразовательного учреждения [Электронный ресурс]. —Режим доступа
: KazEdu.kz/referat/127961/2, свободный. —Загл. с экрана.
5. Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения сельскими и
городскими школьниками / Е.А, Бельницкая–2007. -№ 6.
6. Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения учащихся
всельской и городской местности / Е.А.Бельницкая–2007. -№ 10.
7. Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием
региональной системы образования / Е.Д.Горячева // Адукацыя і выхаванне. 2005. –№ 12.
8. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер,
А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург:
Деловая книга, 2004.
9. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении
учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных
педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. –
Мн.: Бел. наука, 2000.
10. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. –
Мн., Современное слово, 2006.
11. Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования
готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от
теории к практике / Л.В.Луцевич //Весник. –2006. -№ 12.
12. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,
Немова. М.:“Сентябрь”. –2006.
13. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд.
ООО «Красико-Принт», 2004.
14. Профориентация
старшеклассников:
сборник
учебно-методических
материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. –Волгоград: Учитель,
2006.
15. Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для ст. кл. сред. шк.
/ Е.Н.Прошицкая. –М.: Просвещение, 1991.
16. Профориентационный навигатор [Электронный ресурс]. —Режим доступа:
https://czn.admtyumen.ru/content/профориентационныйнавигатор, свободный.
— Загл. с экрана.
17. Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис,
2005.
18. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника /
Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2005.
19. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
20. Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и
др.Мн. “Красико-Принт”. –2007.

21. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г.
Макарова. –Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
22. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. –
Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
23. Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация
должны идти одновременно /В.Хвостов // Директор школы. –2006. -№ 6 –с. 8385.
24. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. –Мн.: Современное слово,
2006.
25. Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к
профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. –2006. -№ 9.
26. Электронный ресурс www.metodkabi.net.ru
27. Электронный ресурс www.narod.vch.ru
28. Электронный ресурсwww.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy
29. Электронный ресурс: http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
30. Электронный ресурс: http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
31. Электронный ресурс: http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy
32. Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/5778895/page:2/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Громова, Н. Человеку труда посвящается...: знакомство с профессиями [Текст]
/ Н. Громова, Г. Кузьмина // Библиотека.-2017.-No 1.-С. 50-53.
2. Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий -М.: Издательский центр
«Академия», 2012
3. Емельянова, Л.П. Труд и жизнь не разделимы [Текст] / Л.П. Емельянова //
Досуг в школе.-2006.-No11.-С. 5-10.
4. Емельянова, Л.П. Угадай профессию [Текст] / Л.П. Емельянова // Читаем.
Учимся. Играем.-200 6.-No1.-С. 73-76
5. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. –М., 1990.
–167 с.
6. Лернер, П. С. Твоя профессиональная карьера [Текст] / П.С. Лернер. –М., 2012.
– 159 с.
7. Маслакова, М.Н. На пороге взрослой жизни [Текст] / М.Н. Маслакова //
Читаем.
Учимся. Играем.-2005.-No1.-С. 89-95.
8. Профориентационный навигатор [Электронный ресурс]. —Режим доступа:
https://czn.admtyumen.ru/content/профориентационныйнавигатор, свободный.
— Загл. с экрана.
9. Панина, С. В. Профессиональная ориентация : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. —
3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с.
10. Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис,
2005.
11. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника /
Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2005.
12. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
13. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/ Р н Д.: Феникс,
1999, ISBN 5-222-00759-6
14. Усов, Н.В. Когда работа в радость [Текст] / Н.В. Усов // Читаем, учимся,
играем.2009. -No 7.-С. 45-47.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».