ДООП Калинка Вокал

1. Комплекс основных характеристик.
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с приложением к лицензии № 18136 от «29» декабря 2015 года
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом
детского творчества Ленинского района г. Екатеринбурга им. Е.Е.Дерягиной
оказывает
дополнительные
образовательные
услуги
по
программам
дополнительного образования детей на базе образовательных организаций
Ленинского района. Программа реализуется в МАОУ гимназия № 120.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Песенно-танцевальный
ансамбль
«Калинка».
Вокал»,
художественной
направленности разработана в соответствии с основополагающими документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,

способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Локального акта МАОУ гимназия 120;
Программ «Школа русского фольклора» под ред. профессора М.Т.
Картавцевой (Министерствокультуры РФ, Московский Государственный институт
культуры), «Детский музыкальный фольклор (от 6 до 12 лет) - автор Т.Г. Сунегина,
«Народный танец» (программа эстетического и хореографического развития детей
от 5 до 20 лет в народном ансамбле танца им. А.П. Поличкина) – автор Заслуженный
работник культуры РФ М.М.Пермяков.
Актуальность программы.
Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 №745 2022 год в России
объявлен Годом культурного наследия народов России. В учебно-тематическом
плане программы предусмотрен ориентир на приобщение каждого ребенка к
хореографической и музыкальной культуре Среднего Урала, его народным песням и
танцам.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира
человека третьего тысячелетия. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает
решить и кружковая работа.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах
ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая
деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на
признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно
выявляются в деятельности детей.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления,
движения, слияние движения и музыки, которым овладел ребенок во время общения
с другими детьми. Сам процесс детского творчества вызывает у детей желание
действовать раскрепощенно в непринуждённой обстановке во время игры, танца и
инсценировке.
Отличительные особенности программы
Программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал» является
самостоятельной составляющей частью деятельности творческого коллектива –
Песенно-танцевального ансамбля «Калинка». Педагогическая целесообразность
образовательной программы определена тем, что ориентирует на приобщение
каждого ребенка к хореографической и музыкальной культуре, применение
полученных знаний, умений и навыков исполнительского творчества в повседневной
деятельности, улучшение своего образовательного результата, ориентирует на
создание как индивидуального, так и группового творческого продукта.
Музыкальное образование предоставляет значительные возможности для
приобщения детей к богатству танцевального и музыкального творчества,

культурного народного наследия человечества.
Благодаря совместному творчеству в песенно-танцевальном коллективе,
участвуя в различных концертах и конкурсах, обучающиеся получают богатый
социальный опыт, опыт решения возникающих проблем в общении, учатся
познавать себя и окружающий мир.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа «Песеннотанцевальный ансамбль «Калинка». Вокал», составленная на основе личного опыта
работы в детском песенно-танцевальном ансамбле «Калинка», адресована детям 7-8
лет и рассчитана на курс обучения – 1 год, в течение которого осуществляется
развитие и применение накопленных знаний в выступлениях на концертах и
конкурсах.
Адресность общеразвивающей программы:
Программа адресована детям в возрасте от 7 до 8 лет. Обучающие,
поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься изобразительным
творчеством. Дети изъявляют желание заниматься в изостудии добровольно.
Никаких специальных тестов для поступления в ансамбль не проводятся.
Детей, занимающихся в вокальных группах, можно охарактеризовать
следующим образом:
Дети 7-9 лет
Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость,
эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через красочный рассказ,
яркие сравнения) – таковы особенности психического развития детей 7-9 лет. Более
продуктивна работа в парах; желательно главную роль поручать менее уверенным в
себе и не склонным к лидерству детям, т. к. им необходимо повышать самооценку.
Дети этого возраста могут сравнительно долго удерживать внимание, но, тем не
менее, они нуждаются в частой смене движений.
Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче воспринимают
конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели отвлеченные понятия.
Игра в процессе занятия представляется естественной. Их эмоции ярки и
проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети жизнерадостны и
доверчивы.
Считается, что эту возрастную группу можно разделить на две подгруппы: 7-8
лет и 8-9 лет. Если с 7 летними детьми можно и нужно использовать образы и
игровые моменты для поддержания интереса, то с 8 -9 летними детьми
необходимость в этом отпадает. Но не забывать про красочное описание мелодии и
движения, яркие сравнения, точный и эмоциональный показ. Не надо загружать
ребенка мелкими движениями и частой их сменой в композиции.
С этого возраста дети начинают видеть свои и чужие недостатки, начинают
сравнивать себя с другими. Активные, склонные к лидерству, все больше проявляют
себя, а дети более замкнутые, скромные отодвигаются на второй план. Педагогу
важно не допустить этого и найти индивидуальный подход к ребенку. «Тихих» детей
надо чаще хвалить, ставить в пример, помогать им повышать самооценку,
становиться увереннее в себе.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15-ти человек,
зависит от материально-технического обеспечения (количество столов, материалов,

учебных пособий и т.д.), а также от размера учебных помещений. На основании
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»» была создана таблица максимальной вместимости
учебных помещений МАОУ гимназии №120.
Режим занятий определяется в соответствии с санитарными нормами и
психофизическими особенностями детей.
Продолжительность одного занятия (академического часа) – 40 минут;
Продолжительность перемены между занятиями (академическими часами)
составляет – 10 минут;
Максимальное количество число занятий (академических часов) в неделю – 2,7 часа;
Для слабовидящих обучающихся 5-10 лет при различных видах учебной
деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна
превышать 10 минут;
При использовании электронных систем обучения во время занятий и перемен
должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных
изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен;
При использовании электронных систем обучения с демонстрацией обучающих
фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в
тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана
не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для детей 8-10 лет - 10 минут;
Общая продолжительность использования электронных систем обучения на уроке не
должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут,;
компьютера - для детей 7-8 лет - 20 минут.
Общий объем часов - 92 ч.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия, в которому
участвуют МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной (методическое сопровождение, оплаты
работы педагога) и МАОУ гимназии № 120 (предоставление помещений для занятий,
оплата педагога).
Особенности организации образовательного процесса:
Программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал.»
четырех модулей:

состоит из

1. Вокально-певческая установка (упражнения над постановкой дыхания,
звукообразованием, работа над дикцией и артикуляцией, речевые игры и
упражнения).
2. Работа: с хороводной русской народной песней; с произведениями русских –
композиторов - русских – композиторов -классиков, с произведениями современных
отечественных композиторов (практические занятия).
3. Игровая деятельность, театрализация песни.
4. Прослушивание аудио - и видеозаписей, концертная деятельность.
Обучение в рамках программы направлено на развитие интеллектуальнопознавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а также раскрытие их
творческого потенциала и коммуникативных навыков. В процессе реализации
программ решаются два аспекта: познавательный (знакомство и обучение
музыкальным произведениям как народным. так и композиторским) и
воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и
отношениям с другими людьми).
Содержание программы «Развивающие игры» основано на играх, которые
способствуют получению определенной системы знаний о музыкальной культуре
русского человека (народной и композиторской музыкой), развитию познавательных
психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения),
познавательных способностей, а также овладению способами и приемами
познавательной деятельности.
Программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал.» решает
задачи творческого развития школьников. Знакомясь с элементарными музыкальнозвуковыми понятиями, дети получают знания о музыкальном искусстве, у них
развивается абстрактное и критическое мышление, образная память. Слушая и
исполняя музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при исполнении, дети
учатся доброте, душевной чуткости.
Основным направлением программы «Песенно-танцевальный ансамбль
«Калинка». Вокал.» является формирование вокально – хоровых навыков, развитие
эстетического вкуса, как основы самостоятельной художественной деятельности.
Содержание программы направлено на художественно-эстетическое развитие
обучающихся, выявление и развитие их творческих музыкальных способностей в
процессе концертной деятельности.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоения содержания
программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастер-классы
по следующим темам:
«Работа: с хороводной русской народной песней; с произведениями русских
– композиторов - русских – композиторов -классиков, с произведениями
современных отечественных композиторов».
Онлайн мастер-классы можно просматривать с любого девайса, у которого
есть выход в интернет. Материалы, используемые в мастер-классах, общедоступные,
список материалов оглашается в начале мастер-класса.
Уровень освоения программы:

стартовый;

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень освоения программы: «стартовый».
«Стартовый» уровень:
Стартовый уровень обучения предполагает познакомить обучающегося со
строением голосового аппарата, техникой дыхания и звукоизвлечения, техникой
безопасности, включающей в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок. Сформировать у обучающихся основу певческой культуры через
приобщение к вокальной музыке и вокально-исполнительской деятельности.
Развивать творческие и специальные способностей детей. Познакомить с яркими
произведениями русской народной музыки и музыкой композиторов. А главное
пробудить образно – эмоциональную сферу восприятия музыкального искусства и
жизни в целом.
Организация материала предполагает минимальную сложность для освоения данной
программы.
Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: лекция, беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы занятий:
вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год;
ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми вокальными
упражнениями (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания);
техническая работа по подготовке выступлений; репетиционная работа;
концертная и художественная деятельность;
тематическое занятие – занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка;
занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе песенного материала и использовании вокальной манеры
исполнения (народной или эстрадной). Подобные занятия пробуждают фантазию
ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей.
занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей,
которым нужна помощь педагога;
занятие-экскурсия – посещение концертов профессиональных коллективов с
последующим обсуждением;
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач;
итоговое занятие – подводит итог работы детского объединения за учебный
год.
Формы подведения результатов: беседа, открытое практическое задание,
выступление на школьных концертах, творческий отчет - концерт.

Формы подведения результатов: беседа, открытое практическое задание,
участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, творческий отчет - концерт.
1.2. Цель общеразвивающей программы – формирование основ певческой
культуры через приобщение детей к вокальной музыке и вокальноисполнительской деятельности, развитие творческих способностей детей,
воспитание общей культуры обучающихся.
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основ вокальной и хореографической
деятельности):


познакомить с жанрами вокального искусства;



познакомить с различными техниками исполнения вокального материала;



познакомить с вокальными и хореографическими
классического, народного, современного исполнения.

терминами,

основами

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение
содержания программы):
•
развить у детей чувственно-эмоциональные проявления, внимание, память,
фантазию, воображение;
•
развить координацию; улучшить моторику, пластичность, гибкость и
точность владения голосом;
•
развить художественно-творческие, музыкально-двигательные способности,
творческую активность, самостоятельность, выносливость, упорство и трудолюбие;
•

развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к
обществу, другим людям, самому себе):
•
развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
конфликтные ситуации);
•
сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям вокалом и
хореографией;
•
развить умение давать правильные с морально-этической точки зрения
оценки явлениям и событиям вокруг них;
•
воспитать терпение, волю, трудолюбие, стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию, устойчивую потребность к физическим нагрузкам и
здоровому образу жизни.
Учебный (тематический) план первого года обучения.
№

Тема

Общее кол- во часов

Формы

все
го

n/n

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по
безопасности

тео
рия

Вокально-певческая
установка (упражнения над
постановкой
дыхания,
звукообразованием, работа
над дикцией и артикуляцией,
речевые
игры
и
упражнения).

3.

Работа:

аттестации/контрол
я
Беседа
–
лекция,
практическое задание

2

1

1

25

1

24

Беседа,
задание,
занятие

37

Беседа
–
лекция,
практическое
задание,
комбинированное
занятие,
концертные
выступления

технике

2.

37

с
хороводной
народной песней;

пра
кти
ка

-

русской

с произведениями русских –
композиторов -классиков,

практическое
проверочное

с
произведениями
современных отечественных
композиторов (практические
занятия).
4.

Игровая
деятельность,
театрализация песни

21

2

19

Беседа
–
лекция,
практическое
задание,
занятие – импровизация,

5.

Прослушивание аудио - и
видеозаписей выступлений,
концертная деятельность.

7

2

5

Беседа
–
лекция,
концертное выступление,
итоговое занятие.

6

86

Итого:

92

1.3 Содержание учебного (тематического плана)
Тема №1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с педагогом. Требования к занятиям, беседа по технике
безопасности. Ознакомление с программой и режимом работы группы. Беседа об
ансамбле и его традициях. Организационные вопросы.
Практика: беседа с детьми.

Тема №2. Вокально-певческая установка
Теория: рассказать что такое певческая установка и певческое дыхание,
показать упражнения по постановке дыхания, показать как происходит
звукообразование, рассказать что такое дикция и артикуляция, показать и разучить
речевые игры и упражнения.
а) Певческая установка:
-

сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула;

-

ноги твёрдо стоят на полу;

-

голову держать прямо, без напряжения;

-

рот открывать свободно, губы упруги, раздвинуты;

-

положение при пении целесообразно менять (сидя, стоя).

б) Работа над дыханием:
техника пользования дыханием: бесшумный короткий вдох, опора
дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание, возобновлять
его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко перебирают дыхание и
«запирают», занимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого
воздуха часто приводит к напряжённому звучанию, мешает точности интонации.
Практика:
Упражнения над дыханием:
а) сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом
фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота)
б) сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через приоткрытые
губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.
в) сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре,
каждую фразу пропевать на одном выдохе: то-то лю-лю, то-то лю-люшки-мо-и!
Задача: естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа
грудного и головного резонаторов, а отсюда – ровное звучание голосов в
соответствующих регистрах и на их соединении.
в работе над протяжностью хорового звучания следует добиваться
мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании.
В народных песнях встречаются распевы на все гласные. И на гласных
вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность,
точность интонации, техника звуковедения, а также - и это главное – протяжное
дыхание.
«Маки»- песня-игра, «Заинька» - песня-игра.
-

Тема №3. Работа: с хороводной русской народной песней;

-

с произведениями русских – композиторов -классиков,

- с произведениями современных отечественных композиторов (практические
занятия).
Теория: познакомить с историей и происхождением этих песен, познакомить

с композитором и его творчеством, составить исполнительского плана песен.
Научить как использовать дыхание и звукоизвлечение в данном произведении.
Практика: разучивание мелодии песни, её ритма, эмоций, которые она
вызывает.
Тема №4. Игровая деятельность, театрализация песни.
Теория: показ и разучивание движений,
театрализованных моментов для создания образа песни.

создание

игровых

и

Практика: сочинение и разучивание и исполнение танцевальных движений,
их соединение с вокальным исполнением, репетиции, выступления.
Тема №5. Прослушивание аудио - и видеозаписей, концертная
деятельность.
Теория: рассказывать о различных исполнителях, учить анализировать
исполнение, слышать достоинства и недостатки звучания голоса; учить
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей
группы (а также индивидуальное собственное исполнение).
Практика: слушание, обсуждение, анализ и умозаключение в ходе
прослушивания аудио- и видеозаписей, собственное исполнение и исполнение ребят
в своей группе.
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов
через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои
действия;
•

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
•

• умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.

Личностные результаты:
• формирование культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• формирование эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих и
хореографических возможностей;
•

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
•

Предметные результаты:

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному
искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой
деятельности;
•

развитие художественного восприятия, умение эмоционально оценивать
произведения разных видов искусств;
•

• использование элементарных умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания вокальных произведений в различных видах
музыкальной и творческой деятельности.

2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график ДООП «Песенно-танцевальный ансамбль
«Калинка». Вокал.» на 2024-2025 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные
характеристики
образовательного процесс
Количество учебных недель
34
Количество учебных дней
34
Количество часов в неделю
2,7
Количество часов в учебном году
91,8
Недель в I полугодии
14
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
12 сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4-6 ноября, 31 декабря-10 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
Окончание учебного года
31 мая
2.2 Условия реализации программы:

1.
2.

Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и проветриваемое
помещение, отвечающее санитарным нормам.
Оснащенность кабинета:
– парты;
– стулья;
– доска;
– шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
– фортепиано, баян, шумовые инструменты;
– зеркала на стене,
– осветительные приборы;
– костюмерная: костюмы, обувь, бутафория.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, CD-диски;
магнитофон, аудиокассеты; видеомагнитофон, видеокассеты; экран.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования реализующий программу должен
имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного

детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных
общеобразовательных
программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два
года обучения.
Информационно-методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы: нотные сборники.
Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания
сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может
быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки
и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет широкого
выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
–
познакомить обучающихся с разными техниками и художественными
материалами;
–
сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как
искусстве «выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания эмоциональнохудожественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в образ» переходит
от интуитивной художественной деятельности к сознательной и целенаправленной.
При реализации программы используются следующие электронные
образовательные ресурсы:
https://eom.edu.ru/,
http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru/
https://alleng.org/edu/art4.htm, https://1сентября.рф)
Познавательные сайты и порталы
Цифровое
ТВ,
общедоступные
каналы
(Культура.рф,
Наука
https://www.naukatv.ru/);
Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн
телевидение, энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/,
digital-edu.ru/, https://openedu.ru);
Список электронных образовательных ресурсов на CD и DVD-дисках http://nvschool30.ucoz.ru/off/mediateka.pdf
Сервисы и Интернет технологии WEB 2.0
http://robotix33.ru/servisyi-web-2-0/
https://www.sites.google.com/site/badanovweb2/home
https://learningapps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений.
Данный сайт поддерживает обучение и процесс преподавания с помощью
интерактивных модулей;

Литература для обучающихся/родителей (законных представителей):
Цифровое
ТВ,
общедоступные
каналы
(Культура.рф,
Наука
https://www.naukatv.ru/);
Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн
телевидение, энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/,
digital-edu.ru/, https://openedu.ru);
Список электронных образовательных ресурсов на CD и DVD-дисках http://nvschool30.ucoz.ru/off/mediateka.pdf
Литература для педагога:
При работе используются следующие методические пособия:
1.Долматов Н.А. Поём по нотам/Н.А.Долматов.- Методическое пособие для
руководителей детских вокальных коллективов. Ростов на Дону, Изд – во 2-е,
Феникс,2012.
2.Емельянов Е.В.Развите голоса, координация и тренинг/Е.В.Емельянов. 5 -е Изд-во,
стереотипное- СПб.: Изд – во Лань, Изд –во Планета музыки,2007.
3.М.Т. Картавцева. Школа русского фольклора (обучение в младших классах) под
редакцией профессора М.Т.Картавцевой. Москва,2004.
4.Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкально воспитания: Учебное
пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2000. 18.Эстетическое воспитание
учащихся во внешкольных учреждениях. Сост. Сахарова Л.А., Шахова А.И. Москва
Просвещение , 2000.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации через индивидуальные отчеты, участие обучающихся в концертах и
мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Сроки проведения аттестации
(предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го
полугодия) устанавливаются администрацией образовательного учреждения и
фиксируются в его общем учебном плане.
Критерии оценки: интонация, координация, импровизация, музыкальность,
эмоциональность.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по следующим
параметрам и критериям:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности на
занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в
поведении);
-познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
- регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);

- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Формы контроля
1.

Наблюдение

2.

Опрос

3.

Концерты.

4.
Оценка творческих мини-проектов
концертах, музыкальных спектаклях)
5.

(участие

в

тематических

Игровые программы

Контроль осуществляется
тематический, итоговый.

в следующих видах: вводный,

текущий,

Оценочные материалы
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего
уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля
образовательной деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Песенно – танцевальный ансамбль» по итогам
аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие
формы определения результативности освоения программы: проведение
индивидуальных отчетов, тестирование, демонстрация вокальных и танцевальных
возможностей воспитанника; участие в новогодних спектаклях, концертах,
праздничных мероприятиях, конкурсах.

Метапредмет
ные
результаты

Лич
нос
тны
е
рез
уль
тат
ы

Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей
обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых
результатов освоения программы.
У каждого обучающегося создается индивидуальная Карточка успеха
обучающегося (Приложение № 1).
Планируемые
Критерии оценивания Виды
Диагностический
результаты
контроля/
инструментарий
промежуточ (формы, методы,
ной
диагностики)
аттестации
выраженность посещение занятий, качество Текущий
Педагогическое
интереса
к выполнения упражнений
наблюдение,
занятиям
ведение журнала
посещаемости
эмоционально пластика, мимика, сюжетная Входящий,
Карточка успеха
-творческое
композиция
текущий,
обучающегося
развитие
итоговый
(Приложение №
контроль
1)

Предметные
результаты

музыкально–
ритмическая
координация
развитие
физических
способностей

умение
согласовывать
движения частей тела во
времени и пространстве под
музыку, изменять движения в
соответствии с фразами
гибкость,
выворотность,
растяжка, прыжок

Входящий,
текущий,
итоговый
контроль

Карточка успеха
обучающегося
(Приложение №
1)

Входящий,
текущий,
итоговый
контроль

Карточка успеха
обучающегося
(Приложение №
1)

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе
освоения им дополнительной образовательной программы.
Показатели
параметры)

(оцениваемые Критерии

Степень

Методы

выраженнос диагностик
тиоценивае и
мого
качества

1.Организационнокачества:
1.1.Терпение

1.2. Воля

волевые Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки
в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности

терпение
хватает Наблюдение
меньше чем на ½
занятия
терпение
хватает
больше чем на ½
занятия
терпение
хватает
на все занятия

волевые
усилия
ребенка
побуждаютсяизвне

Способность
активно
побуждать
себя
к иногда –
ребенком
практическим

самим

действиям

всегда
самим ребенком

1.3. Самоконтроль

Умение
контролировать
свои
поступки
(приводить
к
должному
свои
действия)

ребенок постоянно
находится
под
воздействием
контроля извне
периодически
контролиру
ет себя сам
постоянно
контролирует
себя сам

Ориентационные качества:

Способностьо

завышенная

2.1.Самооценка

ценивать

заниженная

себя адекватно

нормальная

Анкетирован
ие

реальным
достижениям
2.2.Интерес к
занятиям
объединении

в

Осознанное
детском участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

Тестировани
интерес к занятиям е
продиктован
ребенку извне
интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

3.Поведенческие качества:

периодически
провоцирует
занять
опредеконфликты
ленную позицию в
сам в конфликтах не
конфликтной
участвует,
ситуации
старается
их
избежать
Способность

пытаетсясамостоят

Тестировани
е,
метод
незаконченн
ого
предложения

ельно уладить
возникающие
конфликты
избегает участие в
общих делах
участвует
при
побуждении извне

инициативен
Умение
общих делах
воспринимать
3.1Конфликтность (отношение
общие дела, как
ребенка
к
столкновению
интересов (спору) в процессе свои собственные
взаимодействия)
3.2.Тип
сотрудничества
ребенка к общим

(отношение

делам детского объединения)

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Фамилия,имя ребенка
Возраст
Вид и название детского объединения
Ф.И.О.педагога
Дата начала наблюдения

в
Наблюдение

Сроки диагностики
показатели

Начало

Середина

Конец

уч. года

уч. года

уч. года

1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1.Самооценка
2.2.Интерес к
занятиям в детском объединении

3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностные
достижения
учащегося

2. Список литературы для педагога:

1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2.Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек.
1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун-кантри, 2001. - 94 с.
3.Балясина Л.К.Воспитание школьников во внеурочное время/Л.К.Балясина. Москва, 2000.
4.Гончаренко Н.Б.Сольное пение: секреты вокального мастерства/ Н.Б. Гончаренко.-

Ростов на Дону,Изд–во 2 –е, Феникс, 2007.
5.Долматов Н.А. Поём по нотам/Н.А.Долматов.- Методическое пособие для
руководителей детских вокальных коллективов. Ростов на Дону, Изд – во 2-е,
Феникс,2012.
6.Емельянов Е.В.Развите голоса, координация и тренинг/Е.В.Емельянов. 5 -е Изд-во,
стереотипное- СПб.: Изд – во Лань, Изд –во Планета музыки,2007.
7.Кулаковская Н.Н. За народной мудростью/ Н.Н.Кулаковская - Рассказы о русском
фольклоре,2000.
8.М.Т. Картавцева. Школа русского фольклора (обучение в младших классах) под
редакцией профессора М.Т.Картавцевой. Москва,2004.
9..ЛихачёваБ.Т. Эстетическое воспитание
подхода/Б.Т.Лихачёв - Москва,2000.

в

школе.

Вопросы

системного

10.Матвеева К.П. Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски
/ Подред.К.П.Матвеевой. – Екатеринбург,2003.
11.Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения и вокальная техника
выдающихся певцов/В.П.Морозов. – Москва,2001.
12.РигзСетт. Пойте как звёзды/СеттРигз. Москва: Музыка,2001.
13.Сунегина Т.Г. Детский музыкальный фольклор/Т.Г.Сунегина.
Авторская программа, 2000
14.Феофанова И. Актёрский тренинг для детей/И.Феофанова.
АСТ,Астрель; Москва,2011.
15.Ширяева Н.С.Праздники народного
музыкой)/Н.С. Ширяева – Москва,2003.

творчества

в

школе(воспитание

16.Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкально воспитания: Учебное
пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2000. 18.Эстетическое воспитание
учащихся во внешкольных учреждениях. Сост. Сахарова Л.А., Шахова А.И. Москва
Просвещение , 2000.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа
:Ь11р://ги.у/ИаресНа.ог§/\У1к1.
2. Ирина Феофанова. Актерский
тренинг для детей http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=502032
3.Ссылки на различные музыкальные сайты:
Распевание - https://www.youtube.com/watch?v=gG36vd99DY4,
Мастер- класс по эстрадному вокалу П. Гагариной
https://www.youtube.com/watch?v=kbTkOItJMFc
https://www.youtube.com/watch?v=W2qKAfQApp8
Артикуляционная гимнастика от студии актёрского мастерства
https://www.youtube.com/watch?v=XI1UwLLoKVA

Список литературы для обучающегося:
1. Емельянов Е.В. Развитие голоса, координация и тренинг/Е.В. Емельянов. 5 -е Издво, стереотипное- СПб.: Изд – во Лань, Изд –во Планета музыки,2007.
2. Кулаковская Н.Н. За народной мудростью/ Н.Н. Кулаковская - Рассказы о русском
фольклоре,2000.
3. РигзСетт. Пойте как звёзды/СеттРигз. Москва: Музыка,2001.
4. Феофанова И. Актёрский
Астрель; Москва,2011.

тренинг

для

детей/И.

Феофанова.

АСТ,

5. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе (воспитание музыкой)/Н.С.
Ширяева – Москва,2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».