02.10.2023
05.10.2023
Овчарова Ксения
Александровна,
учитель начальных
классов МАОУ гимназия №120
Классный руководитель и наставник: можно ли
поставить знак равенства?
Эссе к конкурсу «Образ_ЕКБ: Педагогический
дебют 2023»
Классный руководитель
и наставник, с этими двумя понятиями мы встречаемся в образовательной
деятельности очень часто. Но можно ли между этими понятиями поставить знак
равенства? Размышляя над этим вопросом, заглянем в словарь.
Классный руководитель – это педагогический
работник, который отвечает за образовательную и воспитательную деятельность в
классе, сопровождает детей с первого по одиннадцатый класс, является самым
важным человеком для них в школе.
А кто же такой наставник? Наставник – это
человек, который помогает освоить какую-то новую сферу деятельности, направляет
по верному пути для достижения успешного результата. Наставником может быть
любой человек, имеющий большой опыт работы в какой-либо деятельности. Наставниками,
в жизни любого человека, могут выступать родители, тренеры, педагоги и коллеги
по работе, а может и классный руководитель.
Сегодня я классный руководитель в 3 классе.
Организую учебную и воспитательную деятельность как всего классного коллектива,
так и отдельных учащихся, планирую жизнь класса во внеурочное время, работаю с
учителями-предметниками и консультирую родителей. Предлагаю рассмотреть мою
деятельность классного руководителя с точки зрения наставничества.
Встретив своих ребят на пороге школы 1
сентября два года назад, я увидела, что дети не умеют выстраивать диалог при
разговоре друг с другом и взрослыми людьми. Я решила помочь своим ученикам
решить эту задачу. Большую часть своей работы я нацеливаю на воспитание в детях
уважения друг к другу. Мы постоянно затрагиваем эту тему на классных часах и
мероприятиях. Продуктивным способом взаимодействия, я считаю методику,
направленную на развитие эмоционального интеллекта, когда ребята, между
которыми произошло недопонимание, сначала описывают произошедшее, затем
сообщают друг другу какие чувства у них вызвала ситуация и уже после мы
выстраиваем алгоритм взаимодействия выхода из ситуации. Также в своей работе, я
часто использую примеры из своей жизни. Ребятам очень нравятся такие беседы,
наверное, это из-за того, что они понимают, что в такой ситуации могут оказаться
не только они одни, но и их учитель, а вот как поступить и какой результат
будет у этого поступка мы определяем совместно.
Спустя два года, я вижу результат. Дети
сплоченные, класс – коллектив. Они могут правильно отстоять свою точку зрения и
уважительно относиться к другой. Ученики советуются со мной не только в делах
школы, но и в жизненных ситуациях. Желание посоветоваться, обсудить ситуацию с
учителем – это высокий показатель доверия и уважения к педагогу.
Так можно ли поставить знак равенства между
понятиями «классный руководитель» и «наставник»? Вопрос риторический,
однозначно ответить на него я не могу. Эти роли разные, но в то же время их объединяет много общего. Классный
руководитель может стать наставником для своего класса, но наставника ребенок
может выбрать и сам, опираясь на свои интересы и это не обязательно будет
классный руководитель.
Я – учитель, классный руководитель,
наставник. Я хочу пройти со своими ребятами сложный, но интересный путь и мечтаю,
чтобы мои ученики превзошли своего учителя.