25.01.2022
Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна 1.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы 2.
В Бельгии 3 и Великобритании 4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) 5 и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) 6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде 7.
-------------------------------
1 Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Dev. Psychol. 2014. N 50. P. 1497-1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01833/full; Pagani L.S., Fitzpatrick C. Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical well-being by middle childhood // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2010. T. 164. P. 425-431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children // Sleep Med. Clin. 2017. N 12. P. 407-413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.
2 http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333& dateTexte= &categorieLien=id; https: //www.theguardian.com/world/2018/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.
3 https://ru.euronews.com/2018/09/03/ru-school-phones.
4 https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.
5 https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.
6 https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.
7 https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей
Исследователи |
Отрицательные эффекты |
Burnett and Lee, 2005 |
Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты |
Day J.J et al., 2007 |
|
Ophir et al., 2009 |
Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи |
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 |
Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям |
Panda N. et al., 2010 |
Нарушения фонематического восприятия |
Sparrow et al., 2011 |
Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна |
Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013 |
Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва |
Ralph et al., 2013 |
Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания |
Thornton et al., 2014 |
"Простое присутствие" сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями |
Lepp et al., 2014 |
Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством |
Owens, J.A. et al., 2014 |
Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость |
Stothart et al., 2015 |
При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона |
Barr et al., 2015 |
Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением |
Moisala et al., 2016; Lepp A et al. 2015; Beland L.-P., 2015 |
При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, "многозадачники" работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости |
Cain et al., 2016 |
Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов |