20.09.2018
«Всё не то, чем кажется» – это своего рода исследовательская лаборатория, в рамках которой участники ищут способы воплощения собственных миров, анализируя историческую, культурную, лингвистическую, археологическую составляющие современной жизни. В этом поиске художники следуют за Павлов Бажовым, препарируют его метод, отвечая на вопрос: каким образом автор знаменитых «Сказов» создаёт воображаемый мир, оставаясь в такой тесной связи с реальностью.
Стратегии художников, представленных на выставке, укладываются в несколько смысловых ниш. Первая – это работа с существующими или воссозданными мифами, так, например, художники из группы «Музей вечно играющих аттракционов» подменяют бажовскую «Хозяйку» искусственным интеллектом, а зрителя ставят в позицию Данилы-мастера, предлагая найти пути взаимодействия. Людмила Калиниченко совмещает тотемный столб с точкой доступа в интернет, превращая контакт с сакральным объектом в поиск важных ответов во «всемирной сети». Екатерина Поединщикова обращается к мифологии народов, изначально населяющих уральские горы, и создаёт визуальный образ этих мифов.
Второй приём, используемый художниками, – это построение собственных фантазийных ландшафтов. Так, Евгений Гаврилов – благодаря звуку и видеоряду – погружает зрителя в пространство тотальной инсталляции «Недра», Устина Яковлева знакомит зрителя с обитателями придуманных внутренних миров, а Дмитрий Булныгин в галлюцинаторной инсталляции «Кошмар Удэгейца» предполагает, что социальное и природное управляются общими жизненными законами и стихиями.
К этой же категории можно отнести и работу Алисы Горшениной «Русское инородное», в которой художница сама себя погружает в дискомфортный зазор между видимым и незримым, населённый существами и сущностями. Работа Ивана Снигирёва «Плюшевый мир» и инсталляция Кристины Горлановой «Бери и помни» обращаются к теме детства и его утраты, к тому, насколько богаче и интересней был наш мир, когда мы были детьми. Каменные объекты Анны Черепановой, напоминающие неведомые уральские самоцветы, выступают как персональный способ фиксировать себя во времени и пространстве. Инсталляция Ирины Кориной отсылает нас к мифу о величии и крушении советского и к нашей коллективной памяти, а серия мозаик Александра Баженова напоминает нам о большом советском стиле декоративно-прикладного искусства и о сегодняшнем необдуманном отношении к этому наследию.
Ещё один блок: художники, работающие со словом или знаком. Так, например, художник и сам по себе мифический персонаж по имени Красил Макар пытается адаптировать уральские народные промыслы к современной урбанистической среде. Художники из группы Варенъйе Организм, программируют пространство словами-шифрами; в эру ускоряющихся технологий и информатизации всех аспектов современной жизни Владимир Абих в своих видео обращает наше внимание на курьёзный источник появления новых технологических мифологий. Фильм Маши Седяевой «Что я здесь делаю?» сочетает документалистику и частный взгляд, а реальная жизнь в нём трансформируется в авторское видение. VR-проект команды U360 предлагает зрителю исключительно с помощью концентрации мысли создать собственный виртуальный мир.
Выставка «Всё не то, чем кажется» – это попытка показать, чем является реальность за пределами нашего о ней представления.
Куратор: Владимир Селезнёв
Руководитель проекта: Женя Чайка
Художники: Владимир Абих, Александр Баженов, Дмитрий Булныгин, Варенъйе Организм, Евгений Гаврилов, Кристина Горланова, Алиса Горшенина, Людмила Калиниченко, Ирина Корина, Красил Макар, Музей вечно играющих аттракционов, Екатерина Поединщикова, Мария Седяева, Иван Снигирёв, Анна Черепанова, Устина Яковлева, U360
Координатор: Анастасия Кандоба
Технический отдел: Данила Матросов, Прохор Рудко
Пиар: Тина Гарник, Анастасия Перфильева, Ксения Смирнова
Дизайн афиши: Юлия Колбина
Вёрстка экспликаций: Александра Кислицына
Перевод текстов: Анна Бубель
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2020
Дата обновления: 02.11.2020
Дата публикации: 20.09.2018