01.01.2017
- В декабре состоялась встреча « Вектора» с выпускником нашей гимназии 2011 года (9 «Б») Максимом Кадниковым – специалистом в области электроники, призёром и победителем многочисленных профессиональных олимпиад.Максим, с чего началось Ваше увлечение электроникой? Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- Я увлекался электроникой с 6 или 7 класса. Тогда я уже почти определился, кем хочу стать, когда вырасту, нашёл любимое дело. С головой ушёл в программирование; и пока ровесники играли на компьютере, я писал компьютерные программы, причём мне было мало того, что я уже умел, мне хотелось развить этот навык как можно лучше. Важную роль в определении будущей профессии сыграл мой дед, инженер. Когда я летом приезжал в гости к дедушке и бабушке, вокруг меня часто лежала куча проводов, элементов, инструментов. Я постоянно что-то резал, паял, обжигался. Я так увлёкся всем этим, что кроме электроники и программирования не рассматривал никаких вариантов при выборе профессии. Я решил, что программированию научиться смогу дома, что и сделал впоследствии. Поэтому после 9 класса поступил в Радиоколледж.
- Существуют некоторые стереотипы о колледжах: мол, туда идут учиться только те, кто не может перейти в 10 класс... Насколько эти стереотипы правдивы?
-Да, в колледжи идут и такие люди. И анекдоты про колледжи и их учащихся тоже часто оказываются правдой. Но далеко не всегда. В колледжах есть заинтересованные люди, которые хотят учиться и учатся, среди которых был и я. К тому же есть профессии, которые можно получить только в колледже. В институте зачастую не хватает практики, там именно углублённую радиотехнику преподают. Так что кто-то из института, может быть, лучше, чем я подкован в теории. Но если только одна теория - она никак не поможет. Если надо именно руками работать, то это сто процентов колледж, потом уже институт, если интересно будет дальше. Я знаю много людей из УПИ с нашего радиофака, и они говорили: смысла мне туда идти нет точно, ничего нового я не узнаю. В колледже меня научили именно учиться, добывать информацию, то есть, если сейчас я нахожу какую-то тему, которую не знаю, я просто знаю, как найти ответы на интересующие меня вопросы, и, на мой взгляд, это самое главное. А нынче, в условиях, когда очень ценится в профессии ручная работа... это особенно ценно. Мы ведь в этом очень сильно отстаём. Вот почему, скажем, машины не у нас делают и не только машины. Это от того, что мы руками разучились работать.
Кстати, я ещё проходил практику в Бразилии, чуть больше месяца я там прожил. Образование у них очень странное: там есть Министерство Образования, и все колледжи, которые ему принадлежат - платные, абсолютно все. Если ты, допустим, ребёнок из бедной семьи, то тебе не поступить. Но есть колледж, называется "СИНАЙ" - это организация, которая вышла на очень высокий уровень - она сейчас в каждом городе страны открыла бесплатные колледжи. Туда все рвутся, конкурс на место, не как у нас - три или четыре человека, у них по пятьдесят, по шестьдесят, по сто человек на место бывает. И получается так, что студенты, попавшие туда, боятся, что их отчислят, они приходят туда в семь утра и охранник выгоняет их поздно вечером. И они учатся не как у нас: сели писать контрольную, написал - хорошо, не написал - двойка. Они пока не сделают эту контрольную идеально, сидят на этом. У них нет курсов, у них есть только такие контрольные, им читают лекцию, потом говорят: "Всё, идите делать". Например, кирпичная кладка меня очень удивила: у них есть огромный ангар, и они строят дом, фундамент уже есть, у них только кирпичи, они сверлят. Эксперты смотрят и указывают на ошибки, обсуждают, где нужно поправить - дом полностью сносят и строят новый, и это с периодичностью в одну неделю - они просто строят дом - сносят, строят дом - сносят. Тем, кто учится на работника типографии, купили огромные станки (именно типографские), высотой в двух - трёхэтажные дома, один запуск станка - примерно, пятьдесят килограммов бумаги, которая просто уходит в мусорку, и они учатся на этом. Вот, допустим, опять же, кузовной ремонт - просто машины покупают, и они реально режут их болгарками, потом всё это чинят, затем снова режут и снова чинят. Это было очень классно. Я даже не заметил, как прожил там этот месяц. К сожалению, у нас подобной практики нет.
- Спасибо. Расскажите, пожалуйста, об олимпиадах, в которых Вам довелось поучаствовать, поделитесь своими впечатлениями.
- Сначала меня в качестве тренировки отправили на национальный профессиональный чемпионат Финляндии, чего я совсем не ожидал. Там я занял первое место с неплохим отрывом, опередив всех соперников. Через несколько недель я стал победителем аналогичного чемпионата уже в России. Затем была победа на чемпионате Китая, где, кстати, выступали не только китайцы, а участники вообще со всего мира. Также сборная России хорошо выступила на чемпионате EuroSkills и мировом первенстве WorldSkills. Среди моих личных наград несколько золотых медалей и медальон за профессионализм, что является признанием профкомпетентности на международном уровне. Конечно, были у нашей команды и неудачи: однажды мы заняли 29 место из 30, потому что тридцатая команда не приехала на соревнования. Но такие провалы довольно редки.
Интересно, что в каждой стране, принимающей подобные мероприятия, состязания организованы по-разному, и задания тоже разные.
Несомненно, эти чемпионаты дарят множество ярких впечатлений – это и волнение, и радость победы, причём не только собственной, но и победы друзей по команде.
- А как ощущался командный дух? В чём заключалась поддержка команды?
-Честно говоря, как- то особо поддерживать своих на EuroSkills и WorldSkills было некогда. Я даже не знаю, какие задания были у моих друзей. Но очень помогало, когда проходя мимо, ребята просто махали рукой или перебрасывались с тобой парой слов.
- Насколько высоки нагрузки на этих чемпионатах?
- Очень высоки. Например, все поражались тому, как безбашенно работает мой друг, камнетёс из Башкирии. То есть, допустим, у него форма черная, к концу дня она белая, в граните вся. Он рукой себя хлопает, с него каменная пыль сыплется, прямо гора этого песка. Фильтры он вытряхивает, чтобы подышать хоть как-то. А потом дальше работать. У нас 2 человека было в сборной, которые очень круто работали: ювелир и этот камнетес. Мне кажется, это просто самые крутые 2 медали у нас в сборной. Они реально на износ работали. Просто невероятный труд приложили.
- Какое первенство оставило самый яркий след в памяти?
EuroSkills. Это было в Швеции. Забавно, что я почти не помню его подробностей. Мы прекрасно выступили. А когда на следующий день после оглашения результатов решили немного прогуляться, нам вдруг сообщили, что по некоторым причинам наш рейс домой отменён и мы летим другим рейсом. До вылета оставалось 3 часа. Собрались быстро. А следующее, что помню - уже отель в Москве.
- Здорово! Дайте, пожалуйста, несколько советов, как научиться нестандартно мыслить, ведь в таких конкурсах нестандартное мышление очень важно.
- Я даже не знаю, что сказать. Да, нужно нестандартно мыслить, но нужно знать все стандартные варианты. А из стандартных знаний можно сделать нестандартное решение. Нужно набивать базу. Допустим, есть элемент 1,2 на 2 мм. По идее его паять надо около 300 точек паек в час. То есть 150 элементов в час. Кажется, это очень много, но по факту на чемпионате с этим вообще не выиграешь. Это тупой навык, но надо все-таки им владеть. Я просто сидел и паял их тысячами целый день, с утра до ночи. Так вот, получается, я пятницу и субботу посвящал только этой пайке. В итоге я смог сделать время 12 минут на 100 штук, что в разы превышает нашу государственную норму. Такие навыки помогают сэкономить время, в том числе и для того, чтобы подумать над нестандартным решением.
- Как вы считаете, нужны ли какие-то особые способности для того, чтобы добиться таких успехов в любой области, в любом деле, или этого может добиться каждый?
- Добиться-то каждый может. Главное, чтобы хотелось. Сейчас есть большая проблема с молодыми участниками сборной: они иногда сомневаются, хотят ли на чемпионат. Я, например, сразу захотел попасть туда и победить. Надо быть… в меру азартным человеком, любить состязательность.
Возможно, мне эти качества привил велоспорт, которым я увлекаюсь где-то с 9 класса.
- А какие у Вас ещё есть увлечения, кроме велоспорта?
Кроме того, что мы с друзьями любим вместе кататься на велосипедах, мы также сплавляемся, ходим на катамаранах (в основном в Башкирии). Не профессионально, конечно, а так, для души. Простые любители.
- Спасибо. А где Вы сейчас работаете?
Я много работы пробовал. Сейчас готовлю будущих участников WorldSkills, так как в нём участвуют только один раз в жизни. А ещё подрабатываю 3-D печатью, занимаюсь электроникой на заказ дома. Свои задания разрабатываем, продаем по регионам. А официально только в колледже работаю.
- Сравнительно недавно Вы окончили Радиоколледж, а теперь преподаёте в нём сами. Хотелось бы спросить, что для вас сложнее: учиться самому или учить других?
- Учить, конечно, сложнее. Потому что, если ты сам плохо научился, то ты сам сплоховал. А если неправильно научишь кого-то, скажешь там, что надо пальцы в розетку совать, они и будут совать. Ты, получается, один научил столько человек что-то делать неправильно. То есть учить - гораздо ответственнее. И сложнее.
- А ученики у Вас сейчас хорошие?
Большинство да, хотя есть люди, которые не хотят учиться. Но до диплома они вряд ли дойдут. К нам поступает около 60 человек, выпускается около 15.
- Можно ли согласиться с тем, что гаджеты помогают учиться человеку? Или, наоборот, они “отучают учиться”?
- Скорее, помогают. Я, например, люблю читать книги, находясь в автобусе. Если взять математику, то даже калькулятором надо уметь пользоваться. Если человек не умеет этого, он считает- считает, а ответ в итоге все равно неверный получается. У нас в колледже были разрешены калькуляторы, но некоторые экзамены все равно сдавали на двойки. Непонятно, как так происходило. А мы иногда еще хитрили: делали калькуляторы с Bluetooth, с помощью чего можно было ответами обмениваться. Но все-таки однажды нас поймали: мы слишком увлеклись и начали обильно чатиться на калькуляторе. Вот такие у нас были развлечения! Да и вообще в колледже было очень интересно.
- А можете ли Вы дать несколько советов, как лучше учиться, чтобы потом было интересно жить?
- В моей жизни было много знакомых, которые боролись за хорошие оценки. Сам же я не придерживаюсь такой позиции. Я всегда учился сам для себя. Если по какому-то предмету была тройка, мне этого хватало. Если какие-то предметы мне были не очень нужны, я учил их для того, чтобы сдать. В школе я всегда учил физику и математику - два предмета, которые упростили мою жизнь в сотню раз.
Материал подготовил Павел Барабанов 7 «Б» класс.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2020
Дата обновления: 07.02.2021
Дата публикации: 01.01.2017