27.04.2015
В один из сентябрьских дней 1941 года Попова срочно, прямо от станка вызвали к директору.
Через приемную быстро прошел военный в генеральской шинели.
- Нарком Танкопрома Малышев, - полушепотом пронеслось по приемной.
В кабинет заходили по одному. Настала очередь Попова.
Нарком заговорил:
- Я уже наслышан о ваших успехах в обработке бронекорпусов для «КВ». За 12 часов корпус – великолепно. Теперь вам такое задание – фронтовое: корпус танка обработать за 7-8 часов и сделать это достоянием других станочников. Срок – три дня.
Это казалось делом нереальным. Ведь столько недель они бились над тем, чтобы с 36 часов дойти до 30, а потом и 20. Считали рекордом – 18. Затем сами же перекрыли его – 12.
Ну, уж это все, предел! Выдохлись, да и станки не заставишь крутиться быстрей.
Как же, как же сделать? Этот вопрос мучил всех. Ясно было – нужно какое-то усовершенствование. Но какое?
Помог случай. Как-то среди оборудования, присланного с эвакуированного предприятия, приметил пару станков. Очень они подходили для этого дела. А что, если… Попов показал находку товарищам по бригаде.
- Пойдет?!
- Точно!
И еще Михаил Федорович вспомнил, как раньше ему приходилось растачивать клеть для прокатного стана. По технологии – 500 нормо-часов, а он сумел обработать клеть за 80. Тогда он использовал метод - один плюс два. Один основной станок и два с боков, временно установленных для этой цели.
Свой метод Попов решил применить и на танковом корпусе. Необычный эксперимент заинтересовал тогда многих. Как бы ни дорожили временем, а люди подходили, наблюдали с любопытством. Прошел час, другой. Время летело быстро. Михаил держал в руке переносную лампу, подсвечивая фрезе, а другой направлял на нее струю сжатого воздуха – лишь бы не полетела.
Первый танковый корпус они обработали в тот день за восемь с половиной часов.
- Остаемся еще на смену, - заявил Попов. - Фронт ждет.
20 сентября 1941 года комсомольско-молодежная бригада Михаила Попова довела время обработки бронекорпуса танка «КВ» до 5 часов 30 минут. Это была победа! Только было собрались разойтись, чтобы отоспаться, набраться сил – в цехе появился нарком танковой промышленности В.А.Малышев с сопровождающими.
- А ну-ка, показывай свое детище.
Осмотрев танковый корпус, нарком подошел к Попову, обнял его.
- Молодец! Кто с тобой работал? Представить к награде…
Отоспаться Михаилу Федоровичу так и не удалось. В цехе состоялся митинг.
Когда Михаил взобрался на башню танка, заменившую трибуну, то слова нашлись сами.
- Я хочу, чтобы так, как сработала наша бригада, работали все. Это нужно для победы. Пусть помнит каждый: цех - это фронт, станок – оружие.
Так и пошло: фронт, фронтовая бригада. 29 сентября в заводской газете было опубликовано обращение к молодежи: создавать по примеру Михаила Попова ударные фронтовые бригады и добиваться рекордных показателей. К началу 1942 года на «Уралмаше» стало 14 фронтовых бригад. Заказ для фронта они считали боевым заданием. Во всех отраслях военной экономики появлялись такие коллективы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2020
Дата обновления: 02.11.2020
Дата публикации: 27.04.2015