18.09.2020
Распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодёжи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодёжи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Социально-психологическое тестирование, являясь инструментом для построения адресной профилактической работы, позволяет определить конкретные зоны приложения усилий специалистов. Проведение социально-психологического тестирования организовано во исполнение Приказа Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 16.06.2020 № 134-И «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Свердловской области, направленного на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием единой методики».
В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях» социально-психологическому тестированию (далее - СПТ) подлежат обучающиеся 13 – 18 лет.
Цели СПТ:
- Выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста
- Исследование отношения человека к своей жизни, переживанию трудностей, разногласий с другими людьми и жизненных неприятностей, а также их преодолению. Оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на тестируемых.
Основные принципы:
- Добровольность
В СПТ принимают участие обучающиеся в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие.
Если обучающемуся нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей)
- Конфиденциальность
Для проведения социально-психологического тестирования образовательная организация использует персональные данные обучающегося (класс, возраст, пол, индивидуальные показатели результатов тестирования), осуществляет их хранение и уничтожение. Конфиденциальность социально-психологического тестирования не может быть раскрыта. Результаты предоставляются в обезличенной форме с приведением обобщенных данных по возрастной группе и образовательному учреждению. За хранение и обработку данных ответственен педагог – психолог.
- Ненаказуемость
Мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотических средств и психоактивных веществ.
Другими словами, результаты СПТ не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания.
Особенности методики исследования
Методика оценивает степень влияния факторов риска, с которыми сталкиваются или могут столкнуться обучающиеся, и факторы защиты, позволяющие этому противостоять, адаптироваться, повысить психологическую устойчивость.
Методика конфиденциальна, но не анонимна, что позволяет получить результаты самими обучающимися и родителями, получить персональные рекомендации по развитию психологической устойчивости.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2020
Дата обновления: 02.11.2020
Дата публикации: 18.09.2020