17.02.2020
День российской науки отмечается 8 февраля. А у первоклассников каникулы. Продолжение третьей четверти 1Г класс начал с необычного урока, научного мастер – класса, посвящённого Дню Науки, который подготовили и провели родители. В роли Главного научного сотрудника выступила мама ученицы Дудоровой Полины – Елена Константиновна.
Прежде всего, мы с ребятами обсудили кто же такие учёные, чем они занимаются. Ребята давали очень интересные и правильные ответы - учёные совершают открытия, изучают химию, стремятся доказать существование жизни в космосе на других планетах. А как назывались учёные в далёкие времена? Дети ответили - колдуны и волшебники. Действительно, раньше люди были необразованным и даже не все умели писать и читать, называли учёных колдунами, потому что не понимали, как они создают лекарства, ставят эксперименты и даже умеют создавать опасные яды. На самом деле - это были алхимики. Даже сейчас учёные продолжают изучать растения и их свойства и создавать из них лекарства, которое помогают нам вылечиться от разных болезней. Наука о лекарствах называется фармакология. Эти учёные и придумали волшебные чернила, которые мы сегодня создадим и даже порисуем ими. А вообще, что такое чернила? Мы обсудили с ребятами, какие бывают чернила и знают ли они, что чернила бывают невидимыми, ребята вспомнили, что есть секретные чернила из молока, чернила из соды и воды. Раньше люди об этом не знали и использовали вместо чернил сажу, ведь в каждом доме был очаг, и сажа всегда была под рукой. А ещё в лесу находили гриб навозник, его даже можно есть, но это опасно, ведь он должен быть очень свежий, но когда он стареет и вянет, с него начинаю капать чернила, их тоже раньше собирали и использовали для письма. А ещё, те самые учёные, которые изучали растения и лекарства, придумали орешковые чернила, они называются железо-галловые. Почему они так называются? Мы с ребятами рассмотрели картинку с листочком дуба, его атаковало насекомое - орехотворка, она причиняла дубу боль и вызывала болезнь листочков, чтобы защититься дуб вокруг личинок создавал галлы, похожие на орешки! Учёные научились эти орешки перемалывать в порошок, который называется танин. Вещество природное совсем безопасное. Но не только дуб умеет защищаться от насекомых и создавать галлы, так умеют ещё и ели, чайные деревья, какао, из бобов которого делают вкусный шоколад, и гранатовое дерево. Теперь мы знаем, почему чернила называются галловые, но почему железо? Второй ингредиент, который нам нужен - это железо. Железо добывают из земли в виде железной руды, затем получают из него железный купорос - сульфат железа, бледные голубые гранулы. Мы с ребятами их посмотрели, обсудили, что это опасное вещество и можно им обжечься, поэтому учёные в лабораториях используют средства защиты! Это очень важно, перчатки защитят руки, респираторы защитят лёгкие, халаты - одежду, шапочки спрячут волосы, а очки защитят глаза. Вот и мы надели защитные перчатки. Чтобы сделать чернила, нам нужно сделать раствор сульфата железа, мы взяли воду и добавили туда немного гранул голубого железного купороса. Но вода стала немного желтеть. Как это возможно? Взаимодействия с воздухом и водой, раствор желтеет, мы поговорили с детками, где они могут увидеть такой процесс? Конечно в яблоках, в них содержится совсем немного полезного железа для человека, разрезанные яблочки на воздухе желтеют и если это происходит быстро, значит яблоки очень полезные. Тем временем наша жидкость стала почти оранжевой, и мы можем туда добавить танин, ребята посмотрели, как жидкость темнеет и превращается в тёмные чернила. Это удивительный процесс. Это не фокус, это наука. Теперь можно приступить к рисованию, на чистых листах бумаги для рисования можно нарисовать любой рисунок, обмакивая кисть в раствор сульфата железа. Рисунок будет совсем прозрачный и невидимый. Если не умеете хорошо рисовать, можно подложить трафарет и обвести его. Когда рисунок полностью высохнет, можно обмакнуть ватку в раствор танина и протереть рисунок. Раствор танина смешивается с раствором сульфата железа, и рисунок начнёт проявляться. Такие тайные послания можно создавать в шпионских целях. Невидимым сульфатом железа нарисовать шифр, карту или написать тайное послание. А проявить его сможет только человек, у которого есть раствор танина. В конце занятия мы смешали в стаканчиках растворы и наблюдали, как образуются чернила.
Интересно прошёл урок Науки! Ребята были в роли учёных, исследователей, юных химиков, лаборантов, художников. Побывали в экспериментальной лаборатории: провели опыты, проделали эксперименты, получили результат и сделали выводы. Получив новые знания и массу положительных эмоций, сделали первые шаги в МИР НАУКИ! Сегодня, мы убедились, как здорово познавать мир вокруг нас вместе с родителями!
Дата создания: 02.11.2020
Дата обновления: 02.11.2020
Дата публикации: 17.02.2020