Критерии и нормы оценивания предметных результатов обучающихся НОО

Приложение № 1
к «Положению о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ
гимназии № 120»
Критерии и нормы оценивания предметных результатов учащихся на уровне
начального общего образования
1. Общие положения
1.1. Данное Приложение регулирует правила применения единых требований к оцениванию знаний, умений и навыков, предметных и метапредметных результатов обучающихся по различным учебным предметам, видам учебной деятельности.
1.2. Положение основано на Федеральном Законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия №120), требованиях Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.3. Система оценки ориентирована на формирование у обучающихся потребности в
адекватной и конструктивной самооценке; выявление и оценку образовательных достижений учащихся 1-4 классов с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной
школы.
1.4. Особенностью системы оценки в условиях реализации ФГОС НОО являются:
- комплексный подход (оценка предметных, мета предметных и личностных результатов);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ
в качестве содержательной и артериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма достижения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование разнообразных форм и методов оценки (стандартизированные контрольные работы, проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.).

1

Целью внутренней системы оценки является формирование у младших школьников
контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной самостоятельности, развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в само изменении и способного к нему, а также повышение качества процедур оценивания результатов учебной деятельности на ступени НОО.
Задачи внутренней системы оценки:
•упорядочивание оценочных процедур;
•поддержка и стимулирование учебной деятельности младших школьников;
•обеспечение точной обратной связи между участниками образовательного процесса;
•включение младших школьников в самостоятельную контрольно-оценочную деятельность.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая
диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных
учебных действий.
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые
результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и
процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.
В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных
программ, выявления уровня успешности обучения проводятся административные контрольные работы по предметам: входные, за 1 полугодие, комплексная итоговая работа и
итоговые работы по предметам.
1.2. Особенности системы оценки
1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе
системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач;

2

4. оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
5. сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
6. использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
7. уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
8. использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные
формы);
9. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
10. использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации
образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
1.3. Основные виды контроля и оценивания
1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году)
с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.
2. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах
обследования

общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах

оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые
условия обучения детей, позволяют определить «зону ближайшего развития и предметных
знаний», организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
3. Текущее оценивание включает экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ) и объективизированные методы (анализ письменных ответов и работ учащихся).
4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце
первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые
комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому
языку, математике и окружающему миру.

3

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и артериальной базы оценки выступают планируемые
предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной
оценки – портфеля достижений
Анализ достижений учащихся включает:
1. текущую успеваемость обучающихся;
2. динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
3. активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
4. активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
1.4. Формы контроля и учёта достижений обучающихся:
Текущая аттестация устный опрос, контрольная работа, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тесты, графическая работа,
изложение, сочинение, доклад, творческая работа, посещение уроков
по программам наблюдения, диагностическая работа
Итоговая аттеста-

контрольная работа, диктант, изложение, проверка осознанного чте-

ция

ния
Формы представления образовательных результатов

1. табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
2. тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания
– знания, понимания, применения, систематизации);

4

3. устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по
предметам;
4. Портфель достижений (или иная форма);
5. результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику
развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
1.5. Критериями оценивания
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов,

1.

обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

2.

Формы отметки
1.

Безотметочное обучение – 1 класс.

2.

Пятибалльная система.

3.

Накопительная система оценки – Портфель достижений.

По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и
оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется
на основе метода наблюдений.
В мониторинге оцениваются 4 вида УУД:

1. Личностные;
2. Регулятивные;
3. Познавательные;
4. Коммуникативные.
Во 2 – 4 классах используются по следующие виды внутришкольной аттестации:

1. Текущие;
2. Полугодовые;
3. Годовые;
4. Итоговые.
1.6. Нормы оценок по предметам
Русский язык.

5

Контроль за уровнем достижений обучающихся по родному языку проводится в
форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний,
изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и
предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной
речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного
языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление
уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
«1» - за работу, в которой допущено более 10 ошибок; за не выполненную работу.
Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик
дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка»).
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

6

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
Недочеты:
1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
2. отсутствие "красной" строки;
3. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)
на одно и то же правило;
Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:
1. в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
2. работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением
такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель
принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во
внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задание
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
«1» - за не выполненную работу.
Контрольное списывание
Оценки

Допустимое количество ошибок
II класс

III класс

7

IV класс

1

2

3

Нет ошибок.

4

Нет ошибок.

Нет ошибок.

1 ошибка или

1 ошибка или

1 ошибка или

1-2 исправления

1-2 исправления

1-2 исправления

2 ошибки

2 ошибки

2 ошибки

1 исправление

1 исправление

1 исправление

«2»

4 ошибки

4 ошибки и более

4 ошибки и более

«1»

Более 5 ошибок

Более 5 ошибок

Более 5 ошибок

«5»

Один недочет графического характера.
«4»
«3»

Словарный диктант
Классы
Количество слов

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
Критерии

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

оценки

«2» -3-5 ошибок.
«1» - более 5 ошибок; не справился

Тест
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
«1» - не справился с заданием.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе.
Основными критериями оценки изложений и сочинений: достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление
собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ обучающихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое
оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.

8

Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не
более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок
(содержательных, речевых).
Отметка «2» ставится за работу, в которой имеются значительные отступления от
авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка «1» не ставится.
Отметка за грамотность.
«5» - допускается 1-2 исправлений;
«4» - допускается 1-2 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускается 3 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
«2» - допускается 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
«1» - более 10 орфографических ошибок, 6-7 исправлений.
Отметка «2» и «1» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При
этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах. После индивидуальной работы с учащимся над данным видом деятельности выставляется отметка на один балл выше.
Исправление ошибок.
1. Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
2. неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
3. речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;

9

V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
1.

несоответствие изложения, сочинения плану;

2.

неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов,

наблюдений.
Логические ошибки:
1.

пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описывае-

мого предмета;
2.

нарушение логической последовательности и обоснованности;

3.

употребление в одном ряду понятий разных уровней;

4.

нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:

1. необоснованное повторение одних и тех же слов;
2. употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
3. нарушение общепринятой сочетаемости слов;
4. употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
5. употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
1. ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
2. употребление диалектных или просторечных форм;
3. пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
4. образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
1. нарушение управления;
2. нарушение согласования;
3. неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;

10

4. нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они
указывают или заменяют;
5. двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и
местоимением);
6. употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
7. неумение находить границы предложений.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения. Объем
текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Работа по развитию речи оценивается только двумя отметками: одна – за содержание,
вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
Контрольная работа по русскому языку.
«5» - безошибочно выполнены все задания;
«4» - выполнено правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - выполнено не менее ½ заданий;
«2» - ученик не справился с большинством заданий.
«1» - ученик не выполнил работу.
Математика
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок.
«4» -1-2 вычислительные ошибки грубые
«3» - 3-4 вычислительные ошибки грубые или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
«1» - ученик не выполнил работу.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки;
«3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная
ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
«2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
«1» - ученик не выполнил работу.

11

Комбинированная работа:
«5» - без ошибок
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в
задаче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» - 4 грубые ошибки.
«1» - ученик не выполнил работу.
Математический диктант
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
«3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
«2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа;
«1» - ученик не выполнил работу.
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. наличие записи действий;
2. ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
3. Нерациональный прием вычислений.
4. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
5. Неверно сформулированный ответ задачи.
6. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
7. неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
8. Не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

12

Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи
учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:
- в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).
Контрольная работа
1. задания должны быть одного уровня для всего класса;
2. задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
3. оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;
4. неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

Литературное чтение
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося,
оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
1. беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

13

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе
и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные
три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В
индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится
положительная отметка.
Оценка "1" ставится, если требования не выдержаны.
Чтение наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.

Правильная постановка логического ударения

2.

Соблюдение пауз

3.

Правильный выбор темпа

4.

Соблюдение нужной интонации

5.

Безошибочное чтение

Оценка «5»- выполнены правильно все требования
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования
Оценка «3» -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка «2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Оценка «1» - допущены ошибки по всем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1.

Своевременно начинать читать свои слова

2.

Подбирать правильную интонацию

3.

Читать безошибочно

14

4.

Читать выразительно

Оценка «5» - выполнены все требования
Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка «2» -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка «1» - допущены ошибки по всем требованиям
Пересказ
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на
вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.
Оценка «1» - допущены ошибки по всем требованиям
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по чтению:
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

15

- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
2-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов
в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми
словами.
- читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам
препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова
прочитывает целиком;
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при
соблюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко
исправляет их сам.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
- читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 20 слов в минуту (1полугодие);
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 45 слов в минуту (2 полугодие);
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов;
не соблюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка «2» ставится ученику в том случае, если он:

16

- читает по буквам, темп чтения - менее 40 слов в минуту; не понимает содержание
прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит
текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются за тех редких случаях, когда ученик устойчиво
испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной
слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
- твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова
- по слогам (1полугодие);
- читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
- допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на
части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью
учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

17

Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности (1 полугодие);
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1
полугодие);
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2
полугодие),
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и
пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные
речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1
полугодие);
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до
5 ошибок (2 полугодие);

18

- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет
их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам, и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает
большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное (1полугодие),
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при
чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного
чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4
страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2, в 4-м классе 3/4 страницы учебной
книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в
конце I и II полугодий.
Окружающий мир (естествознание и обществознание)
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область
"Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель
контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных
источников, применять комплексные знания.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
1. неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;

19

2. нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда
она является существенной;
3. неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
4. ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
5. незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие вы сказанное суждение;
6. отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
7. ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
8. неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
1. преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
2. неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на
результат работы;
3. отсутствие обозначений и подписей;
4. отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
5. неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
6. неточности при нахождении объекта на карте.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями
письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
– поиск ошибки;
– выбор ответа;
– продолжение или исправление высказывания.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает
полные ответы на все поставленные вопросы.

20

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты
ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка “3″ ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка “2″ ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью
учителя.
Оценка «1» ставится ученику, если он допустил ошибки по всем требованиям.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает
предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
«ВЫСОКИЙ» – все предложенные задания выполнены правильно;
«СРЕДНИЙ» – все задания с незначительными погрешностями;
«НИЗКИЙ» – выполнены отдельные задания.
Базовый уровень 0 – 60%

60 – 77%

77 – 90%

90 – 100%

менее 17 баллов

18 – 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

«2»

«3»

«4»

«5»

Изобразительное искусство
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО
1.

Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и твор-

ческих работ.
2.

Раскрытие темы:



осмысление темы и достижение образной точности;



импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении

работы;


оригинальность замысла.

3.

Композиция

21



знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;



органичность и целостность композиционного решения.

4.

Рисунок



владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного вы-

полнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого
объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:


степень сходства изображения с предметами реальной действительности (ре-

алистический рисунок);


умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружаю-

щего мира через трансформацию природных и искусственных форм.
5.

Цветовое решение



знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета

и основ его зрительного восприятия;


умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.

6.

Техника исполнения



умение использовать основные изобразительные средства выражения за-

мысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;


владение различными техниками и приемами в области изобразительного ис-

кусства;


использование современных материалов;



наличие культуры исполнительского мастерства.

Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
1)

степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;

2)

характер деятельности (репродуктивная, творческая);

3)

качество выполняемых работ и итогового рисунка.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

22



качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в це-



степень самостоятельности;



уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,

лом;

продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка
на уроке, его творческим находкам.
Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи;
правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении
при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической
последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет
пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими
знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Отметка «1»
Работа не сдана.
Устный ответ

23

Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить
его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить
ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на
дополнительные вопросы учителя.
Отметка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.)
5 «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%;
4 «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%;
3 «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%;
2 «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%.
Отметка «1»
Ответ отсутствует.
Нормы оценки проверочной работы проектного характера
Общие нормы оценки творческого проекта
Отметка «5» выставляется, если требования к пояснительной записке полностью
соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы
должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое
начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого
характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.
Отметка «4» выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов,
соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в
себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя,

24

у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера.
Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
Отметка «3» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями
от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его
эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы.
Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика
к технике.
Отметка «2» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями
от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его
эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы.
Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика
к технике. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется. Дополнительная доработка не
может привести к возможности использования изделия.
Отметка «1»
Работа не сдана.
Требования к оформлению рефератов, презентаций, выставок
Творческий отчет-выставка
Требования к оформлению работ для выставки. Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города
Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Требования к оформлению презентации
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14,
интервал 1.5, поля стандартные;
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов.
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом
из собранного материала.
Технология
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

25

Критерии оценивания устных ответов обучающихся
Отметка «5» - полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами,
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами правильно и обстоятельно отвечает
на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки
при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» - не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные
ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» - почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами,
не может подтвердить ответ конкретными примерами ;не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Отметка «1»
Работа не сдана.
Оценка выполнения практических работ
Отметка «5» - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований, полностью соблюдались правила
техники безопасности.
Отметка «4» - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места, в основном правильно выполняются приемы труда, работа выполнялась самостоятельно, норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %, изделие изготовлено с незначительными отклонениями, полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места, отдельные приемы труда выполнялись неправильно, самостоятельность в работе была низкой,
норма времени недовыполнена на 15-20 %, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований, не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» - имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места, неправильно выполнялись многие приемы труда, самостоятельность в работе почти отсутствовала, норма времени недовыполнена на 20-30 %, изделие изготовлено со значительными нарушениями требований, не соблюдались многие правила техники безопасности.
Отметка «1»
Ответ отсутствует.
Физическая культура

26

Оценка учебных достижений обучающихся по предмету «Физическая культура»
включает качественные и количественные показатели, ориентирована на определение качества усвоения знаний теоретического раздела программы, двигательных умений и навыков, уровня физической подготовленности, а также уровня развития двигательных способностей обучающихся.
Качественные критерии характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в образовательный минимум содержания образования
и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии определяют сдвиги в физической подготовленности,
складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых,
скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний. Что отражает
направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственную оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (типы телосложения, психические и физиологические особенности).
При этом учитель необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать
человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии
интереса к физической культуре.
Критериями оценки качества, усвоения теоретического раздела являются полнота,
точность и осознанность полученных знаний, что выражается в объеме, логичности, аргументированности устных и письменных ответов обучающихся, отсутствии или наличии
ошибок, их характере и количестве. В соответствии с этим:
Отметка «5» (отлично) ставится ученику за полномасштабное, безошибочное, логичное и аргументированное изложение учебного материала.
Отметка «4» (хорошо) ставится ученику за достаточно полное, преимущественно логичное и аргументированное изложение при наличии 1 – 2 небольших неточностей или незначительных ошибок, способность ответить на вопросы, требующие понимание изученного материала.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится ученику з недостаточно логичное и аргументированное изложение лишь основного учебного материала с помощью наводящих вопросов учителя, при наличии 3 – 4 мелких неточностей или незначительных ошибок, либо
1 – 2 существенных ошибок.

27

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится ученику за отсутствие в ответе достаточного знания и понимания изучаемого материала, наличие 1 – 2 грубых или 3 и более
существенных ошибок, неспособность ответить на наводящие вопросы учителя.
Отметка «1» ставится ученику за отсутствие ответа.
Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся
косвоения физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом медицинских
ограничений, по критериям обучающихся с нарушение состояния здоровья.
Результаты промежуточной аттестации должны отражать динамику индивидуальных достижений, обучающихся с учетом их состояния здоровья и физиологических особенностей. Оценивание индивидуальных достижений обучающихся осуществляется с помощью основных критериев оценивания деятельности обучающихся по разделам программы
и носит формирующих характер.
При оценивании индивидуальных достижений обучающихся выявляется полнота и
глубина изучаемого (изученного) материала, знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий в объеме изучаемых требований, уровень развития физических способностей, результат улучшения личных показателей (см., сек., м., раз), систематичность и качество выполнения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе урока применительно к
содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется и оценивается знание
терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать технику
выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить и исправить свои и чужие ошибки и т.д.
Критерии оценки владения двигательными умениями и навыками
Оценка
Зачтено

Требования
«5»

Точное соблюдение всех технических требований,
предъявляемых к выполняемому двигательному
действию. Двигательное действие выполняется
слитно, уверенно, свободно.

«4»

Двигательное действие выполняется в соответствии
с предъявленными требованиями, слитно, свободно, но при этом было допущено не более двух
незначительных ошибок.

28

«3»

Двигательное действие выполняется в своей основе
верно, но с одной значительной или не более чем с
тремя незначительными ошибками.

Не зачтено

«2»

При выполнении двигательного действия допущена
грубая ошибка или число незначительных ошибок
более трех.

«1»

Обучающийся не знает как выполнять двигательное
действие.

Характер ошибок определяется исходя их единых требований:
 Незначительная ошибка – неточное выполнение деталей двигательного действия, ведущее к снижению его эффективности;
 Значительная ошибка – невыполнение общей структуры двигательного действия (упражнения);
 Грубая ошибка – искажение основы техники двигательного действия.
Оценивается степень понимания обучающимися технических особенностей двигательного действия, умение анализировать и исправлять собственные ошибки.
При оценивании уровня владения способами и умением осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность используются следующие критерии:
Отметка «5» - обучающийся умеет самостоятельно организовывать место занятий;
подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать
ход выполнения деятельности и оценивать итоги;
Отметка «4» - обучающийся организует место занятий в основном самостоятельно,
лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств;
контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги;
Отметка «3» - более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с
помощью учителя или не выполняется один из пунктов;
Отметка «2» - обучающийся не может самостоятельно выполнить ни один из пунктов;
Отметка «1» - обучающийся не может выполнить ни один из пунктов с помощью
учителя.
При оценивании приобретенных навыков технические показатели оцениваются в
условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся условиях, в соединении с другими действиями и т.д.).при проверке навыков, допускающих выявление количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно
и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами.

29

При оценивании обучающихся в совершенствовании определенных физических качеств учитываются изменения в их уровне физической подготовленности за время учебного
процесса.
Оценка качества образовательной деятельности обучающихся осуществляется с помощью:
- определения объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
- определения объема и качественных характеристик практических действий, видов
деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная
и др.), реализующих освоенные знания;
- обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
- оценки готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени
освоенности (самостоятельности), систематичности;
- определения предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
- оценки степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различны видах двигательной активности;
- определения требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;
- оценки сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением здоровья:
- знания о физической культуре (дифференцированный опрос, задания тестового характера, реферат, проектная работа) по темам модулей программы;
- самостоятельное выполнение упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

30

- самостоятельное выполнение упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов;
- качественное выполнение упражнений по пространственной ориентировке в зале и
(или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам;
- качественное выполнение технических элементов по всем разделам учебной программы;
- степень освоения спортивных игр.
Для оценки уровня физической подготовленности
Отметка «5» Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического
воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного
минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в
показателях физической подготовленности за определенный период времени;
Отметка «4» Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста;
Отметка «3» Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту;
Отметка «2» Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста
показателей физической подготовленности;
Отметка «1» - учащийся не знает как выполняются тесты физической подготовленности.
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам
двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости.
2 класс
Нормативы
1

2

3

Бег 30м (сек)

«5»

«4»

«3»

М

6,0

6,7

6,9

Д

6,2

6,8

7,1

Бег 1000 м (мин, сек)

М

+

+

+

(«+» без учета времени)

Д

+

+

+

Челночный бег 3х10 м (сек)

М

9,2

10,0

10,3

31

4

5

6

7

8

9

Д

9,5

10,4

10,6

М

140

120

110

Д

135

115

105

Прыжок в высоту, способом «пере- М

80

75

70

шагивание» (см)

Д

70

65

60

Прыжки через скакалку (количе- М

70

60

50

ство раз/мин)

Д

80

70

60

Сгибание и разгибание рук (коли- М

17

10

7

чество раз)

Д

11

6

4

Подтягивание (количество раз)

М

4

3

1

Д

11

6

4

М

Достать ладо- Достать пальцами пол

Прыжок в длину с места (см)

Наклон вперед с прямыми ногами

нями пол
10

11

12

13

Лыжные гонки 1 км (мин) 2 км без М

8,00

9,00

10,15

учета времени

8,30

9,30

11,00

Метание мяча в цель с 6 м (количе- М

4

3

2

ство раз из 5)

3

2

1

Подъем туловища из положения М

35

24

21

лежа на спине (кол-во раз/мин)

Д

30

21

18

Приседания (количество раз/мин)

М

40

38

36

Д

38

36

34

Д
Д

3 класс
Нормативы
1

2

3

4

5

6

Бег 30м (сек)

«5»

«4»

«3»

М

5,4

6,0

6,2

Д

5,6

6,2

6,4

Бег 1000 м (мин, сек)

М

4,50

5,50

6,10

(«+» без учета времени)

Д

5,10

6,20

6,40

Челночный бег 3х10 м (сек)

М

10,4

11,5

11,9

Д

10,8

12,0

12,4

М

160

140

130

Д

150

130

120

Прыжок в высоту, способом «пере- М

80

75

70

шагивание» (см)

Д

70

65

60

М

75

60

50

Прыжок в длину с места (см)

32

Прыжки через скакалку (количе- Д

100

75

60

Сгибание и разгибание рук (коли- М

22

13

10

чество раз)

Д

13

7

5

Подтягивание (количество раз)

М

5

3

2

Д

15

9

7

М

Достать ладо- Достать пальцами пол

ство раз/мин)
7

8

9

Наклон вперед с прямыми ногами

нями пол
10

11

12

Лыжные гонки 1 км (мин) 2 км без М

6,45

7,45

8,15

учета времени

7,30

8,20

10,00

Метание мяча в цель с 6 м (количе- М

4

3

2

ство раз из 5)

4

3

2

Подъем туловища из положения М

42

32

27

лежа на спине (кол-во раз/мин)

36

27

24

Д
Д
Д

4 класс
Нормативы
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бег 30м (сек)

«5»

«4»

«3»

М

5,4

6,0

6,2

Д

5,6

6,2

6,4

Бег 1000 м (мин, сек)

М

4,50

5,50

6,10

(«+» без учета времени)

Д

5,10

6,20

6,40

Челночный бег 3х10 м (сек)

М

10,4

11,5

11,9

Д

10,8

12,0

12,4

М

160

140

130

Д

150

130

120

Прыжок в высоту, способом «пере- М

80

75

70

шагивание» (см)

Д

70

65

60

Прыжки через скакалку (количе- М

75

60

50

ство раз/мин)

100

75

60

Сгибание и разгибание рук (коли- М

22

13

10

чество раз)

Д

13

7

5

Подтягивание (количество раз)

М

5

3

2

Д

15

9

7

М

Достать ладо- Достать пальцами пол

Прыжок в длину с места (см)

Наклон вперед с прямыми ногами

Д

нями пол

33

10

11

12

Лыжные гонки 1 км (мин) 2 км без М

6,45

7,45

8,15

учета времени

7,30

8,20

10,00

Метание мяча в цель с 6 м (количе- М

4

3

2

ство раз из 5)

4

3

2

Подъем туловища из положения М

42

32

27

лежа на спине (кол-во раз/мин)

36

27

24

Д
Д
Д

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».