Положение ЭО и ДОТ

1. Общие положения
1.1. Положение об электронном обучении и обучении с использованием
дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) устанавливает цели,
задачи, порядок применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) для
реализации основных и дополнительных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования в образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции,
Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413, постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», уставом и
локальными нормативными актами муниципального автономного общеобразовательного
учреждения гимназия №120 (далее – Гимназия).
1.3. Образовательные программы в образовательной организации могут реализованы
с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий1.
2. Основные понятия
2.1. Электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
2.2. Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников, реализуются в синхронном и асинхронном
формате взаимодействия.
2.3. Синхронный формат обучения — формат обучения, в процессе которого
взаимодействие между обучающим и обучаемым осуществляется в режиме реального
времени. Отличительные черты: эффект присутствия обеспечивает личное взаимодействие
между участниками образовательного процесса; не зависит от места пребывания участников;
взаимодействие в режиме реального времени с использованием инструментов и сервисов для
онлайн подключения.
2.4. Асинхронный формат обучения — формат обучения, в процессе которого контакт
между обучающимся и педагогом осуществляется с задержкой во времени. Отличительные
черты: не зависит от места пребывания участников; удобное время и темп выполнения
заданий; консультации с преподавателем с использованием средств связи и дистанционного
взаимодействия (чат/сообщения, e-mail и т.п.).

2.5. Электронная информационно-образовательная среда – совокупность электронных
информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных
технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение
обучающимися образовательных программ.
2.6. Электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) – учебно-методические
материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний
по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных
планов.
3. Цели, основные задачи
3.1. Целью применения электронного обучения и обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий является повышение качества образования,
обеспечение его доступности, возможности изучать общеобразовательные дисциплины с
использованием современных информационных технологий.
3.2. ЭО и обучение с использованием ДОТ способствует решению следующих задач:
а) повышение эффективности учебной деятельности обучающихся;
б) повышение эффективности организации учебного процесса;
в) стимулирование развития потребности у обучающихся в получении
дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и
самореализации;
г) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося;
д) формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
дифференциации обучения;
е) разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных
особенностей контингента обучающихся;
ж) обучение детей с особыми образовательными потребностями.
4. Организация обучения с применением электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий
4.1. Организация обучения с применением электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий основывается на принципах:

общедоступности;

индивидуализации обучения;

помощи и наставничества;

адаптивности, позволяющем легко использовать учебные материалы нового поколения,
содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса,
что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с
применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения:
интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;

гибкости, дающем возможность участникам учебного процесса работать в необходимом
для них темпе и в удобное для себя время;

модульности, позволяющем использовать ученику и преподавателю необходимые им
сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации
индивидуальных учебных планов;

оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
1

Ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

4.2. Образовательный процесс ЭО и обучение с использованием ДОТ базируется
на использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет
обучающимся право свободного выбора интенсивности обучения и времени обучения.
4.3. Варианты использования ЭО и обучение с использованием ДОТ в гимназии:
-реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
-реализация образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательного средства;
-временный перевод обучающихся на обучение с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в периоды особых
режимных условий.
4.4. Процесс освоения слушателями образовательных программ с применением
электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий может быть организован в следующих формах:
- асинхронная организация образовательного процесса, которая обеспечивает
возможность освоения образовательной программы в любое удобное время и общение с
педагогическим
работником
с
использованием
средств
информационнотелекоммуникационных технологий в режиме отложенного времени;
- синхронная организация образовательного процесса, которая предусматривает
проведение учебных занятий средствами информационно-телекоммуникационных
технологий или традиционным способом;
- групповая организация образовательного процесса;
- индивидуальная организация образовательного процесса.
5. Порядок организации обучения с использованием электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
5.1. Электронное обучение и обучение с использованием дистанционных
образовательных технологий осуществляют педагоги, преподающие предмет, или педагоги
заменяющие их.
5.2. На основании ст.16 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 23.08.2017г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ», МАОУ гимназия № 120 доводит
до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
5.3. В учебном плане гимназии предусмотрено освоение образовательной
программы с использованием электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий.
5.4. ЭОР разрабатываются на основе содержания Федерального государственного
образовательного стандарта по данному предмету.
5.5. Обучение с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий предполагает наличие информационно-образовательной
среды, которая включает в себя:
- электронные информационные ресурсы (нормативно-правовые документы для
реализации дистанционного обучения, база данных обучающихся и педагогов
образовательной организации и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (онлайн опросы и тесты, электронные учебники,
учебные пособия, учебно-методические комплексы, интерактивные обучающие ресурсы,

например, виртуальные лаборатории), видео демонстрации, библиотеки, энциклопедии и
т.д.
5.6. Для обучения с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий могут применяться следующие организационные формы
учебной деятельности, которые находят отражение в рабочих программах по
соответствующим учебным дисциплинам: лекция, консультация, семинар, практическое
занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная внеаудиторная работа,
научно-исследовательская работа, практическая работа и др.
5.7. Основными элементами системы электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные
носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные
с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
5.8. При использовании электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий по дополнительным образовательным программам, по
которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование
учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих
требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного
образования при наличии таковых.
6. Регламент образовательного процесса
6.1. Содержание образования по системе электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий определяется локальными актами гимназии
(Уставом, образовательными программами, учебными планами и т.д.).
6.2. При реализации образовательной программы Гимназия самостоятельно
определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся в том числе с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.3. При реализации образовательной программы гимназии с применением
электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий местом
осуществления образовательной деятельности является место нахождения гимназии2.
6.4. В случае реализации электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий Гимназия вправе реализовывать образовательные программы
по учебному плану, не предполагающему аудиторной нагрузки в процессе освоения
обучаемыми отдельных образовательных модулей (учебных дисциплин) или всей
образовательной программы. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

6.5. Гимназия вправе реализовывать образовательные программы исключительно с
применением ДОТ. В этом случае обучающемуся предоставляется возможность освоить
образовательную программу в полном объеме независимо от его территориального
местонахождения.
6.6. Гимназия устанавливает порядок и формы доступа к используемой в процессе
обучения информационной образовательной среде и доводит соответствующие документы
до сведения обучающихся.

2

Ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

6.7. Гимназия вправе предоставить обучающимся возможность индивидуальной и
коллективной работы в территориальных центрах доступа (информационно-методических
центрах и т.д.) на площадях своих подразделений (при наличии) или партнерских
организаций, с которыми она заключит соответствующий договор о сетевом
взаимодействии.
6.8. При реализации электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий Гимназия организует учебно-методическую помощь
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Форма консультаций, порядок и сроки их оказания определяются Гимназией.
6.9. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ Гимназия
обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических работников, который закреплен в должностных обязанностях педагога,
занятого в системе ДОТ.
6.10. Процесс обучения осуществляется в гимназии педагогическими работниками
при помощи ресурсов программного обеспечения для реализации электронного обучения
и/или дистанционных образовательных технологий.
6.11. Оценивание учебных достижений обучающихся в системе электронного
обучения и/или дистанционных образовательных технологий осуществляется по
общепринятой системе оценивания по каждому предмету учебного плана.
6.12. Гимназия при реализации электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий вправе вести учет результатов их освоения и внутренний
документооборот в электронной форме. Сохранение сведений об итоговой аттестации и
личных документах, обучающихся на бумажном носителе, является обязательным.
6.13. Занятия с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных
технологий
представляют
собой
изучение
обучающимся
информационных ресурсов (презентаций, текстовых и табличных документов, видеоаудио- фрагментов); тренировочных упражнений; ответы на вопросы контрольных заданий
и упражнений по каждому занятию и/или теме; подготовка и отправление на проверку
работы преподавателю; разработка индивидуального проекта; комментарии, публикации и
рецензии в чатах, форумах и т.д.
6.14. Начало изучения каждой из тем сопровождается рекомендациями по их
изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета/контрольной работы по теме
(вводный урок). В процессе всего обучения преподаватель проводит индивидуальные
консультации (очные и/или дистанционные).
6.15. В целях обеспечения освоения образовательной программы с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, ему выдается
план-график всех необходимых промежуточных контрольных мероприятий, сроки их
прохождения.
6.16. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Гимназия самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей
в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

7. Права и обязанности участников образовательного процесса:
7.1. Участниками образовательного процесса при реализации обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий являются следующие
субъекты: педагогические работники (тьютор/педагог); обучающиеся; родители
обучающихся (законные представители).
7.2. Администрация:
- обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебнометодическому комплексу, информационным ресурсам, позволяющим обеспечить
освоение учебного материала с использованием ДОТ;
- организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников
и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при
реализации образовательных программ;
- посещает уроки с использованием ДОТ;
- учитывает результаты обучения обучающихся с использованием ДОТ при
аттестации по окончании года.
7.3. Педагогические работники имеют право:
-корректировать рабочую программу с целью выработки оптимальной системы
освоения образовательной программы;
-предлагать обучающимся в дополнение к материалам учебника материалы
цифровых образовательных ресурсов;
- применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные;
- предлагать материалы для контроля освоения образовательной программы;
- устанавливать сроки предоставления результатов выполнения контролирующих
заданий.
7.4. Педагогические работники обязаны:
- проводить мониторинг наличия технических средств у обучающихся для
определения модели организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий;
- предусматривать варианты работы по освоению образовательных программ для
обучающихся, не имеющих технических средств для осуществления обучения с
использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных
технологий;
-своевременно осуществлять проверку работ, выполненных обучающимися и
выставлять отметки в электронный журнал;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным режимом
работы и установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий.
7.5. Обучающиеся имеют право:
-своевременно получать информацию о режиме освоения образовательных
программ с использованием электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий;
- знакомиться с содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;
- получать задания и информацию о результатах освоения образовательных
программ через сервис «Дневник.ру»;
- получать консультацию педагогов по вопросам, связанным с освоением
образовательных программ с использованием электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий.
7.6. Обучающиеся обязаны:
- соблюдать учебный график (расписание) освоения образовательных программ с
использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных
технологий;

- в соответствии с учебным графиком (расписанием) знакомиться с материалами и
содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;
- ответственно относиться к выполнению контролирующих заданий по освоению
образовательных программ;
- осуществлять регистрацию в системе электронного обучения с указанием
собственного имени, фамилии;
- осуществляет коммуникацию в сети, принимать участие в онлайн уроках,
семинарах, конференциях, сеансах видеоконференцсвязи и т.д.;
- своевременно представлять выполненные задания на проверку педагогу.
7.7. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
-своевременно получать информацию об учебном графике (расписании) освоения
образовательных программ с использованием электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий.
-знакомиться с содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;
-получать информацию о результатах освоения ребенком образовательных
программ через сервис «Дневник.ру».
7.8. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
-обеспечить обучающимся условия для освоения образовательных программ с
использованием ЭО и ДОТ;
-обеспечить регистрацию обучающегося в системе электронного обучения с
фиксацией идентификационных данных (указание Ф.И.);
-контролировать использование ребенком компьютерной техники по назначению
(только для осуществления образовательного процесса);
-своевременно информировать классного руководителя об отсутствии
обучающегося на учебных занятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».