1. Общие положения 1.1. Положение об электронном обучении и обучении с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) устанавливает цели, задачи, порядок применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) для реализации основных и дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательной организации. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции, Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», уставом и локальными нормативными актами муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия №120 (далее – Гимназия). 1.3. Образовательные программы в образовательной организации могут реализованы с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий1. 2. Основные понятия 2.1. Электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 2.2. Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, реализуются в синхронном и асинхронном формате взаимодействия. 2.3. Синхронный формат обучения — формат обучения, в процессе которого взаимодействие между обучающим и обучаемым осуществляется в режиме реального времени. Отличительные черты: эффект присутствия обеспечивает личное взаимодействие между участниками образовательного процесса; не зависит от места пребывания участников; взаимодействие в режиме реального времени с использованием инструментов и сервисов для онлайн подключения. 2.4. Асинхронный формат обучения — формат обучения, в процессе которого контакт между обучающимся и педагогом осуществляется с задержкой во времени. Отличительные черты: не зависит от места пребывания участников; удобное время и темп выполнения заданий; консультации с преподавателем с использованием средств связи и дистанционного взаимодействия (чат/сообщения, e-mail и т.п.). 2.5. Электронная информационно-образовательная среда – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ. 2.6. Электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) – учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. 3. Цели, основные задачи 3.1. Целью применения электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является повышение качества образования, обеспечение его доступности, возможности изучать общеобразовательные дисциплины с использованием современных информационных технологий. 3.2. ЭО и обучение с использованием ДОТ способствует решению следующих задач: а) повышение эффективности учебной деятельности обучающихся; б) повышение эффективности организации учебного процесса; в) стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации; г) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; д) формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; е) разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся; ж) обучение детей с особыми образовательными потребностями. 4. Организация обучения с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий 4.1. Организация обучения с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий основывается на принципах: общедоступности; индивидуализации обучения; помощи и наставничества; адаптивности, позволяющем легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; гибкости, дающем возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; модульности, позволяющем использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 1 Ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 4.2. Образовательный процесс ЭО и обучение с использованием ДОТ базируется на использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет обучающимся право свободного выбора интенсивности обучения и времени обучения. 4.3. Варианты использования ЭО и обучение с использованием ДОТ в гимназии: -реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; -реализация образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательного средства; -временный перевод обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в периоды особых режимных условий. 4.4. Процесс освоения слушателями образовательных программ с применением электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий может быть организован в следующих формах: - асинхронная организация образовательного процесса, которая обеспечивает возможность освоения образовательной программы в любое удобное время и общение с педагогическим работником с использованием средств информационнотелекоммуникационных технологий в режиме отложенного времени; - синхронная организация образовательного процесса, которая предусматривает проведение учебных занятий средствами информационно-телекоммуникационных технологий или традиционным способом; - групповая организация образовательного процесса; - индивидуальная организация образовательного процесса. 5. Порядок организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. Электронное обучение и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляют педагоги, преподающие предмет, или педагоги заменяющие их. 5.2. На основании ст.16 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», МАОУ гимназия № 120 доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 5.3. В учебном плане гимназии предусмотрено освоение образовательной программы с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. 5.4. ЭОР разрабатываются на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта по данному предмету. 5.5. Обучение с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий предполагает наличие информационно-образовательной среды, которая включает в себя: - электронные информационные ресурсы (нормативно-правовые документы для реализации дистанционного обучения, база данных обучающихся и педагогов образовательной организации и т.д.); - электронные образовательные ресурсы (онлайн опросы и тесты, электронные учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы, интерактивные обучающие ресурсы, например, виртуальные лаборатории), видео демонстрации, библиотеки, энциклопедии и т.д. 5.6. Для обучения с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий могут применяться следующие организационные формы учебной деятельности, которые находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная внеаудиторная работа, научно-исследовательская работа, практическая работа и др. 5.7. Основными элементами системы электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 5.8. При использовании электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых. 6. Регламент образовательного процесса 6.1. Содержание образования по системе электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий определяется локальными актами гимназии (Уставом, образовательными программами, учебными планами и т.д.). 6.2. При реализации образовательной программы Гимназия самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 6.3. При реализации образовательной программы гимназии с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения гимназии2. 6.4. В случае реализации электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий Гимназия вправе реализовывать образовательные программы по учебному плану, не предполагающему аудиторной нагрузки в процессе освоения обучаемыми отдельных образовательных модулей (учебных дисциплин) или всей образовательной программы. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 6.5. Гимназия вправе реализовывать образовательные программы исключительно с применением ДОТ. В этом случае обучающемуся предоставляется возможность освоить образовательную программу в полном объеме независимо от его территориального местонахождения. 6.6. Гимназия устанавливает порядок и формы доступа к используемой в процессе обучения информационной образовательной среде и доводит соответствующие документы до сведения обучающихся. 2 Ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 6.7. Гимназия вправе предоставить обучающимся возможность индивидуальной и коллективной работы в территориальных центрах доступа (информационно-методических центрах и т.д.) на площадях своих подразделений (при наличии) или партнерских организаций, с которыми она заключит соответствующий договор о сетевом взаимодействии. 6.8. При реализации электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий Гимназия организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Форма консультаций, порядок и сроки их оказания определяются Гимназией. 6.9. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ Гимназия обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников, который закреплен в должностных обязанностях педагога, занятого в системе ДОТ. 6.10. Процесс обучения осуществляется в гимназии педагогическими работниками при помощи ресурсов программного обеспечения для реализации электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. 6.11. Оценивание учебных достижений обучающихся в системе электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий осуществляется по общепринятой системе оценивания по каждому предмету учебного плана. 6.12. Гимназия при реализации электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий вправе вести учет результатов их освоения и внутренний документооборот в электронной форме. Сохранение сведений об итоговой аттестации и личных документах, обучающихся на бумажном носителе, является обязательным. 6.13. Занятия с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий представляют собой изучение обучающимся информационных ресурсов (презентаций, текстовых и табличных документов, видеоаудио- фрагментов); тренировочных упражнений; ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию и/или теме; подготовка и отправление на проверку работы преподавателю; разработка индивидуального проекта; комментарии, публикации и рецензии в чатах, форумах и т.д. 6.14. Начало изучения каждой из тем сопровождается рекомендациями по их изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета/контрольной работы по теме (вводный урок). В процессе всего обучения преподаватель проводит индивидуальные консультации (очные и/или дистанционные). 6.15. В целях обеспечения освоения образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, ему выдается план-график всех необходимых промежуточных контрольных мероприятий, сроки их прохождения. 6.16. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Гимназия самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: - создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; - обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 7. Права и обязанности участников образовательного процесса: 7.1. Участниками образовательного процесса при реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий являются следующие субъекты: педагогические работники (тьютор/педагог); обучающиеся; родители обучающихся (законные представители). 7.2. Администрация: - обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебнометодическому комплексу, информационным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение учебного материала с использованием ДОТ; - организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ; - посещает уроки с использованием ДОТ; - учитывает результаты обучения обучающихся с использованием ДОТ при аттестации по окончании года. 7.3. Педагогические работники имеют право: -корректировать рабочую программу с целью выработки оптимальной системы освоения образовательной программы; -предлагать обучающимся в дополнение к материалам учебника материалы цифровых образовательных ресурсов; - применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные; - предлагать материалы для контроля освоения образовательной программы; - устанавливать сроки предоставления результатов выполнения контролирующих заданий. 7.4. Педагогические работники обязаны: - проводить мониторинг наличия технических средств у обучающихся для определения модели организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий; - предусматривать варианты работы по освоению образовательных программ для обучающихся, не имеющих технических средств для осуществления обучения с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий; -своевременно осуществлять проверку работ, выполненных обучающимися и выставлять отметки в электронный журнал; - осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным режимом работы и установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий. 7.5. Обучающиеся имеют право: -своевременно получать информацию о режиме освоения образовательных программ с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий; - знакомиться с содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов; - получать задания и информацию о результатах освоения образовательных программ через сервис «Дневник.ру»; - получать консультацию педагогов по вопросам, связанным с освоением образовательных программ с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. 7.6. Обучающиеся обязаны: - соблюдать учебный график (расписание) освоения образовательных программ с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий; - в соответствии с учебным графиком (расписанием) знакомиться с материалами и содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов; - ответственно относиться к выполнению контролирующих заданий по освоению образовательных программ; - осуществлять регистрацию в системе электронного обучения с указанием собственного имени, фамилии; - осуществляет коммуникацию в сети, принимать участие в онлайн уроках, семинарах, конференциях, сеансах видеоконференцсвязи и т.д.; - своевременно представлять выполненные задания на проверку педагогу. 7.7. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: -своевременно получать информацию об учебном графике (расписании) освоения образовательных программ с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. -знакомиться с содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов; -получать информацию о результатах освоения ребенком образовательных программ через сервис «Дневник.ру». 7.8. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: -обеспечить обучающимся условия для освоения образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ; -обеспечить регистрацию обучающегося в системе электронного обучения с фиксацией идентификационных данных (указание Ф.И.); -контролировать использование ребенком компьютерной техники по назначению (только для осуществления образовательного процесса); -своевременно информировать классного руководителя об отсутствии обучающегося на учебных занятиях.