1. Общие положения
1.1. Положение об электронном обучении и обучении с использованием
дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) устанавливает цели,
задачи, порядок применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) для
реализации основных и дополнительных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования в образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции,
Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413, постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», уставом и
локальными нормативными актами муниципального автономного общеобразовательного
учреждения гимназия №120 (далее – Гимназия).
1.3. Образовательные программы в образовательной организации могут реализованы
с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий1.
2. Основные понятия
2.1. Электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
2.2. Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников, реализуются в синхронном и асинхронном
формате взаимодействия.
2.3. Синхронный формат обучения — формат обучения, в процессе которого
взаимодействие между обучающим и обучаемым осуществляется в режиме реального
времени. Отличительные черты: эффект присутствия обеспечивает личное взаимодействие
между участниками образовательного процесса; не зависит от места пребывания участников;
взаимодействие в режиме реального времени с использованием инструментов и сервисов для
онлайн подключения.
2.4. Асинхронный формат обучения — формат обучения, в процессе которого контакт
между обучающимся и педагогом осуществляется с задержкой во времени. Отличительные
черты: не зависит от места пребывания участников; удобное время и темп выполнения
заданий; консультации с преподавателем с использованием средств связи и дистанционного
взаимодействия (чат/сообщения, e-mail и т.п.).
2.5. Электронная информационно-образовательная среда – совокупность электронных
информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных
технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение
обучающимися образовательных программ.
2.6. Электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) – учебно-методические
материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний
по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных
планов.
3. Цели, основные задачи
3.1. Целью применения электронного обучения и обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий является повышение качества образования,
обеспечение его доступности, возможности изучать общеобразовательные дисциплины с
использованием современных информационных технологий.
3.2. ЭО и обучение с использованием ДОТ способствует решению следующих задач:
а) повышение эффективности учебной деятельности обучающихся;
б) повышение эффективности организации учебного процесса;
в) стимулирование развития потребности у обучающихся в получении
дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и
самореализации;
г) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося;
д) формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
дифференциации обучения;
е) разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных
особенностей контингента обучающихся;
ж) обучение детей с особыми образовательными потребностями.
4. Организация обучения с применением электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий
4.1. Организация обучения с применением электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий основывается на принципах:
общедоступности;
индивидуализации обучения;
помощи и наставничества;
адаптивности, позволяющем легко использовать учебные материалы нового поколения,
содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса,
что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с
применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения:
интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
гибкости, дающем возможность участникам учебного процесса работать в необходимом
для них темпе и в удобное для себя время;
модульности, позволяющем использовать ученику и преподавателю необходимые им
сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации
индивидуальных учебных планов;
оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
1
Ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
4.2. Образовательный процесс ЭО и обучение с использованием ДОТ базируется
на использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет
обучающимся право свободного выбора интенсивности обучения и времени обучения.
4.3. Варианты использования ЭО и обучение с использованием ДОТ в гимназии:
-реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
-реализация образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательного средства;
-временный перевод обучающихся на обучение с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в периоды особых
режимных условий.
4.4. Процесс освоения слушателями образовательных программ с применением
электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий может быть организован в следующих формах:
- асинхронная организация образовательного процесса, которая обеспечивает
возможность освоения образовательной программы в любое удобное время и общение с
педагогическим
работником
с
использованием
средств
информационнотелекоммуникационных технологий в режиме отложенного времени;
- синхронная организация образовательного процесса, которая предусматривает
проведение учебных занятий средствами информационно-телекоммуникационных
технологий или традиционным способом;
- групповая организация образовательного процесса;
- индивидуальная организация образовательного процесса.
5. Порядок организации обучения с использованием электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
5.1. Электронное обучение и обучение с использованием дистанционных
образовательных технологий осуществляют педагоги, преподающие предмет, или педагоги
заменяющие их.
5.2. На основании ст.16 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 23.08.2017г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ», МАОУ гимназия № 120 доводит
до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
5.3. В учебном плане гимназии предусмотрено освоение образовательной
программы с использованием электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий.
5.4. ЭОР разрабатываются на основе содержания Федерального государственного
образовательного стандарта по данному предмету.
5.5. Обучение с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий предполагает наличие информационно-образовательной
среды, которая включает в себя:
- электронные информационные ресурсы (нормативно-правовые документы для
реализации дистанционного обучения, база данных обучающихся и педагогов
образовательной организации и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (онлайн опросы и тесты, электронные учебники,
учебные пособия, учебно-методические комплексы, интерактивные обучающие ресурсы,
например, виртуальные лаборатории), видео демонстрации, библиотеки, энциклопедии и
т.д.
5.6. Для обучения с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий могут применяться следующие организационные формы
учебной деятельности, которые находят отражение в рабочих программах по
соответствующим учебным дисциплинам: лекция, консультация, семинар, практическое
занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная внеаудиторная работа,
научно-исследовательская работа, практическая работа и др.
5.7. Основными элементами системы электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные
носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные
с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
5.8. При использовании электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий по дополнительным образовательным программам, по
которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование
учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих
требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного
образования при наличии таковых.
6. Регламент образовательного процесса
6.1. Содержание образования по системе электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий определяется локальными актами гимназии
(Уставом, образовательными программами, учебными планами и т.д.).
6.2. При реализации образовательной программы Гимназия самостоятельно
определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся в том числе с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.3. При реализации образовательной программы гимназии с применением
электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий местом
осуществления образовательной деятельности является место нахождения гимназии2.
6.4. В случае реализации электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий Гимназия вправе реализовывать образовательные программы
по учебному плану, не предполагающему аудиторной нагрузки в процессе освоения
обучаемыми отдельных образовательных модулей (учебных дисциплин) или всей
образовательной программы. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
6.5. Гимназия вправе реализовывать образовательные программы исключительно с
применением ДОТ. В этом случае обучающемуся предоставляется возможность освоить
образовательную программу в полном объеме независимо от его территориального
местонахождения.
6.6. Гимназия устанавливает порядок и формы доступа к используемой в процессе
обучения информационной образовательной среде и доводит соответствующие документы
до сведения обучающихся.
2
Ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
6.7. Гимназия вправе предоставить обучающимся возможность индивидуальной и
коллективной работы в территориальных центрах доступа (информационно-методических
центрах и т.д.) на площадях своих подразделений (при наличии) или партнерских
организаций, с которыми она заключит соответствующий договор о сетевом
взаимодействии.
6.8. При реализации электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий Гимназия организует учебно-методическую помощь
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Форма консультаций, порядок и сроки их оказания определяются Гимназией.
6.9. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ Гимназия
обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических работников, который закреплен в должностных обязанностях педагога,
занятого в системе ДОТ.
6.10. Процесс обучения осуществляется в гимназии педагогическими работниками
при помощи ресурсов программного обеспечения для реализации электронного обучения
и/или дистанционных образовательных технологий.
6.11. Оценивание учебных достижений обучающихся в системе электронного
обучения и/или дистанционных образовательных технологий осуществляется по
общепринятой системе оценивания по каждому предмету учебного плана.
6.12. Гимназия при реализации электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий вправе вести учет результатов их освоения и внутренний
документооборот в электронной форме. Сохранение сведений об итоговой аттестации и
личных документах, обучающихся на бумажном носителе, является обязательным.
6.13. Занятия с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных
технологий
представляют
собой
изучение
обучающимся
информационных ресурсов (презентаций, текстовых и табличных документов, видеоаудио- фрагментов); тренировочных упражнений; ответы на вопросы контрольных заданий
и упражнений по каждому занятию и/или теме; подготовка и отправление на проверку
работы преподавателю; разработка индивидуального проекта; комментарии, публикации и
рецензии в чатах, форумах и т.д.
6.14. Начало изучения каждой из тем сопровождается рекомендациями по их
изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета/контрольной работы по теме
(вводный урок). В процессе всего обучения преподаватель проводит индивидуальные
консультации (очные и/или дистанционные).
6.15. В целях обеспечения освоения образовательной программы с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, ему выдается
план-график всех необходимых промежуточных контрольных мероприятий, сроки их
прохождения.
6.16. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Гимназия самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей
в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
7. Права и обязанности участников образовательного процесса:
7.1. Участниками образовательного процесса при реализации обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий являются следующие
субъекты: педагогические работники (тьютор/педагог); обучающиеся; родители
обучающихся (законные представители).
7.2. Администрация:
- обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебнометодическому комплексу, информационным ресурсам, позволяющим обеспечить
освоение учебного материала с использованием ДОТ;
- организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников
и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при
реализации образовательных программ;
- посещает уроки с использованием ДОТ;
- учитывает результаты обучения обучающихся с использованием ДОТ при
аттестации по окончании года.
7.3. Педагогические работники имеют право:
-корректировать рабочую программу с целью выработки оптимальной системы
освоения образовательной программы;
-предлагать обучающимся в дополнение к материалам учебника материалы
цифровых образовательных ресурсов;
- применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные;
- предлагать материалы для контроля освоения образовательной программы;
- устанавливать сроки предоставления результатов выполнения контролирующих
заданий.
7.4. Педагогические работники обязаны:
- проводить мониторинг наличия технических средств у обучающихся для
определения модели организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий;
- предусматривать варианты работы по освоению образовательных программ для
обучающихся, не имеющих технических средств для осуществления обучения с
использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных
технологий;
-своевременно осуществлять проверку работ, выполненных обучающимися и
выставлять отметки в электронный журнал;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным режимом
работы и установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий.
7.5. Обучающиеся имеют право:
-своевременно получать информацию о режиме освоения образовательных
программ с использованием электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий;
- знакомиться с содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;
- получать задания и информацию о результатах освоения образовательных
программ через сервис «Дневник.ру»;
- получать консультацию педагогов по вопросам, связанным с освоением
образовательных программ с использованием электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий.
7.6. Обучающиеся обязаны:
- соблюдать учебный график (расписание) освоения образовательных программ с
использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных
технологий;
- в соответствии с учебным графиком (расписанием) знакомиться с материалами и
содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;
- ответственно относиться к выполнению контролирующих заданий по освоению
образовательных программ;
- осуществлять регистрацию в системе электронного обучения с указанием
собственного имени, фамилии;
- осуществляет коммуникацию в сети, принимать участие в онлайн уроках,
семинарах, конференциях, сеансах видеоконференцсвязи и т.д.;
- своевременно представлять выполненные задания на проверку педагогу.
7.7. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
-своевременно получать информацию об учебном графике (расписании) освоения
образовательных программ с использованием электронного обучения и/или
дистанционных образовательных технологий.
-знакомиться с содержанием предлагаемых цифровых образовательных ресурсов;
-получать информацию о результатах освоения ребенком образовательных
программ через сервис «Дневник.ру».
7.8. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
-обеспечить обучающимся условия для освоения образовательных программ с
использованием ЭО и ДОТ;
-обеспечить регистрацию обучающегося в системе электронного обучения с
фиксацией идентификационных данных (указание Ф.И.);
-контролировать использование ребенком компьютерной техники по назначению
(только для осуществления образовательного процесса);
-своевременно информировать классного руководителя об отсутствии
обучающегося на учебных занятиях.