МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающего курса по формированию звуковой и смысловой сторон речи и преодолению недостатков чтения и письма для обучающихся 5-9 классов» АООП ООО обучающихся с ТНР 5-9 классы г. Екатеринбург, 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и локальными нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023). Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с изменениями и дополнениями от 27 октября 2020 г. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653) Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ гимназия №120. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназия №120. Содержание занятий направлено на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи обучающихся. Целью реализации данной программы является обеспечение коррекции недостатков в психофизиологическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования. Одна из основных задач специального образовательного учреждения для детей с тяжёлыми нарушениями речи – это формирование полноценной речевой деятельности. Содержание программы логопедических занятий в 5-9 классах направлено на решение следующих задач: 1. Совершенствование навыка языкового анализа. - Дифференциация известных частей речи на знаменательные и служебные, уточнение их роли в русском языке. 2 - Совершенствование навыка выявления тонких дифференцировок внутри одной фонемы (выявление фонем в функционально сильных и функционально слабых позициях). - Развитие навыка морфемного анализа (корень, суффикс, окончание, приставка, основа). - Формирование лингвистических эталонов (морфем, слов, грамматических форм и конструкций). - Совершенствование навыка членения текста (дискурса) на смысловые отрезки (предложения, абзацы, строфы). 2. Развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность. - Формирование навыка установления контекстных связей. - Совершенствование навыка вербального прогнозирования. - Работа над психологическими процессами, обеспечивающими речевую деятельность: памятью, вниманием, пространственной ориентировкой, произвольной регуляцией. 3. Формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки. - Совершенствование слоговой структуры (в том числе на базе терминологической лексики). - Формирование навыка практического словоупотребления частей речи, изучаемых в курсе русского языка (синонимичных и антонимичных существительных; диалогической и монологической форм высказывания, многозначных слов и др.) - Практическое освоение грамматических структур, изучаемых в курсе русского языка (суффиксы, обороты, типы предложений). 4. Совершенствование коммуникативных навыков детей. - Развитие различных форм коммуникаций. - Формирование умений, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия: уметь вступать в контакт, прерывать контакт, поддерживать контакт и др. - Освоение стереотипных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных ситуациях. 5. Совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики и др. Перечисленные задачи являются общими для всей системы работы на логопедических занятиях на протяжении всего процесса обучения. Специфичными для обучающихся 6-9 классов являются содержание и уровень лингвистического материала, на котором отрабатываются речеязыковые умения и навыки. Общая характеристика обучающихся Внешне картина состояния речевой деятельности обучающихся 5-х классов относительно благополучная, поскольку бытовое общение достигает у них практически нормативного уровня. Однако состояние учебных навыков, обеспечиваемое уровнем сформированности языкового анализа и навыками продуцирования речевого высказывания, не соответствует требованиям общеобразовательной школы: большое количество орфографических ошибок в 3 диктантах, которое увеличивается в самостоятельных письменных работах; наличие устойчивых дисграфических ошибок; низкая техника чтения; неумение самостоятельно работать с текстом; низкий уровень владения связной речью. Эти недостатки имеют устойчивый характер и препятствуют успешному освоению программы учащимися по всем предметам. Отсутствие целенаправленной работы по коррекции первичного речевого дефекта в основной школе приводит к отсутствию динамики в формировании речевой деятельности. Нескорегированные дефекты препятствуют полноценному усвоению программного материала. Как свидетельствует опыт изучения речевой недостаточности у обучающихся 5 классов, лингвистическая структура речевого дефекта может остаться неизменной на протяжении всех лет обучения детей с ТНР: недостаточность звуковой стороны речи, неполноценность лексикограмматической стороны и несформированность связной речи. В отличие от начальной школы, неполноценность языковой и речевой деятельности проявляется на уровне письменной речи: при записи, продуцировании самостоятельных письменных высказываний и в процессе чтения. Основная проблема учащихся основной школы– становление дискурса – связного высказывания монологического или диалогического характера, используемого в коммуникативных целях. Недостаточность речевой и языковой сферы в основной школе обусловлена неполноценностью предпосылок, обеспечивающих их функционирование и, прежде всего, несовершенством процессов речевого и языкового анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д. Эти процессы в современной логопедии обозначаются как языковая речемыслительная деятельность. В результате усвоения курса у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные действия: Личностные универсальные учебные действия - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. - Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование уважительного отношения к иному мнению. Метапредметные результаты - Умение подробно и сжато излагать и понимать повествовательные тексты, в том числе с элементами описания, исправлять (упреждать) ошибки в использовании этих форм, совершенствовать (редактировать) текст. - Умение понимать и уместно использовать изучаемую лексику в устной речи и устранять ошибки в ее употреблении на письме Предметные результаты - Усвоение правильного артикуляционного уклада на звуки. 4 - Овладение фонетическими и словообразовательными особенностями русского языка. - Систематизация изученных частей речи, знание их определений, значений, вопросов, на которые они отвечают. - Осознание синтаксических особенностей построения конструкций простого и сложного предложения. - Знание лексических особенностей однозначных и многозначных слов, а также синонимов и антонимов. Аргументированное доказательство принадлежности слова к определенной части речи. - Распознавание, обособление предложений с однородными членами, а также простых и сложных предложений, выделением определяемого и зависимого слова в них. - Преобразовывание синтаксических структур простых и сложных предложений изучаемых видов с использованием смысловых эквивалентов. - Подробное и сжатое изложение и понимание повествовательных текстов, в том числе с элементами описания, исправление (упреждение) ошибок в использовании этих форм, совершенствование (редактировать) текстов. Формы организации программы Занятия по формированию звуковой и смысловой сторон речи проводятся фронтально и индивидуально во второй половине дня. Продолжительность фронтальных занятий – 40 минут, индивидуальных занятий – 30 минут. Индивидуальные занятия продолжаются с обучающимися 7-9 классов имеющих сложную структуру речевого дефекта. 5 Содержание занятий (5 класс) I. Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства. Состояние письменной речи. II.Развитие фонетико-фонематических процессов: Звуки речи : гласные и согласные. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Значение букв я, ю, е, ё, Значение букв ь и ъ в русской графике. Мягкий знак после шипящих. Гласные после шипящих. Гласные после ц. III. Лексика. Фразеология: Слово и его лексическое значение. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Составление синонимических рядов. Антонимы. Составление антонимических рядов. Омонимы, Устаревшие слова. IV. Словообразование: Морфологический состав слова. Основа слова и окончание Корень слова Приставка и суффикс. Словообразовательные цепочки. Основные способы словообразования. V. Индивидуальные занятия. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших детей. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением и пониманием понятийного аппарата по основным предметам. Устранение дисграфии и дислексии. 5 класс Учебно-тематический план 6 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование раздела Количество часов Обследование Развитие фонетикофонематических процессов Лексика. Фразеология Словообразование Индивидуальные занятия Итого (в т.ч. индивид. занятия) 68 8 15 15 15 15 Содержание занятий (6 класс) I. Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства. Состояние письменной речи. II.Развитие фонетико-фонематических процессов: Звуки речи : гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква: обозначение на письме. Дифференциация свистящих звуков внутри группы. Дифференциация шипящих звуков внутри группы. Дифференциация групп свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков внутри группы. III. Лексика. Фразеология: Слово и его лексическое значение. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Составление синонимических рядов. Антонимы. Составление антонимических рядов. Фразеологизмы. Понимание и использование в устной и письменной речи. IV. Словообразование: Морфологический состав слова. Основные способы словообразования. Пути и средства пополнения словарного состава языка. Механизм создания производных слов. Сложны слова. Образование. Понимание и использование в речи. 7 Сложносокращённые слова. V. Синтаксис. Пунктуация: Словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании. Простое и сложное предложение. Знаки препинания. VI. Морфология. Самостоятельные части речи: Имя существительное. Склонение имён существительных, изменение по числам и падежам. Способы образования имён существительных. Имя прилагательное. Словообразование и словоизменение имён прилагательных. Определение значений имён прилагательных на основе словообразовательного анализа. Разряды имён прилагательных по значению. Степени сравнения имён прилагательных. Имя числительное как часть речи. Морфолого-синтаксические особенности имён числительных. Дифференциация имён числительных по значению и структуре. Разряды имён числительных. Различие и согласование имён числительных с другими частями речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Умение правильно использовать местоимение как средство связи предложений и частей текста. Глагол. Наклонение глаголов. Значение, образование, изменение глаголов различных наклонений. Значение, образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Времена глаголов. Значение глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени. Использование глаголов в разном времени в текстах. Служебные части речи. Предлог. Овладение предложно-падежными конструкциями при овладении предлогами в словосочетании, предложении. Различение предлога и приставки. VII. Индивидуальные занятия. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших детей. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением и пониманием понятийного аппарата по основным предметам. Устранение дисграфии и дислексии. VIII. Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий. 8 6 класс Учебно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование раздела Количество часов Обследование Коррекция фонетикофонематических представлений Лексика. Фразеология Словообразование Синтаксис. Пунктуация Морфология Повторная диагностика Итого (в т.ч. индивид. занятия) 68 9 8 10 10 10 10 10 10 Содержание занятий (7 класс) I. Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства. Состояние письменной речи. П. Морфология. 1. Причастие. Понимание значений причастий, исходя из образующих их глагольных основ, определение их роли в построении предложений, дифференцировка с глаголами и именами прилагательными как наиболее сходными с ними частями речи. Выделение действительных причастий настоящего и прошедшего времени, их дифференциация, сопоставление причастий совершенного / несовершенного вида, а также возвратных форм. Образование страдательных причастий, дифференциация всех форм действительных и страдательных причастий. Особенности употребления кратких причастий, сопоставление с полными формами, с краткими формами имён прилагательных, возможные синонимические преобразования в структуре предложения. Выделение определяемого и зависимого слова в причастных оборотах. Трансформация причастных оборотов на возможные замены их другими синонимическими конструкциями. Распознавание в тексте причастных форм. Определение глагольной основы для обеспечения понимания текста. Формирование умения использовать причастия при описании. Сопоставление переходных форм причастий и образованных от них имён существительных и прилагательных. Предупреждение возможных ошибок в употреблении причастий, формирование элементарных умений редактирования текста, содержащего причастные обороты. Деепричастие. Распознавание, выделение в тексте, усвоение функционально-семантической направленности деепричастий (т.е. время, 10 причина, способ действия). Выделение в деепричастных оборотах зависимых слов, определение отношений слов по вопросам. Уточнение умений различать, образовывать и употреблять деепричастия. Дифференциация деепричастий со сходными с ними по функционально-семантическим признакам частями речи. III. Служебные части речи. 1. Предлог. Структурное выделение предлогов в предложениях, определение их роли как грамматического средства соединения имён существительных и местоимений с другими словами. Уточнение умений согласовать употребление предлогов с глагольной приставкой, с определёнными лексическими группами глаголов. Различение производных / непроизводных предлогов, связанных с именами существительными, наречиями, с глаголами, а также простых (состоящих из 1 слова) и составных (из 2-3 слов). Согласованное использование предложных форм, в особенности с предлогами, требующими 2-3 падежных окончаний, что влияет на смысл высказанного. 2 Союз. Различение сочинительных и подчинительных конструкций. Выделение главной и придаточной части в сложном предложении, умение ставить логический вопрос от главного к придаточному предложению и на этой основе уяснение значения подчинительного союза. Самостоятельное составление сложноподчинённых предложений с опорой на данный фрагмент, на данную речевую ситуацию. Преобразование конструкций с заменой союзов, перестановкой частей, с нахождением параллельных синонимических конструкций. Устранение (предотвращение) возможных ошибок в употреблении союзов, в соотношении предикативных основ частей сложных предложений. 2. Частицы. Распознавание и выделение словообразующих, формообразующих и модальных частиц. Различение и понимание частиц, выражающих побуждение, вопрос, указание, уточнение или утверждение, ограничение, усиление. Различение и понимание частиц, значение слов с частицами не-, ни- (в качестве приставки), нибудь, -то, кое-. Нахождение частиц и дифференцированное определение их значения. 3. Междометия. Понимание тех чувств или побуждений (запрещений), которые выражаются междометиями в определённом контексте – как содержательном, таки интонационном. Формирование умений употреблять междометия в разговорной речи. исходя из той или иной ситуации общения. IV. Индивидуальные логопедические занятия. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших детей. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением и 11 пониманием понятийного аппарата по основным предметам. Устранение дисграфии и дислексии. V. Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий. 7 класс Учебно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование раздела Обследование Морфология Причастия Деепричастия Служебные части речи Предлог Союз Частица Междометия Итого (в т.ч. индивид. занятия) 12 Количество часов 8 9 9 9 9 6 6 6 6 68 Содержание занятий (8 класс) I. Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства. Состояние письменной речи. II. Синтаксис и пунктуация. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы (простое, глагольное, составное глагольное, составное именное). Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Различение дополнений, обстоятельств, определений по вопросам. Выделение словосочетаний из предложений. Основные виды обстоятельств по значению. Выделение запятыми деепричастных и сравнительных оборотов, а также обстоятельств с предлогом «несмотря на». Односоставные предложения. Понятие о роли односоставных предложений в литературном тексте. Основные виды односоставных предложений по строению и значению (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные). Полные и неполные предложения. Использование неполных предложений в устной речи. Тире в неполном предложении. Осложнённые предложения. Виды однородных членов предложения по грамматическому значению. Союзы при однородных членах предложения. Запятая между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Предложения с обобщающими, вводными словами и вводными предложениями. Обращения, его роль в речи, знаки препинания в обращении. Вводные слова как средство выражения обращения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения, знаки препинания в предложении с вводными словами. Выделение на письме вводных предложений. Особенности строения, 13 значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений. Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Понятия об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определения. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Выделение запятыми обособленных согласованных определений. Обособление приложения. Выделение запятыми обособленных приложений. Обособленные дополнения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом «несмотря на» и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделение запятыми обособленных уточняющих членов предложения. III. Индивидуальные логопедические занятия. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших детей. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением и пониманием понятийного аппарата по основным предметам. Устранение дисграфии и дислексии. IV.Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий. 14 8 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование раздела Количество часов I. Обследование речевого развития. 4 II. Синтаксис и пунктуация. 6 1. Главные члены предложения. 6 2. Второстепенные члены предложения. 6 3. Односоставные предложения. 6 4. Полные/неполные предложения. 6 5. Осложненные предложения. 8 6. Предложения с обращениями, вводными 8 словами, вводными предложениями. 7. Предложения с обособленными членами. 6 III. Индивидуальные занятия. 6 IV. Повторная диагностика. 4 Итого:68 15 Содержание занятий (9класс) 1. Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка понимания смысловых оттенков слов, осознание семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства. Состояние письменной речи. 2. Фонетика. Основные понятия фонетики. Фонетический разбор слов, его значение. Орфограммы, построенные на фонетическом принципе. 3. Лексика. Основные понятия лексики. Однозначные и многозначные слова. Переносные значения слов. Синонимы. Синонимические ряды слов. Антонимы. Антонимические ряды слов. Фразеология. Фразеологические обороты. 4. Словообразование. Основные способы словообразования, словообразовательные модели. 5. Морфология. Классификация частей речи. Основные понятия. Глагол. Основные грамматические категории глагола (вид, число, лицо, род, время). Реализация лексических и грамматических связей глагола с управляемыми словами. Причастие. Распознавание причастных форм, определение по глагольной основе лексического значения причастия. Отличие причастия от глаголов и прилагательных. Использование причастий по их основным лексикограмматическим значениям. Исправление ошибок при использовании причастий в тексте. Деепричастия. Распознавание деепричастий, определение их роли в предложении. Отличие деепричастий от других частей речи по значению и форме. Исправление ошибок в употреблении деепричастий в тексте. 6. Синтаксис. Словосочетания, способы связи, синтаксис простого предложения. Использование предложно-падежных конструкций при образовании словосочетаний и предложений. Правильное интонационное оформление простых предложений в зависимости от цели их высказывания. Сложное предложение. Признаки сложного предложения, сравнение с простым предложением. Основные виды сложных предложений. Строение сложных предложений, знаки препинания 16 в них. Интонационное оформление сложных предложений, основанное на умении находить в них смысловые отрезки. Сложносочинённое предложение, его особенности, основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их соответветсвие содержанию и стилю текста. Взаимопреобразование простых и сложных предложений. Смысловые отношения, выраженные сочинительными союзами. Устранение ошибок в употреблении соединительных союзов. Сложноподчинённое предложение, его особенности. Строение сложноподчинённого предложения, Главное и придаточное предложение. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Использование в речи и понимании сложноподчинённых предложений и простых с обособленными второстепенными членами, как синтаксическими, Интонационное оформление сложноподчинённых предложений. Устранение ошибок в употреблении подчинительных союзов. Бессоюзное сложное предложение. Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное оформление бессоюзного сложного предложения. Синонимические союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, пунктуация в них. Использование в речи, понимания, интонационное оформление сложных предложений с различными видами связи. 7 Культура речи. Исправление ошибок, вызванных неполнотой предложения или наличием лишних слов. Предупреждение и исправление ошибок в предложении с деепричастными оборотами. Предупреждение и исправление ошибок в связи подлежащего и сказуемого. Предупреждение и исправление ошибок в именной части речи составного сказуемого. Предупреждение и исправление ошибок в употреблении предлогов. Предупреждение и устранение ошибок в употреблении сочинительных и подчинительных союзов. 8 Индивидуальные занятия. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших детей. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением и пониманием понятийного аппарата по основным предметам. Устранение дисграфии и дислексии. 9 Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий. 17 9 класс УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование раздела 1. Логопедическое обследование Количество часов 4 2. Фонетика 12 3. Лексика. Словообразование 12 4. Морфология 12 5. Синтаксис. Пунктуация 12 6. Культура речи 12 7. Логопедическое обследование 4 Итого 18 68 19