МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Проектная графика учебный предмет/курс/ 7А, 8А класс Исполнитель: Микитюк Е. В. учитель изобразительного искусства и технологии г. Екатеринбург, 2024 г. Пояснительная записка Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В соответствии с учебным планом гимназии изучение предмета предусмотрено обучающимися 7 «А» классов в количестве 17 часов за год, 8 «А» класса – 17 часов за год. Цель курса – сформировать у обучающихся представления о графическом языке. Задачи: 1. Сформировать у обучающихся теоретические знания и практический опыт графической работы; 2. Познакомить учащихся с методами художественного проектирования; 3. Развить индивидуальные творческие способности при разработке конкретных декоративных и художественных композиций; 4. Развить чувства меры в поисках художественной выразительности при выполнении творческих работ; 5. Обеспечить учащимся возможность самопознания, изучения мира профессий, связанных с художественной деятельностью, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г. 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) 4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) 5. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия №120. 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами. Метапредметные: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; 2 формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению; овладение основами проектной деятельности. Предметные: Обучающиеся в ходе освоения курса научаться: понимать и различать графические средства информации, используемые в практической деятельности человека; проводить художественноструктурный анализ изобразительных произведений; учитывать формообразующие факторы при художественном изображении понимать композиционные приемы, которые бы позволили выявить ряд закономерностей, связанных с гармоничной организацией формы; находить многообразие композиционных вариантов; пользоваться техническим рисунком при иллюстрации творческой мысли, находить наиболее информативный вариант отображения задуманной формы; понимать и выполнять задачи художественного проектирования. Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 1.2. развитие культуры межнационального общения; 2. Патриотическое воспитание: 2.1. формирование российской гражданской идентичности; 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Трудовое воспитание: 6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; 6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; 3 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Содержание учебного предмета, курса 7 класс Иллюзорно-пространственная черно-белая линейная композиция. Ахроматическое линейное изображение. Художественно-композиционный анализ живописного произведения (пейзаж) выбор в качестве анализа живописного произведения - пейзаж. Композиционное построение изображения Анализ цветовых и тоновых отношений произведения. Основы линейной графики. Типы линий. Техника выполнения ахроматического линейного изображения. Иллюзия пространства средствами линий различной толщины. Навыки работы чертежными инструментами. Шрифтовое изображение. Шрифтовая композиция. Шрифтовая графика как средство передачи информации и самостоятельного объекта художественного творчества, обладающего определенными эстетическими достоинствами. Определение художественно-композиционных характеристик и эмоциональной направленности темы. Составление компоновочных схем. Пластический анализ и разработка графического черно-белого изображения, где в качестве композиционных элементов использован шрифт. Навыки применения и рисования шрифта. Подбор шрифтового материала в соответствии с содержанием темы. Виды художественных шрифтов. Выразительность шрифта. Стилистические особенности шрифта. Средства построения шрифтовой композиции: симметрия-асимметрия, статика-динамика. масштабные соотношения масс шрифта. Приемы конструирования и написания букв, исторических и национальных особенностях шрифтовых композиций. Навыки построения шрифтовых изображений в карандаше и тушью. 8 класс Графический дизайн. Индивидуальный фирменный стиль. Разработка проекта основных носителей индивидуального фирменного стиля (визитка, буклет), вспомогательных носителей индивидуального фирменного стиля (открытка приглашение и календарь). Композиционные и стилевые закономерности построения носителей. Цветовое, графическое исполнение средствами компьютерной графики Дизайн среды. Суперграфика. Иллюзорно-пространственное решение средовой ситуации. Подбор городской ситуации для преобразования и получения новой зрительно-пространственной информации средствами суперграфики. Художественно-тематическая композиция. Образно-смысловое решение плаката. Плакат как средство передачи информации и самостоятельного объекта художественного творчества, обладающего определенными эстетическими достоинствами. Определение художественно-композиционных характеристик и эмоциональной направленности темы. Выбор художественно-композиционной схемы плаката: шрифтовое орнаментально-декоративное, сюжетно-тематическое, символическое, абстрактное изображение. Информативность плаката. Роль шрифта и изображения в плакате. Выполнение практической работы. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА» 7 «А» КЛАСС (17 часов) № уро ка Название раздела программы Тема урока Основные виды деятельности обучающихся Колво чч Основные направления воспитательной деятельности Сроки проведен ия I четверть /III четверть Иллюзорнопространственная черно-белая линейная композиция 4,1,4,2, 4,4, Ахроматическое линейное изображение. 1 2-3 4 5 6 7-8 9 Итого за I /IIIчетверть: Художественно-композиционный анализ живописного произведения (пейзаж) выбор в качестве анализа живописного произведения пейзаж. Композиционное построение изображения. Анализ цветовых и тоновых отношений произведения Основы линейной графики. Типы линий. Техника выполнения ахроматического линейного изображения. Иллюзия пространства средствами линий различной толщины. Навыки работы чертежными инструментами Практическая творческая работа: копия с выбранного художественного произведения с разбором тоновых и линейных соотношений Резервный урок 7 часов, в т.ч. 1 час резерв 1 6,3, 6,4 1 неделя 2 6,3, 6,4 2 недели 1 1 6,3, 6,4 6,3, 6,4 1 неделя 1 неделя 1 6,3, 6,4 1 неделя 2 6,3, 6,4 2 недели 1 9 6,3, 6,4 1 неделя 7 недель II четверть/ IV четверть 10 Шрифтовое изображение 4,1,4,2, 4,4, 5 Шрифтовая композиция. 11 12 13 14 15 16 17 Итого за II/IV четверть: Итого за год Шрифтовая графика как средство передачи информации и самостоятельного объекта художественного творчества, обладающего определенными эстетическими достоинствами. Определение художественно-композиционных характеристик и эмоциональной направленности темы. Составление компоновочных схем. Пластический анализ и разработка графического черно-белого изображения, где в качестве композиционных элементов использован шрифт. Навыки применения и рисования шрифта. Подбор шрифтового материала в соответствии с содержанием темы. Виды художественных шрифтов. Выразительность шрифта. Стилистические особенности шрифта. Средства построения шрифтовой композиции: симметрия-асимметрия, статика-динамика. Масштабные соотношения масс шрифта. Приемы конструирования и написания букв, исторических и национальных особенностях шрифтовых композиций. 8 часов, в т.ч. 1 час резерв 1 6,3, 6,4 11 неделя 1 6,3, 6,4 12 неделя 1 6,3, 6,4 13 неделя 1 6,3, 6,4 14 неделя 1 6,3, 6,4 15 неделя 1 6,3, 6,4 16 неделя 1 6,3, 6,4 17 неделя 8 8 недель 17ч 17недель ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА» 8А класс (17 ч) № уро ка Название раздела программы Тема урока Основные виды деятельности обучающихся 6 Колво чч Основные направления воспитательной деятельности Сроки Графический дизайн. 4,1,4,2, 4,4, Индивидуальный фирменный стиль. 1 2-3 4 5 Дизайн среды. Суперграфика. 6-7 8 9 1011 12 1314 Итого за I / III четверть: Художественнотематическая композиция Образно-смысловое решение плаката Разработка проекта основных носителей индивидуального фирменного стиля (визитка, буклет), вспомогательных носителей индивидуального фирменного стиля (открытка приглашение и календарь) Композиционные и стилевые закономерности построения носителей. 1 6,3, 6,4 1 неделя 2 6,3, 6,4 Цветовое, графическое исполнение средствами компьютерной графики Иллюзорно-пространственное решение средовой ситуации. Подбор городской ситуации для преобразования и получения новой зрительно-пространственной информации средствами суперграфики Практическая работа по разделу 8 часов, в т.ч. 1 час резерв 1 6,3, 6,4 2,3 недели 4 неделя 1 6,3, 6,4 5неделя 2 6,3, 6,4 6 7неделя Навыки построения шрифтовых изображений в карандаше и тушью. 1 4,1,4,2, 4,4, 6,3, 6,4 9 неделя Плакат как средство передачи информации и самостоятельного объекта художественного творчества, обладающего определенными эстетическими достоинствами Практическая работа: создание плаката. Определение художественно-композиционных характеристик и эмоциональной направленности темы. Выбор художественно-композиционной схемы плаката: шрифтовое орнаментально-декоративное, сюжетно-тематическое, символическое, абстрактное изображение. Практическая работа: создание плаката. Отработка информативности плаката 2 6,3, 6,4 10.11 неделя 1 6,3, 6,4 12 неделя 2 6,3, 6,4 13.14 неделя 7 8 неделя 8 недель 1 8 1 16 Практическая работа: создание плаката. Роль шрифта и изображения в плакате. Практическая работа: создание плаката 17 Практическая работа: создание плаката. 1 9часов, в т. ч. 1час резерв 9 9недель 17ч 17 недель 15 Итого за II /IVчетверть: Итого за год 8 15 неделя 1