МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия №120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Межкультурная коммуникация: английский язык» 8 «г» класс Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназия №120. 6. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятелности. Цель курса – содействие формированию социокультурной коммуникативной компетенции учащихся на основе базового владения английским языком; дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов речевой деятельности и форм речи (устной, письменной, диалогической и монологической). Задачи курса: — создание условий для повышения информированности учащихся о странах изучаемого языка; — показать роль англоговорящих стран, их культуры и экономики, а также значение иностранного языка в диалоге культур; — обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой; — формирование речевых навыков, обеспечивающих познавательнокоммуникативные потребности учащихся; — развитие умений собирать, систематизировать страноведческую информацию; — развитие умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры; — способствовать воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре; — способствовать обогащению внутреннего мира учащихся. В соответствии с учебным планом гимназии изучение предмета предусмотрено обучающимися 8 «г» класса в количестве 17 часов за год. 2 Планируемые результаты Личностные: возможностей самореализации • осознание средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. • Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): • 1. Гражданское воспитание: • 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; • 1.2. развитие культуры межнационального общения; • 1.3. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; • 1.4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; • 1.5. развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; • 1.6. развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; • 1.7. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; • 1.8. разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. • 2. Патриотическое воспитание: 3 • 2.1. формирование российской гражданской идентичности; • 2.2. формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания; • 2.3. формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • 2.4. развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; • 2.5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. • 3. Духовно-нравственное воспитание: • 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); • 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; • 3.3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; • 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; • 3.5. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. • • 4. Эстетическое воспитание: • 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; • 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; • 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; • 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; • 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; • 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 4 • 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: • 5.1. формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; • 5.2. формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; • 5.3. развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; • 6. Трудовое воспитание: • 6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; • 6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; • 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; • 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. • 7. Экологическое воспитание: • 7.1. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; • 7.2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. • 8. Ценности научного познания: • 8.1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; • 8.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Метапредметные: • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, 5 выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные: вести краткие записи прослушанного с опорой на ключевые слова, читать со словарем тексты страноведческого характера; овладеть языковыми нормами изучаемого языка; знать страноведческие темы, связанные с общими знаниями об англоговорящих странах, историей и географией Великобритании; общественными и социальными отношениями в этих странах; политической системой; обычаями и системой ценностей; ролью Великобритании в жизни мировых сообществ; изучить текстовый материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению. Содержание курса Курс ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности обучающихся основной школы; развитие их аналитических способностей. Содержание программы курса включает практическую часть, которая позволяет эффективно развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, по следующим темам: Русские и английские сувениры. Сувениры на любой вкус. Гжель и хохлома. Как купить сувенир? Овладение материалом через выражение своего мнения и отношения о прочитанном и прослушанном. Построение диалога-расспроса и диалога-обмена мнениями по теме. Страницы истории Великобритании. Правление королевы Елизаветы. Викторианская эпоха. Особенности внешней политики. Овладение материалом через понимание на слух аудиотекстов с выделением основной мысли, опуская детали, чтение аутентичных текстов с полным и выборочным пониманием содержания в зависимости от коммуникативной задачи, умение отделить основную информацию от второстепенной, комментирование и объяснение фактов текста, подкрепляя своё мнение цитатами, письменно отвечать на вопросы. Страницы истории России Первые русские государства. Романовы. История Россия в 18 и 19 веке. Внешняя политика России. Страницы истории России. Освоение материала через передачу содержание прочитанного и услышанного, ведение диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию и диалога-обмена мнениями с выражением своего мнение по поводу прочитанного и услышанного, высказывания по теме с выражением своего мнения и элементами аргументации. Символы и жесты. Значение жестов. Сознательные и бессознательные жесты. Традиционная символика Великобритании и России. 6 Освоение материала через диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог, понимание на слух аудиотекстов, выделение основной мысли и главных фактов, опуская второстепенные, выражения своего мнение по поводу прочитанного и услышанного, высказывания по теме с выражением своего мнения и элементами аргументации, написание краткого резюме прочитанного текста с опорой на план и краткого сочинения по теме, оформление результатов проектной работы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 8 «г» КЛАСС (17часов) № урока 1 Название раздела программы Раздел 1. Русские и английские сувениры 2 3 4 5 6 7 8 Раздел 2. Страницы истории Тема урока Сувениры любой вкус. на Колво часов 1 Гжель и хохлома. Как купить сувенир? Овладение материалом через выражение своего мнения и отношения о прочитанном и прослушанном. Построение диалогарасспроса и диалога-обмена мнениями по теме. 1 Правление королевы Елизаветы. Викторианская эпоха. Особенности внешней политики. Овладение материалом через понимание на слух аудиотекстов. Чтение аутентичных 1 1 1 1 1 Основные виды учебной деятельности Дата Говорение Кратко/полно пересказывать прочитанное. Выражать своё мнение/ отношение о прочитанном/прослушанном. Вести диалог-расспрос и диалог-обмен мнениями по теме. Аудирование Понимать на слух аудиотексты, выделять основную мысль и главные факты, опуская второстепенные. Чтение Читать с полным и выборочным пониманием содержания в зависимости от коммуникативной задачи аутентичные тексты. Уметь отделить основную информацию от второстепенной. Комментировать и объяснять факты текста, подкрепляя своё мнение цитатами. Работать с двуязычным словарем по необходимости. Письменная речь Делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях. Письменно отвечать на вопросы. 09.01.2025 1 16.01.2025 23.01.2025 30.01.2025 06.02.2025 13.02.2025 20.02.2025 27.02.2025 7 9 Контрольная работа 10 Раздел 3. Страницы истории России 11 12 13 14 Раздел 4. Символы и жесты 15 16 17 Контрольная работа текстов с полным и выборочным пониманием содержания. Контроль усвоения разделов 1 и 2. Первые русские государства. Романовы. История Россия в 18 и 19 веке. Внешняя политика России. Страницы истории России Составление диалогарасспроса и диалога –обмена мнениями по теме Символы и жесты. Сознательные и бессознательные жесты. Традиционная символика Великобритании и России. Освоение материала через диалог-расспрос, диалогпобуждение к действию по теме. Контроль усвоения разделов 3 и 4. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.03.2025 Говорение Вести диалог-расспрос, диалогпобуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Выражать своё мнение по поводу прочитанного/ услышанного. Передавать содержание прочитанного/ услышанного. Высказываться по теме с выражением своего мнения и элементами аргументации. Аудирование Понимать на слух аудиотексты, выделять основную мысль и главные факты, опуская второстепенные. Чтение Читать с полным и выборочным пониманием содержания в зависимости от коммуникативной задачи аутентичные тексты. Письменная речь. Делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях. Писать краткое резюме прочитанного текста с опорой на план. Писать краткое сочинение по теме. 12.03.2025 19.03.2025 02.04.2025 09.04.2025 16.04.2025 23.04.2025 07.05.2025 Оформить результаты 14.05.2025 проектной работы. 8