МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 40026496) учебного предмета «Родная литература» для обучающихся 5-8 классов Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 -9 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Федеральной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества, поэтомув поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Спецификакурса родной русской литературы обусловлена: — отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; — более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтомуучебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательныелинии (три проблемно-тематических блока): — «Россия — родина моя»; — «Русские традиции»; — «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре илитературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов.Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятияпроявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи междуними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык илитература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы вразных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующихцелей: — воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; — формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; — осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; — развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: — приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; — осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; — выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формированиепредставлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; — получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; — выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; — формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневнойжизни и учебной деятельности; — накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русскойлитературы; — формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; — развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМПЛАНЕ На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» по учебному плану МАОУ гимназии № 120 в 5 классах - 0,5 ч. в неделю (17 часов в год); 6, 7, 8 классах – 0.25 ч в неделю (8,5 часов в год). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельностина её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программыосновного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормахи правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,нуждающимся в ней); Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,культуры Российской Федерации, своего края, народов России; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природномунаследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условияхиндивидуального и общественного пространства; Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов, понимание эмоционального воздействия искусства; — осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурныхтрадиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; — соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраиваядальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственнымэмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же правадругого человека; Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать исамостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе наоснове применения изучаемого предметного знания; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональнойдеятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненныхпланов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологическихпроблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологической и социальной среды; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмыслениеопыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующихведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытостьопыту и знаниям других; — способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числеранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планироватьсвоё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в областиконцепции устойчивого развития; — умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целейи преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); — устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы сиспользованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантоврешения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования(эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученныхвыводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различныхвидов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрироватьрешаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическимработником или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями иусловиями общения; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректной форме формулировать свои возражения; — в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнятьпоручения, подчиняться; — планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению икоординировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчётаперед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способрешения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; — давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценкуприобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций. 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — принимать себя и других, не осуждая; — открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс 1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культурнародов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; 3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков ио своеобразии русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основенаводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурныекомментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; 5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении ипредъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источникамиинформации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 класс 1) Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературедля развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме; 2) иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народовРоссии, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае ирусском доме; 3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках ио богатстве русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбиратьпроизведения для внеклассного чтения; 5) владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс 1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о сибирском крае и русском поле; 2) иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах; 3) иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма впроизведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; обуникальности русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; 5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 класс 1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы впроизведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге; 2) иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей; 3) иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человекекак хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии; 4) владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемныйвопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; 5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации. Содержание учебного предмета: 5 класс Радел программы Раздел 1. Россия — Родина моя Раздел 2. Русские традиции Раздел 3. Русский характер — русская душа Содержание Преданья старины глубокой Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений). Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь». Города земли русской Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва,Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Родные просторы Русский лес Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Праздники русского мира Рождество Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича». Тепло родного дома Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы». Не до ордена — была бы Родина Отечественная война 1812 года Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок)и др. Загадки русской души Парадоксы русского характера К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». О ваших ровесниках Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». Лишь слову жизнь дана Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» и др. 6 класс Радел программы Содержание Преданья старины глубокой Раздел 1. Россия — Богатыри и богатырство Родина моя Былины (одна былина по выбору). Например: «ИльяМуромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин». Города земли русской Русский Север С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены песни»). Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двухглав по выбору, например: «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»). Родные просторы Зима в русской поэзии Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др. По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата». Раздел 2. Русские Праздники русского мира традиции Масленица Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев «Прощёноевоскресенье» и др. А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины». Тепло родного дома Всюду родимую Русь узнаю Стихотворения (не менее одного). Например: В. А.Рождественский «Русская природа» и др. К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». Не до ордена — была бы Родина Раздел 3. Русский Оборона Севастополя характер — русская Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. душа Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братскоекладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др. Загадки русской души Чудеса нужно делать своими руками Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной». О ваших ровесниках Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с нимпознакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору). Лишь слову жизнь дана На русском дышим языке Стихотворения (не менее двух). Например: К. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид — язык не русский…» и др. Д. 7 класс Радел программы Содержание Преданья старины глубокой Раздел 1. Россия — Русские народные песни Родина моя Исторические и лирические песни (не менее двух). Например: «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…»и др. Города земли русской Сибирский край В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору,например «Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол Углича». Родные просторы Русское поле Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др. Д. В. Григорович. «Пахарь» (не менее одной главы повыбору). Праздники русского мира Раздел 2. Русские Пасха традиции Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак». Тепло родного дома Русские мастера В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр по выбору). Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору). Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И.Рождественский «О мастерах» и др. Не до ордена — была бы Родина Раздел 3. Русский На Первой мировой войне характер — русская Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. душа Городецкий «Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв «Наступление», «Война» и др. М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза». Загадки русской души Долюшка женская Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев «Русской женщине», Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия…» и др. Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». О ваших ровесниках Взрослые детские проблемы А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору, например, «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). Лишь слову жизнь дана Такого языка на свете не бывало Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…» и др. Радел программы Раздел 1. Россия — Родина моя Раздел 2. традиции 8 класс Содержание Легендарный герой земли русской Иван Сусанин Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во времягрозного и злого поединка…» и др. П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору). Города земли русской По Золотому кольцу Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др. Родные просторы Волга — русская река Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (изпоэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др. В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору). Русские Праздники русского мира Троица Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др. И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору). Раздел 3. Русский Не до ордена — была бы Родина характер — русская Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору). душа Загадки русской души Сеятель твой и хранительИ. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». О ваших ровесниках Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору). Лишь слову жизнь дана Язык поэзии Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные работы практическ иеработы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Преданья старины глубокой. Малые жанрыфольклора. Пословицы ипоговорки о Родине, России, русском народе Русские народные и литературныесказки. К. Г. Паустовский «Дремучий медведь» 1 0 0 сент Устный опрос; 2. 1 Города земли русской. Москва в произведениях русских писателей. Стихотворения : А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота». 0 0 сент Устный опрос; 3. Города земли русской. А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади» Родные просторы. Русскийлес. Стихотворения: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. 1 0 0 сент 1 0 0 сент Самооценка с использованием «Оценочноголиста»; Устный опрос; Родные просторы. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес» Праздники русского мира . Рождество.А. И. Куприн. «Бедный принц».Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича». 1 1 0 0 сент Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тепло родного дома. Семейные ценности. И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево». И. А.Бунин. «Снежный бык». 1 0 0 окт Устный опрос; 4. 5. 6. 7. сент 8. Тепло родного дома. В. И.Белов. «Скворцы». 1 0 0 окт Устный опрос; 9. 1 Не до ордена — была бы Родина. Отечественная война 1812 года. Стихотворения: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок) 1 Загадки русской души. Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похожденияжука-носорога» (солдатская сказка). 0 0 окт Устный опрос; 0 0 окт Письменный контроль; 11. Загадки русской души. Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». 1 0 0 окт Устный опрос; 12. 1 О ваших ровесниках. Школьные контрольные. К.И.Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). О ваших ровесниках. А. А. 1 Гиваргизов. «Контрольный диктант». 0 0 окт 0 0 окт Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; 10. 13. 14. Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь. И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» 15. Развитие устной и письменной речи 16. Итоговая контрольнаяработа 17. Резервное время 1 0 0 окт Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 окт 1 0 0 окт 1 0 0 окт Письменный контроль; Контрольная работа; Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Преданья старины глубокой. 1 Былины.«Илья Муромец и Святогор». Былинныесюжеты и герои в русской литературе .Стихотворения (не менее одного). Например:И. А. Бунин «Святогор и Илья».М. М. Пришвин. «Певец былин». 0 0 сент Устный опрос; 2. Города земли русской. 1 0 0 сент Устный опрос; 1 0 0 сент Устный опрос; 1 0 0 сент Устный опрос; Тепло родного дома. Всюду 1 родимую Русь узнаю. Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Всюду родимую Русь узнаю. Стихотворения (не менее одного). Например: 0 0 сент Устный опрос; Русский Север. С. Г. Писахов. «Ледяна коло-кольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены песни»). Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например:«Детство в Архангельске»,«Миша Ласкин») 3. Родные просторы. Зима в русской поэзии. Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» идр. По мотивам русских сказок о зиме. Е.Л. Шварц. «Два брата» 4. Праздники русского мира (не менеедвух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» А. П. Чехов.«Блины». Тэффи. «Блины» 5. В. А. Рождественский«Русская природа». К. Г. Паустовский.«Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером» 1 0 0 окт Устный опрос; 1 0 0 окт Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 окт Устный опрос; 1 0 0 окт Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Итоговая контрольная работа 1 1 окт Контрольная работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 1 6. Не до ордена — была бы Родина. Оборона Севастополя. Стихотворения (неменее трёх). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братскоекладбище». Рюрик Ивнев «Севастополь» 7. Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками. Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…». Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». П. Астафьев. «Бабушка с малиной» 8. О ваших ровесниках. Реальность имечты. Р.П.Погодин.«Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,«Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов.«Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору) 9. Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке. Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид —язык не русский…» 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 клсс № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Преданья старины глубокой. Русские народные песни. Исторические и лирические песни (не менеедвух). Например: «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…» 1 0 0 янв Устный опрос 2. Города земли русской Сибирский край. 1 0 0 янв Устный опрос 1 0 0 янв Устный опрос В. Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору, например «Тобольск»). А. И. Солженицын. «КолоколУглича». 3. Родные просторы. Русское поле. Стихотворения (не менее двух). Например: И. С.Никитин«Поле», И. А. Гофф «Русское поле» Д. В.Григорович. «Пахарь» (неменее одной главы по выбору). 4. Праздники русского мира. 1 Пасха. Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов.«Казак». 0 0 янв Тестирование; 5. Тепло родного дома. Русские мастера В. А. Солоухин «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр повыбору). 1 0 0 февр Устный опрос; 1 0 0 февр Устный опрос; 1 0 0 февр Устный опрос; Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору). Стихотворения (не менее одного). Например: Р.И.Рождественский «О мастерах» 6. Не до ордена — была бы Родина. На Первой мировой войне. Стихотворения (не менее двух). Например: С. М.Городецкий «Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза» 7. Загадки русской души. Долюшка женская. Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев «Русской женщине», Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия…» Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». 8. О ваших ровесниках. Взрослые детскиепроблемы. А. С. Игнатова «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин «Изумрудная рыбка» (не менее двух главпо выбору, например, «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). Развитие устной и письменной речи 9. Лишь слову жизнь дана. 0,5 Такого языка на свете не бывало. Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…». 0,5 0 0.25 март Письменный контроль; 0.25 0 март Контрольная работа; 0.25 0.25 Итоговая контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № Тема урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Россия — Родина моя Преданья стариныглубокой Легендарный герой земли русской Иван Сусанин Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во времягрозного и злого поединка…» и др. П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору). Города земли русской По Золотому кольцу Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др. Родные просторы Волга — русская река Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волга- матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др. В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору). Праздники русского мира Троица Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др. И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору). Не до ордена — была бы Родина Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору). Загадки русской души Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Количество часов всего контрольные практические работы работы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Дата Виды, формы изучения контроля сент Устный опрос сент Устный опрос сент Устный опрос сент Устный опрос окт Устный опрос окт Устный опрос 7. Марей». Загадки русской души 1 0 0 1 0 0 0,5 0 0 0,5 0 0 17. Итоговая контрольная работа 1 1 0 18. Резервное время 0 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 1 0 окт Тестирование окт Устный опрос окт Тестирование окт Письменный контроль Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». 8. О ваших ровесниках Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору). 9. Тепло родного дома. Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору). слову жизнь дана 10. Лишь Язык поэзии Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». Контрольная работа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 5 класс (17 часов) № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов Дата изучения Виды деятельности 6.09.2024 Выразительно читать пословицы; Участвовать в аналитической беседе; Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов; Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки; Устный опрос; Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, ипрозаический текст; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять историко-культурный комментарий; https: // educont.ru Самооцен ка с использов анием «Оценочного листа»; все го контроль ные работы практичес кие работы 1 0 0 Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений). Русские народные и литературные сказки (не Менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь» 1.2. Города земли русской 2 0 0 13.09.2024 20.09.2024 0 0 27.09.2024 4.10.2024 Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1.1. Преданья стариныглубокой Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов Чехов. «В Москве на Трубнойплощади» 1.3. Родные просторы 2 Русский лес. Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес» Итого по разделу 5 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Устный опрос; https: // educont.ru https: // educont.ru 2.1. Праздники русского мира 1 0 0 11.10.2024 Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать с иллюстративным материалом учебника; https: // educont.ru Самооцен ка с использов анием «Оценочного листа»; Рождество Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н.Д. Телешов. «Ёлка Митрича» 2..2. Тепло родного дома 2 0 0 18.10.2024 25.10.2024 Устный опрос; https: // educont.ru 1 0 0 8.11.2024 Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство стихотворений; Устный опрос; https: // educont.ru 2 0 0 15.11.2024 22.11.2024 Письменный контроль; https: // educont.ru 0 0 29.11.2024 6.12.2024 Устный опрос; https: // educont.ru 0 0 13.12.2024 Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения; Составлять план; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Характеризовать героев, составлять их словесные портреты; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства художественной выразительности; Выявлять музыкальность поэтического текста; Заучивать стихотворения наизусть; 3.3. О ваших ровесниках Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант» 2 3.4. Лишь слову жизнь дана 1 Семейные ценности. И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы» Итого по разделу 3 Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША 3.1. Не до ордена — была бы Родина Отечественная война 1812 года Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок) и др. 3.2. Загадки русской души Парадоксы русского характера К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова» Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» и др. https: // educont.ru Самооцен ка с использов анием «Оценочного листа»; Итого по разделу 6 Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4.1. Развитие устной иписьменной речи 2 Итого по разделу 2 1 0 20.12.2024 25.12.2024 Письменно отвечать на сформулированные вопросы Письменный контроль; 1 0 27.12.2024 Составлять текст на заданную тему Контрольная работа; 2 0 Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 6 класс (9 часов) 6 № п/п Наименование программы разделов и тем Количество часов все го контроль ные работы практиче ские работы 1 0 0 Дата изуче ния Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Выразительно читать фрагменты былины, втом числе по ролям, и стихотворения; Работать со словом, составлять историко- культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа эпизодов былин; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Проводить сопоставительный анализ героев русских былин и героического эпоса народов России, а также стихотворений, близких по тематике; Устный опрос; Конспект урока (практика участника группы «Российская электронная школа в лингвистическом и литературном образовании школьников» г. Магнитогорска Павловой С. В., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 50): «Былина «Илья Муромец и Святогор» - Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1.1. Преданьястарины глубокой Богатыри и богатырство Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».Былинные сюжеты и герои в русской литературе Стихотворения (не менее одного). Например: И.А. Бунин «Святогор и Илья». М.М.Пришвин. «Певецбылин» 1.2. Города землирусской 1.3. Русский Север С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены песни»). Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например: «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин») 1 Родные просторы Зима в русской поэзии Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу 1 0 0 Работать со словом, составлять историкокультурный комментарий; Владеть разными видами пересказа; Устный опрос; https://nsportal.ru/node/503 7375 Презентация к уроку: «Степан Писахов-я родился на Севере» (Ярагина С.В.) - https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2014/04/11/step an-pisakhov-ya-rodilsya-nasevere 0 0 Анализировать художественное произведение; Устный опрос; Конспект урока: Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве" (Ревенко О.Л.) занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др. По мотивам русскихсказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата» https://nsportal.ru/shkola/i zobrazitelnoeiskusstvo/library/2020/03/2 4/integrirovannyy-urokmuzyki-izo-i-literatury-v-6 Презентация к уроку: «Шварц» (Медведева Н.С.) https://nsportal.ru/shkola/lit eratura/library/2015/01/22/s hvarts Итого по разделу 3 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 2.1. Праздникирусского мира Масленица стихотворения (не менеедвух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…»,А. Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» и др. А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины» 1 0 0 Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей; Выразительно читать рассказ, отвечать навопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейнохудожественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Выявлять детали, создающие комический эффект; Работать с иллюстративным материалом учебника; Письменны йконтроль; 2..2. Тепло родного дома 1 0 0 Всюду родимую Русьузнаю Стихотворения (неменее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др. К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером» Итого по разделу Читать, воспринимать и обсуждать историко- культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; Знакомиться с фактами биографии поэта и писателей; Выразительно читать рассказ, отвечать навопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейнохудожественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Составлять план рассказа; Характеризовать героев произведения (портрет, поведение, особенности характера ит.д.); Писать отзыв на прочитанное произведение. Устный опрос; Читать, воспринимать и обсуждать историко- культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения; Определять их тематическое единство; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение); Сопоставлять поэтические художественные тексты, в том числе с произведениями других видов искусств; Заучивать стихотворения наизусть; Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворений; Устный опрос; Конспект урока: «Цветопись "Зимнего вечера"» (Руина Е.С.) https://nsportal.ru/shkola/rod noy-yazyk-iliteratura/library/2017/02/19/ otkrytyy-urok-v-6-klasstsvetopis-zimnego 2 Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША 3.1. Не до ордена — была бы Родина Оборона Севастополя Стихотворения (не менее трёх). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др. 1 0 0 Конспект урока: «Оборона Севастополя» (Колесниченко В.Ю.) https://nsportal.ru/shkola/isto riya/library/2020/02/02/tema ticheskiy-urok-oboronasevastopolya 3.2. Загадки русской души 1 0 0 Чудеса нужно делать своими рукамиСтихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизньнас ни учила…» и др. Н.С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушкас малиной» 3.3. О ваших ровесниках Лишь словужизнь дана На русском дышим языке Стихотворения (не менее двух). Например: К.Д.Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид —язык не русский…» и др. Самооценк ас использова нием «Оценочног олиста»; Конспект урока: «Н.С.Лесков "Неразменный рубль"» (Мордань Н.Ю.) https://nsportal.ru/shkola/li teratura/library/2015/02/05 /n-s-leskov-nerazmennyyrubl Конспект урока: «В.П. Астафьев.»( Неклюдова Е.И.) - 1 0 0 Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я сним познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллиони один день каникул» (один фрагмент по выбору) 3.4. Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст прозаического произведения; Характеризовать героев; Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам; 1 0 0 Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно составлять вопросы к тексту, владеть различными видами пересказов; Составлять план эпизода и выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Определять тему, идею повествования; Характеризовать главных героев произведений; Определять роль пейзажных описаний в произведении; Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов искусств; Писать сочинение на одну из тем или письменно отвечать на проблемный вопрос; Читать, воспринимать и обсуждать историко- культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать поэтический текст, втом числе наизусть; Определять идейно-художественное содержание стихотворения, выявлять средства художественной выразительности; Определять взаимосвязь пейзажных картин с душевным состоянием и настроением Устный опрос; https://nsportal.ru/shkola/lite ratura/library/2020/06/17/vp-astafev Конспект урока: «Рассказ Р. Погодина "Сколько стоит долг?" ( Чикалина Н.А.) – https://nsportal.ru/shkola/lite ratura/library/2021/05/08/uro k-vneklassnogo-chteniya-porasskazu-r-pogodina-skolkostoit Самооценк ас использова нием «Оценочног олиста»; человека; Итого по разделу 4 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу 1 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 1 0 1 0 Анализировать стихотворение по предложенному плану Контрольна яработа; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 7 класс (9 часов) 7 № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контроль ные работы практиче ские работы Преданья стариныглубокой 1 Русские народные песни Исторические и лирические песни (не менее двух). Например: «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…»и др. 0 0 Города земли русской Сибирский край В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору,например «Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол Углича». 0 Дата изуче ния Виды деятельн ости Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос; Конспект урока: «Народные песни» (Таова Р.И.) Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1.1. 1.2. 1.3. Родные просторы Русское поле Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др. Д. В. Григорович. «Пахарь» (не менее одной главы повыбору). 1 1 https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2014/02/06/narodnyepesni 0 0 0 Устный опрос; Устный опрос; Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом" (Кайманова. Э.П.) https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/librar y/2014/06/14/konspekt-uroka-po-umkpisateli-vostochnoy-sibiri- nravstvennye Конспект урока: «Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности» (Марочкина Г.Н.) https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/ 2017/05/24/otkrytyy-urok-po-literature-v7-klasse Итого по разделу 3 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 2.1. Праздники русского мира Пасха Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня наПасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак». Тепло родного дома Русские мастера В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двухминиатюр по выбору). Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору). Стихотворения (не менее одного). Например:Р. И.Рождественский «О мастерах» и др. Итого по разделу 2..2. 1 0 0 Тестирова ние; https://edu.skysmart.ru/homework/new/17 78 1 0 0 Устный опрос; https://edu.skysmart.ru/homework/new/17 78 Презентация к уроку: «Россия в первой мировой войне» (Ерешко Н.В.) https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2 020/04/27/rossiya-v-pervoy-mirovoyvoyne Презентация к уроку: «Осваиваем виды чтения. Задача "Голубая стрекоза" (Артемова Е.Г.) https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2017/06/13/osvaivaem-vidychteniya-zadacha-golubaya-strekoza 2 Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША 3.1. Не до ордена — былабы Родина На Первой мировой войне Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. Городецкий «Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв «Наступление», «Война» и др. М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза». 1 0 0 Устный опрос; 3.2. Загадки русской души 1 0 0 Устный опрос; Долюшка женская Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев «Русской женщине», Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия…» и др. Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». 3.3. 0.5 О ваших ровесниках Взрослые детские проблемы А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору, например, «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). Лишь слову жизньдана Такого языка на свете не бывало Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…» и др. Итого по разделу 3.4. 0.5 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос; 0 0.25 Практиче ская работа; 3.5 Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4.1. Развитие устной иписьменной речи Итого по разделу 0.25 0.25 Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Итоговая контрольная работа 0.25 Итого по разделу 0.25 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 Контроль ная работа; 0.25 0.25 0.25 Современная литература для детей. Анна Игнатова рассказ "Джинн Сева" (Циперман А.В.). Текст рассказа https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2 019/10/06/sovremennaya-literatura-dlyadetey-anna-ignatova-rasskaz- dzhinn Презентация ученицы: «Биография Р. Рождественского» (Чернышева Т.И.) https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoetvorchestvo/2012/02/21/prezentatsiyabiografiya-r-rozhdestvenskogo 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 8 класс (9 часов) контроль ные работы Виды Дата Виды, формы изучен деятельно контроля практичес сти ия кие работы 1.1. Преданья стариныглубокой 1 Легендарный герой земли русской Иван Сусанин Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во времягрозного и злого поединка…» и др. П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору). 0 0 1.2. Города земли русской 1 По Золотому кольцу Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др. 0 № Наименование разделов и тем программы п/ п Количество часов всег о Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 0 Устный опрос Устный опрос Презентация "Образ Сусанина в культуре" презентация к уроку по мхк на тему https://nsportal.ru/shkola/mir ovaya-khudozhestvennayakultura/library/2018/02/28/pr ezentatsiya-obraz-susaninav-kulture Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)" консультация (7 класс) https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2020/04/14/dist antsionnyy-urok-literatury-v7- klasse-stihi-poetov-hhveka 1.3. Родные просторы 1 Волга — русская река Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волга- матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др. В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору). Итого по разделу 0 0 Устный опрос Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого" материал по литературе https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2020/09/13/naro dno-poeticheskie-motivy-iobrazy- v-lirike-vysotskogo Мини - проект "Волга в жизни и поэзии Н.А.Некрасова" презентация к уроку по литературе по теме https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2017/06/15/min i-proekt-volga-v-zhizni-ipoezii-n- a-nekrasova 3 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 2.1. Праздники русского мира 1 Троица Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро,утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др. И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». 0 0 Тестирование 2..2 Тепло родного дома . Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору). 0 0 Тестирование 1 https://edu.skysmart.ru/home work/new/1786 О празднике Троице презентация к уроку по литературе https://nsportal.ru/shkola/lite ratura/library/2020/04/12/oprazdnike-troitse-literatura6-klass Ф. Абрамов Честный разговор о жизни, о себе презентация к уроку по литературе https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2016/10/02/fabramov-chestnyy-razgovoro- zhizni-o-sebe\ Сценарий квест-игры по рассказам Т.Михеевой план-конспект урока по литературе https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2020/02/10/stse nariy-kvest-igry-porasskazam-t- miheevoy Итого по разделу 2 Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША 1 0 0 Письменный контроль 3.2. Загадки русской души 1 0 0 Устный опрос Сеятель твой и хранительИ. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». 3.3. О ваших ровесниках 0,5 0 0 Письменный контроль 3.1. Не до ордена — была бы Родина Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору). Загадки русской души Сеятель твой и хранительИ. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору). https://edu.skysmart.ru/home work/new/1786 Эдуард Веркин. Знакомство с жанровым многообразием произведений для современных подростков https://nsportal.ru/shkola/dop olnitelnoeobrazovanie/library/2018/03/ 05/eduard-verkinznakomstvo-s-zhanrovym Открытый урок - диспут "А завтра была война" план-конспект урока по литературе https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2020/12/29/otkr ytyy-urok-disput-a-zavtrabyla- voyna 1. Нравственные уроки романа Б.Васильевам "Завтра была война" презентация презентация к уроку по литературе (9 класс) https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2017/12/05/nrav stvennye-uroki-romana-bvasilevam-zavtra-byla-voyna 2. Презентация к уроку родной литературы по повести Галины Щербаковой "Вам и не 3. снилось" презентация к уроку 3.4. Лишь слову жизнь дана Язык поэзии Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». Итого по разделу 0,5 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа» 1 0 Контрольная работа 1 1 3 Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу 1 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 9 https://nsportal.ru/shkola/rod noy-yazyk-iliteratura/library/2021/04/04/ prezentatsiya-k-urokurodnoy-literatury-po «Запах Родины в стихотворении Д. Аминадо «Города и годы» планконспект урока по литературе (5 класс) https://nsportal.ru/shkola/liter atura/library/2018/03/14/zapa h-rodiny-v-stihotvorenii-daminado-goroda-i-gody УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций /Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева - М.: Просвещение, 2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций /Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева - М.: Просвещение, 2021; 2. Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство винформационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научно- практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https: // educont.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Принтер, компьютер, интерактивная доска ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ: оборудование не предусмотрено