РП экология растений 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №120
(МАОУ гимназия №120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экология растений»
для обучающихся 7 класса

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Экология растений» составлена на основе ФГОС основного
общего образования по биологии и направлена на фундаментальное освоение основ
науки, систематизацию и углубление знаний учащихся, а также практической
направленности обучения. Программа курса предназначена для экологизации
школьного курса биологии и направлена на показ учащимся единства жизни растений
с живой и неживой природой, демонстрацию их экологического разнообразия,
возрастных и сезонных изменений. Особое внимание уделено влиянию на
растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и
рационального использования растительного мира.
Цель программы: систематизация и дифференциация обучения, формирование
практических навыков через экологическое образование, знание основных
биологических закономерностей, свойственным растениям с точки зрения
эволюционного развития и экологии.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
 приобретение и расширение обучающимися знаний о растениях,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;
 овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за растениями;
 освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области ботаники, её анализ и критическое оценивание;
 воспитание экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Содержание программы направлено на воспитание экологической культуры: на
понимание взаимосвязей в природе, места и роли человека в окружающей среде,
формирование у учащихся убежденности в необходимости охраны природы в своем
крае, в стране, на всей планете.
Общее число часов, отведенных для изучения курса составляет: 18ч.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи
живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с
окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи,
экология растений, растительные сообщества.
Тема 2. Свет в жизни растений
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как
экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения
короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения,
теневыносливые и тенелюбивые растения.
Практическая работа. Изучение потребностей в количестве света у растений.
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений.
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и
тенелюбивого растений под микроскопом.
Тема 3. Тепло в жизни растений
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для
прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический
фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы
растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным
температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от
температуры окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса,
теплолюбивые растения.
Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных
растений, наиболее приспособленных к выращиванию в теплом климате.
Тема 4. Вода в жизни растений
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания,
охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению
к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни,
влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение,
осушение.
Практические работы. Изучение приспособленности растений к условиям
влажности. Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание
растений.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и
засухоустойчивыми растениями.
Тема 5. Воздух в жизни растений
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни
растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из
воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые
растения.
Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и
распространению ветром. Определение с помощью домашних растений степени
запыленности воздуха.
Тема 6. Почва в жизни растений
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие
почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус,
почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения,
органические и минеральные удобрения, эрозия почв.
Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на
прорастание семян, рост и развитие проростков.
Тема 7. Животные и растения
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и
распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные
опылители и распространители семян растений.
Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. Изучение
защитных приспособлений растений.
Тема 8. Влияние растений друг на друга
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы
взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к
различным экологическим факторам.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями.
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность
жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза,
фитофтороз.
Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных
экземплярах.)
Тема 10. Сезонные изменения растений
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни
растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой.
Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и
вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология,
фенологические фазы.
Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года.
Тема 11. Изменение растений в течение жизни
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных
экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных
состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных
состояний растений.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период
молодости, период зрелости.
Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы
жизни растений
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений
как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений,
широкая и узкая приспособленность.
Практическая работа. Воздействие человека на растительность.

Тема 13. Жизненные формы растений
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных
климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья;
суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревьядушители и деревья-рощи.
Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном
участке.
Тема 14. Растительные сообщества
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные
растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние
растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в
растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость,
горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных
сообществах.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных
сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных
сообществ.
Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка.
Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Тема 15. Охрана растительного мира
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.
Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга,
охраняемые территории.
Практическая работа. Охраняемые территории России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение учебного предмета «Экология растений» на уровне основного общего
образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.
2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные
состояния растений.
3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового
состава, различных жизненных форм растений.
4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим
факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям
внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни
жизненного состояния растений.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных
периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ,
видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте
веществ и непрерывности жизни.
9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении
биоразнообразия растений.
10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и
отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости
комнатных и сельскохозяйственных растений.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к
учебной деятельности следует выделить три вида действий:

самоопределение
личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение;
 смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить
ответ на него;
 нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического
оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный
выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности. К ним относятся следующие:
 целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование - определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также
действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 структурирование знаний;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
 смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия:
 моделирование;
 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Логические универсальные действия:
 анализ;
 синтез;
 сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
 подведение под понятие, выведение следствий;
 установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепи рассуждений;
 доказательство;
 выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
 формулирование проблемы;
 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его
реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Введение. Экология растений: раздел
науки и учебный предмет
2
Свет в жизни растений
3
Тепло в жизни растений
4
Вода в жизни растений
5
Воздух в жизни растений
6
Почва в жизни растений
7
Животные и растения
8
Влияние растений друг на друга
9
Грибы и бактерии в жизни растений
10
Сезонные изменения растений
11
Изменения растений в течение жизни
Разнообразие условий существования и
12
их влияние на растения
13
Жизненные формы растений
14
Растительные сообщества
15
Охрана растительного мира
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Контрольные Практические
Всего
работы
работы
1

0

0

2
1
2
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

2
0
1
1
1
1
0
0
1
0

1

0

0

1
1
1

0
0
0

1
1
0

17

0

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
п/п
1 Экология как наука. Среда
обитания и условия
существования. Взаимосвязи
живых организмов и среды.
Особенности взаимодействия
растений и животных с
окружающей их средой.
Экология растений и животных
как учебный предмет.
2 Свет и фотосинтез. Влияние
света на рост и цветение
растений. Свет как
экологический фактор.
3
Экологические группы
растений по отношению к
свету. Приспособление
растений к меняющимся
условиям освещения.
4

5

Тепло как необходимое
условие жизни растений.
Значение тепла для
прорастания семян, роста и
развития растений.
Температура как
экологический фактор.
Разнообразие температурных
условий на Земле.
Экологические группы
растений по отношению к
теплу. Приспособления
растений к различным
температурам. Выделение
тепла растениями. Зависимость
температуры растений от
температуры окружающей
среды.
Вода как необходимое условие
жизни растений. Значение
воды для питания, охлаждения,
расселения, для прорастания
семян, роста и развития
растений. Влажность как

Практическая работа

Количество
часов
1

10.01

Влияние света на рост и
развитие растений.

1

17.01

Изучение строения
листьев светолюбивого
и тенелюбивого
растений под
микроскопом.

1

24.01

1

31.01

1

07.02

Изучение
приспособленности
растений к условиям
влажности.

Дата

6

7

8

9

10

11

12

экологический фактор.
Экологические группы
растений по отношению к воде.
Приспособление растений к
различным условиям
влажности.
Газовый состав и движение
масс воздуха как
экологические факторы в
жизни растений. Значение для
растений азота, кислорода и
углекислого газа.
Приспособление растений к
извлечению азота, кислорода и
углекислого газа из воздуха.
Приспособление растений к
опылению и распространению
ветром.
Почва как необходимое
условие жизни растений. Виды
почв. Состав почвы.
Экологические группы
растений по отношению к
разным свойствам почв.
Плодородие почв. Действия
человека, влияющие на
качество почв.
Взаимное влияние животных и
растений. Значение животных
для опыления и
распространения растений.
Значение растений для
животных. Растения-хищники.
Прямое и опосредованное
влияние растений друг на
друга. Различные формы
взаимодействия между
растениями. Конкуренция
между растениями по
отношению к различным
экологическим факторам.
Роль грибов и бактерий в
жизни растений. Круговорот
веществ и непрерывность
жизни. Бактериальные и
грибные болезни растений.
Приспособленность растений к

1

14.02

Изучение
приспособлений
растений к опылению и
распространению
ветром.
Определение с
помощью домашних
растений степени
запыленности воздуха.

1

21.02

Влияние механического
состава почвы на
прорастание семян,
рост и развитие
проростков.

1

28.02

Изучение защитных
приспособлений
растений.

1

06.03

1

13.03

1

20.03

1

03.04

Экскурсия.

13

14

15

16

17

сезонам года. Листопад и его
роль в жизни растений.
Озимые и яровые однолетники.
Глубокий и вынужденный
покой. Фенологические фазы
растений и влияние на них
климата и погоды.
Периоды жизни и возрастные
состояния растений. Значение
различных экологических
факторов для растений разных
периодов жизни и возрастных
состояний. Причины покоя
семян. Условия обитания и
длительность возрастных
состояний растений.
Разнообразие условий
существования растений.
Жизненное состояние растений
как показатель условий их
жизни. Уровни жизненного
состояния растений.
Разнообразие жизненных форм
растений. Разнообразие
деревьев разных
климатических зон.
Жизненные формы растений
своей местности.
Растительные сообщества, их
видовой состав. Естественные
и искусственные растительные
сообщества. Устойчивость
растительных сообществ.
Взаимное влияние растений
друг на друга в сообществе.
Количественные соотношения
видов в растительном
сообществе. Строение
растительных сообществ:
ярусность, слоистость,
горизонтальная
расчлененность. Суточные и
сезонные изменения в
растительных сообществах.
Обеднение видового
разнообразия растений. Редкие
и охраняемые растения.

Приспособление
растений к сезонам
года.

1

10.04

1

17.04

Изучение жизненных
форм растений на
пришкольном участке.

1

24.04

Изучение состояния
сообщества
пришкольного участка.

1

15.05

1

22.05

Охраняемые территории.
Редкие и охраняемые растения
своей местности.
Итого

9

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
 Учебник. Былова А.М., Шорина Н.И./ Под ред. Черновой Н.М. Вентана-Граф,
2020.
 Экология. 6 - 9 классы: программы / И. А. Демичева. — М.: Вентана-Граф, 2020.
— 136 с. — (Российский учебник).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».