МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающего курса «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ» АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, вариант 7.2) 1-4 классы г. Екатеринбург 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и локальными нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023). Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N35847). Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с изменениями и дополнениями от 27 октября 2020 г. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ гимназия №120. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназия №120; Курс коррекционных занятий «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ-ЗПР (вариант 7.1, вариант 7.2)» направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР. Цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи. Курс способствует не только речевому развитию, но и коррекции нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Задачи курса: – постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи; – восполнение пробелов в формировании фонематических процессов; – обогащение словаря, его расширение и уточнение; – коррекция недостатков грамматического строя речи; – улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи; – совершенствование коммуникативной функции речи; – повышение мотивации речеговорения; – обогащение речевого опыта; – профилактика и коррекция нарушений чтения и письма. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Логопедические занятия проводятся по направлениями: –диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); – диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение); – диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); – коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта); – профилактика нарушений чтения и письма; – представлений об окружающей действительности; – развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов). Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». Место учебного курса в учебном плане Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, проводимых на базе МАОУ гимназия №120, в объеме не менее 2 часов в неделю. Класс 1 класс Количество Количество Количество учебных недель индивидуальных подгрупповых в году логопедических логопедических занятий занятий 33 33 ч (1 ч в 33 ч (1 ч в неделю по неделю по 30 минут) 40 минут) 2 класс 34 34ч (1 ч в 34 ч (1 ч в неделю по неделю по 30 минут) 40 минут) 3 класс 34 34ч (1 ч в 34 ч (1 ч в неделю по неделю по 30 минут) 40 минут) 4 класс 34ч 34 (1 ч в 34 ч (1 ч в неделю по неделю по 30 минут) 40 минут) Планируемые результаты освоения коррекционного курса Осознание себя как гражданина России проявляется в: уважительном отношение к русскому языку. знании названия своей страны, ее столицы и конкретного места проживания; проявлении заинтересованности при прослушивании, чтении текстов патриотического содержания; элементарной осведомленности о сущности исторических событий (Великая Отечественная война и пр.), национальных свершениях, военных и трудовых подвигах соотечественников (прошлых и настоящих); выражении гордости за свою страну и свой народ при обсуждении патриотических текстов. Освоение социальной роли ученика проявляется в: способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала; проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных принадлежностей к занятиям; проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований); соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; Сформированность речевых умений проявляется в: способности использовать грамматически правильные связные высказывания для решения познавательных задач; способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации; возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты, составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях. отсутствии (минимизации) дефектов звукопроизношения, звукослоговой структуры, отклонений темпо-ритмических характеристик; владении связной (диалогические умения); речью, выполняющей коммуникативную функцию грамматически правильной речи (отсутствии аграмматизмов); возможности аргументировать свои действия, решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения); стремлении улучшать качество речи, занимаясь с учителем -логопедом и контролируя речь за пределами логопедического кабинета либо при чистой речи в стремлении устранить какой-то недостаток (например, лучше читать или писать); Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече, обращении); правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; уважительном отношении к мнению других учеников, педагога; умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных нормах и справедливости; умении соблюдать нормы поведения на занятиях. умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление); Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях (составление текстов-описаний); способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных произведений; активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных произведений; умении рассматривать и оценивать картины известных художников, определять настроение автора, составлять предложения, рассказы, используя оценочную и эмоциональную лексику. умении составлять предложения, рассказы, используя оценочную и эмоциональную лексику. Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла; умении проявлять внимание к настроению партнера по общению; умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию, дежурство, групповое выполнение задания); умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к чужому мнению); умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения; умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления (ябедничать, обзываться, громко плакать); способности уходить от конфликта. умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику; умении справедливо распределять обязанности (при работе в группе); умении объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого); Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в: знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых, профессий, городов; интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить дополнительную информацию познавательного характера). проявлении познавательного интереса к социальному миру; Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.); состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной деятельности; способности анализировать причины успехов и неудач; способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога. способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях; умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях. осознании своих затруднений (не понимаю, не успел); осознании своих потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); Метапредметные результаты. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в: способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач; умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с поставленными задачами; использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов, предложений, частей текста и т.п.); умении преобразовывать текстовую информацию в табличную, умении использовать обобщенную информацию при выполнении заданий; умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и следовать ему; способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию текста (задания, правила, художественные и научно-популярные тексты); овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и правил. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в: способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом; способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в: готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций. Предметные результаты. В области звуковой стороны речи: сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков; выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения; В области фонематических процессов: - сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонкихглухих, твёрдых-мягких); - сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в слове. - сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух; - сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу; - сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи. В области лексической стороны речи: уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям; сформированы умения давать понятийные определения простым словам; актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия об омонимах; сформированы навыки использования слов с обобщающим значением. сформированы умения подбора однокоренных слов; В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза: сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв; сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме; выработан навык составления графических схем слов. сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов различной слоговой структуры; сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной слоговой структуры. сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления графических схем слов, навык переноса слов. В области грамматического строя речи: сформировано понимание интонационных характеристик предложения; сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по опорным словам; сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения; сформировано умение анализа форм слова в словосочетании; уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении. минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи; сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных в начальной форме; В области связной речи: сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа; сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте; составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее; сформированы умения ведения диалогов; совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность). В области письменной речи: сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и гласными второго ряда; сформировано умение написания слов с мягким знаком; сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные и выделяет их на письме; сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему; сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать заголовок; сформировано умение работать с деформированными текстами; сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении. - сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного текста, осуществления проверку; сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений и текстов, и проверки правильности написанного; сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце; сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и орфографических ошибок на изученные правила; сформирован навык чтения целыми словами; сформировано понимание прочитанного текста; сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых приставок; - сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила корня); - сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН Содержание учебного курса Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи. Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях. Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях. Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях. Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности. При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности. Коррекция недостатков процесса письма и чтения. Осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях. Развиваются пространственно-временные ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем зрительной памяти на материале предметов, геометрических фигур и букв. Дифференциация звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание прочитанного. Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного и письменного высказывания. Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На занятиях следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в предложениях, текстах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)» 1 КЛАСС (66 часов) № урока Название раздела программы Тема урока Колво чч 1 Обследование речи обучающихся Обследование речи обучающихся 4 2 Развитие лексической стороны речи. Слово как единица речи 1 Слова - названия предметов. 1 Слова – названия признаков предметов. 1 Слово в составе предложения 1 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Школа» 1 Слова - названия действий 1 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень» 1 Синонимы 1 Антонимы 1 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Как ты познаешь мир» 1 Слова с обобщающим значением 1 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Режим дня. Правила личной гигиены». 1 Обобщение пройденного. 1 Итого за I четверть 3 Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения . 17 Образование звуков речи. Гласные звуки. Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И 3 Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т 3 Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги. 1 Звуковой состав слова. 1 Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных. 1 Ударные и безударные слоги. 1 Дата Звуко-слоговой анализ и синтез. 1 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». 1 Обобщение пройденного. 2 Итого за II четверть Звукобуквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. 14 Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е 2 Обозначение мягкости с помощью буквы Ь. 1 Звонкие и глухие согласные. 1 Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х. 7 Обобщение пройденного. 1 Итого за III четверть 4 5 10 22 Звукобуквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш 2 Текст и его признаки. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весна» 2 Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Предложение 1 Словосочетание. 1 Словоизменение. 1 Словообразование. 1 Обобщение пройденного 1 Обследование речи учащихся 4 Итоговая диагностика Итого за IV четверть 13 ИТОГО ЗА ГОД 66 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)» 2 КЛАСС (68 часов) № урока Название раздела программы Тема урока Колво чч 1 Обследование речи обучающихся Обследование речи обучающихся 4 2 Текст Текст. Последовательность предложений в тексте 1 Текст. Последовательность предложений в тексте. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень». 1 Предложение (простое распространенное). 1 Предложение Слово. Предлог Порядок слов в предложении. Предложение (простое распространенное, деформированное). Порядок слов. 1 Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении. 1 Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова 1 Многозначные и однозначные слова.Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мои друзья». 1 Антонимы и синонимы. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние и дикие животные» Слово. Однокоренные слова. 1 Гласные и согласные звуки, их образование. 1 Слоговой состав слова. Деление слов на 1 1 слоги. Слог. Правила переноса слов. 1 Обобщение пройденного. 1 Итого за I четверть 3 Слова. Деление слов на слоги. Звуки и буквы. . 17 Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные и ударные слоги. 1 Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки первого ряда. 1 Гласные звуки второго ряда. Согласный звук 1 Дата [Й] и буква. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Наш город. Наше село». Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных. 1 Правописание мягкого знака в словах 1 Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных 1 Существительные. 1 Словоизменение существительных. Дифференциация гласных букв: А-Я, У-Ю, О-Е, Ы-И, Э-Е. Глаголы. Словоизменение глаголов. 1 Глаголы. Словоизменение глаголов. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». Дифференциация гласных букв А-Я. 1 Развитие речи и речемыслительной 1 Дифференциация гласных букв О-Е. деятельности по лексической теме «Зимние забавы». Дифференциация гласных букв Э-Е Прилагательные. Словоизменение 1 прилагательных. Дифференциация гласных букв Ы-И Словообразование существительных с помощью суффиксов. Дифференциация гласных букв У-Ю. 1 Развитие 1 речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Новый год Обобщение пройденного. 1 Итого за II четверть Модуль 14 по Словообразование развитию помощью суффиксов. лексико- Словообразование грамматической помощью существительных с 1 существительных с 2 суффиксов. Дифференциация стороны речи и свистящих и шипящих звуков. связной речи Словообразование. Однокоренные слова 2 Словообразование. Однокоренные Развитие и речи деятельности по слова. 1 речемыслительной лексической теме Однокоренные слова «Профессии». Словообразование. 1 Дифференциация звуков и букв: С-Ц, Ч-Щ.. Суффиксальное словообразование имен 2 существительных. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв: А-О, О-У, И-У. Словообразование глаголов. 3 Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я Словообразование прилагательных. 2 Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я Словообразование прилагательных. Развитие 1 речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Моя семья. Мой дом» Развитие неречевых процессов. 2 Развитие и уточнение временных 2 представлений. Развитие речи и речемыслительной 1 деятельности по лексической теме «День 8 Марта». Дифференциация парных звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д', С-С', З-З', К-К', Г-Г'; Ш- Ж. Развитие речи и речемыслительной 1 деятельности по лексической теме «Весна». Обобщение пройденного. Итого за III четверть 2 23 4 Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза Предлог и его значение. 1 Словосочетание. 1 Простое распространенное предложение. 1 Развитие и уточнение пространственных представлений. Текст. Последовательный рассказ. 2 Дифференциация парных звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д', С-С', З-З', К-К', Г-Г'; Ш- Ж Описательный рассказ по предметной картинке. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв: Б-Д, П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н, К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д, Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т, Г-Р. 1 Рассказ по последовательным картинкам. 1 Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв: Б-Д, П-Т, П-Н, ЛМ, Л-Н, К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д, Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т, Г-Р. Составление связного рассказа по сюжетной 1 картинке. 5 Итоговая диагностика Закрепление синтаксических навыков в работе над словосочетанием и предложением. 1 Обобщение пройденного 1 Обследование речи учащихся 4 Итого за IV четверть 14 ИТОГО ЗА ГОД 68 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)» 3 КЛАСС (68 часов) № урока Название раздела программы Тема урока 1 Обследование речи обучающихся 2 Модуль по Текст. Предложение. Развитие речи и развитию лексикоречемыслительной деятельности по грамматической лексической теме «Как я провёл лето». стороны речи и связной устной и письменной речи Словосочетание. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень» 3 Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза Обследование речи обучающихся Модуль по развитию лексикограмматической стороны речи и 4 1 1 Слово. Однокоренные слова. Части речи. Дифференциация парных согласных звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д' 1 Гласные и согласные звуки. Дифференциация парных согласных звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д' 1 Гласные звуки первого и второго ряда. Слог. 1 Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие согласные 1 Текст. Предложение. 1 Предложение. Простые и сложные предложения 1 Словосочетание в составе предложения 1 Предлог и его значение 1 Слово. Деление на слоги. 1 Обобщение пройденного. 1 Итого за I четверть 4 Колво чч 1 17 Состав слова. Корень слова. Окончание. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мои увлечения» 1 Дата связной устной и Состав слова. Приставка. Развитие речи и письменной речемыслительной деятельности по речи. лексической теме «Мои друзья» 1 Состав слова. Суффиксы. Развитие речи и 1 речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима» 5 6 Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушением фонематическог о распознавания и недостаточность ю фонематических процессов Дифференциация парных согласных звуков и Мягкий знак и его значение 1 Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения 1 Гласные звуки и буквы. Гласные первого и 1 1 букв: С-С', З-З', К-К',Г-Г'; Ш -Ж Дифференциация свистящих и шипящих звуков: С-Ш, З-Ж; С-Щ, С-Ч; Ц-Ч. Оглушение согласных на конце слов 1 Дифференциация звуков и букв: С-Ц, Ч-Щ. 1 Уточнение орфограмм ча-ща, чу-щу. второго ряда. Правописание слов с безударными гласными в 1 корне существительных, прилагательных и глаголов Согласные звуки и буквы (звонкие и глухие, 1 твердые и мягкие звуки) Правописание слов с глухими и звонкими 1 согласными в корне Правописание слов с непроизносимым 1 согласным звуком в корне Обобщение пройденного. 1 Итого за II четверть 7 Модуль 14 по Имя существительное. Развитие речи развитию речемыслительной деятельности лексико- лексической теме «Новый год» и по 1 грамматической стороны речи и связной устной и Имя существительное. Число и род имени письменной речи существительного. Развитие речемыслительной речи 1 и деятельности по лексической теме «Зимние забавы» Имя существительное. существительных. Склонение Развитие речемыслительной имен речи деятельности 1 и по лексической теме «Зимующие птицы» Имя существительное. Падежи. Развитие речи и речемыслительной лексической деятельности теме «День 1 по защитника Отечества» Имя прилагательное. речемыслительной Развитие речи деятельности и 1 по лексической теме «Весна» 8 Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания) и фонематической дислексии Гласные, согласные звуки и буквы. Гласные первого и второго ряда. 1 Обозначение мягкости на письме при помощи гласных звуков. Обозначение мягкости на письме при помощи 1 мягкого знака. Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Ударные и безударные гласные. 2 Безударная гласная в корне существительных, прилагательных и глаголов Согласные звуки. Дифференциация звонких и 1 глухих согласных: Б-П, Б'-П'; В-Ф, В'-Ф'; Т-Д, Т'-Д'; С-З, С'-З'; К-Г, К'-Г'; Ш – Ж. Оглушение согласных на конце слов Разделительный мягкий знак Мягкий знак в 1 значении смягчения и разделения. 9 Разделительный твердый знак 1 Слово. Словосочетание. Предложение 1 Модуль по коррекции морфологическо й дизорфографии Слово. Деление слов на слоги. Правила 1 переноса слов Состав слова. Корень. Окончание. Приставка. 2 Суффикс Гласные и согласные звуки и буквы Гласные звуки и буквы. 1 Ударные и 1 корне 2 безударные гласные Безударные гласные в существительных, прилагательных и глаголов Правописание орфограмм: жи-ши, ча-ща, чу- 1 щу. Обобщение пройденного. 2 Итого за III четверть 10 Модуль по развитию лексикограмматической стороны речи и связной устной и письменной речи 23 Имя прилагательное. Род и число имени прилагательного. Развитие речемыслительной речи деятельности 1 и по лексической теме «8 Марта» Глагол. Число глаголов. Развитие речи и речемыслительной деятельности 1 по лексической теме «Моя семья» Глагол. Время и род глаголов. 1 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Моя Родина» 11 Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания) и Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. 1 Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Дифференциация аффрикат 1 Правописание буквосочетаний с шипящими 1 согласными (ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ) фонематической дислексии 12 Модуль по коррекции морфологическо й дизорфографии Правописание слов с непроизносимым 1 Мягкий знак как показатель мягкости на 1 согласным звуком в корне. письме. Разделительный мягкий знак. Написание слов с твёрдым знаком. 13 Итоговая диагностика Оглушение согласных на конце слов 1 Обобщение пройденного. 1 Обследование речи учащихся 4 Итого за IV четверть 14 ИТОГО ЗА ГОД 66 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)» 4 КЛАСС (68 часов) № урока 1 2 Название раздела программы Обследование речи обучающихся Тема урока Колво чч Обследование речи обучающихся 4 Разбор слова по составу 3 Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Дифференциация гласных букв и 1 звуков в словосочетаниях, словах, предложениях и тексте Фонематический разбор слова. 2 Дифференциация гласных букв и звуков в словосочетаниях, словах, предложениях и тексте Морфологический разбор. 2 Дата Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень» 1 Антонимы. Синонимы. Омонимы. 2 Обобщение пройденного 2 Итого за I четверть 17 Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.. 1 Фразеологизмы. Значения фразеологизмов.. 1 Однородные члены предложения. 1 Однородные члены предложения. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мои увлечения» 1 Синтаксический разбор предложения 1 Синтаксический разбор предложения . 1 Синтаксический разбор предложения . 1 Синтаксический разбор предложения. 1 Текст. Виды текстов. 4 Обобщение пройденного. 2 Итого за II четверть 14 Имя существительное как часть речи. 2 Имя существительное как часть речи. 1 Имя существительное как часть речи. 1 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 3 Имя прилагательное как часть речи 2 Орфограммы в окончаниях имён прилагательных 3 Местоимение как часть речи 3 Синтаксический разбор предложения. 1 Синтаксический разбор предложения. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимние забавы» Согласование. Подлежащее и сказуемое. Прилагательное и существительное. 1 Предложения конструкции. сложной синтаксической Обобщение пройденного. Итого за III четверть 1 1 2 23 Глагол как часть речи 1 Глагол как часть речи. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Моя Родина» 1 Правописание не с глаголами 1 Начальная форма глагола. Личные формы глагола 1 Спряжение глаголов. 1 Спряжение глаголов. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Моя семья» 1 Наречие 2 Имя числительное. 1 Обобщение пройденного 1 Обследование речи учащихся 4 Итого за IV четверть 14 ИТОГО ЗА ГОД 68