РП коррекционного курса Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ЗПР (1-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса «Коррекция устной
и письменной речи у обучающихся с ОВЗ»
АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1, вариант 7.2)
1-4 классы

г. Екатеринбург
2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу
коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023).
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.02.2015 N35847).
 Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О
введении ФГОС ОВЗ".
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015
г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" с изменениями и дополнениями от 27 октября 2020 г.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
 Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ гимназия
№120.
 Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
гимназия №120;
Курс коррекционных занятий «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ-ЗПР (вариант 7.1, вариант 7.2)» направлен на коррекцию различных недостатков
речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а
также связной устной и письменной речи.
Курс способствует не только речевому развитию, но и коррекции нарушений,
совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции,
удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
Задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия проводятся по направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение».
Место учебного курса в учебном плане
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и
подгрупповых логопедических занятиях, проводимых на базе МАОУ гимназия №120, в
объеме не менее 2 часов в неделю.
Класс

1 класс

Количество

Количество

Количество

учебных недель индивидуальных

подгрупповых

в году

логопедических

логопедических

занятий

занятий

33

33 ч (1 ч в

33 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)
2 класс

34

34ч

(1

ч

в

34 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)
3 класс

34

34ч

(1

ч

в

34 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)

4 класс

34ч

34

(1

ч

в

34 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
 уважительном отношение к русскому языку.
 знании названия своей страны, ее столицы и конкретного места проживания;
 проявлении

заинтересованности

при

прослушивании,

чтении

текстов

патриотического содержания;
 элементарной осведомленности о сущности исторических событий (Великая
Отечественная война и пр.), национальных свершениях, военных и трудовых подвигах
соотечественников (прошлых и настоящих);
 выражении гордости за свою страну и свой народ при обсуждении патриотических
текстов.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
 проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных
принадлежностей к занятиям;
 проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий
учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
 соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в
соответствии с инструкцией учителя);
 стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
Сформированность речевых умений проявляется в:
 способности использовать грамматически правильные связные высказывания для
решения познавательных задач;
 способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
 возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты,
составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях.
 отсутствии (минимизации) дефектов звукопроизношения, звукослоговой структуры,
отклонений темпо-ритмических характеристик;
 владении

связной

(диалогические умения);

речью,

выполняющей

коммуникативную

функцию

 грамматически правильной речи (отсутствии аграмматизмов);
 возможности аргументировать свои действия, решения, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях (монологические умения);
 стремлении улучшать качество речи, занимаясь с учителем -логопедом и
контролируя речь за пределами логопедического кабинета либо при чистой речи в
стремлении устранить какой-то недостаток (например, лучше читать или писать);
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече, обращении);
 правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
 уважительном отношении к мнению других учеников, педагога;
 умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных нормах
и справедливости;
 умении соблюдать нормы поведения на занятиях.
 умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие
(стремление);
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется
в:
 умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях
(составление текстов-описаний);
 способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных
произведений;
 активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных
произведений;
 умении рассматривать и оценивать картины известных художников, определять
настроение автора, составлять предложения, рассказы, используя оценочную и
эмоциональную лексику.
 умении составлять предложения, рассказы, используя оценочную и эмоциональную
лексику.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
 умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно
выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла;
 умении проявлять внимание к настроению партнера по общению;

 умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию, дежурство,
групповое выполнение задания);
 умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к чужому
мнению);
 умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и
затруднения;
 умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления
(ябедничать, обзываться, громко плакать);
 способности уходить от конфликта.
 умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
 умении справедливо распределять обязанности (при работе в группе);
 умении

объяснять

что-либо,

выслушивать

объяснение

или

мнение

коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
 знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых,
профессий, городов;
 интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить
дополнительную информацию познавательного характера).
 проявлении познавательного интереса к социальному миру;
Сформированность

самосознания,

в

т.ч.

адекватных

представлений

о

собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
 осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.); состояния
(плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел),
потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
 способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной
деятельности;
 способности анализировать причины успехов и неудач;
 способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи
педагога.
 способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
 умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.
 осознании своих затруднений (не понимаю, не успел);
 осознании своих потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

Метапредметные результаты.
Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия

проявляются в:
 способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
 умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
 использовании элементарных знаково-символических средств для организации
своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов,
предложений, частей текста и т.п.);
 умении

преобразовывать

текстовую

информацию

в

табличную,

умении

использовать обобщенную информацию при выполнении заданий;
 умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и
следовать ему;
 способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на
вопросы по содержанию текста (задания, правила, художественные и научно-популярные
тексты);
 овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и
правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

проявляются в:
 готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных
задач, договариваться о распределении функций.

Предметные результаты.
В области звуковой стороны речи:
 сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
 уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
 выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонкихглухих, твёрдых-мягких);
- сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука
в слове.
- сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух;
- сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
- сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной
речи.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны
умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
 сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
 актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах;
 сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
 сформированы умения подбора однокоренных слов;
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
 сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения
звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
 сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
 выработан навык составления графических схем слов.
 сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов
различной слоговой структуры;
 сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной
слоговой структуры.

 сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков;
 выработан навык составления графических схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
 сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
 сформировано

умение

дифференцировать

грамматически

правильные

и

неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей
речи;
 сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.
 минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных
в начальной форме;
В области связной речи:
 сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
 сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой
на наглядность и без нее;
 сформированы умения ведения диалогов;
 совершенствование

связного

высказывания

(последовательность,

полнота

используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
 сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь) и гласными второго ряда;
 сформировано умение написания слов с мягким знаком;
 сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательные и выделяет их на письме;
 сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;

 сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать
заголовок;
 сформировано умение работать с деформированными текстами;
 сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.
- сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного
текста, осуществления проверку;
 сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений и
текстов, и проверки правильности написанного;
 сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в
зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце;
 сформировано

умение

нахождения

специфических

ошибок

письма

и

орфографических ошибок на изученные правила;
 сформирован навык чтения целыми словами;
 сформировано понимание прочитанного текста;
 сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых
приставок;
 - сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила
корня);
- сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН

Содержание учебного курса
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную
речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление
нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых
звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у
детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела
может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления
нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи.
Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря,
обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование

представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений
адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по
данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и
чтения.
Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых
звуков,

обучение

умениям

фонематического

анализа

и

синтеза;

формирование

представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков
слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со
звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела
реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его
недостатков.
Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых
и

грамматических

характеристиках

текста,

предложения,

словосочетания.

На

индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать
предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по
формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки,
полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных
занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи.
Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой
коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи;
формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на
групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного
монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При

планировании

конкретного

занятия

логопед

обязательно

должен

ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во
внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и
другие индивидуально-типологические особенности.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения.
Осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и
синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и
языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в

словосочетаниях

и

предложениях.

Развиваются

пространственно-временные

ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем
зрительной

памяти

на

материале

предметов,

геометрических

фигур

и

букв.

Дифференциация звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении
проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание
прочитанного. Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов
сложной слоговой структуры.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на
всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного
устного и письменного высказывания.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко
использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты,
игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения
и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При
запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с
материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании
материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На
занятиях следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в
предложениях, текстах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
1 КЛАСС (66 часов)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

Колво чч

1

Обследование
речи
обучающихся

Обследование речи обучающихся

4

2

Развитие
лексической
стороны речи.

Слово как единица речи

1

Слова - названия предметов.

1

Слова – названия признаков предметов.

1

Слово в составе предложения

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Школа»

1

Слова - названия действий

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень»

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Как ты
познаешь мир»

1

Слова с обобщающим значением

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Режим
дня. Правила личной гигиены».

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
3

Звуко-слоговой
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения
.

17
Образование звуков речи. Гласные звуки.
Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

3

Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н,
Н, с, С, к, К, т, Т

3

Слоговая структура слова. Прямые и
обратные слоги.

1

Звуковой состав слова.

1

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением
согласных.

1

Ударные и безударные слоги.

1

Дата

Звуко-слоговой анализ и синтез.

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Зима».

1

Обобщение пройденного.

2

Итого за II четверть
Звукобуквенный
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения.

14
Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д,

Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.
Обозначение мягкости согласных с помощью
букв Я, Ё, Ю, Е

2

Обозначение мягкости с помощью буквы Ь.

1

Звонкие и глухие согласные.

1

Дифференциация парных звуков и букв Б-П,
Д-Т, В-Ф, Г-К-Х.

7

Обобщение пройденного.

1

Итого за III четверть

4

5

10

22

Звукобуквенный
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения.

Дифференциация парных звуков и букв З-С,
Ж-Ш

2

Текст и его признаки. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Весна»

2

Диагностика и
формирование
грамматического
строя устной
речи и
коррекция его
недостатков.

Предложение

1

Словосочетание.

1

Словоизменение.

1

Словообразование.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итоговая
диагностика

Итого за IV четверть

13

ИТОГО ЗА ГОД

66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
2 КЛАСС (68 часов)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

Колво чч

1

Обследование
речи
обучающихся

Обследование речи обучающихся

4

2

Текст

Текст. Последовательность предложений в
тексте

1

Текст. Последовательность предложений в
тексте. Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень».

1

Предложение (простое распространенное).

1

Предложение
Слово. Предлог

Порядок слов в предложении.
Предложение (простое распространенное,
деформированное). Порядок слов.

1

Словосочетание в составе предложения.
Связь слов в предложении.

1

Слово и его значение. Прямое и переносное
значение слова

1

Многозначные и однозначные слова.Развитие
речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Мои друзья».

1

Антонимы и синонимы. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Домашние и дикие
животные»
Слово. Однокоренные слова.

1

Гласные и согласные звуки, их образование.

1

Слоговой состав слова. Деление слов на

1

1

слоги.
Слог. Правила переноса слов.

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
3

Слова. Деление
слов на слоги.
Звуки и буквы.
.

17
Смыслоразличительная и формообразующая
роль ударения. Безударные и ударные слоги.

1

Звуковой состав слова. Гласные и согласные
звуки. Гласные звуки первого ряда.

1

Гласные звуки второго ряда. Согласный звук

1

Дата

[Й] и буква. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Наш город. Наше село».
Согласные звуки и буквы. Дифференциация
твердых и мягких согласных.

1

Правописание мягкого знака в словах

1

Согласные звуки и буквы. Дифференциация
звонких и глухих согласных

1

Существительные.

1

Словоизменение

существительных. Дифференциация гласных
букв: А-Я, У-Ю, О-Е, Ы-И, Э-Е.
Глаголы.

Словоизменение

глаголов.

1

Глаголы. Словоизменение глаголов. Развитие
речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Зима». Дифференциация
гласных букв А-Я.

1

Развитие речи и речемыслительной

1

Дифференциация гласных букв О-Е.

деятельности по лексической теме «Зимние
забавы». Дифференциация гласных букв Э-Е
Прилагательные. Словоизменение

1

прилагательных. Дифференциация гласных
букв Ы-И
Словообразование существительных с
помощью суффиксов. Дифференциация
гласных букв У-Ю.

1

Развитие

1

речи

и

речемыслительной

деятельности по лексической теме «Новый год
Обобщение пройденного.

1

Итого за II четверть
Модуль

14
по Словообразование

развитию

помощью суффиксов.

лексико-

Словообразование

грамматической

помощью

существительных

с

1

существительных

с

2

суффиксов.

Дифференциация

стороны речи и свистящих и шипящих звуков.
связной речи

Словообразование. Однокоренные слова

2

Словообразование.

Однокоренные

Развитие

и

речи

деятельности

по

слова.

1

речемыслительной
лексической

теме

Однокоренные

слова

«Профессии».
Словообразование.

1

Дифференциация звуков и букв: С-Ц, Ч-Щ..
Суффиксальное словообразование имен

2

существительных. Дифференциация
оптически и кинетически сходных гласных
букв: А-О, О-У, И-У.
Словообразование глаголов.

3

Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я
Словообразование прилагательных.

2

Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я
Словообразование прилагательных. Развитие

1

речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Моя семья. Мой дом»
Развитие неречевых процессов.

2

Развитие и уточнение временных

2

представлений.
Развитие речи и речемыслительной

1

деятельности по лексической теме «День 8
Марта». Дифференциация парных звуков и
букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д', С-С',
З-З', К-К',
Г-Г'; Ш- Ж.
Развитие речи и речемыслительной

1

деятельности по лексической теме «Весна».
Обобщение пройденного.
Итого за III четверть

2
23

4

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и
синтеза

Предлог и его значение.

1

Словосочетание.

1

Простое распространенное предложение.

1

Развитие и уточнение пространственных
представлений.
Текст. Последовательный рассказ.

2

Дифференциация парных звуков и букв: Б-Б',
П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д', С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш- Ж
Описательный рассказ по предметной
картинке. Дифференциация оптически и
кинетически сходных согласных букв: Б-Д,
П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н, К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д,
Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т, Г-Р.

1

Рассказ по последовательным картинкам.

1

Дифференциация оптически и кинетически
сходных согласных букв: Б-Д, П-Т, П-Н, ЛМ, Л-Н, К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д, Ш-Т, Ф-Р, Г-П,
П-Т, Г-Р.
Составление связного рассказа по сюжетной

1

картинке.

5

Итоговая
диагностика

Закрепление синтаксических навыков в
работе над словосочетанием и предложением.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
3 КЛАСС (68 часов)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

1

Обследование
речи
обучающихся

2

Модуль по
Текст. Предложение. Развитие речи и
развитию
лексикоречемыслительной
деятельности
по
грамматической
лексической теме «Как я провёл лето».
стороны речи и
связной устной и
письменной речи
Словосочетание. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Осень»

3

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и
синтеза

Обследование речи обучающихся

Модуль по
развитию
лексикограмматической
стороны речи и

4

1

1

Слово. Однокоренные слова. Части речи.
Дифференциация парных согласных звуков и
букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д'

1

Гласные и согласные звуки. Дифференциация
парных согласных звуков и букв: Б-Б', П-П';
В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д'

1

Гласные звуки первого и второго ряда. Слог.

1

Ударение. Смыслоразличительная и
формообразующая роль ударения
Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие согласные

1

Текст. Предложение.

1

Предложение. Простые и сложные
предложения

1

Словосочетание в составе предложения

1

Предлог и его значение

1

Слово. Деление на слоги.

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
4

Колво чч

1

17
Состав слова. Корень слова. Окончание.
Развитие

речи

и

речемыслительной

деятельности по лексической теме «Мои
увлечения»

1

Дата

связной устной и Состав слова. Приставка. Развитие речи и
письменной
речемыслительной
деятельности
по
речи.
лексической теме «Мои друзья»

1

Состав слова. Суффиксы. Развитие речи и

1

речемыслительной

деятельности

по

лексической теме «Зима»
5

6

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушением
фонематическог
о распознавания
и
недостаточность
ю
фонематических
процессов

Дифференциация парных согласных звуков и

Мягкий знак и его значение

1

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и
синтеза

Ударение. Смыслоразличительная и
формообразующая роль ударения

1

Гласные звуки и буквы. Гласные первого и

1

1

букв: С-С', З-З', К-К',Г-Г'; Ш -Ж
Дифференциация свистящих и шипящих
звуков: С-Ш, З-Ж; С-Щ, С-Ч; Ц-Ч.
Оглушение согласных на конце слов

1

Дифференциация звуков и букв: С-Ц, Ч-Щ.

1

Уточнение орфограмм ча-ща, чу-щу.

второго ряда.
Правописание слов с безударными гласными в

1

корне существительных, прилагательных и
глаголов
Согласные звуки и буквы (звонкие и глухие,

1

твердые и мягкие звуки)
Правописание слов с глухими и звонкими

1

согласными в корне
Правописание

слов

с

непроизносимым

1

согласным звуком в корне
Обобщение пройденного.

1

Итого за II четверть
7

Модуль

14
по Имя существительное.

Развитие речи

развитию

речемыслительной

деятельности

лексико-

лексической теме «Новый год»

и
по

1

грамматической
стороны речи и
связной устной и Имя существительное. Число и род имени
письменной речи существительного.

Развитие

речемыслительной

речи

1

и

деятельности

по

лексической теме «Зимние забавы»
Имя

существительное.

существительных.

Склонение

Развитие

речемыслительной

имен

речи

деятельности

1

и
по

лексической теме «Зимующие птицы»
Имя существительное. Падежи. Развитие речи
и

речемыслительной

лексической

деятельности

теме

«День

1

по

защитника

Отечества»
Имя

прилагательное.

речемыслительной

Развитие

речи

деятельности

и

1

по

лексической теме «Весна»
8

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушениями
языкового
анализа и
синтеза и
фонемного
распознавания) и
фонематической
дислексии

Гласные, согласные звуки и буквы. Гласные
первого

и

второго

ряда.

1

Обозначение

мягкости на письме при помощи гласных
звуков.
Обозначение мягкости на письме при помощи

1

мягкого знака. Слоговой анализ и синтез слов.
Ударение. Ударные и безударные гласные.

2

Безударная гласная в корне существительных,
прилагательных и глаголов
Согласные звуки. Дифференциация звонких и

1

глухих согласных: Б-П, Б'-П'; В-Ф, В'-Ф'; Т-Д,
Т'-Д'; С-З, С'-З'; К-Г, К'-Г'; Ш – Ж. Оглушение
согласных на конце слов
Разделительный мягкий знак Мягкий знак в

1

значении смягчения и разделения.

9

Разделительный твердый знак

1

Слово. Словосочетание. Предложение

1

Модуль по
коррекции
морфологическо
й
дизорфографии

Слово. Деление слов на слоги. Правила

1

переноса слов
Состав слова. Корень. Окончание. Приставка.

2

Суффикс
Гласные и согласные звуки и буквы
Гласные

звуки

и

буквы.

1

Ударные

и

1

корне

2

безударные гласные
Безударные

гласные

в

существительных, прилагательных и глаголов
Правописание орфограмм: жи-ши, ча-ща, чу-

1

щу.
Обобщение пройденного.

2

Итого за III четверть
10

Модуль по
развитию
лексикограмматической
стороны речи и
связной устной и
письменной речи

23
Имя прилагательное. Род и число имени
прилагательного.

Развитие

речемыслительной

речи

деятельности

1

и
по

лексической теме
«8 Марта»
Глагол. Число глаголов. Развитие речи и
речемыслительной

деятельности

1

по

лексической теме «Моя семья»
Глагол. Время и род глаголов.

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Моя
Родина»
11

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушениями
языкового
анализа и
синтеза и
фонемного
распознавания) и

Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и
мягких

согласных.

1

Дифференциация

свистящих и шипящих звуков.
Дифференциация аффрикат

1

Правописание буквосочетаний с шипящими

1

согласными (ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)

фонематической
дислексии
12

Модуль по
коррекции
морфологическо
й
дизорфографии

Правописание

слов

с

непроизносимым

1

Мягкий знак как показатель мягкости на

1

согласным звуком в корне.
письме.

Разделительный

мягкий

знак.

Написание слов с твёрдым знаком.

13

Итоговая
диагностика

Оглушение согласных на конце слов

1

Обобщение пройденного.

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
4 КЛАСС (68 часов)
№
урока
1

2

Название
раздела
программы
Обследование
речи
обучающихся

Тема урока

Колво чч

Обследование речи обучающихся

4

Разбор слова по составу

3

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и
синтеза слов. Дифференциация гласных букв и

1

звуков в словосочетаниях, словах, предложениях и
тексте

Фонематический

разбор

слова.

2

Дифференциация гласных
букв и звуков в
словосочетаниях, словах, предложениях и тексте

Морфологический разбор.

2

Дата

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень»

1

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

2

Обобщение пройденного

2

Итого за I четверть

17
Фразеологизмы. Значения фразеологизмов..

1

Фразеологизмы. Значения фразеологизмов..

1

Однородные члены предложения.

1

Однородные члены предложения. Развитие
речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Мои увлечения»

1

Синтаксический разбор предложения

1

Синтаксический разбор предложения .

1

Синтаксический разбор предложения .

1

Синтаксический разбор предложения.

1

Текст. Виды текстов.

4

Обобщение пройденного.

2

Итого за II четверть

14
Имя существительное как часть речи.

2

Имя существительное как часть речи.

1

Имя существительное как часть речи.

1

Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных.

3

Имя прилагательное как часть речи

2

Орфограммы в окончаниях имён
прилагательных

3

Местоимение как часть речи

3

Синтаксический разбор предложения.

1

Синтаксический разбор предложения.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Зимние
забавы»
Согласование. Подлежащее и сказуемое.
Прилагательное и существительное.

1

Предложения
конструкции.

сложной

синтаксической

Обобщение пройденного.
Итого за III четверть
1

1
2
23

Глагол как часть речи

1

Глагол как часть речи. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Моя Родина»

1

Правописание не с глаголами

1

Начальная форма глагола. Личные формы
глагола

1

Спряжение глаголов.

1

Спряжение глаголов. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Моя семья»

1

Наречие

2

Имя числительное.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».