РП коррекционного курса Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ЗПР (1-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса «Коррекция устной
и письменной речи у обучающихся с ОВЗ»
АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1, вариант 7.2)
1-4 классы

г. Екатеринбург
2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу
коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023).
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.02.2015 N35847).
 Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О
введении ФГОС ОВЗ".
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015
г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" с изменениями и дополнениями от 27 октября 2020 г.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
 Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ гимназия
№120.
 Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
гимназия №120;
Курс коррекционных занятий «Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ-ЗПР (вариант 7.1, вариант 7.2)» направлен на коррекцию различных недостатков
речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а
также связной устной и письменной речи.
Курс способствует не только речевому развитию, но и коррекции нарушений,
совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции,
удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
Задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия проводятся по направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение».
Место учебного курса в учебном плане
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и
подгрупповых логопедических занятиях, проводимых на базе МАОУ гимназия №120, в
объеме не менее 2 часов в неделю.
Класс

1 класс

Количество

Количество

Количество

учебных недель индивидуальных

подгрупповых

в году

логопедических

логопедических

занятий

занятий

33

33 ч (1 ч в

33 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)
2 класс

34

34ч

(1

ч

в

34 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)
3 класс

34

34ч

(1

ч

в

34 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)

4 класс

34ч

34

(1

ч

в

34 ч (1 ч в неделю по

неделю по 30 минут) 40 минут)
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
 уважительном отношение к русскому языку.
 знании названия своей страны, ее столицы и конкретного места проживания;
 проявлении

заинтересованности

при

прослушивании,

чтении

текстов

патриотического содержания;
 элементарной осведомленности о сущности исторических событий (Великая
Отечественная война и пр.), национальных свершениях, военных и трудовых подвигах
соотечественников (прошлых и настоящих);
 выражении гордости за свою страну и свой народ при обсуждении патриотических
текстов.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
 проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных
принадлежностей к занятиям;
 проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий
учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
 соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в
соответствии с инструкцией учителя);
 стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
Сформированность речевых умений проявляется в:
 способности использовать грамматически правильные связные высказывания для
решения познавательных задач;
 способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
 возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты,
составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях.
 отсутствии (минимизации) дефектов звукопроизношения, звукослоговой структуры,
отклонений темпо-ритмических характеристик;
 владении

связной

(диалогические умения);

речью,

выполняющей

коммуникативную

функцию

 грамматически правильной речи (отсутствии аграмматизмов);
 возможности аргументировать свои действия, решения, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях (монологические умения);
 стремлении улучшать качество речи, занимаясь с учителем -логопедом и
контролируя речь за пределами логопедического кабинета либо при чистой речи в
стремлении устранить какой-то недостаток (например, лучше читать или писать);
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече, обращении);
 правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
 уважительном отношении к мнению других учеников, педагога;
 умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных нормах
и справедливости;
 умении соблюдать нормы поведения на занятиях.
 умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие
(стремление);
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется
в:
 умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях
(составление текстов-описаний);
 способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных
произведений;
 активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных
произведений;
 умении рассматривать и оценивать картины известных художников, определять
настроение автора, составлять предложения, рассказы, используя оценочную и
эмоциональную лексику.
 умении составлять предложения, рассказы, используя оценочную и эмоциональную
лексику.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
 умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно
выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла;
 умении проявлять внимание к настроению партнера по общению;

 умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию, дежурство,
групповое выполнение задания);
 умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к чужому
мнению);
 умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и
затруднения;
 умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления
(ябедничать, обзываться, громко плакать);
 способности уходить от конфликта.
 умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
 умении справедливо распределять обязанности (при работе в группе);
 умении

объяснять

что-либо,

выслушивать

объяснение

или

мнение

коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
 знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых,
профессий, городов;
 интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить
дополнительную информацию познавательного характера).
 проявлении познавательного интереса к социальному миру;
Сформированность

самосознания,

в

т.ч.

адекватных

представлений

о

собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
 осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.); состояния
(плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел),
потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
 способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной
деятельности;
 способности анализировать причины успехов и неудач;
 способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи
педагога.
 способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
 умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.
 осознании своих затруднений (не понимаю, не успел);
 осознании своих потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

Метапредметные результаты.
Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия

проявляются в:
 способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
 умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
 использовании элементарных знаково-символических средств для организации
своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов,
предложений, частей текста и т.п.);
 умении

преобразовывать

текстовую

информацию

в

табличную,

умении

использовать обобщенную информацию при выполнении заданий;
 умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и
следовать ему;
 способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на
вопросы по содержанию текста (задания, правила, художественные и научно-популярные
тексты);
 овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и
правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

проявляются в:
 готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных
задач, договариваться о распределении функций.

Предметные результаты.
В области звуковой стороны речи:
 сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
 уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
 выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонкихглухих, твёрдых-мягких);
- сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука
в слове.
- сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух;
- сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
- сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной
речи.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны
умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
 сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
 актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах;
 сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
 сформированы умения подбора однокоренных слов;
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
 сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения
звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
 сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
 выработан навык составления графических схем слов.
 сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов
различной слоговой структуры;
 сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной
слоговой структуры.

 сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков;
 выработан навык составления графических схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
 сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
 сформировано

умение

дифференцировать

грамматически

правильные

и

неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей
речи;
 сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.
 минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных
в начальной форме;
В области связной речи:
 сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
 сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой
на наглядность и без нее;
 сформированы умения ведения диалогов;
 совершенствование

связного

высказывания

(последовательность,

полнота

используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
 сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь) и гласными второго ряда;
 сформировано умение написания слов с мягким знаком;
 сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательные и выделяет их на письме;
 сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;

 сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать
заголовок;
 сформировано умение работать с деформированными текстами;
 сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.
- сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного
текста, осуществления проверку;
 сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений и
текстов, и проверки правильности написанного;
 сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в
зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце;
 сформировано

умение

нахождения

специфических

ошибок

письма

и

орфографических ошибок на изученные правила;
 сформирован навык чтения целыми словами;
 сформировано понимание прочитанного текста;
 сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых
приставок;
 - сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила
корня);
- сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН

Содержание учебного курса
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную
речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление
нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых
звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у
детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела
может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления
нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи.
Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря,
обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование

представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений
адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по
данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и
чтения.
Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых
звуков,

обучение

умениям

фонематического

анализа

и

синтеза;

формирование

представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков
слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со
звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела
реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его
недостатков.
Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых
и

грамматических

характеристиках

текста,

предложения,

словосочетания.

На

индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать
предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по
формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки,
полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных
занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи.
Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой
коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи;
формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на
групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного
монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При

планировании

конкретного

занятия

логопед

обязательно

должен

ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во
внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и
другие индивидуально-типологические особенности.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения.
Осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и
синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и
языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в

словосочетаниях

и

предложениях.

Развиваются

пространственно-временные

ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем
зрительной

памяти

на

материале

предметов,

геометрических

фигур

и

букв.

Дифференциация звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении
проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание
прочитанного. Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов
сложной слоговой структуры.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на
всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного
устного и письменного высказывания.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко
использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты,
игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения
и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При
запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с
материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании
материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На
занятиях следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в
предложениях, текстах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
1 КЛАСС (66 часов)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

Колво чч

1

Обследование
речи
обучающихся

Обследование речи обучающихся

4

2

Развитие
лексической
стороны речи.

Слово как единица речи

1

Слова - названия предметов.

1

Слова – названия признаков предметов.

1

Слово в составе предложения

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Школа»

1

Слова - названия действий

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень»

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Как ты
познаешь мир»

1

Слова с обобщающим значением

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Режим
дня. Правила личной гигиены».

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
3

Звуко-слоговой
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения
.

17
Образование звуков речи. Гласные звуки.
Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

3

Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н,
Н, с, С, к, К, т, Т

3

Слоговая структура слова. Прямые и
обратные слоги.

1

Звуковой состав слова.

1

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением
согласных.

1

Ударные и безударные слоги.

1

Дата

Звуко-слоговой анализ и синтез.

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Зима».

1

Обобщение пройденного.

2

Итого за II четверть
Звукобуквенный
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения.

14
Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д,

Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.
Обозначение мягкости согласных с помощью
букв Я, Ё, Ю, Е

2

Обозначение мягкости с помощью буквы Ь.

1

Звонкие и глухие согласные.

1

Дифференциация парных звуков и букв Б-П,
Д-Т, В-Ф, Г-К-Х.

7

Обобщение пройденного.

1

Итого за III четверть

4

5

10

22

Звукобуквенный
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения.

Дифференциация парных звуков и букв З-С,
Ж-Ш

2

Текст и его признаки. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Весна»

2

Диагностика и
формирование
грамматического
строя устной
речи и
коррекция его
недостатков.

Предложение

1

Словосочетание.

1

Словоизменение.

1

Словообразование.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итоговая
диагностика

Итого за IV четверть

13

ИТОГО ЗА ГОД

66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
2 КЛАСС (68 часов)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

Колво чч

1

Обследование
речи
обучающихся

Обследование речи обучающихся

4

2

Текст

Текст. Последовательность предложений в
тексте

1

Текст. Последовательность предложений в
тексте. Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень».

1

Предложение (простое распространенное).

1

Предложение
Слово. Предлог

Порядок слов в предложении.
Предложение (простое распространенное,
деформированное). Порядок слов.

1

Словосочетание в составе предложения.
Связь слов в предложении.

1

Слово и его значение. Прямое и переносное
значение слова

1

Многозначные и однозначные слова.Развитие
речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Мои друзья».

1

Антонимы и синонимы. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Домашние и дикие
животные»
Слово. Однокоренные слова.

1

Гласные и согласные звуки, их образование.

1

Слоговой состав слова. Деление слов на

1

1

слоги.
Слог. Правила переноса слов.

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
3

Слова. Деление
слов на слоги.
Звуки и буквы.
.

17
Смыслоразличительная и формообразующая
роль ударения. Безударные и ударные слоги.

1

Звуковой состав слова. Гласные и согласные
звуки. Гласные звуки первого ряда.

1

Гласные звуки второго ряда. Согласный звук

1

Дата

[Й] и буква. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Наш город. Наше село».
Согласные звуки и буквы. Дифференциация
твердых и мягких согласных.

1

Правописание мягкого знака в словах

1

Согласные звуки и буквы. Дифференциация
звонких и глухих согласных

1

Существительные.

1

Словоизменение

существительных. Дифференциация гласных
букв: А-Я, У-Ю, О-Е, Ы-И, Э-Е.
Глаголы.

Словоизменение

глаголов.

1

Глаголы. Словоизменение глаголов. Развитие
речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Зима». Дифференциация
гласных букв А-Я.

1

Развитие речи и речемыслительной

1

Дифференциация гласных букв О-Е.

деятельности по лексической теме «Зимние
забавы». Дифференциация гласных букв Э-Е
Прилагательные. Словоизменение

1

прилагательных. Дифференциация гласных
букв Ы-И
Словообразование существительных с
помощью суффиксов. Дифференциация
гласных букв У-Ю.

1

Развитие

1

речи

и

речемыслительной

деятельности по лексической теме «Новый год
Обобщение пройденного.

1

Итого за II четверть
Модуль

14
по Словообразование

развитию

помощью суффиксов.

лексико-

Словообразование

грамматической

помощью

существительных

с

1

существительных

с

2

суффиксов.

Дифференциация

стороны речи и свистящих и шипящих звуков.
связной речи

Словообразование. Однокоренные слова

2

Словообразование.

Однокоренные

Развитие

и

речи

деятельности

по

слова.

1

речемыслительной
лексической

теме

Однокоренные

слова

«Профессии».
Словообразование.

1

Дифференциация звуков и букв: С-Ц, Ч-Щ..
Суффиксальное словообразование имен

2

существительных. Дифференциация
оптически и кинетически сходных гласных
букв: А-О, О-У, И-У.
Словообразование глаголов.

3

Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я
Словообразование прилагательных.

2

Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я
Словообразование прилагательных. Развитие

1

речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Моя семья. Мой дом»
Развитие неречевых процессов.

2

Развитие и уточнение временных

2

представлений.
Развитие речи и речемыслительной

1

деятельности по лексической теме «День 8
Марта». Дифференциация парных звуков и
букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д', С-С',
З-З', К-К',
Г-Г'; Ш- Ж.
Развитие речи и речемыслительной

1

деятельности по лексической теме «Весна».
Обобщение пройденного.
Итого за III четверть

2
23

4

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и
синтеза

Предлог и его значение.

1

Словосочетание.

1

Простое распространенное предложение.

1

Развитие и уточнение пространственных
представлений.
Текст. Последовательный рассказ.

2

Дифференциация парных звуков и букв: Б-Б',
П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д', С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш- Ж
Описательный рассказ по предметной
картинке. Дифференциация оптически и
кинетически сходных согласных букв: Б-Д,
П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н, К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д,
Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т, Г-Р.

1

Рассказ по последовательным картинкам.

1

Дифференциация оптически и кинетически
сходных согласных букв: Б-Д, П-Т, П-Н, ЛМ, Л-Н, К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д, Ш-Т, Ф-Р, Г-П,
П-Т, Г-Р.
Составление связного рассказа по сюжетной

1

картинке.

5

Итоговая
диагностика

Закрепление синтаксических навыков в
работе над словосочетанием и предложением.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
3 КЛАСС (68 часов)

№
урока

Название
раздела
программы

Тема урока

1

Обследование
речи
обучающихся

2

Модуль по
Текст. Предложение. Развитие речи и
развитию
лексикоречемыслительной
деятельности
по
грамматической
лексической теме «Как я провёл лето».
стороны речи и
связной устной и
письменной речи
Словосочетание. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Осень»

3

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и
синтеза

Обследование речи обучающихся

Модуль по
развитию
лексикограмматической
стороны речи и

4

1

1

Слово. Однокоренные слова. Части речи.
Дифференциация парных согласных звуков и
букв: Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д'

1

Гласные и согласные звуки. Дифференциация
парных согласных звуков и букв: Б-Б', П-П';
В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д'

1

Гласные звуки первого и второго ряда. Слог.

1

Ударение. Смыслоразличительная и
формообразующая роль ударения
Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие согласные

1

Текст. Предложение.

1

Предложение. Простые и сложные
предложения

1

Словосочетание в составе предложения

1

Предлог и его значение

1

Слово. Деление на слоги.

1

Обобщение пройденного.

1

Итого за I четверть
4

Колво чч

1

17
Состав слова. Корень слова. Окончание.
Развитие

речи

и

речемыслительной

деятельности по лексической теме «Мои
увлечения»

1

Дата

связной устной и Состав слова. Приставка. Развитие речи и
письменной
речемыслительной
деятельности
по
речи.
лексической теме «Мои друзья»

1

Состав слова. Суффиксы. Развитие речи и

1

речемыслительной

деятельности

по

лексической теме «Зима»
5

6

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушением
фонематическог
о распознавания
и
недостаточность
ю
фонематических
процессов

Дифференциация парных согласных звуков и

Мягкий знак и его значение

1

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и
синтеза

Ударение. Смыслоразличительная и
формообразующая роль ударения

1

Гласные звуки и буквы. Гласные первого и

1

1

букв: С-С', З-З', К-К',Г-Г'; Ш -Ж
Дифференциация свистящих и шипящих
звуков: С-Ш, З-Ж; С-Щ, С-Ч; Ц-Ч.
Оглушение согласных на конце слов

1

Дифференциация звуков и букв: С-Ц, Ч-Щ.

1

Уточнение орфограмм ча-ща, чу-щу.

второго ряда.
Правописание слов с безударными гласными в

1

корне существительных, прилагательных и
глаголов
Согласные звуки и буквы (звонкие и глухие,

1

твердые и мягкие звуки)
Правописание слов с глухими и звонкими

1

согласными в корне
Правописание

слов

с

непроизносимым

1

согласным звуком в корне
Обобщение пройденного.

1

Итого за II четверть
7

Модуль

14
по Имя существительное.

Развитие речи

развитию

речемыслительной

деятельности

лексико-

лексической теме «Новый год»

и
по

1

грамматической
стороны речи и
связной устной и Имя существительное. Число и род имени
письменной речи существительного.

Развитие

речемыслительной

речи

1

и

деятельности

по

лексической теме «Зимние забавы»
Имя

существительное.

существительных.

Склонение

Развитие

речемыслительной

имен

речи

деятельности

1

и
по

лексической теме «Зимующие птицы»
Имя существительное. Падежи. Развитие речи
и

речемыслительной

лексической

деятельности

теме

«День

1

по

защитника

Отечества»
Имя

прилагательное.

речемыслительной

Развитие

речи

деятельности

и

1

по

лексической теме «Весна»
8

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушениями
языкового
анализа и
синтеза и
фонемного
распознавания) и
фонематической
дислексии

Гласные, согласные звуки и буквы. Гласные
первого

и

второго

ряда.

1

Обозначение

мягкости на письме при помощи гласных
звуков.
Обозначение мягкости на письме при помощи

1

мягкого знака. Слоговой анализ и синтез слов.
Ударение. Ударные и безударные гласные.

2

Безударная гласная в корне существительных,
прилагательных и глаголов
Согласные звуки. Дифференциация звонких и

1

глухих согласных: Б-П, Б'-П'; В-Ф, В'-Ф'; Т-Д,
Т'-Д'; С-З, С'-З'; К-Г, К'-Г'; Ш – Ж. Оглушение
согласных на конце слов
Разделительный мягкий знак Мягкий знак в

1

значении смягчения и разделения.

9

Разделительный твердый знак

1

Слово. Словосочетание. Предложение

1

Модуль по
коррекции
морфологическо
й
дизорфографии

Слово. Деление слов на слоги. Правила

1

переноса слов
Состав слова. Корень. Окончание. Приставка.

2

Суффикс
Гласные и согласные звуки и буквы
Гласные

звуки

и

буквы.

1

Ударные

и

1

корне

2

безударные гласные
Безударные

гласные

в

существительных, прилагательных и глаголов
Правописание орфограмм: жи-ши, ча-ща, чу-

1

щу.
Обобщение пройденного.

2

Итого за III четверть
10

Модуль по
развитию
лексикограмматической
стороны речи и
связной устной и
письменной речи

23
Имя прилагательное. Род и число имени
прилагательного.

Развитие

речемыслительной

речи

деятельности

1

и
по

лексической теме
«8 Марта»
Глагол. Число глаголов. Развитие речи и
речемыслительной

деятельности

1

по

лексической теме «Моя семья»
Глагол. Время и род глаголов.

1

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Моя
Родина»
11

Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушениями
языкового
анализа и
синтеза и
фонемного
распознавания) и

Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и
мягких

согласных.

1

Дифференциация

свистящих и шипящих звуков.
Дифференциация аффрикат

1

Правописание буквосочетаний с шипящими

1

согласными (ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)

фонематической
дислексии
12

Модуль по
коррекции
морфологическо
й
дизорфографии

Правописание

слов

с

непроизносимым

1

Мягкий знак как показатель мягкости на

1

согласным звуком в корне.
письме.

Разделительный

мягкий

знак.

Написание слов с твёрдым знаком.

13

Итоговая
диагностика

Оглушение согласных на конце слов

1

Обобщение пройденного.

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся
с ОВЗ – ЗПР (вариант 7.1, 7.2)»
4 КЛАСС (68 часов)
№
урока
1

2

Название
раздела
программы
Обследование
речи
обучающихся

Тема урока

Колво чч

Обследование речи обучающихся

4

Разбор слова по составу

3

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и
синтеза слов. Дифференциация гласных букв и

1

звуков в словосочетаниях, словах, предложениях и
тексте

Фонематический

разбор

слова.

2

Дифференциация гласных
букв и звуков в
словосочетаниях, словах, предложениях и тексте

Морфологический разбор.

2

Дата

Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Осень»

1

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

2

Обобщение пройденного

2

Итого за I четверть

17
Фразеологизмы. Значения фразеологизмов..

1

Фразеологизмы. Значения фразеологизмов..

1

Однородные члены предложения.

1

Однородные члены предложения. Развитие
речи и речемыслительной деятельности по
лексической теме «Мои увлечения»

1

Синтаксический разбор предложения

1

Синтаксический разбор предложения .

1

Синтаксический разбор предложения .

1

Синтаксический разбор предложения.

1

Текст. Виды текстов.

4

Обобщение пройденного.

2

Итого за II четверть

14
Имя существительное как часть речи.

2

Имя существительное как часть речи.

1

Имя существительное как часть речи.

1

Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных.

3

Имя прилагательное как часть речи

2

Орфограммы в окончаниях имён
прилагательных

3

Местоимение как часть речи

3

Синтаксический разбор предложения.

1

Синтаксический разбор предложения.
Развитие речи и речемыслительной
деятельности по лексической теме «Зимние
забавы»
Согласование. Подлежащее и сказуемое.
Прилагательное и существительное.

1

Предложения
конструкции.

сложной

синтаксической

Обобщение пройденного.
Итого за III четверть
1

1
2
23

Глагол как часть речи

1

Глагол как часть речи. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Моя Родина»

1

Правописание не с глаголами

1

Начальная форма глагола. Личные формы
глагола

1

Спряжение глаголов.

1

Спряжение глаголов. Развитие речи и
речемыслительной деятельности по
лексической теме «Моя семья»

1

Наречие

2

Имя числительное.

1

Обобщение пройденного

1

Обследование речи учащихся

4

Итого за IV четверть

14

ИТОГО ЗА ГОД

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Запрет на использование мобильных телефонов на уроках даже в образовательных целях

«С 1 сентября в школах вводится запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Даже в образовательных целях.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».