РП коррекционного курса Психокоррекционные занятия обучающихся с ЗПР (1-4 классы) (дефектологические) 7. 1, 7.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса «Психокоррекционный
курс: «Психокоррекционные занятия (дефектологические)»
АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1, 7.2)
1-4 классы

г. Екатеринбург,
2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ
по курсу коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными,
региональными и локальными нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023).
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N35847).
 Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10
июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с изменениями и
дополнениями от 27 октября 2020 г.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
 Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья МАОУ гимназия №120.
 Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ гимназия №120;
Программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» для
младших школьников с ЗПР (вариант 7.1, 7.2) разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального

2

общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2), в соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Программа направлена на коррекцию различных недостатков когнитивного
компонента деятельности и познавательного развития данной категории
обучающихся. Программа реализуется
учителем-дефектологом по
направлениям коррекционной работы в соответствии с заключениями ПМПК
и с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся ЗПР испытывают наибольшие затруднения в познавательной
сфере, в социальном взаимодействии и адаптации. Ребенок с задержкой
психического развития как бы соответствует по своему психическому
развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только
внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические
особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще
всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые
отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям
школы. Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой
познавательной активности обучающихся, которое обнаруживается обычно во
всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее
любознателен, но как бы “не слышит” или “не видит” многого в окружающем
его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления
и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания,
мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Вышеперечисленные
особенности
негативно
сказываются
на
формировании универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР, а также
способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и
навыков в новой ситуации.
Программа ориентирована на детей 1-4 классов, обучающихся по варианту
7.1, на детей 1-5 классов, обучающихся по варианту7.2.
Данный вариант предполагает в большей степени удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, овладение базовым
содержанием обучения, развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков, развитие познавательной деятельности и
целенаправленное
формирование
высших
психических
функций,
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с задержкой психического
развития получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки.
Вариант 7.2. предполагает, пролонгированные сроки, 5 лет.
Обязательным является организация и расширение повседневных
социальных контактов, особое структурирование содержания обучения на
основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально3

личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию
жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных
методов и приемов обучения.
Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для
дальнейшего успешного освоения программы, но и для решения многих
практических задач во взрослой жизни.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми начальной школы
приобретают особую значимость в учебном процессе, помогают лучшему
усвоению предметных знаний, и развитию психических познавательных
процессов. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее
эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка,
позволяющее в известной степени компенсировать имеющиеся недостатки.
Рабочая программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую
направленность, и составлена с учетом положений общей и коррекционной
педагогики, детской и специальной психологии. Теоретико-методологическим
обоснованием программы являются труды: Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и других
отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное
условие психического развития ученика, его социализации и
индивидуализации, формирования личности, положение А.Н. Леонтьева о
принципе единства сознания и деятельности, а также труды П. Я. Гальперина,
В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит
тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается
прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД),
выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного
процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт
компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на
достижение обучающимися способности эффективно использовать на
практике полученные знания и навыки.
Основные цели программы:
создание специальных педагогических условий для детей с ЗПР,
направленных на интеграцию в образовательную и социокультурную среду,
помощь в освоении основной образовательной программы начального общего
образования, совершенствование учебной деятельности, коррекцию и
развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе
изучаемого программного материала.
Задачи программы:
-диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности);
-развитие системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
4

-формирование пространственных и временных представлений;
-развитие речи; -формирование представлений об окружающем мире; восполнение пробелов в знаниях по предметам: математика, русский язык,
окружающий мир; -подготовка к усвоению нового; -стимулирование интереса
к умственной деятельности; -формирование позитивной мотивации к
обучению.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В результате изучения данного курса у обучающихся будут
сформированы: личностные результаты:
1) понимание причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков,
поведения других людей;
2) принятие и освоение своей социальной роли;
3) формирование и развитие мотивов учебной деятельности;
4) потребности в общении, владения навыками коммуникации и
адекватными ритуалами социального взаимодействия;
5) развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях взаимодействия;
6) способности к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
7) принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) овладения начальными навыками адаптации в динамично
изменяющейся среде;
9) овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и
бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных
видах учебной и внеурочной деятельности).
10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
11) коррекция эмоциональной сферы;
12) усвоение поведенческих правил.
метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
5

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
9) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и других) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
предметные результаты: математика
1) использование начальных математических знаний для познания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений в процессе организованной предметнопрактической деятельности;
2) овладение простыми логическими операциями, пространственными
представлениями, необходимыми вычислительными навыками,
математической терминологией, необходимой для освоения содержания
курса;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний
в повседневных ситуациях;
4) умение выполнять арифметические действия с числами; накопление
опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому
оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать
геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для
решения математических задач, владение простыми навыками работы с
6

диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию,
делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные
средства).
окружающий мир
1) сформированность чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего
поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества в
условиях интересных и доступных для обучающегося видов
деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных
возможностей обучающегося).
Развитие познавательной деятельности
1) развитие зрительного восприятия и узнавания;
2) развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
3) формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
4) развитие пространственных представлений и ориентации;
5) развитие представлений о времени.
Развитие основных мыслительных операций
1) навыков соотнесенного анализа; 2) навыков группировки и
классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями); 3) умения работать по словесной и письменной
инструкции, алгоритму; 4) умения планировать деятельность,
развитие комбинаторных способностей.
Развитие графо-моторного сенсомоторного развития: 1) развитие
мелкой моторики кисти и пальцев рук; 2) развитие навыков
каллиграфии; 3) Развитие артикуляционной моторики;
Развитие различных видов мышления: 1) развитие наглядно-образного
мышления; 2) развитие словесно-логического мышления (умение видеть
и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
Планируемые результаты изучения курса «Дефектологические
занятия»
Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую
ценность для преодоления недостатков развития ребенка с ЗПР. Его
7

значимость определяется важностью развития познавательных процессов для
всех аспектов жизнедеятельности школьника.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной
деятельности, будут способствовать коррекции недостатков познавательной
сферы, уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться не
только успешное освоение обучающимися основной образовательной
программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно
значимых
компетенций
необходимых
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. В процессе изучения
курса «Дефектологические занятия» планируется достигнуть следующих
результатов:
• восполнение пробелов познавательного развития учащихся путем
обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической
деятельности;
• специальную подготовку учащихся к восприятию новых и трудных
тем;
• обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в
речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
• развитие мелкой моторики, владение навыками каллиграфии;
• умение планировать деятельность, работать по словесной и
письменной инструкции, алгоритму;
• умение ориентироваться в пространстве и во времени
• формирование операции обратимости и связанной с негибкости
мышления;
• развитие обще интеллектуальных умений и навыков;
• активизацию познавательной деятельности, развитие зрительного и
слухового восприятия;
• активизацию словаря обучающихся в единстве с формированием
математических понятий;
• воспитание положительной учебной мотивации, формирование
интереса к учебным предметам;
• развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной
деятельности;
• формирование основ учебной деятельности, положительной
мотивации к обучению;
• формирование жизненных компетенций.
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение
определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование
у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции
недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
8

Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями.
Данный курс рассчитан на младших школьников с ЗПР 7.1 (1-4 класс),
продолжительность обучения занимает 4 года. Объем программы составляет:
в первом классе всего: 66 часов в год (33 недели), из них 29 учебных недель
(58 занятий), 4 недели (8занятий) отводятся на диагностику. Во 2-4 классах
всего: 68 часов в год (34 недели), из них 30 учебных недель (60 занятий), 4
недели (8 занятий) отводятся на диагностику.
Данный курс рассчитан на младших школьников с ЗПР 7.2 (1-5 класс)
продолжительность обучения занимает 4 года. Объем программы
составляет: в первом классе всего: 66 часов в год (33 недели), из них 29
учебных недель (58 занятий), 4 недели (8занятий) отводятся на диагностику.
Во 2-4 классах всего: 68 часов в год (34 недели), из них 30 учебных недель (60
занятий), 4 недели (8 занятий) отводятся на диагностику.
В 5 классе 68 часов в год (34 недели), из них 30 учебных недель (60
занятий), 4 недели (8 занятий) отводятся на диагностику.
Учеб
ный
перио
д
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Дата
Начало

Окончание

01.09.2021
10.11.2021
10.01.2022
28.03.2022

31.10.2021
31.12.2021
20.03.2022
31.05.2022

Продолжительность
Количество
Количество
учебных недель
учебных дней

Итого в учебном году

8
8
11
9
36

52
45
61
53
211

ЗПР 7.1
Класс

Количество Количество Общее
занятий
в учебных
количество
неделю
недель
в часов
году

Количество
часов,
отведенных на
педагогическое
обследование

Количество
часов,
отведенных на
коррекционные
занятия

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

2
2
2
2

66
68
68
68

8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)

58
60
60
60

Общее
количество
часов

Количество
часов,
отведенных

33
34
34
34

ЗПР 7.2
Класс

Количество Количество
занятий
в учебных
неделю

Количество
часов,
на отведенных на
9

недель
году

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс

2
2
2
2
2

33
34
34
34
34

в

66
68
68
68
68

педагогическое
обследование

коррекционные
занятия

8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)
8 ч. (4 недели)

58
60
60
60
60

Длительность занятий:
Для работы с обучающимися с ЗПР программой предусматривается
индивидуальная и подгрупповая форма занятий (2-4 человека), которые могут
иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 30-40 минут – индивидуальное занятие, 30-40 –
подгрупповое.
1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1 класс)
I.Вводное занятие.
Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к
занятиям.
Диагностика уровня знаний детей о себе.
Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания,
памяти, восприятия.
II.Развитие восприятия, воображения и осязания.
1) Осязание.
В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь.
Различение предметов на ощупь. Определение названий различных
осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое –
холодное. Определение различных температурных свойств материала.
Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на
тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных
свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета,
опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных
ощущений.
2) Восприятие качеств величины.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине,
ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание
предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной
величины.
3) Восприятие формы. Формирование сенсорных эталонов плоскостных
геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.
10

4) Восприятие цвета.
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,
черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование
и раскрашивание предметов. Конструирование.
5) Восприятие пространства.
Пространственное
ориентирование
в
схеме
собственного
тела.
Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.
Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади,
справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.),
ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная
ориентировка на листе бумаги.
6) Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью
«Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение
временных представлений в речи. 7) Слуховое восприятие. Формирование
умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение
звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и
неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение
словесных поручений.
7) Слуховое восприятие.
Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке.
Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение
речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.
Выполнение словесных поручений.
III. Развитие внимания.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на
поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением
закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из
карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь
узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения
предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание
предметов.
IV. Развитие памяти.
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета
месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия».
Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств.
Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.
Зарисовка картинок.
V. Развитие аналитико-синтетической сферы.
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств
окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные
11

элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект.
Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий.
Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака.
Классификация предметов по заданному признаку.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы.
Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со
сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и
деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие
контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость».
Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие
способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Основные требования к умениям учащихся:
 целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
 анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет,
величина;
 различать основные цвета;
 классифицировать геометрические фигуры;
 обобщать предметы по определённым признакам;
 выбирать предмет по образцу;
 определять название предмета, форму предмета;
 складывать из счётных палочек элементарные предметы;
 ориентироваться в схеме собственного тела;
 ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
 определять источник звука;
 угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;
 различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
 выделять части суток;
 находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
 классифицировать предметы по заданному признаку;
 раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;
 различать эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство
сопереживания.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной
мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к
знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной
системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания,
непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к
развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей
первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение
которых предполагает использование практических действий.
12

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов
№ занятия
1-4
5

6-7

8-9
10-11
12-13

14-15
16-17
18-19

20-21

22-23
24-25
26-27

28-29
30-31

Цель занятия

Кол-во
чч

Диагностическое обследование

4

Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации Развитие навыков саморегуляции.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску
закономерностей
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно - образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску
закономерностей
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно - образного мышления.

1

Дата

2

2
2
2

2
2
2
2

2
2
2

2

Развитие
быстроты
реакции. 2
Совершенствование мыслительных операций.

13

32-33

Развитие концентрации внимания. Развитие 2
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации

34-35

Тренировка внимания Тренировка слуховой 2
памяти. Совершенствование мыслительных
операций

36-37

Тренировка
зрительной
памяти. 2
Совершенствование мыслительных операций.

38-39

Развитие логического мышления. Обучение
поиску
закономерностей
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно - образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску
закономерностей
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно - образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Подведение итогов. Выявление уровня развития
внимания, памяти, воображения, мышления
Диагностика..

40-41
42-43
44-45

46-47

48-49
50-51
52-53

54-54
55-56
57-58

59-60

61
62-66

2

2
2
2
2

2
2
2

2
2
2
2

1
4

14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ во 2 – 4 классе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Развитие речи: 2 класс:
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы;
правильное интонирование предложений по образцу учителя; передача
содержания произведения по вопросам или по заданиям в книге; пересказ с
опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию
сюжетных картинок или рисунок на доске.
3 класс: Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по
этой теме (из чего сложится речевая ситуация). Называние предметов,
действий, признаков по теме речевой ситуации. Отгадывание загадок,
составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование
умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов
типа «вопрос – сообщение». Составление разных по содержанию предложений
с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. Замена часто
повторяющихся слов другими словами
4-5 класс: Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди
создали радио, кино, ТВ? Кто говорит с нами по радио, с кино- или телеэкрана?
Что мы понимаем в таком устном общении с нами? Важно ли для нас это
общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник –
устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это
общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать,
огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова
соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить,
переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Мышление: Ребенку младшего школьного возраста (8 – 11 лет) для
полноценного освоения школьной программы, необходимы не совокупность
знаний, приобретенных ранее, а умение самостоятельно принимать решения,
правильно излагать свои мысли, запоминать и применять пройденный
материал. В этом возрасте у детей происходит усиленное развитие интеллекта.
Основные психологические функции, такие как речь, мышление, память,
восприятие развиваются в полной мере и становятся контролируемым
процессом. Но без специальных упражнений на развитие мышления с
существующей сложной школьной программой не обойтись.
15

В программу обучения школьников 8 – 11 лет входят такие понятия как:
выделение существенных и несущественных признаков, выведение следствия,
сравнение, обобщение, определение понятия. Если мыслительные
способности ребенка недостаточно развиты, то знания, полученные в школе,
могут усваиваться не в полной мере - фрагментами. Это, конечно же,
сказывается на его успеваемости и восприятии мира в целом. В этот период у
детей младшего школьного возраста порой происходят в голове различные
метаморфозы – борьба конкретной информации с развивающимся логическим
мышлением. Отношение между предметами и явлениями и их связи строятся
на способности развития мышления детей младшего школьного возраста.
Способность ребенка производить простые логические действия такие
как: анализ, сравнение, обобщение и др. называются логическим мышлением.
Логическое мышление у ребенка не может развиваться самопроизвольно, для
этого необходимы занятия по развитию логики.
Установление логических отношений между явлениями считается
одним из показателей зрелости личности.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит
особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр
психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим
в системе других психических функций, которые под его влиянием
интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на
переломном этапе развития. В этот период совершается переход от нагляднообразного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает
мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное
мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным
наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные,
формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть
сформировано наглядно-действенное мышление, которое является
необходимым базисным образованием для развития мышления нагляднообразного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.
Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического
мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются
разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной
программой.
Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления
хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для
решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному
образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора,
деталей механизмов).
16

Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу
прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной
основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к
выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения,
классификации.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического
развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и
наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление
наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в
школу в норме должно быть завершено.
Воображение
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания
новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта.
Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей
психической функцией и отражает действительность. С помощью
воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не
существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то
информацию. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации
недостаточно для однозначного решения. Мышление в этом случае почти
бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает
познание, когда велика неопределённость ситуации. Это общее значение
функции воображения у детей, и у взрослых.
Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией
функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять
сказочные образы), а затем творческого (благодаря которому создаётся
принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей
активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой
деятельностью. Психологической основой последней также является
воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью
осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем
недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит
воображение.
Воображение
характеризуется
активностью,
действенностью.
Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде
ярких представлений, образов.
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить,
вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это
невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего
школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.
Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою
17

личность. Вся художественная деятельность строится на активном
воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку
новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактнологической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный
опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного
обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что
школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше.
Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по
другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не
так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования
убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и
характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно
такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
- построение образа конечного результата его деятельности; - создание
программы поведения в ситуации неопределённости;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов.
Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность
ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни.
Однако, есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает
специфические возможности личностного развития – это игра. Основной
психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение,
фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у
себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость,
честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит
компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка
преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы
социального взаимодействия.
Внимание
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс
отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в
человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего
мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш
мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание
обладает
определенными
свойствами:
объемом,
устойчивостью,
концентрацией,
избирательностью,
распределением,
переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из
перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности
ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться
одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
18

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно
долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может
сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для
решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно
переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например,
если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по
математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку,
то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя
и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с
одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение
эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется
сосредоточивать внимание по требованию.
Память
Зрительная: Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно
использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является
формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это
умение является одним из эффективных способов запоминания, который
применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и
абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.
Слуховая: Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух
очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в
форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок
прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на
слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость
гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем
развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали
мимо ушей новые знания.
Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности
человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает
разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе.
В процессе обучения основная нагрузка ложится на словеснологическую память. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Процесс
формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно
поддерживать его дополнительными занятиями. Программы большинства
школьных предметов основываются на умении ученика работать с текстом:
прочитать его, понять содержание, запомнить и пересказать. Поэтому для
успешной учебы очень важно помочь ребенку научиться запоминать и
воспроизводить тексты.
19

Восприятие
Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления
различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и
даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом.
Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и
формирование представлений об окружающем мире, в котором живет
младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой
стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для
многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается
познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление,
воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются
результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без
опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно
обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений
субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его
креативного поведения.
Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет
продуктивно активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и
окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал, становится в данном случае
не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира»,
сколько специфическим способом визуально мыслительного упорядочивания
структуры реальности. Большое значение имеет формирование у младших
школьников представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах
внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают
семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве
эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система
мер (Венгер Л.А.)
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не
ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою
предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться
правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь
пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря,
усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц
измерения» при оценке свойств веществ.
Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших
школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет
неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших
20

школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы
воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из
сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно
организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи.
Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание
окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и
восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи
зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем
возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение,
мышление. Восприятие младшего школьника с интеллектуальной
недостаточностью отличается узостью, ограниченностью, фрагментарностью
знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов,
находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости
узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно,
если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто
смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто
ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные
трудности в усвоении учебного материала. Методы и приёмы организации
учебной деятельности второклассников в большей степени, чем
первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической
и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а
также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке
самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин
допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения
того или иного задания.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в
большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно
выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных
ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или
иного задания.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов
№
занятия
1-4
5

Цель занятия

Кол-во
чч

Дата

Диагностическое обследование
4
Развитие
концентрации
внимания. 1
Совершенствование мыслительных операций

21

6-7

8-9
10-11
12-13

14-15
16-17
18-19

20-21

22-23
24-25
26-27

28-29
30-31
32-33

34-35

36-37
38-39

40-41
42-43
44-45

46-47

48-49
50-51

Тренировка
внимания
Совершенствование
мыслительных операций Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка
внимания
Совершенствование
мыслительных операций Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно
- образного мышления
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно
- образного мышления.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка
внимания
Совершенствование
мыслительных операций Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

22

52-53

54-54
55-56
57-58

59-60

61
62-66

Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие
нагляднообразного мышления
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка
внимания
Совершенствование
мыслительных операций Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций
Подведение итогов. Выявление уровня развития
внимания,
памяти,
воображения,
мышления.
Диагностика

2
2
2
2
2
1
4

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-х
классов
В 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления,
заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких
особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых
заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно,
не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других
познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления
заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по
содержанию, так и по форме их представления. Методы и приёмы организации
деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы
на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности
детей.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-х классов
№ занятия

1-4
5
6

7

Цель занятия
Диагностическое обследование
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

Кол-во
чч

Дата

4
1

1

1

23

8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21

22-23

24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42-43
44-45

46-47
48-49
50-51

Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Тренировка слуховой
памяти. Совершенствование мыслительных
операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно образного мышления
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
24

52-53
54-55
56-57
58-59

60-61
62-63
64
65-68

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной координации
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Подведение итогов. Выявление уровня
развития внимания, памяти, воображения,
мышления.

2
2
2

2

2
2
1
4

4. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х
классов
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные
психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей
детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все
больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частичнопоисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных
задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают
преемственность перехода от простых формально-логических действий к
сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно
творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и
классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только
тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных
действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления
школьника будет отвечать целям и задачам обучения. Частично-поисковая
задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого
учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи
психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным
частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как
нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и
расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего
количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких
вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее
рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и
25

другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному
алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних
случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся
к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей
необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на
развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся
более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует
познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения,
привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного
решения. Это развития внимания, памяти, воображения, мышления. 38
способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это
способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то
есть развитию творческих способностей.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х
классов
№ занятия

1-4
5
6

7
8-9
10-11
12-13
14-15

16-17
18-19
20-21
22-23

24-25

Цель занятия
Диагностическое обследование

Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи

Кол-во
чч

Дата

4
1

1

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2

26

26-27
28-29

30-31
32-33

34-35

36-37
38-39
40-41

42-43
44-45

46-47
48-49

50-51
52-53
54-55

56-57
58-59

60-61
62-63

64

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно - образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Тренировка слуховой
памяти. Совершенствование мыслительных
операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.

2
2
2
2

2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2

2

2
2
1

27

65-68

Поведение итогов

4

4. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 5-х
классов
Занятия в 5 классе продолжают развивать и тренировать основные
психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей
детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все
больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частичнопоисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных
задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают
преемственность перехода от простых формально-логических действий к
сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно
творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и
классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только
тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных
действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления
школьника будет отвечать целям и задачам обучения. Частично-поисковая
задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого
учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи
психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным
частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как
нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и
расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего
количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких
вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее
рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и
другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному
алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних
случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся
к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей
необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на
развитие мышления заметно возрастает в 5 классе, а сами задания становятся
более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует
познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения,
привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного
решения. Это развития внимания, памяти, воображения, мышления. 38
способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это
способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то
есть развитию творческих способностей.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 5-х
классов
28

№ занятия

1-4
5
6

7
8-9
10-11
12-13
14-15

16-17
18-19
20-21
22-23

24-25
26-27
28-29

30-31
32-33

34-35

36-37
38-39

Цель занятия

Диагностическое обследование
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно - образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Тренировка слуховой
памяти. Совершенствование мыслительных
операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.

Кол-во
чч

Дата

4
1

1

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

29

40-41

42-43
44-45

46-47
48-49

50-51
52-53
54-55

56-57
58-59

60-61
62-63

64
65-68

Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Поведение итогов

2
2

2

2
2
2
2
2
2

2

2
2
1
4

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».