МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120 (МАОУ гимназия №120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы рисунка» для обучающихся 11 «А» класса г. Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы рисунка» предназначена для учащихся 11 «А» класса универсального профиля. Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального/основного/среднего общего образования (ФГОС ООО, 2010 г./ ФГОС НОО, 2009 г./ ФГОС СОО, 2014 г.). 3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназия №120. 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Цель курса - художественно-эстетическое развитие личности учащихся, раскрытие творческого потенциала. Формирование профессионального, художественно-образного, пространственного мышления и графического языка изображения. Задачи: развить художественно-творческие способности учащихся, зрительно-образную память, формировать творческую индивидуальность; обучать основам рисунка с натуры: передаче в рисунке формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции. формировать профессионального восприятия и изображения пространства в рисунке с натуры и по представлению; овладеть графическими средствами и приемами изображения; освоить выразительные возможности графических материалов; решать в рисунке композиционные задачи. Предложенный по программе 11 класса рисунок с натуры взят как основа освоения закономерностей и конструктивного строения формы, объема, линейной и воздушной перспективы, светотени, пластической анатомии головы человека. Беседы сведены к освоению образности и выразительности рисунка гипсовой головы. Основное в программе по рисунку для 11 класса – рисунок гипсовой головы в различных ракурсах. Рисунок гипсовой головы сложен и поэтому в тематическом планировании предусмотрено самое большое количество часов. Важное значение придается активному, сознательному подходу учащегося к решению поставленной перед ним задачи, преодолению механического, созерцательно-пассивного способа изображения. 2 Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты 1) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 2) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 3) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Основы рисунка» на уровне среднего общего образования: Выпускник научится композиционным приемам и средствам организации плоскости листа; освоит методы и средства графического отображения; освоит технические, композиционные и пространственные средства графики; приемы линейной и воздушной перспективы выявлять графическими средствами построение объемов и их пространственноконструктивные взаимосвязи; владеть техническими приемами изображения – линией, тоном, фактурой; выявить пространственно-масштабную взаимосвязь предметов; отображать художественно-творческий замысел графическими средствами; Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 3 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; 3.3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 3.5. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Трудовое воспитание: 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Содержание курса Натюрморт с натуры. Построение геометрических тел с учетом пространственной перспективы. Закрепление навыков компоновки и правильного композиционного решения геометрических тел в плоскости. Линейно-конструктивное построение группы геометрических тел. Соблюдение пропорций и воздушно-пространственной перспективы в работе. Показ пространственной и масштабной взаимосвязи объемов. Техническое исполнение рисунка. Тональное решение. Рисунок с натуры. Изображение гипсового черепа в разных ракурсах Анатомические особенности черепа. Ракурсное построение. Основные конструктивно-анатомические закономерности пластической структуры объема черепа. Пропорциональные соотношения Акцентные точки Выявление основных объемов, составляющих сложную форму, логика их взаимодействия. Выразительность графического исполнения. Первый ракурс Второй ракурс Третий ракурс Рисунок гипсовой головы в разных ракурсах: Анатомическое строение головы, соотношение лицевой и затылочной частей как единого сложного по пластике объема. Ракурсные зарисовки строения головы в различных поворотах. Выполнение в технике линейно-конструктивного и тонального рисунка Рисунок конструктивно-аналитический, многоракурсный, выявляющий анатомическую организацию пластики головы, акцентируемые точки формы. Выполнение 4 рисунка в тоне от границ теней к полутонам и рефлексам и разработка освещенной поверхности Прорисовка деталей Подчиненность деталей целому, пространственной и светлотной выразительности. Техника штриха Рисунок гипсовой маски Венеры 5 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 11 «А» КЛАСС (66 часов) № урока Название раздела программы Тема урока Основные виды деятельности Коли честв о часов Основные направления воспитательной деятельности Дата 16 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 8 недель I четверть Натюрморт Рисунок гипсовой вазы с драпировкой Рисунок натюрморта с гипсовой вазой и драпировкой на формате А2. Отрабатываем навыки компоновки и построения в листе, передачи пропорций с учетом пространственной перспективы. Линейное построение, тональный разбор. 1-16 Итого за I четверть 8 недель 8 недель 16 II четверть Натюрморт Натюрморт из группы геометрических тел 17-32 Закрепление навыков компоновки и правильного композиционного решения геометрических тел в плоскости. Линейно-конструктивное построение группы геометрических тел. Соблюдение пропорций и воздушно-пространственной перспективы в работе. Показ пространственной и масштабной взаимосвязи объемов. Техническое исполнение рисунка. Тональное решение. Итого за II четверть 8 недель 16 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 8 недель 8 недели 16 III четверть Рисунок с натуры 33-42 6 Рисунок черепа в Компоновка изображения черепа человека на 10 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 5 недель разных ракурсах Рисунок черепа в разных ракурсах 43-52 листе в разных поворотах выше уровня глаз. Построение пластических особенностей черепа Линейно-конструктивная основа построения симметричной формы с учетом основных пропорций формы черепа и перспективы. Передача объема, пропорций и характерных особенностей черепа человека посредством светотени Компоновка изображения частей лица на плоскости бумаги. Построение конструкции частей лица (призматический характер носа, шарообразность глазного яблока ) Передача объема, пропорций и характерных особенностей частей лица посредством светотени Итого за III четверть 10 недель 10 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 5 недель 10 недель 20 IV четверть Рисунок с натуры гипсовой головы в разных ракурсах 53-66 Рисунок гипсовой маски Венеры Итого за IV четверть 7 недель ИТОГО ЗА ГОД 33 недели 7 Компоновка изображения гипсовой маски на плоскости листа выше уровня глаз. Построение конструктивной основы лицевой плоскости гипсовой маски, ее симметричной формы и частей с учетом перспективы. Передача пропорций и характерных особенностей модели гипсовой маски посредством светотени 14 14 66 4.2.,4.4, 6.3, 6.4 7 недель 7 недель 33 недели 8