МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 40730411)
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 классов
Екатеринбург, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1.
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2.
Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
3.
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023
г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования".
4.
Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ гимназии № 120.
5. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности.
Цель курса – повышение функциональной читательской грамотности учащихся 8
класса.
Задачи курса:
1) развить умение читать, понимать и усваивать нужную информацию прочитанного;
2) повысить скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного;
3) сформировать умения находить, извлекать и использовать полученную из текста
информацию.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому
(Стратегия, п.4.1.);
- приобщение
к
классическим
и
современным
высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы (Стратегия, п.4.4.);
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий
(Стратегия, 6.3.);
Метапредметные:
- речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни;
способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение
национально-культурными
нормами
речевого поведения в
различных
ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации
устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и
дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и
жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной
степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и
письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах,
обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с
различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться
справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на
определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать,
делать
выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
Предметные результаты:
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и
монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка
(фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование
морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных
видов анализа слова, словосочетания и предложения)
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и
стилю общения
- знание
основных
особенностей
фонетической,
лексической
грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
системы
и
- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их
в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
- умение пользоваться
различными видами
лингвистических, в том числе
двуязычных, словарей;
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и
жанров.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/
п
1
2
3
4
Название раздела
Кол-во
часов
Вид деятельности
Определение основной
темы и идеи в
произведении. Учебный
текст как источник
информации.
3
Анализируют текст: определяют тему,
основную мысль, способы и средства связи
предложений, расширяют круг сведений о
языковых
и
речевых
средствах,
характерных для речи фольклорных
произведений, спецификой их тематики,
отбора языкового материала. Анализируют
драматические произведения.
Сопоставление
содержания текстов
официально-делового
стиля. Деловые
ситуации в текстах.
2
Сопоставляют
содержания
текстов
официально-делового стиля; анализируют
текст
Работа с текстом: как
применятьинформацию
из текста в изменённой
ситуации?
2
Сопоставляют
содержания
текстов
официально-делового стиля; анализируют
текст.
Поиск ошибок в
предложенном
тексте.
2
Редактировать текст
Типы текстов: текстинструкция
(указания к
выполнению
работы,правила,
уставы, законы)
Типы задач на
грамотность.
Позиционные
задачи.
Работа с несплошным
текстом.
2
Интерпретируют текст; оценивают текст с
точки
зрения
соответствия
коммуникативным
требованиям;
редактируют
написанное,
соблюдают
нормы русского языка; классифицируют
ошибки.
2
Учатся искать разные виды ошибок в
тексте.
5
Шаг за пределы текста:
пробуем действовать.
Смысл жизни (я и моя
жизнь)
1
Сравнивают и противопоставляют
заключённую в тексте информацию
разного характера. Знакомятся с
основными способами создания текстовописаний, носящих разное функциональное
назначение. Сопоставляют и создают
тексты-описания разного функционального
назначения.
6
Шаг за пределы текста:
пробуем действовать.
Человек и книга.
1
Получают знания о разных типах заданий
на грамотность; выполняют позиционные
задания.
7
Шаг за пределы текста:
пробуем действовать.
Познание.
1
Работают
с
сплошным
текстом;
преобразовывают сплошные тексты в
несплошные,
переходят
от
одного
представления данных к другому.
8
Проведение рубежной
аттестации
1
Анализируют ошибки; классифицируют
ошибки, работают над ними; обобщают,
систематизируют, сопоставляют ошибки,
допущенные в контрольных работах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Кол-во
часов
Теория
Практика
1. Определение основной темы и идеи в
произведении.
Учебный текст как источник информации.
3
1
2
2. Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
3. Работа с текстом: как применять информацию
из текста в изменённой ситуации?
2
1
1
2
1
1
4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы)
5. Поиск ошибок в предложенном тексте.
7. Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты,договоры (рубежная аттестация).
2
1
1
2
2
1
1
1
1
№ Тема занятия
8
9
Шаг за пределы текста: пробуем действовать.
Проведение рубежной аттестации.
Итого
3
3
1
17, в том
числе:
1
6
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
8 КЛАСС (17 часов)
№
п/п
Кол-во
часов
Тема урока
Дата
план
Дата
факт
Основные виды деятельности
обучающихся
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1 четверть
1
1
2
1
3-4
2
сентябрь
Определение основной темы и
идеи в произведении. Учебный
текст как источникинформации.
Нахождение путей восполнения
пробелов в информации.
Сопоставление содержания
текстов официально-делового
сентябрь
стиля. Деловые ситуации в
текстах.Ролевая игра.
Типы текстов: текст-инструкция сентябрь
(указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы)
Работа с текстом: как применять октябрь
информацию из текста в
изменённой ситуации?
Преобразование информации,
данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию
7-8
Поиск ошибок в предложенном октябрь
2
тексте.
Итого за 1 четверть: 8 ч
5-6
2
Работают с текстовой
информацией, определяют тему,
идею
4.1.
4.4.
Используют содержание текстов
для
достижения
собственных
целей; для развития своих знаний и
умений.
Извлекают соответствующие
фрагменты текста, устанавливают
связи между ними и учатся их
интерпретировать.
Используют содержание текстов
для достижениясобственных
целей; для развития своих знаний и
умений.
4.1.
4.4.
Работают с текстом. Учатся искать
разные виды ошибок в тексте.
4.1.
4.4.
4.1.
4.4.
9
1
Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.
10-11
2
Применение информации из
текста при решении учебнопознавательных задач
ноябрь
ноябрь
12-13
2
Работа с несплошным текстом:
декабрь
формы, анкеты, договоры
Преобразование информации,
данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию
14-16
3
Шаг за пределы текста: пробуем
декабрь
действовать.
17
1
Проведение рубежной
аттестации.
Итого за 2 четверть:
Работают с текстом. Получают
знания о разных типах заданий на
грамотность; выполняют
позиционные задания.
Работают с текстом. Получают
знания о разных типах заданий на
грамотность; выполняют
позиционные задания.
Извлекают соответствующие
фрагменты текста, устанавливают
связи между ними и учатся их
интерпретировать. Используют
содержание текстов для
достижения собственных целей;
для развития своих знаний и
умений.
Получают знания о разных типах
заданий на грамотность;
выполняют позиционные задания.
Анализируют работу, обсуждают
затруднения при выполнении
итоговой работы.
декабрь
9ч
Итого за год: 17ч
6.3.
6.3.
4.1.
4.4.
4.1.
4.4.
6.3.