РП Читательская грамотность 8-В

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 40730411)
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 классов

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1.

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2.

Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
3.

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023

г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования".
4.

Основной образовательной программы основного общего образования

МАОУ гимназии № 120.
5. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности.
Цель курса – повышение функциональной читательской грамотности учащихся 8
класса.
Задачи курса:
1) развить умение читать, понимать и усваивать нужную информацию прочитанного;
2) повысить скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного;
3) сформировать умения находить, извлекать и использовать полученную из текста
информацию.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому
(Стратегия, п.4.1.);
- приобщение

к

классическим

и

современным

высокохудожественным

отечественным и мировым произведениям искусства и литературы (Стратегия, п.4.4.);

- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий
(Стратегия, 6.3.);
Метапредметные:
- речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни;
способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение
национально-культурными

нормами

речевого поведения в

различных

ситуациях

формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации
устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и
дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и
жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с

заданной

степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и
письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах,
обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с
различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться
справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на
определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать,

делать

выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
Предметные результаты:
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и
монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка
(фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование
морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных
видов анализа слова, словосочетания и предложения)
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и
стилю общения
- знание

основных

особенностей

фонетической,

лексической

грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным

системы

и

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их
в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
- умение пользоваться

различными видами

лингвистических, в том числе

двуязычных, словарей;
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и
жанров.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/
п
1

2

3

4

Название раздела

Кол-во
часов

Вид деятельности

Определение основной
темы и идеи в
произведении. Учебный
текст как источник
информации.

3

Анализируют текст: определяют тему,
основную мысль, способы и средства связи
предложений, расширяют круг сведений о
языковых
и
речевых
средствах,
характерных для речи фольклорных
произведений, спецификой их тематики,
отбора языкового материала. Анализируют
драматические произведения.

Сопоставление
содержания текстов
официально-делового
стиля. Деловые
ситуации в текстах.

2

Сопоставляют
содержания
текстов
официально-делового стиля; анализируют
текст

Работа с текстом: как
применятьинформацию
из текста в изменённой
ситуации?

2

Сопоставляют
содержания
текстов
официально-делового стиля; анализируют
текст.

Поиск ошибок в
предложенном
тексте.

2

Редактировать текст

Типы текстов: текстинструкция
(указания к
выполнению
работы,правила,
уставы, законы)
Типы задач на
грамотность.
Позиционные
задачи.
Работа с несплошным
текстом.

2

Интерпретируют текст; оценивают текст с
точки
зрения
соответствия
коммуникативным
требованиям;
редактируют
написанное,
соблюдают
нормы русского языка; классифицируют
ошибки.

2

Учатся искать разные виды ошибок в
тексте.

5

Шаг за пределы текста:
пробуем действовать.
Смысл жизни (я и моя
жизнь)

1

Сравнивают и противопоставляют
заключённую в тексте информацию
разного характера. Знакомятся с
основными способами создания текстовописаний, носящих разное функциональное
назначение. Сопоставляют и создают
тексты-описания разного функционального
назначения.

6

Шаг за пределы текста:
пробуем действовать.
Человек и книга.

1

Получают знания о разных типах заданий
на грамотность; выполняют позиционные
задания.

7

Шаг за пределы текста:
пробуем действовать.
Познание.

1

Работают
с
сплошным
текстом;
преобразовывают сплошные тексты в
несплошные,
переходят
от
одного
представления данных к другому.

8

Проведение рубежной
аттестации

1

Анализируют ошибки; классифицируют
ошибки, работают над ними; обобщают,
систематизируют, сопоставляют ошибки,
допущенные в контрольных работах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Кол-во
часов

Теория

Практика

1. Определение основной темы и идеи в
произведении.
Учебный текст как источник информации.

3

1

2

2. Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
3. Работа с текстом: как применять информацию
из текста в изменённой ситуации?

2

1

1

2

1

1

4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы)
5. Поиск ошибок в предложенном тексте.
7. Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты,договоры (рубежная аттестация).

2

1

1

2
2

1
1

1
1

№ Тема занятия

8

9

Шаг за пределы текста: пробуем действовать.

Проведение рубежной аттестации.
Итого

3

3

1
17, в том
числе:

1
6

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
8 КЛАСС (17 часов)

№
п/п

Кол-во
часов

Тема урока

Дата
план

Дата
факт

Основные виды деятельности
обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1 четверть
1

1

2

1

3-4

2

сентябрь
Определение основной темы и
идеи в произведении. Учебный
текст как источникинформации.
Нахождение путей восполнения
пробелов в информации.
Сопоставление содержания
текстов официально-делового
сентябрь
стиля. Деловые ситуации в
текстах.Ролевая игра.
Типы текстов: текст-инструкция сентябрь
(указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы)

Работа с текстом: как применять октябрь
информацию из текста в
изменённой ситуации?
Преобразование информации,
данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию
7-8
Поиск ошибок в предложенном октябрь
2
тексте.
Итого за 1 четверть: 8 ч
5-6

2

Работают с текстовой
информацией, определяют тему,
идею

4.1.
4.4.

Используют содержание текстов
для
достижения
собственных
целей; для развития своих знаний и
умений.
Извлекают соответствующие
фрагменты текста, устанавливают
связи между ними и учатся их
интерпретировать.
Используют содержание текстов
для достижениясобственных
целей; для развития своих знаний и
умений.

4.1.
4.4.

Работают с текстом. Учатся искать
разные виды ошибок в тексте.

4.1.
4.4.

4.1.
4.4.

9

1

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.

10-11

2

Применение информации из
текста при решении учебнопознавательных задач

ноябрь

ноябрь

12-13

2

Работа с несплошным текстом:
декабрь
формы, анкеты, договоры
Преобразование информации,
данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию

14-16

3

Шаг за пределы текста: пробуем
декабрь
действовать.

17

1

Проведение рубежной
аттестации.

Итого за 2 четверть:

Работают с текстом. Получают
знания о разных типах заданий на
грамотность; выполняют
позиционные задания.
Работают с текстом. Получают
знания о разных типах заданий на
грамотность; выполняют
позиционные задания.
Извлекают соответствующие
фрагменты текста, устанавливают
связи между ними и учатся их
интерпретировать. Используют
содержание текстов для
достижения собственных целей;
для развития своих знаний и
умений.
Получают знания о разных типах
заданий на грамотность;
выполняют позиционные задания.
Анализируют работу, обсуждают
затруднения при выполнении
итоговой работы.

декабрь
9ч

Итого за год: 17ч

6.3.

6.3.

4.1.
4.4.

4.1.
4.4.
6.3.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».