МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы композиции» для обучающихся 10 «А», 11 «А» классов г. Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Рабочая программа по курсу «Основы композиции» предназначена для учащихся 10 «А» и 11 «А» классов универсального профиля. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год в 10 классе (из расчета 1 ч в неделю) и 66 часов в год в 11 классе (из расчета 2 ч в неделю). Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС ООО, 2010 г./ ФГОС НОО, 2009 г./ ФГОС СОО, 2014 г.). 3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназия №120. 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсоввнеурочной деятельности. Цель учебного предмета – формирование творчески ориентированной личности, знакомой с основами композиции, способной к самооценке и саморазвитию, ориентированной в современной архитектурной ситуации, умеющей ценить культурное прошлое. Задачи: Овладение основами изобразительной и композиционной грамотности; Развитие образно-логического мышления Формирование навыков созидательного творческого преобразования окружающей среды; Воспитание исследовательского художественно-конструктивного видения окружающего мира. Курс состоит из трех взаимосвязанных разделов, представляющих собой этапы последовательного освоения и решения теоретических, графических и художественнокомпозиционных, пластических задач: раздел 1 – система графических упражнений, направленных на освоение основных изобразительных средств; раздел 2 - теория композиции, включающая основные композиционные понятия и категории; раздел 3 – система практических знаний по художественно-графическому и объемному моделированию, сопровождающих каждый раздел теории композиции. Эффективность усвоения материала обеспечивается соблюдением принципа поэтапного формирования умственных действий. Теоретический материал поэтапно закрепляется практической работой. Изучение теоретического материала гармонично 2 сочетается с выполнением обязательных упражнений, графических и практических работ. Углубляя практические навыки в области трудовой деятельности учащихся с учетом проектной и художественной деятельности. Расширяются рамки представлений в области предметно-пространственной среды человека. Культивируется творческий подход к организации практической деятельности учащихся. Осваивается возможность реконструкции предметной среды. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы композиции» Личностные результаты 1) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 2) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 3) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты 1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Основы композиции» на уровне среднего общего образования: Выпускник научится: 1) Ориентироваться в эпохальных, исторических, культурных стилях 2) Владеть техническими приемами изображения – линией, тоном, фактурой 3) Выбирать изобразительную технику для более полного раскрытия темы, замысла 4) Владеть основными композиционными приемами и средствами по организации плоскости и пространства Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерациинапериоддо2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 1.2. развитие культуры межнационального общения; 2. Патриотическое воспитание: 2.1. формирование российской гражданской идентичности; 3 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Трудовое воспитание: 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 7. Экологическое воспитание: 7.1. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; 7.2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 8. Ценности научного познания: 8.1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; 8.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Содержание учебного предмета Фантазии на тему архитектуры. Вводное занятие. Архитектура как среда и вид деятельности. Архитектура – предметно-пространственная среда, необходимая для жизни и деятельности людей и это деятельность – искусство проектировать и строить сооружения. Архитектура связана с эпохой и становится своеобразным выражением сил, которые составляют и развивают эпоху, архитектура выражает в художественных образах идеи эпохи, социальную организацию общества. Архитектура более других искусств зависит от материальных условий и в большей степени диктуется ими. Выполнение композиции «Фантазии на тему архитектуры. Мой герой во времени и пространстве» в свободной графической форме (карандаш, изограф, тушь-перо и т.п.) Стилизация растительного или животного мира. Рождественский натюрморт. Тон, линия, фактура как изобразительные и выразительные композиционные средства. Наши инструменты – карандаш, перо, рапидограф, кисть, циркуль, линейка. Ими мы проводим линии, получаем фактуру, цветовые и тоновые пятна, т.е. создаем изображение. Понятие линии. Линия в природе и линия как изобразительное средство. Свойства линий и её характер, толщина линии. Излом и 4 пересечение линий как приемы создания акцента. Множество линий как характеристика поверхности. Сетка, растр. Кривая линия и её характер. Виды кривых линий. Сопряжения. Виды сопряжений. Понятие тона. Тон как характеристика поверхности и как изобразительное средство. Его свойства. Изобразительные и выразительные возможности тоновой графики. Приемы создания тоновой поверхности. Ахроматическая гамма. Понятие фактуры. Фактура как совокупность технических приемов обработки поверхности. Разновидность фактур. Понятие текстуры. Сюжетная композиция «Мой рабочий стол». Понятие нюанса. Понятие контраста. Выразительные свойства этих отношений. Тождество. Нюанс и контраст как художественные и формообразующие средства. Выполнение композиции по выявлению контрастных и нюансных отношений на примере элементов выбранного стиля. Композиция с несколькими центрами. Соподчиненность. Факторы организации восприятия. Понятие композиции и центра композиции. Виды композиций в зависимости от наличия в них количества центров. Факторы, определяющие размер как центр композиции. Контраст и нюанс. Соподчиненность как система отношений между элементами. Виды отношений элементов, частей и целого. Понятие тождества. Понятие нюанса. Понятие контраста. Выразительные свойства этих отношений. Тождество. Нюанс и контраст как художественные и формообразующие средства. Выполнение композиции по выявлению контрастных и нюансных отношений на примере элементов выбранного стиля. Выполнение композиций. Абстрактное и конкретное. Понятие абстракции. Основные типы абстракции. Понятие конкретного. Абстрагирование как метод познания и творчества. Абстракционизм и натурализм как методы отображения действительности. Системный подход. Понятие структуры. Понятие модели. Моделирование как средство познания и отражения действительности. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10 КЛАСС (34 часа) № урока Название раздела программы Тема урока Основные виды деятельности учащихся Колво часов Основные направления воспитательной деятельности Сроки реализации I четверть Архитектура как среда и вид деятельности 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 3.4 Вводное занятие. История архитектуры. 1 2 3-5 6-7 8 Итого за I четверть (8 недель) 9 10 Основы художественного изображения Тон, линия, насыщенность, фактура как изобразительные и выразительные композиционные средства Архитектурный образ как понятие эпохи. 1 Архитектура как среда и вид деятельности. Стилевое единство пространства Направления, течения и стили в архитектуре. 1 Синтез искусств. 4.1, 4.2, 4.3 Исследовательская и Художественно- 3 творческая деятельность. Поиск и анализ аналогов. Выполнение поисковых эскизов к композиции «Архитектурные фантазии» в черно-белой графике. Изобразительная деятельность. Выполнение 2 поисковых эскизов в тоне и цвете. Завершение работы. 1 8 II четверть Выполнение упражнений из прямых, зигзагообразных линий (на темы: гроза, катастрофа, жестокость, обрыв и т.п.) 1ч Упражнение из криволинейных линий разной толщины Насыщенность. Выполнение упражнений в 1ч тоновой графике. Способы штриховки. 6.3,6.4 3-5 недели 6.3, 6.4 6-7 недели 6.3, 6.4 8 неделя 8 недель 4.2 4.4 1 неделя 2 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 3.4 4.1, 4.2, 4.3 3 недели Контраст-нюанс. 1ч Работа на формате в графическом материале Фактура, текстура. Графические приемы. Поиск аналогов фактур, графическая трансформация фактуры Фактура, текстура. Графические приемы. Основы художественного изображения: -работа в графике (тушь, перо, рапидограф, трафарет), формат А4 Продолжение работы на формате в графическом материале. 2 1 6.3, 6.4 6.3, 6.4 2 недели 1 неделя 1 6.3, 6.4 1 неделя 1 6.3, 6.4 1 неделя 11 12-13 14 15 16 Итого за II четверть (8 недель) 17 Геометрические принципы построения композиции 18 19-20 Центр композиции 21-22 Принципы построения орнамента. 23-24 25-26 Ритм. Метр III четверть Геометрические сетки для гармонизации композиции. Композиция в геометрической сетке с использованием фактуры и тона. Графические композиции (прямоугольная, прямоугольно-диагональная, радиальнокольцевая) Композиция с одним центром. Композиция с несколькими центрами Орнамент в стиле. Комбинаторика. Линейный орнамент (бордюр). . Симметрия. Раппорт. Составление орнамента в кванрате. Виды метрических и ритмических рядов. Нарастающие и спадающие ритмы. Динамический и статический ряд. Итого за III четверть (10 недель) IV четверть 7 8 8 недель 1 1 недели 1 6.3, 6.4 1 недели 2 6.3, 6.4 2 недели 2 6.3, 6.4 2 недели 2 6.3, 6.4 2 недели 2 2 недели 10 10 недель Тождество, контраст и нюанс как художественные и формообразующие средства Абстрагирование как метод познания и творчества 27-29 30-32 33-34 . Орнаментальная композиция с выявленными контрастными и нюансными тональными и цветовыми отношениями. 3 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 3.4 4.1, 4.2, 4.3 3 недели Понятие абстракции. Основные типы абстракции. Понятие конкретного. Вариативное эскизирование. Выполнение абстрактной объемно-пространственной композиции. Выполнение абстрактной творческой композиции в цвете. 3 6.3, 6.4 3 недели 2 6.3, 6.4 2 недели 8 34 8 недель 34 недели Итого за IV четверть Итого за год 34 часа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 11 КЛАСС (66 часов) № урока 1-2 3-6 7-10 Название Раздела программы Основы композиции Тема урока Фактура Основные виды деятельности учащихся I четверть Создание фактуры В листе формата А3 создать один вариант фактуры и доработать его в цвете Создание фактуры В основу построения заложить модуль, базирующийся на простейших геометрических фигурах: квадрат, окружность, треугольник и их производных Создание фактуры 8 Колво часов Основные направления воспитательной деятельности Сроки реализации 2 4.1, 4.2, 4.3 1 неделя 4 6.3, 6.4 2 недели 4 6.3, 6.4 2 недели Поиск и отрисовка фактуры, компоновка на формате, цветовой разбор. Цветовой круг и цветовые гармонии- монохромная, родственная, родственно-контрастная триады Создание фактуры Продолжение построения фактуры по модульной системе и ее цветовое решение 11-16 Итого за I четверть 8 недель 17-20 Стилизация 25-28 29-32 6.3, 6.4 II четверть Стилизация растительного или животного мира. Итого за II четверть 8 недель 3 недели 8 недель 16 Приемы стилизации. Разновидности стилизации. Выполнить стилизацию 5 и более птиц в разных художественных техниках. Приемы стилизации. Выполнить стилизацию птицы в разных художественных техниках Приемы стилизации. Выполнить стилизацию птицы в разных художественных техниках. Практическая работа. 21-24 6 4 4.1, 4.2, 4.3 2 недели 4 4 2 недели 6.3, 6.4 2 недели 2 недели 4 8 недель 16 III четверть 33-38 39-42 Ритм Графическая композиция «Архитектурная фантазия» на основе ритмической системы. Архитектурный стиль. Создание образной архитектурной композиции с яркой выраженной ритмической закономерностью, которая носит доминирующий характер в композиции Создать графическую композицию на основе ритмических рядов. Создать композицию, используя фрагменты предметно-пространственной среды. Выполнение работы в графическом материале (линер, 9 6 6.3, 6.4 3 недели 4 6.3, 6.4 2 недели гелевая ручка) Монохромная гамма в построении ахроматического ряда из 9 тонов. Формальная абстрактная композиция ахроматических тонов. Абстрактная композиция на основе трех и более ритмических рядов. Работа над созданием ритмичной композиции, работа в цвете 43-48 49-52 Итого за III четверть 10 недель 53-54 Колористика 6 6.3, 6.4 2 недели 4 6.3, 6.4 3 недели 20 IV четверть Родственные цветовые тона. Четыре группы родственных тонов. Создать абстрактную композицию на тему «Настроение», используя ограниченную цветовую гамму родственных цветов. (не более 3-ех родственных цветов) 10недель 2 4.1, 4.2, 4.3 1 неделя 55-58 Система цветового квадрата родственноконтрастных цветов. Контрастные цветовые тона. Пространственные свойства цвета. Разработать эскиз абстрактной композиции в графике и ее цветовое решение. 4 6.3, 6.4 2 недели 59-64 65-66 Работа над абстрактной композицией в цвете Продолжение работы над абстрактной композицией на тему «Настроение» 6 2 6.3, 6.4 6.3, 6.4 2 недели 1 неделя Итого за IV четверть 6 недель ИТОГО ЗА ГОД 33 недели 14 66 10 6 недель 33 недели 11 12 13