МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5254314) учебного предмета «Финансовая грамотность» для обучающихся 10-11классов Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» предназначена для учащихся 10 и 11 классов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе, из расчета 1 учебный час в неделю, 33 учебных часа в 11 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. Изучение финансовой грамотности на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: формирование финансовой грамотности у обучащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения финансового благополучия. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС ООО, 2010 г./ ФГОС НОО, 2009 г./ ФГОС СОО, 2014 г.). 3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. 6. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия №120. 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Рабочая программа ориентирована на использование предметной линии учебника Общественные науки. Финансовая грамотность. Цифровой мир: 10-11 классы: учебник /С.В. Толкачева, - Москва: Просвещение, 2021. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты • сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам; • сформированность мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах; • понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также возможностей их практического осуществления; • понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов. Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 2 1.2. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 2. Трудовое воспитание: 2.1. развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 2.2. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 3. Ценности научного познания: 3.1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; 3.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Метапредметные результаты • владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи: ◊ анализировать практическую задачу в сфере финансов; ◊ ставить цели финансовой деятельности; ◊ планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи; ◊ предлагать варианты решения финансовой задачи; ◊ оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный выбор; • владение коммуникативными компетенциями: ◊ вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; ◊ анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; • владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя, осуществляющего расчёт безналичным и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика и др.); • владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности. Предметные результаты: • владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые риски); • владение знаниями: ◊ об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; ◊ о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них; ◊ об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; ◊ об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; ◊ об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; ◊ о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов; ◊ o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами. 3 Содержание учебного предмета, курса 1. Личность в мире будущего Скорость жизни в цифровом мире. Негативный, позитивный и успешный сценарий жизни. Понятие человеческого капитала. Инвестирование в собственный человеческий капитал. Профессии будущего. Компетенции будущего. 2. Деньги в цифровом мире Природа цифровых денег. Правовые, экономические и технологические риски. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковская карта. Мобильный банк и электронный кошелек. Риски и мошенники. 3. Моделирование личных финансов Потребности и желания. Финансовая цель: конкретный измеримый результат, актуальность и достижимость, временные рамки. Управление расходами и доходами. Оценка активов и пассивов. Материальные активы, нематериальные и финансовые. Страхование рисков. Страховое возмещение и страховая премия. Осознанные расходы и запланированные доходы. Источники дохода. Финансовый план. Формирование финансовой «подушки безопасности». 4. Инструменты сбережения и инвестирования Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит) как инструмент сбережения. Расчет простых и сложных процентов. Накопительный счет. Гарантии государства. Действие системы страхования вкладов. Инвестиции: реальные и финансовые. Реальные активы. Финансовые активы: облигации и акции. Государственные и корпоративные облигации. Производные финансовые инструменты. Опцион и фьючерс. Инвесторы на финансовом рынке. Индивидуальный инвестиционный счет. Стратегии инвестирования. Доходность. Принципы финансовых пирамид. Мошенничество в цифровом мире. 5. Инструменты кредитования и заимствования Цели кредита. Автокредитование. Ипотека. Критерии оценки заемщика. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации (МФО). Кредитная история. Кредитный договор. Дифференцированные и аннуитетные платежи. Процедура банкротства. 6. Сотрудничество с государством Идентификация личности. Биометрическая система идентификации личности. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Налоговая система РФ. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый агент. Кадастровая стоимость объекта недвижимости. Транспортный налог. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Социальные льготы. Активный и пенсионный возраст. Государственная пенсия как поддержка. Страховая и накопительная части государственной пенсии. 7. Создайте свой стартап Идеи для стартапа. Изложение бизнес-идеи. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Стратегия принятия решений. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Финансовая грамотность» 10 класс 34 часа № Тема урока ЧЧ Основные виды деятельности обучающихся Основные направления воспитательной деятельности Раздел 1. Личность в мире будущего 8 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1 Скорость жизни в цифровом мире. 1 2-3 Негативный, позитивный и успешный сценарий жизни. 2 4-5 Понятие человеческого капитала. 2 6 Инвестирование в собственный человеческий капитал 1 7 Профессии и компетенции будущего 1 8 Практическая работа по разделу «Личность в мире будущего» 1 Итого за I четверть 8 – развивать критическое мышление; – знать определение человеческого капитала и его свойств; - описывать возможные сценарии жизни человека; - уметь развивать компетенции, формирующие цифровой интеллект; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; I четверть 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 II четверть Раздел 2. Деньги в цифровом мире 2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 11 Природа цифровых денег. Правовые, экономические и технологические риски. Стоимость денег во времени. 1 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 12 Инфляция и дефляция. Волатильность. 1 13 Банковская карта. Мобильный банк и электронный кошелек. 1 1415 16 Риски и мошенники 2 Практическая работа по разделу «Деньги в цифровом мире» 1 Итого за II четверть 8 – рассчитать реальный банковский процент; 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – рассчитать доходность банковского вклада и других 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов. – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; 9-10 IIIчетверть Раздел 3. Моделирование личных финансов 5 17 Потребности и желания. 1 1819 20 Финансовая цель: конкретный измеримый результат, актуальность и достижимость, временные рамки. Управление расходами и доходами. Оценка активов и пассивов 2 21 Материальные активы, нематериальные и финансовые. 1 2223 2425 26 Страхование рисков. Страховое возмещение и страховая премия. 2 Осознанные расходы и запланированные доходы. Источники дохода. Финансовый план. Формирование финансовой «подушки безопасности». 2 27 Практическая работа по разделу «Моделирование личных финансов» Итого за III четверть 1 1 – соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. 1 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 11 IVчетверть Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования 2829 30 Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит) как инструмент сбережения. Расчет простых и сложных процентов. 2 3132 33 Накопительный счет. Гарантии государства. Действие системы страхования вкладов. Практическая работа по разделу «Инструменты сбережения и инвестирования» Итоговая работа за год 2 Итого за IV четверть 7 Итого за год 34 34 1 1 – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Финансовая грамотность» 11 класс 33 часа № Тема урока ЧЧ 1 четверть Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования (про- Основные виды деятельности обучающихся – развивать критическое мышление по отношению к 6 Основные направления воспитательной деятельности 1-2 3-4 5 6 7-8 9 10-11 12 13 14 15-16 17 18-19 20 21 22 23 24 должение) Инвестиции: реальные и финансовые. Реальные активы. Финансовые активы: облигации и акции. Государственные и корпоративные облигации. Производные финансовые инструменты. Опцион и фьючерс. Инвесторы на финансовом рынке. Индивидуальный инвестиционный счет. Стратегии инвестирования. Доходность. Принципы финансовых пирамид. Мошенничество в цифровом мире. Итого за 1 четверть 2 четверть Повторение по разделу «Инструменты сбережения и инвестирования» Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования Цели кредита. Автокредитование. Ипотека. Критерии оценки заемщика. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации (МФО). Кредитная история. Кредитный договор. Дифференцированные и аннуитетные платежи. Процедура банкротства. 2 2 1 1 2 рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности; – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 8 1 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 Повторение по разделу «Инструменты кредитования и заимствования» Итого за 2 четверть 3 четверть Раздел 6. Сотрудничество с государством 2 Идентификация личности. Биометрическая система идентификации личности. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Налоговая система РФ. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый агент. Кадастровая стоимость объекта недвижимости. Транспортный налог. Налог на доходы физических лиц 1 2 1 1 1 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – находить актуальную информацию на сайте Пенси- 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 онного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах; 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – рассчитывать сумму уплачиваемых налогов; 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – находить информацию о местоположении инспекции ФНС; 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – заполнять налоговую декларацию; – рассчитывать зарплату без налогового вычета и с 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 налоговым вычетом, определять размер налогового вычета; – рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов – рассчитывать размер пенсии по формуле 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 или пользоваться пенсионным калькулятором на сайте ПФР; – рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 в программе софинансирования пенсии; – рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложе- 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 ния материнского капитала 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1 1 – читать договор страхования; 2 1 1 1 8 7 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 25-26 27 28-29 30-31 32 33 (НДФЛ). Социальные льготы. Активный и пенсионный возраст. Государственная пенсия как поддержка. Страховая и накопительная части государственной пенсии. Повторение по разделу «Сотрудничество с государством» Итого за 3 четверть 4 четверть Раздел 7. Создайте свой стартап Идеи для стартапа. Изложение бизнес-идеи. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Стратегия принятия решений. Презентация творческих проектов Презентация творческих проектов Итого за 4 четверть Итого за год 2 1 11 2 2 1 1 6 33 8 – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – соотносить риски и выгоды. – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 – способность реально оценивать свои финансовые 1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 возможности.