МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский родной язык учебный предмет/курс/ 10-11 классы ; Танкиева Г.С.., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория г. Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт СОО, 2014 г. 3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция). 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. 6. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия №120. 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке» и письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017 № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка» предметная область предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами «Родной язык», «Родная литература». Изучение данной предметной области направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Цель реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский родной язык» - освоение содержания предмета «Русский родной язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО. Планируемые результаты освоения предмета «Русский родной язык» 1. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 1.1 Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 1.2 Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 1.3 Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждении. 2. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме . Личностные результаты выпускника формируются в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 1.2. развитие культуры межнационального общения; 1.3. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; 1.4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 1.5. развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; 1.6. развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; 1.7. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 1.8. разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. 2. Патриотическое воспитание: 2.1. формирование российской гражданской идентичности; 2.2. формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания; 2.3. формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; 2.4. развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; 2.5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; 3.3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 3.5. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 5.1. формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; 5.2. формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; 5.3. развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 6. Трудовое воспитание: 6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; 6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 7. Экологическое воспитание: 7.1. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; 7.2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 8. Ценности научного познания: 8.1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; 8.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. 3. Предметные результаты: 1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога 9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; Программа рассчитана на 67 часов (34 часов в год 10 класс -1 час в неделю; 33 часа в год 11класс – 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом гимназии. Содержание курса 1. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство социализации человека. Работа со словом «грамота». 2. Как жили наши предки — славяне Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен. Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне). 3. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин). Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Краткие сведения из области палеографии. Материал и орудия письма. Важнейшие памятники письменности; чтение отрывков из них на древнерусском языке. 4. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв). Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии. 5. Славянский алфавит и его особенности . Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ. 6. Как учили грамоте на Руси. «Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев). Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1574 г.). «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др. Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов. 7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» . Язык «Повести временных лет...». Аналитическое наблюдение — исследование текстов сборника «Повесть временных лет...». 8. Русский язык в кругу славянских языков . «Общеславянский язык — прародитель славянских языков». «Языки-братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности». «Первоучители Кирилл и «Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси». 9. «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка) . Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма. Изменения в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий. Как появились беглые гласные? (Почему в русском языке дед, а в украинском дид? Какой рифмой пользовался Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой ѣ.) Процесс перехода ев о. Изменение качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных. 10. «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский) . Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова. 11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский). Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края. 12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский). Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы. 13. Тайны имен и прозвищ . Антропонимия. Анторопонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Именахарактеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчестваименования. Прозвища. 14. С какого времени начинается современный русский литературный язык? . Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык. 15. Что? Как? Почему? История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? Почему у некоторых существительных в одном и том же падеже есть разные окончания (из леса — из лесу)?Хорошо ли знал Грибоедов русский язык («У вдове, у докторше крестить»)? Как обратиться к собеседнику (о звательной форме)? История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше — полные или краткие? Как появилась превосходная степень? История имен числительных: как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки двойственного числа в русском языке.) Почему пишем пятнадцать, но пятьдесят? (Вопросы образования, изменения, правописания, употребления числительных с существительными.) История местоимений, или Знакомые незнакомцы: как появилось «я» в местоимениях 3-го лица? Почему местоимения 3-го лица изменяются по родам? Как возник суффикс -ся? История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы 1-го, 2-го спряжения и разноспрягаемые? Почему во 2-м спряжении есть 11 исключений? Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Как возникли возвратные глаголы? Какого происхождения наши современные причастия? Из чего состоят формы сослагательного наклонения? История наречий, или Почему так трудно правильно писать наречия? Позднее оформление этой категории, незавершенность ее формирования. Из истории предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления, написания). 16. Из истории русской пунктуации . Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.). Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М. Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие наименования знаков препинания. 17. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» Подготовка и презентация устного журнала. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Русский родной язык» 10 КЛАСС (34 часа) Название раздела № Тема урока Кол-во Основные виды учебной Основны программы урока часов деятельности е направле ния воспитат ельн.деят ельности Дата 1 четверть (9 ч ) «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) Как жили наши предки — славяне 1 Цели, задачи курса. История языка и история общества. 1 2 Язык - средство социализации человека. Работа со словом «грамота». 1 3 Язык и его роль в обществе. 1 Конспектирование лекции учителя. Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Осознание функции русского языка как государственного и языка межнационального общения Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Извлечение информации о значении слов из лингвистических словарей. Расширение лексического запаса Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями 8.2 2.1 1.1 4.1 Сентябрь 1-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Сентябрь 2-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Сентябрь 3-я неделя «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин) 4 Жизнь славянских племен. 1 5 Образование праславянского языка. 1 6 В семье славянских языков. 1 7 Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне). 1 8 Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники письменности и др.). 1 Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Извлечение информации о значении слов из лингвистических словарей. Расширение лексического запаса 8.2 2.1 1.1 4.1 Сентябрь 4-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Сентябрь 5-я неделя/1-я неделя октября 8.2 2.1 1.1 4.1 Октябрь 2-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Октябрь 3-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Октябрь 4-я неделя 9 Письмена славян дохристианского периода. 1 Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями 8.2 2.1 1.1 4.1 Октябрь 5-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Ноябрь 2-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Ноябрь 3-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Ноябрь 4-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Декабрь 1-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Декабрь 2-я неделя 2 четверть (7 ч ) 10 Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. 1 11 История письменности на Руси. 1 12 Краткие сведения из области палеографии. 1 13 Материал и орудия письма. 1 14 Важнейшие памятники письменности; чтение отрывков из них на 1 Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни древнерусском языке. Развитие письменности на Руси 15 Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись 1 16 Второе южнославянское влияние. 1 Итого за 1 полугодие 17 Формирование принципов орфографии. История ее реформ 18 Особенности отдельных написаний. 19 Роль этимологического человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Извлечение информации о значении слов из лингвистических словарей. Расширение лексического запаса Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями 16 ч 3 четверть (10 ч ) 1 Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями 1 Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями 1 Конспектирование лекции 8.2 2.1 1.1 4.1 Декабрь 3-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Декабрь 4-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Январь 2-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Январь 3-я неделя 8.2 1.1 Январь анализа в работе по орфографии. Славянский алфавит и его особенности 20 Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. 1 21 Надстрочные знаки. 1 22 Обозначение чисел буквами. 1 23 Судьба отдельных букв. 1 учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Извлечение информации о значении слов из лингвистических словарей. Расширение лексического запаса Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества 2.1 4.1 4-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Февраль 1-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Февраль 2-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Февраль 3-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Февраль 4-я неделя Как учили грамоте на Руси 24 Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ. 1 25 «Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев). Школа и просвещение. 1 26 История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. 1 Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества 8.2 2.1 1.1 4.1 Март 1-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Март 2-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Март 3-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 Март 5-я неделя 8.2 2.1 1.1 4.1 8.2 2.1 1.1 4.1 4 четверть (8 ч) 27 Азбука Ивана Федорова (1574 г.). 1 28 «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др. 1 29 Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с сообщениями и презентациями Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества Публичное выступление с Апрель 1-я неделя Арель 2-я неделя «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» 30-31 Язык «Повести временных лет...».Аналитическое наблюдение — исследование текстов сборника «Повесть временных лет...». 2 32-34 Резерв 3 сообщениями и презентациями Извлечение информации о значении слов из лингвистических словарей. Расширение лексического запаса Конспектирование лекции учителя Осознание роли русского языка в жизни человека и общества. Публичное выступление с сообщениями и презентациями Извлечение информации о значении слов из лингвистических словарей. Расширение лексического запаса Повторение, обобщение и систематизация изученного материала Итого за 2 полугодие Итого за год 8.2 2.1 1.1 4.1 Апрель 3-я/4-я неделя Май 2-4 неделя 18 34 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Русский родной язык» 11 КЛАСС (33 часа) Название раздела программы Русский язык в кругу славянских языков № урока 1 2 3 4 «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка) 5 6 Тема урока 1 четверть (9 ч ) «Общеславянский язык — прародитель славянских языков». «Языки-братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности». «Первоучители Кирилл и Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси». Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма. Изменения в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, Кол-во чч Основные виды деятельности Основные направления воспитательно й деятельности Осознавать роль русского языка в жизни человека и общества. Осознавать функции русского языка как государственного и языка межнационального общения. . Расширять свой лексический запас. 4.3 сентябрь 4.3 4.1 6.3 2.2 сентябрь 1 Понимать роль и значение русского литературного языка 3.1 4.1 4.6 сентябрь 1 Конспектирование лекции учителя 8.2 4.3 октябрь 1 Публичное выступление с сообщениями и презентациями. Рассуждение на заданную (лингвистическую) тему. Формулирование тезиса, подбор аргументов, формулирование вывода. 2.1 октябрь 1 1 1 Дата сентябрь 7 8 9 10 «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский) 11 «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) 13 12 14 изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий). Как появились беглые гласные? (Почему в русском языке дед, а в украинском дид?) Какой рифмой пользовался Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой ѣ.) Процесс перехода ево. Изменение качества шипящих и ц. 1 Публичное выступление с сообщениями и презентациями 8.2 6.3 октябрь 1 Конспектирование лекции учителя 4.1 октябрь 1 Рассуждение на заданную (лингвистическую) тему. Формулирование тезиса, подбор аргументов, формулирование вывода. 2 четверть (7 ч) 8.1 октябрь ноябрь Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных. Исконно русская лексика. 1 Конспектирование лекции учителя, составление плана лекции 1.6 8.2 ноябрь 1 4.1 ноябрь Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова. Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. 1 Составление плана по видеолекции Публичное выступление с сообщениями и презентациями 1.1 декабрь Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности. . Понимать роль и значение русского литературного языка. 1.6 4.1 декабрь 8.2 декабрь 1 1 15 «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) 16 Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края. Лексикография. Типы словарей. 1 полугодие 17 18 Тайны имен и прозвищ 19 20 21 С какого времени начинается современный русский литературный язык? 22 3 четверть (10 ч ) Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы. Антропонимия. Анторопонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Именаталисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования. Прозвища. Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других 1 Публичное выступление с сообщениями и презентациями 7.1 4.6 декабрь 1 Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей 4.1 декабрь 4.1 6.3 2.5 январь 8.2 январь 4.3 февраль 4.3 4.6 февраль 3.4 8.2 февраль 16 ч 1 1 Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей 1 1 1 1 Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности. Составление вопросов к тексту и ответов на них. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Расширение лексического запаса. Совершенствование орфоэпических навыков. январь Что? Как? Почему? Из истории русской пунктуации «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» 23 норм. Изменения норм. Литературный язык. История имен существительных 1 24 История имен прилагательных 1 25 История имен числительных 1 26 1 27 История местоимений 4 четверть (7 ч) История глаголов 28 История наречий 1 29 Из истории предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления, написания) Появление знаков препинания в русском языке. 1 Подготовка и презентация устного журнала. 2 30 31-32 33 Резерв 2 полугодие Итого за год 1 1 1 17 ч 33 ч Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей Рассуждение на грамматическую тему Извлекать информацию о значении слов из Интернет источников 6.3 4.3 февраль 4.3 март 1.2 март 6.3 март Публичное выступление с сообщениями и презентациями Публичное выступление с сообщениями и презентациями Публичное выступление с сообщениями и презентациями 8.2 апрель 4.3 апрель 1.6 4.2 апрель Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал. Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал. 2.5 4.3 апрель 2.2 май май