МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы архитектурно-художественной деятельности
учебный предмет/курс/
8А-9А класс
г. Екатеринбург, 2024 г.
Пояснительная записка
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом гимназии изучение предмета предусмотрено
обучающимися 8А класса в количестве 17 часов в год, 9 «А» в количестве 17 часов за год.
Цель курса – развитие творческих способностей обучающихся, художественнокомпозиционного мастерства через освоение художественного изображения, художественнокомпозиционного моделирования
и технологии специфической
архитектурнохудожественной деятельности.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (ФГОС СОО, 2022 г.)
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N304 –
ФЗ (последняя редакция).
Приказ Минпросвещения от 21.11.22 №10/22 «О внесении изменений в некоторые
Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся».
Примерная основная образовательная программа общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию)
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии
№120 (ООП ООО).
Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные и метапредметные результаты
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое
отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
2
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей,
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика ),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности.
Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года):
1. Гражданское воспитание:
1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского
общества;
1.2. развитие культуры межнационального общения;
2. Патриотическое воспитание:
2.1. формирование российской гражданской идентичности;
3. Духовно-нравственное воспитание:
3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
4. Эстетическое воспитание:
4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным
и мировым произведениям искусства и литературы;
4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
6. Трудовое воспитание:
6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
3
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Задачи курса
Сформировать общее представление об архитектурно-художественной деятельности
ознакомить с основными методами художественного изображения и художественнокомпозиционного моделирования;
выработать практические художественно-композиционные навыки и умения
развить самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи;
развить эстетическое чувство и художественную инициативу учащихся;
обеспечить учащимся возможность самопознания, изучения мира профессий,
связанных
с
архитектурно-художественной
деятельностью,
выполнение
профессиональных проб с целью профессионального самоопределения
Освоение художественно-композиционного моделирования в архитектурнохудожественной деятельности
ученики осуществляют по следующему плану: сначала
дается представление обо всей проблеме данной темы, затем учащиеся овладевают основами
языка
художественно-композиционного
моделирования,
вычленение
языковых
закономерностей, композиционной структуры (наброски, зарисовки, копирование), и на базе
изученного материала — создание своего художественного образа. Основное требование к
выполнению практической работы - это композиционная и художественная завершенность.
Содержание курса
8 класс
Способы изображения.
Многообразие художественных изображений. Упражнение: стилизация отдельных
предметов быта
Упражнение: натюрморт. Реалистический способ изображения. Разные способы
видения мира. Сюжетная нагрузка реалистического изображения – как изобразительная
сторона содержания. Передача формы без искажения внешнего вида в полном соответствии
с отображаемым объектом. Построение реалистического изображения. Отношение предмета
к пространству. Образное отражение в реалистическом изображении.
Упражнение: натюрморт. Абстрактный способ изображения. Отвлеченный,
построенный на абстракции (беспредметности) знак. Выделение существенных признаков
формы, свойств и связей предмета Противопоставление конкретному явлению. Абстракция условие
познания сущности. Абстрагирование как способ художественного видения
(каллиграфия близка к абстракции линий и пятен) Восприятие абстрактного знака по
сходству и аналогии с реальными предметами, когда речь идет о несуществующих вещах и
предметах. Отвержение сходства с
вещами и образной памятью, то знак – условный
указатель (индекс) Абстрактное и реальное – противоположные друг другу.
Упражнение: натюрморт. Декоративный способ изображения. Выразительные
возможности декоративного изображения: художественные средства декоративного
изображения: стилизация, декоративное моделирование формы и
пространства, цвет в
декоративной композиции (1 час)
4
Понятие «композиция» в художественной деятельности. Упражнение: сказочная
композиция.
Средства композиции. Пропорции и формат.
Формат – линейные размеры художественного произведения картины. Выбор размера
сообразно творческому замыслу. Пропорции – соразмерность элементов формы,
согласованная система отношений частей между собой и целым, придающие конкретной
форме гармоническую завершенность. Соразмерность различных форм и элементов по их
ширине, высоте, глубине, гармоничность всех частей формы с точки зрения целого
Соразмерно-гармонические отношения - золотое сечение.
Ритм-метр. Метр – множественное монотонное повторение какого-либо элемента с
одинаковым интервалом. Простое механическое чередование изобразительного модуля.
Ритм – упорядоченное чередование одинаковых или закономерно-изменяемых частей
определенной формы при их строгой соподчиненности Ритм в жизни и искусстве – движение.
Характерные ритмические движения (по горизонтали-вертикали, диагонали, кругу или
замкнутой кривой) Ритм выразительное, эмоционально воздействующее средство.
Антипод ритмичности - аритмичность (неупорядоченное чередование). Признаки ритма.
Акценты и интервалы ритма.
Ритм по расположению форм. Ритм по изменению
геометрической структуры формы. Ритм по изменению размеров формы
Размер – масштаб
Размер – абсолютная величина формы. Масштаб - относительная величина формы.
Масштаб –свойство размерного соответствия изображаемых форм, характеризующий
соотношения объекта с его частями. Масштабность (соразмерность) – соотношение с
человеческим ростом. «Человек – мера всех вещей» Масштаб и масштабность соотносятся
между собой так же как ритм и ритмичность, пропорции и пропорциональность
Контраст-нюанс
Контраст-нюанс - пара средств гармонизации, характеризующая степень сходства и
различия элементов композиции. Контраст – резко выраженная противоположность
(противопоставление, взаимное усиление качеств, свойств, особенностей) Контраст – как
акцент. Контраст – противопоставление композиционных элементов и художественных
образов с диаметрально противоположными свойствами относительно друг друга.
Эмоциональное воздействие контраста. Контрастные отношения (Тональный- цветовой
контраст. Сюжетный контраст. Светотеневой контраст. Контраст движений. Фактурный
контраст.)
Нюанс - тонкое различие, едва заметный переход (в цвете, тоне, какой-либо формы)
Нюанс – визуальное и эмоциональное сходство по одному или нескольким признакам.
Свойства композиции. Соподчиненность. Взаимодействие главных и второстепенных
элементов, обеспечивающих иерархию зон внимания
Целостность. Соединение, пересечение, наложение контуров элементов композиции
Упорядоченность. Размещение композиционных центров и второстепенных элементов
на динамических осях главных элементов по понятному зрителю движению
Трансформация и стилизация формы
Трансформация – преобразование. Деформация как композиционный прием.
Стилизация - жанровое подражание чему-либо. Попытка представить предметы или фигуры в
условно-упрощенной форме. Упрощение или обобщение внешней формы в соответствии с ее
границами, изменением абриса, преобразование объемов в плоскостно-декоративную форму
с предельно выразительным силуэтом. Интерпретация исходной формы.
Основы графики. Упражнение: творческая копия с художественного
произведения по выбору. Художественно-выразительные средства графики: линия пятно,
штрих. Выразительные возможности штриха. Роль штриха в лепке формы и пространства
5
Композиционные средства гармонизации: размер, отношения, пропорции,
уравновешенность. Моделирование объема (светотень) и пространства средствами графики
Геометрическая перспектива как определенная система построения пространства.
Основы живописи. Цвет – как дополнительное эмоциональное ощущение
графической формы, пространства.
Особенности цвета: хроматические цвета (желтый,
красный, синий). Ахроматические цвета (белый, серый, черный). Дополнительные
(противоположные) цвета. Теплые, холодные цвета. Родственные, родственно-контрастные,
контрастные.
Цвет - средство композиции. Многообразие цвета. Получение всех цветов путем
смешивания семи основных цветов. Цветовой тон. Цветовая гармония
9 класс
Основы композиции.
Виды и типы формальной
композиции. Моноцентрическая композиция (один,
единственный) Композиция с одним центром Группировка всех элементов вокруг центра.
Охват зрением центральной зоны и композиционного центра. Местонахождение центра в
любой стороне. Целостность и уравновешенность композиции. Замкнутость композиции.
Разработка центра
Полицентрическая
композиция
–
определенное
множество
структурно
взаимосвязанных второстепенных центров. Последовательное восприятие композиционных
центров. Расположение центров на осях, диагональных направлениях - доминирование (4
урока)
Статичная-динамичная композиция.
Статика – состояние покоя, равновесия,
устойчивости формы.
Организация формы относительно оси. Группировка фигур
относительно оси симметрии. Четкое членение по вертикали и горизонтали.
Цвет и
количественные отношения элементов и изобразительного пространства. Геометрическая
структура, отношение параметров. Геометрическая конфигурация.
Динамика - зрительное восприятие движения, стремительности формы к движению.
Резкая смена в направлении движении масс. Острые контрастные формы. Ритм и
трансформация - в достижении динамики. Роль цвета в динамической композиции.
Комбинаторика
Различные варианты сочетания и расположения предметов (форм) на плоскости.
Упорядоченная система расположения. Группировка элементов
Объединение композиционных масс по принципу матрешки. В статичной композиции
– метрические членения, в динамической композиции – деление массы на различные
элементы, направленные ритмически по силовым линиям. Группировка, сгущение,
разрежение элементов, примыкание элементов
Фиксированное примыкание друг к другу одной или несколькими сторонами
Определенный уровень пространственной организации в композиционном поле. Сдвижки
вдоль примыкающих сторон, дублирование элементов, добавление новых элементов.
Пересечение и врезка элементов
Собранность геометрических элементов и их масс в композиционное целое.
Разномасштабность элементов. При симметрическом расположении – статические структуры
Асимметричное расположение – свободное пространство, где элементы расположены в
определенных динамических направлениях. Наложение и членение элементов, деформация
Прозрачность совмещаемых элементов – наложение. Деформация, сдвижка, членение
– многовариантность композиционных решений
Удаление и сближение элементов, композиционная пауза
6
Ритмическое удаление – за счет разряжения по заданному направлению, сближение за счет нарастание массы в плоскости по заданному направлению. Доминантный элемент в
композиции. Доминантное пространство в композиции
Конфигуративная комбинаторика
Освоение принципов комбинаторной организации композиционного произведения на
базе модульного элемента, который позволял бы при различных сочетаниях и перестановках
получать орнаментально-ритмические структуры: параллельные ряды, ступенчатые ряды,
регулярно-повторяющиеся центры.
Основы графики
Геометрическая перспектива как определенная система построения пространства
Понятие о линейной перспективе. Закономерности ракурсного и перспективного
изображения геометрических тел. Компоновка и ориентация геометрических тел (куб,
цилиндр, конус, и т. д.) относительно линии горизонта. Композиция рисунка.
Моделирование формы и пространства средствами графики
Светотеневая разработка модели. Соблюдение тонального масштаба
Тональное изображение световоздушной среды (13 часов)
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
8 КЛАСС (17 часов)
№
урока
Название раздела
программы
Способы
изображения
1
2
3-4
5-6
Основы
живописи
7
8
Тема урока
Основные виды деятельности
обучающихся
I / III четверть
Выполнение упражнения
Многообразие
художественных
изображений.
Натюрморт. Реалистичный Передача формы без искажения внешнего
способ изображения.
вида
в
полном
соответствии
с
отображаемым объектом.
Натюрморт.
Стилизация Разные способы видения мира. Сюжетная
предметов быта
нагрузка реалистического изображения – как
изобразительная
сторона
содержания/
Образное отражение в реалистическом
изображении.
Декоративный натюрморт.
Декоративный
способ
изображения.
Выразительные возможности декоративного
изображения: художественные средства
декоративного изображения: стилизация,
декоративное моделирование формы и
пространства,
цвет
в
декоративной
композиции
Цвет - средство композиции. Цвет– как дополнительное эмоциональное
ощущение
графической
формы,
пространства.
Цветовой тон.
Цветовая
Практическое упражнение: получение
гармония
родственных цветов путем смешивания семи
основных цветов.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Кол-во
часов
Планируемая
дата
4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
4.6
1
1 неделя
6.3, 6.4
1
2 неделя
6.3, 6.4
2
3-4неделя
6.3, 6.4
2
6 неделя
6.3, 6.4
1
7 неделя
1
8 неделя
8
8 недель
1
9 неделя
Итого за I/III
четверть
Основы графики
9
8
Художественновыразительные
II / IV четверть
Упражнение:
творческая
копия
с
средства художественного произведения по выбору.
4.1, 4.2, 4.4, 4.6,
6.4
10
11
12
Понятие
«композиция» в
художественной
деятельности
13
графики:
линия
пятно,
штрих.
Выразительные возможности
штриха.
Роль штриха в лепке формы
и пространства.
Композиционные
средства
гармонизации:
размер,
отношения,
пропорции,
уравновешенность.
Моделирование
объема
(светотень) и пространства
средствами графики.
Геометрическая перспектива
как определенная система
построения пространства.
Средства композиции.
14
Соподчиненность.
15
Целостность.
16
Упорядоченность.
17
Трансформация формы.
Итого за II/ IV
четверть:
ИТОГО ЗА ГОД
9
9 недель
17 часов
Упражнение:
творческая
копия
с
художественного произведения по выбору.
6.3, 6.4
1
10 неделя
Упражнение:
творческая
копия
с
художественного произведения по выбору.
6.3, 6.4
1
11 неделя
Отработка навыков на практическом
упражнении
«Творческая
копия
с
художественного произведения по выбору».
6.3, 6.4
1
12 неделя
Пропорции и формат.
Освоение композиционного приема - Ритмметр
Освоение композиционных приемов: размер
– масштаб.
6.3, 6.4
1
13 неделя
Взаимодействие главных и второстепенных
элементов, обеспечивающих иерархию зон
внимания.
Соединение, пересечение, наложение
контуров элементов композиции.
Размещение композиционных центров и
второстепенных элементов на динамических
осях главных элементов по понятному
зрителю движению.
Трансформация и стилизация формы
6.3, 6.4
1
14 неделя
6.3, 6.4
1
15 неделя
6.3, 6.4
1
16 неделя
6.3, 6.4
1
17 неделя
9
9 недель
17 недель
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
9 КЛАСС (17 часов)
№
уро
ка
Название
раздела
программы
Тема урока
Основные виды деятельности обучающихся
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Колво
чч
Планируемая
дата
1
1 неделя
6.3, 6.4
1
2 неделя
6.3, 6.4
1
3 неделя
6.3, 6.4
1
4 неделя
I четверть (III четверть)
Основы
композиции
4.1, 4.2, 4.4, 4.6
Виды
и
типы Практическая работа-упражнение:
формальной
Целостность и уравновешенность композиции.
композиции.
Замкнутость композиции. Разработка центра.
Моноцентрическая
композиция.
Виды
и
типы Практическая работа-упражнение:
композиции.
определенние
множества
структурно
Полицентрическая
взаимосвязанных
второстепенных
центров.
композиция
Последовательное восприятие композиционных
центров. Расположение центров
на осях,
диагональных направлениях - доминирование.
Виды
и
типы Практическая работа-упражнение:
композиции.
Статика – состояние покоя, равновесия,
Статичная-динамичная
устойчивости формы.
Организация формы
композиция.
относительно
оси.
Группировка
фигур
относительно оси симметрии. Четкое членение по
вертикали и горизонтали.
Цвет и
количественные
отношения
элементов
и
изобразительного пространства. Геометрическая
структура,
отношение
параметров.
Геометрическая конфигурация.
Виды
и
типы Практическая работа-упражнение:
композиции.
Статико- Динамика - зрительное восприятие движения,
1
2
3
4
10
динамичная композиция.
5
6
7
8
Итого за I
четверть:
9
Основы
графики
10
11
11
стремительности формы к движению. Резкая
смена в направлении движении масс. Острые
контрастные формы. Ритм и трансформация - в
достижении
динамики.
Роль
цвета
в
динамической
Виды
и
типы Практическая работа-упражнение:
композиции. Симметрия. Симметричная
композиция. Симметрия и ее
виды: зеркальная, поворотная, центральная,
переносная. Симметрия. - соразмерность в
расположении частей целого в пространстве,
полное соответствие одной части целого другой
Виды
и
типы Практическая работа-упражнение:
симметричной
Основные свойства симметрии; структуры композиции
плоскость, объемно-пространственное решение,
геометрические параметры, цвет, декор –
обеспечение
упорядоченности
композиции.
Строгая
симметрия
устойчивость,
монументальность,
статичность.
Нестрогая
симметрия – дисимметрия - нюансное изменение
в деталях формы или расположение формы
относительно оси
Асимметричная
Практическая работа-упражнение:
композиция.
Условие композиции – равновесие всех частей
композиции. Принцип сгущения, разряжения
элементов форм.
Комбинаторика.
Практическая работа-упражнение:
Различные варианты сочетания и расположения
предметов (форм) на плоскости. Упорядоченная
система расположения. Группировка элементов.
8 часов
Перспектива.
II четверть (IV четверть)
Геометрическая перспектива как определенная
система построения пространства.
Понятие о линейной перспективе.
Закономерности ракурсного и перспективного
6.3, 6.4
1
5 неделя
6.3, 6.4
1
6 неделя
6.3, 6.4
1
7 неделя
6.3, 6.4
1
8 неделя
8
4.1, 4.2, 6.3, 6.4
1
9 неделя
6.3, 6.4
6.3, 6.4
1
1
10 неделя
11 неделя
12
Перспектива в графике.
13
14
15
16
17
Итого за II
четверть:
Итого за год
17 часов
12
изображения геометрических тел.
Компоновка и ориентация геометрических тел
(куб, цилиндр, конус и т. д.) относительно линии
горизонта.
Композиционное построение в пространстве.
Композиция рисунка.
Моделирование формы и пространства
средствами графики
Светотеневая разработка модели.
Тональное изображение световоздушной среды.
Отработка навыков на практическом упражнении
6.3, 6.4
1
12 неделя
6.3, 6.4
6.3, 6.4
6.3, 6.4
1
1
1
13 неделя
14 неделя
15 неделя
6.3, 6.4
6.3, 6.4
1
1
17 неделя
9
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ
«ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА», «ОАХД», «ЖИВОПИСЬ», «РИСУНОК», «КОМПОЗИЦИЯ» 811 КЛАССЫ
Анализ учебных и творческих работ обучающихся:
Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение образной точности;
импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
оригинальность замысла.
Композиция
знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
органичность и целостность композиционного решения.
Рисунок
владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения
работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта,
выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством
светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений
при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:
степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический
рисунок);
умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через
трансформацию природных и искусственных форм.
Цветовое решение
знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его
зрительного восприятия;
умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
Техника исполнения
умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка,
штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
использование современных материалов;
наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль за выполнением работы осуществляется по следующим параметрам качества:
13
1)
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2)
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3)
качество выполняемых работ и итогового рисунка.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими
критериями:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его
творческим находкам.
Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке
композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны
между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные
знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы
и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в
разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил
малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой
учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в
разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных
разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;
понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не
выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться
дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями
и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими
словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
14
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные
ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на
дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими
словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы
учителя.
Нормы оценки проверочной работы проектного характера:
Общие нормы оценки творческого проекта:
Оценка «5» -выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены.
Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с
соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если
это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее
необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась
учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа
имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или
полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или
на других уроках.
Оценка «4» -выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от
рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует
предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного
творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной
новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается
неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую
экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
Оценка «3» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований,
не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания,
несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью
учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.
Оценка «2» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований,
не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания,
несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью
учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Выполненное изделие не
15
соответствует и не может использоваться по назначению. Обработка изделий (детали) выполнена с
грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие
бракуется. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся.
Этап
работы
проектом
над Критерии,
соответствующие
Характеристика
критерия
этапам
Подготовительный этап
Актуальность
Обоснованность проекта в
настоящее время, которая
предполагает
имеющихся
разрешение
по
данной
тематике противоречий
Планирование работы
Осведомленность
Комплексное
использование имеющихся
источников
тематике
по
и
данной
свободное
владение материалом
Исследовательская
Научность
деятельность
Соотношение изученного и
представленного в проекте
материала, а также методов
работы
с
таковыми
в
данной научной области по
исследуемой
проблеме,
использование конкретных
научных
терминов
и
возможность оперирования
ими
Самостоятельность
Выполнение
всех
этапов
проектной
деятельности
самими
учащимися,
направляемая
действиями
координатора проекта без
его
16
непосредственного
участия
Результаты или выводы
Значимость
Признание
выполненного
авторами
проекта
теоретического
для
и
(или)
практического применения
Системность
Способность
школьников
выделять
обобщенный
способ
действия
и
применять его при решении
конкретно-практических
задач в рамках выполнения
проектноисследовательской работы
Структурированность
Структурированность
Степень
теоретического
осмысления
авторами
проекта и наличие в нем
системообразующих
связей,
характерных
данной
для
предметной
области,
а
также
упорядоченность
и
целесообразность действий,
при
выполнении
и
оформлении проекта
Интегративность
Связь
различных
источников информации и
областей
знаний
и
ее
систематизация в единой
концепции
проектной
работы
Креативность (творчество)
Новые оригинальные идеи
и пути решения, с помощью
которых
17
авторы
внесли
нечто новое в контекст
современной
действительности
Представление
готового Презентабельность
продукта
(публичное представление)
Формы
представления
результата
проектной
работы
(доклад,
презентация,
постер,
фильм, макет, реферат и
др.), которые имеют общую
цель,
согласованные
методы
и
способы
деятельности, достигающие
единого
Наглядное
результата.
представление
хода исследования и его
результатов в результате
совместного
решения
проблемы
авторами
проекта
Коммуникативность
Способность
авторов
проекта
четко,
стилистически грамотно и в
тезисно изложить этапы и
результаты
своей
деятельности
Апробация
Распространение
результатов
и
проектной
деятельности
или
рождение
проектного
продуктов
нового
замысла,
связанного с результатами
предыдущего проекта
Оценка
процесса
результатов работы
18
и Рефлексивность
Индивидуальное
отношение
авторов
проектной
работы
к
процессу проектирования и
результату
своей
деятельности.
Характеризуется ответами
на основные вопросы: Что
было хорошо и почему?
Что не удалось и почему?
Что
хотелось
бы
осуществить в будущем?
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных
баллов.
Количество
набранных Уровень проекта
Оценка
баллов
до 40 баллов
Низкий уровень
2
41-60
Средний уровень
3
61-80
Выше среднего уровня
4
81-100
Высокий уровень
5
Требования к оформлению рефератов, презентаций, выставок
Творческий отчет-выставка
Требования к оформлению работ для выставки. Выставочная работа выполняется на формате
бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой,
расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества
автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города
Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Требования к оформлению презентации
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5,
поля стандартные;
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов.
19
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного
материала.
20