МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы архитектурно-художественной деятельности учебный предмет/курс/ 8А-9А класс г. Екатеринбург, 2024 г. Пояснительная записка Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В соответствии с учебным планом гимназии изучение предмета предусмотрено обучающимися 8А класса в количестве 17 часов в год, 9 «А» в количестве 17 часов за год. Цель курса – развитие творческих способностей обучающихся, художественнокомпозиционного мастерства через освоение художественного изображения, художественнокомпозиционного моделирования и технологии специфической архитектурнохудожественной деятельности. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО, 2022 г.) Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N304 – ФЗ (последняя редакция). Приказ Минпросвещения от 21.11.22 №10/22 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». Примерная основная образовательная программа общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии №120 (ООП ООО). Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные и метапредметные результаты осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. Предметные результаты: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к 2 сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика ), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 1.2. развитие культуры межнационального общения; 2. Патриотическое воспитание: 2.1. формирование российской гражданской идентичности; 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; 3.4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Трудовое воспитание: 6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; 6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой 3 деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Задачи курса Сформировать общее представление об архитектурно-художественной деятельности ознакомить с основными методами художественного изображения и художественнокомпозиционного моделирования; выработать практические художественно-композиционные навыки и умения развить самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи; развить эстетическое чувство и художественную инициативу учащихся; обеспечить учащимся возможность самопознания, изучения мира профессий, связанных с архитектурно-художественной деятельностью, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения Освоение художественно-композиционного моделирования в архитектурнохудожественной деятельности ученики осуществляют по следующему плану: сначала дается представление обо всей проблеме данной темы, затем учащиеся овладевают основами языка художественно-композиционного моделирования, вычленение языковых закономерностей, композиционной структуры (наброски, зарисовки, копирование), и на базе изученного материала — создание своего художественного образа. Основное требование к выполнению практической работы - это композиционная и художественная завершенность. Содержание курса 8 класс Способы изображения. Многообразие художественных изображений. Упражнение: стилизация отдельных предметов быта Упражнение: натюрморт. Реалистический способ изображения. Разные способы видения мира. Сюжетная нагрузка реалистического изображения – как изобразительная сторона содержания. Передача формы без искажения внешнего вида в полном соответствии с отображаемым объектом. Построение реалистического изображения. Отношение предмета к пространству. Образное отражение в реалистическом изображении. Упражнение: натюрморт. Абстрактный способ изображения. Отвлеченный, построенный на абстракции (беспредметности) знак. Выделение существенных признаков формы, свойств и связей предмета Противопоставление конкретному явлению. Абстракция условие познания сущности. Абстрагирование как способ художественного видения (каллиграфия близка к абстракции линий и пятен) Восприятие абстрактного знака по сходству и аналогии с реальными предметами, когда речь идет о несуществующих вещах и предметах. Отвержение сходства с вещами и образной памятью, то знак – условный указатель (индекс) Абстрактное и реальное – противоположные друг другу. Упражнение: натюрморт. Декоративный способ изображения. Выразительные возможности декоративного изображения: художественные средства декоративного изображения: стилизация, декоративное моделирование формы и пространства, цвет в декоративной композиции (1 час) 4 Понятие «композиция» в художественной деятельности. Упражнение: сказочная композиция. Средства композиции. Пропорции и формат. Формат – линейные размеры художественного произведения картины. Выбор размера сообразно творческому замыслу. Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым, придающие конкретной форме гармоническую завершенность. Соразмерность различных форм и элементов по их ширине, высоте, глубине, гармоничность всех частей формы с точки зрения целого Соразмерно-гармонические отношения - золотое сечение. Ритм-метр. Метр – множественное монотонное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом. Простое механическое чередование изобразительного модуля. Ритм – упорядоченное чередование одинаковых или закономерно-изменяемых частей определенной формы при их строгой соподчиненности Ритм в жизни и искусстве – движение. Характерные ритмические движения (по горизонтали-вертикали, диагонали, кругу или замкнутой кривой) Ритм выразительное, эмоционально воздействующее средство. Антипод ритмичности - аритмичность (неупорядоченное чередование). Признаки ритма. Акценты и интервалы ритма. Ритм по расположению форм. Ритм по изменению геометрической структуры формы. Ритм по изменению размеров формы Размер – масштаб Размер – абсолютная величина формы. Масштаб - относительная величина формы. Масштаб –свойство размерного соответствия изображаемых форм, характеризующий соотношения объекта с его частями. Масштабность (соразмерность) – соотношение с человеческим ростом. «Человек – мера всех вещей» Масштаб и масштабность соотносятся между собой так же как ритм и ритмичность, пропорции и пропорциональность Контраст-нюанс Контраст-нюанс - пара средств гармонизации, характеризующая степень сходства и различия элементов композиции. Контраст – резко выраженная противоположность (противопоставление, взаимное усиление качеств, свойств, особенностей) Контраст – как акцент. Контраст – противопоставление композиционных элементов и художественных образов с диаметрально противоположными свойствами относительно друг друга. Эмоциональное воздействие контраста. Контрастные отношения (Тональный- цветовой контраст. Сюжетный контраст. Светотеневой контраст. Контраст движений. Фактурный контраст.) Нюанс - тонкое различие, едва заметный переход (в цвете, тоне, какой-либо формы) Нюанс – визуальное и эмоциональное сходство по одному или нескольким признакам. Свойства композиции. Соподчиненность. Взаимодействие главных и второстепенных элементов, обеспечивающих иерархию зон внимания Целостность. Соединение, пересечение, наложение контуров элементов композиции Упорядоченность. Размещение композиционных центров и второстепенных элементов на динамических осях главных элементов по понятному зрителю движению Трансформация и стилизация формы Трансформация – преобразование. Деформация как композиционный прием. Стилизация - жанровое подражание чему-либо. Попытка представить предметы или фигуры в условно-упрощенной форме. Упрощение или обобщение внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразование объемов в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом. Интерпретация исходной формы. Основы графики. Упражнение: творческая копия с художественного произведения по выбору. Художественно-выразительные средства графики: линия пятно, штрих. Выразительные возможности штриха. Роль штриха в лепке формы и пространства 5 Композиционные средства гармонизации: размер, отношения, пропорции, уравновешенность. Моделирование объема (светотень) и пространства средствами графики Геометрическая перспектива как определенная система построения пространства. Основы живописи. Цвет – как дополнительное эмоциональное ощущение графической формы, пространства. Особенности цвета: хроматические цвета (желтый, красный, синий). Ахроматические цвета (белый, серый, черный). Дополнительные (противоположные) цвета. Теплые, холодные цвета. Родственные, родственно-контрастные, контрастные. Цвет - средство композиции. Многообразие цвета. Получение всех цветов путем смешивания семи основных цветов. Цветовой тон. Цветовая гармония 9 класс Основы композиции. Виды и типы формальной композиции. Моноцентрическая композиция (один, единственный) Композиция с одним центром Группировка всех элементов вокруг центра. Охват зрением центральной зоны и композиционного центра. Местонахождение центра в любой стороне. Целостность и уравновешенность композиции. Замкнутость композиции. Разработка центра Полицентрическая композиция – определенное множество структурно взаимосвязанных второстепенных центров. Последовательное восприятие композиционных центров. Расположение центров на осях, диагональных направлениях - доминирование (4 урока) Статичная-динамичная композиция. Статика – состояние покоя, равновесия, устойчивости формы. Организация формы относительно оси. Группировка фигур относительно оси симметрии. Четкое членение по вертикали и горизонтали. Цвет и количественные отношения элементов и изобразительного пространства. Геометрическая структура, отношение параметров. Геометрическая конфигурация. Динамика - зрительное восприятие движения, стремительности формы к движению. Резкая смена в направлении движении масс. Острые контрастные формы. Ритм и трансформация - в достижении динамики. Роль цвета в динамической композиции. Комбинаторика Различные варианты сочетания и расположения предметов (форм) на плоскости. Упорядоченная система расположения. Группировка элементов Объединение композиционных масс по принципу матрешки. В статичной композиции – метрические членения, в динамической композиции – деление массы на различные элементы, направленные ритмически по силовым линиям. Группировка, сгущение, разрежение элементов, примыкание элементов Фиксированное примыкание друг к другу одной или несколькими сторонами Определенный уровень пространственной организации в композиционном поле. Сдвижки вдоль примыкающих сторон, дублирование элементов, добавление новых элементов. Пересечение и врезка элементов Собранность геометрических элементов и их масс в композиционное целое. Разномасштабность элементов. При симметрическом расположении – статические структуры Асимметричное расположение – свободное пространство, где элементы расположены в определенных динамических направлениях. Наложение и членение элементов, деформация Прозрачность совмещаемых элементов – наложение. Деформация, сдвижка, членение – многовариантность композиционных решений Удаление и сближение элементов, композиционная пауза 6 Ритмическое удаление – за счет разряжения по заданному направлению, сближение за счет нарастание массы в плоскости по заданному направлению. Доминантный элемент в композиции. Доминантное пространство в композиции Конфигуративная комбинаторика Освоение принципов комбинаторной организации композиционного произведения на базе модульного элемента, который позволял бы при различных сочетаниях и перестановках получать орнаментально-ритмические структуры: параллельные ряды, ступенчатые ряды, регулярно-повторяющиеся центры. Основы графики Геометрическая перспектива как определенная система построения пространства Понятие о линейной перспективе. Закономерности ракурсного и перспективного изображения геометрических тел. Компоновка и ориентация геометрических тел (куб, цилиндр, конус, и т. д.) относительно линии горизонта. Композиция рисунка. Моделирование формы и пространства средствами графики Светотеневая разработка модели. Соблюдение тонального масштаба Тональное изображение световоздушной среды (13 часов) 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 8 КЛАСС (17 часов) № урока Название раздела программы Способы изображения 1 2 3-4 5-6 Основы живописи 7 8 Тема урока Основные виды деятельности обучающихся I / III четверть Выполнение упражнения Многообразие художественных изображений. Натюрморт. Реалистичный Передача формы без искажения внешнего способ изображения. вида в полном соответствии с отображаемым объектом. Натюрморт. Стилизация Разные способы видения мира. Сюжетная предметов быта нагрузка реалистического изображения – как изобразительная сторона содержания/ Образное отражение в реалистическом изображении. Декоративный натюрморт. Декоративный способ изображения. Выразительные возможности декоративного изображения: художественные средства декоративного изображения: стилизация, декоративное моделирование формы и пространства, цвет в декоративной композиции Цвет - средство композиции. Цвет– как дополнительное эмоциональное ощущение графической формы, пространства. Цветовой тон. Цветовая Практическое упражнение: получение гармония родственных цветов путем смешивания семи основных цветов. Основные направления воспитательной деятельности Кол-во часов Планируемая дата 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 1 1 неделя 6.3, 6.4 1 2 неделя 6.3, 6.4 2 3-4неделя 6.3, 6.4 2 6 неделя 6.3, 6.4 1 7 неделя 1 8 неделя 8 8 недель 1 9 неделя Итого за I/III четверть Основы графики 9 8 Художественновыразительные II / IV четверть Упражнение: творческая копия с средства художественного произведения по выбору. 4.1, 4.2, 4.4, 4.6, 6.4 10 11 12 Понятие «композиция» в художественной деятельности 13 графики: линия пятно, штрих. Выразительные возможности штриха. Роль штриха в лепке формы и пространства. Композиционные средства гармонизации: размер, отношения, пропорции, уравновешенность. Моделирование объема (светотень) и пространства средствами графики. Геометрическая перспектива как определенная система построения пространства. Средства композиции. 14 Соподчиненность. 15 Целостность. 16 Упорядоченность. 17 Трансформация формы. Итого за II/ IV четверть: ИТОГО ЗА ГОД 9 9 недель 17 часов Упражнение: творческая копия с художественного произведения по выбору. 6.3, 6.4 1 10 неделя Упражнение: творческая копия с художественного произведения по выбору. 6.3, 6.4 1 11 неделя Отработка навыков на практическом упражнении «Творческая копия с художественного произведения по выбору». 6.3, 6.4 1 12 неделя Пропорции и формат. Освоение композиционного приема - Ритмметр Освоение композиционных приемов: размер – масштаб. 6.3, 6.4 1 13 неделя Взаимодействие главных и второстепенных элементов, обеспечивающих иерархию зон внимания. Соединение, пересечение, наложение контуров элементов композиции. Размещение композиционных центров и второстепенных элементов на динамических осях главных элементов по понятному зрителю движению. Трансформация и стилизация формы 6.3, 6.4 1 14 неделя 6.3, 6.4 1 15 неделя 6.3, 6.4 1 16 неделя 6.3, 6.4 1 17 неделя 9 9 недель 17 недель ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 9 КЛАСС (17 часов) № уро ка Название раздела программы Тема урока Основные виды деятельности обучающихся Основные направления воспитательной деятельности Колво чч Планируемая дата 1 1 неделя 6.3, 6.4 1 2 неделя 6.3, 6.4 1 3 неделя 6.3, 6.4 1 4 неделя I четверть (III четверть) Основы композиции 4.1, 4.2, 4.4, 4.6 Виды и типы Практическая работа-упражнение: формальной Целостность и уравновешенность композиции. композиции. Замкнутость композиции. Разработка центра. Моноцентрическая композиция. Виды и типы Практическая работа-упражнение: композиции. определенние множества структурно Полицентрическая взаимосвязанных второстепенных центров. композиция Последовательное восприятие композиционных центров. Расположение центров на осях, диагональных направлениях - доминирование. Виды и типы Практическая работа-упражнение: композиции. Статика – состояние покоя, равновесия, Статичная-динамичная устойчивости формы. Организация формы композиция. относительно оси. Группировка фигур относительно оси симметрии. Четкое членение по вертикали и горизонтали. Цвет и количественные отношения элементов и изобразительного пространства. Геометрическая структура, отношение параметров. Геометрическая конфигурация. Виды и типы Практическая работа-упражнение: композиции. Статико- Динамика - зрительное восприятие движения, 1 2 3 4 10 динамичная композиция. 5 6 7 8 Итого за I четверть: 9 Основы графики 10 11 11 стремительности формы к движению. Резкая смена в направлении движении масс. Острые контрастные формы. Ритм и трансформация - в достижении динамики. Роль цвета в динамической Виды и типы Практическая работа-упражнение: композиции. Симметрия. Симметричная композиция. Симметрия и ее виды: зеркальная, поворотная, центральная, переносная. Симметрия. - соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие одной части целого другой Виды и типы Практическая работа-упражнение: симметричной Основные свойства симметрии; структуры композиции плоскость, объемно-пространственное решение, геометрические параметры, цвет, декор – обеспечение упорядоченности композиции. Строгая симметрия устойчивость, монументальность, статичность. Нестрогая симметрия – дисимметрия - нюансное изменение в деталях формы или расположение формы относительно оси Асимметричная Практическая работа-упражнение: композиция. Условие композиции – равновесие всех частей композиции. Принцип сгущения, разряжения элементов форм. Комбинаторика. Практическая работа-упражнение: Различные варианты сочетания и расположения предметов (форм) на плоскости. Упорядоченная система расположения. Группировка элементов. 8 часов Перспектива. II четверть (IV четверть) Геометрическая перспектива как определенная система построения пространства. Понятие о линейной перспективе. Закономерности ракурсного и перспективного 6.3, 6.4 1 5 неделя 6.3, 6.4 1 6 неделя 6.3, 6.4 1 7 неделя 6.3, 6.4 1 8 неделя 8 4.1, 4.2, 6.3, 6.4 1 9 неделя 6.3, 6.4 6.3, 6.4 1 1 10 неделя 11 неделя 12 Перспектива в графике. 13 14 15 16 17 Итого за II четверть: Итого за год 17 часов 12 изображения геометрических тел. Компоновка и ориентация геометрических тел (куб, цилиндр, конус и т. д.) относительно линии горизонта. Композиционное построение в пространстве. Композиция рисунка. Моделирование формы и пространства средствами графики Светотеневая разработка модели. Тональное изображение световоздушной среды. Отработка навыков на практическом упражнении 6.3, 6.4 1 12 неделя 6.3, 6.4 6.3, 6.4 6.3, 6.4 1 1 1 13 неделя 14 неделя 15 неделя 6.3, 6.4 6.3, 6.4 1 1 17 неделя 9 НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ «ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА», «ОАХД», «ЖИВОПИСЬ», «РИСУНОК», «КОМПОЗИЦИЯ» 811 КЛАССЫ Анализ учебных и творческих работ обучающихся: Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ. Раскрытие темы: осмысление темы и достижение образной точности; импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы; оригинальность замысла. Композиция знание, понимание и применение на практике основных законов композиции; органичность и целостность композиционного решения. Рисунок владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения). В зависимости от поставленных задач: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок); умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм. Цветовое решение знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия; умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии. Техника исполнения умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура; владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства; использование современных материалов; наличие культуры исполнительского мастерства. Контроль за выполнением работы осуществляется по следующим параметрам качества: 13 1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; 2) характер деятельности (репродуктивная, творческая); 3) качество выполняемых работ и итогового рисунка. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы. При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями: качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом; степень самостоятельности; уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам. Практические задания (индивидуальное задание): Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности; Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте. Устный ответ: Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 14 Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Нормы оценки проверочной работы проектного характера: Общие нормы оценки творческого проекта: Оценка «5» -выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках. Оценка «4» -выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения. Оценка «3» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Оценка «2» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Выполненное изделие не 15 соответствует и не может использоваться по назначению. Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия Критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся. Этап работы проектом над Критерии, соответствующие Характеристика критерия этапам Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает имеющихся разрешение по данной тематике противоречий Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников тематике по и данной свободное владение материалом Исследовательская Научность деятельность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его 16 непосредственного участия Результаты или выводы Значимость Признание выполненного авторами проекта теоретического для и (или) практического применения Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектноисследовательской работы Структурированность Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных данной для предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых 17 авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности Представление готового Презентабельность продукта (публичное представление) Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого Наглядное результата. представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта Коммуникативность Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности Апробация Распространение результатов и проектной деятельности или рождение проектного продуктов нового замысла, связанного с результатами предыдущего проекта Оценка процесса результатов работы 18 и Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Количество набранных Уровень проекта Оценка баллов до 40 баллов Низкий уровень 2 41-60 Средний уровень 3 61-80 Выше среднего уровня 4 81-100 Высокий уровень 5 Требования к оформлению рефератов, презентаций, выставок Творческий отчет-выставка Требования к оформлению работ для выставки. Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1. Требования к оформлению презентации Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5, поля стандартные; Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов. 19 Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала. 20