Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «3D моделирование в Tinkercad» (далее - Программа) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 120 разработана на основе нормативных документов: -Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). -«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». -Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». -Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». -Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). -Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». -Устав МАОУ гимназии № 120 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «3D моделирование в Tinkercad» имеет техническую направленность. Программа направлена на: • формирование и развитие творческих способностей учащихся; • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии; • развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству. 1.2. Новизна и актуальность Новизна программы в том, что она создана специально для освоения подростками современных 3D-технологий. Причём курс не только даёт навыки и умение работать с компьютерной программой, поддерживающей технологии 3D моделирования, но и способствует формированию информационно-коммуникативных и социальных компетентностей. В процессе реализации данной программы по 3D графике происходит ориентация на выбор будущей профессии обучающимися. (которые востребованы в современном обществе) связанных с компьютерной графикой, моделированием. Актуальность программы Изучение основ 3D проектирования связано с развитием целого ряда таких компетенций, формирование которых – одна из приоритетных задач современного образования. Изучение 3D проектирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности, развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, способствует формированию пространственного воображения и пространственных представлений проектируемого объекта. Изучая основы пространственного проектирования через проектную деятельность с использованием графической грамотности, развитию ответственности за создаваемые модели, мотивации на достижение высокого результата проектирования. Особенность программы заключается в том, что школьники знакомятся с трехмерным моделированием в 3D-редакторах, доступных для работы как в классе, так и дома. Эти компьютерные программы просты в освоении и не требуют особых навыков работы на компьютере. Практически с первых занятий учащиеся выполняют мини проекты, в которых подразумевается создание 3D-объектов. Школьники знакомятся с основами проектирования, инженерной графики, способами их практического применения, познавая азы профессии - конструктор. Занятия по программе помогают развитию пространственного мышления, необходимого при освоении в школе геометрии, информатики, технологии, физики, черчения, географии. Реализация программы предусматривает участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях по 3Dмоделированию, научно-практических конференциях различных уровней. Уровень программы: стартовый. Предполагается использование и реализация общедоступных форм организации учебного материала. Группы рассчитаны на массовое обучение детей, безотносительно к их способностям, это привлекает к занимательному досугу максимально допустимое количество учащихся, помогает с большей пользой проводить свое свободное время. Этапы реализации программ: 1. Начальный (Включает формирование объединения и группы). 2. Основной (Погружение в деятельность, направленную на достижение поставленной цели, решение задач с опосредованным использованием методов, форм и средств реализации программ. Подготовка к различным выставкам). 3. 3аключительный (Анализ продельный работы за год планирование дальнейший деятельности). Для реализации программы и воспитательного процесса на занятиях используются следующие педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии – опора на индивидуальные возможности и потребности каждого обучающегося. Возможность индивидуального подхода и создания индивидуального образовательного маршрута в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Здоровьесберегающие технологии – соблюдение санитарных норм и правил при работе со специализированным оборудованием, сохранение осанки и зрения, смена видов деятельности, профилактика стрессов. Технология интегрированного обучения – слияние в процессе изучения программы знаний в нескольких областях деятельности, возможность реализации полученных знаний и умений в школьной и внешкольной учебной и творческой деятельности. Технология проблемного обучения – организация на занятиях проблемных ситуаций(заданий), для решения которых обучающимся необходимо будет проявить инициативу и найти творческое решение поставленных задач. Данная технология способствует развитию любознательности, творческого мышления, активности, формированию новых знаний и умений. 1.3. Категории обучающихся Программа предназначена для обучающихся обучающиеся 7-11 летнего возраста. Количество обучающихся в группе – 15 человек. 1.4. Объём и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год, по 2 часа в неделю. 1.5. Форма обучения: очная. 1.6. Формы организации занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная. Разнообразные формы обучения и типы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений, комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия. 1.7. Условия набора учащихся Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. 1.8. Цель и задачи программы Цель программы: формирование ключевых компетенций в области 3D проектирования, основанных на развитии у учащихся ценностно-ориентированного, конструктивного стиля мышления и новых способов самостоятельной творческой деятельности, глубоком понимании процессов пространственного моделирования объектов, формировании пространственного воображения и пространственных представлений. Задачи программы: Обучающие: - сформировать представление об основах 3D-моделирования; - изучить основные принципы создания трехмерных моделей; - научиться создавать модели объектов, деталей и сборочные конструкции; - научиться создавать и представлять авторские проекты с помощью программ трехмерного моделирования. Развивающие: - развивать пространственное мышление за счет работы с пространственными образами (преобразование этих образов из двухмерных в трехмерные и обратно, и т.д.). - развивать логическое, абстрактное и образное мышление; - формировать представления о возможностях и ограничениях использования технологии трехмерного моделирования; - развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе; - формировать творческий подход к поставленной задаче; - развивать социальную активность. Воспитательные: - осознавать ценность знаний по трехмерному моделированию; - воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества; - воспитывать чувство ответственности за свою работу; - воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека; - воспитывать командный дух; - воспитывать сознательное отношение к выбору образовательных программ, где возможен следующий уровень освоения трехмерного моделирования и конструирования, как основа при выборе инженерных профессий. 1.9. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты свойствах обучающихся: отражаются в индивидуальных качественных − критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; − осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: Регулятивные универсальные учебные действия: − умение принимать и сохранять учебную задачу; − умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; − умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели; − умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся; − умение различать способ и результат действия; − умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок; − умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; − умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: − умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; − умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач; − умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; − умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; − умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; − умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; − умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); − умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: − умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; − умение выслушивать собеседника и вести диалог; − способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; − умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − владение монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса: В результате освоения программы обучающиеся должны знать: − правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием. уметь: − применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования; − анализировать формообразование промышленных изделий; − строить изображения предметов по правилам линейной перспективы; − передавать с помощью света характер формы; − различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; − получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна; − работать с программой трёхмерной графики Tincercad, − анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; − оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости; − модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью/ задачей деятельности; − представлять свой проект. владеть: − ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, прототипирования. Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе): − навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; − различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); − познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом. Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): − практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.); − познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире; − познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); − познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; Выпускник (в данном курсе и иной учебной деятельности) получит возможность научиться: − выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; − модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; − технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности 1.10. Виды контроля Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора учащихся. Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы. Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе) учебного года. Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания учащимися, метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в коллективе. Итоговый контроль: проводится в конце каждого учебного года (май). Позволяет оценить результативность обучения учащихся. Диагностика позволяет учитывать сформированные осознанные теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в ходе следующих форм работы: • решение тематических задач, тестовых заданий; • демонстрация практических знаний и умений на занятиях; • индивидуальные беседы, опросы; • выполнение практических работ; • реализация и защита мини-проектов и проектов. Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «3D-моделирование» проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся. Диагностика обученности – это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя: контроль; проверку; оценивание; накопление статистических данных и их анализ; выявление их динамики; прогнозирование результатов. Наряду с обучающими задачами, программа «3D-моделирование» призвана решать и воспитательные. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа. Диагностика воспитанности – это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы. - Формы оценочной процедуры: фронтальное обсуждение, педагогическое наблюдение, выставка работ, творческий зачет. Критерии оценивания: - соответствие уровня теоретических знаний, обучающихся программным требованиям; - свобода восприятия теоретической информации; - самостоятельность работы; - осмысленность действий; - разнообразие освоенных технологий; - соответствие практической деятельности программным требованиям; - уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала; - качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе; Раздел 2. Содержание программы Учебный план ДООП ««3D моделирование в Tinkercad» № Темы общее теория практика кол-во Форма аттестации/ контроля часов 1 Организационные вопросы. Инструктаж по 1 Инструктаж 1 технике ТБ безопасности 2 О Tinkercad 1 1 3 Регистрация учетной записи в 2 1 Устный опрос. 1 Наблюдение по 4 Tinkercad. педагога. Интерфейс Tinkercad. Тест. Знакомство с системой 2 1 1 Устный опрос Самоанализ Tinkercad. качества выполнения практической работы. 5 Фигуры. 2 2 Наблюдение за выполнением практической работы. 6 Функции Tinkercad. 2 2 Викторина 7 Перемещение фигур на рабочей 2 2 Наблюдение плоскости. за выполнением практической работы. 8 Вращение объектов 4 4 Наблюдение за выполнением практической работы. 9 Копирование, группировка и 4 4 Наблюдение сохранение многоцветности выполнением фигур. практической за работы. 10 Инструмент Рабочая плоскость. 4 4 Наблюдение за выполнением практической работы. 11 Инструмент Линейка 4 4 Наблюдение выполнением практической за работы. 12 Сохранение, экспорт. 4 4 Наблюдение за выполнением практической работы. 13 Творческая работа 4 4 Наблюдение за выполнением практической работы. 14 Создание 3D модели 4 4 «Транспорт» Наблюдение за выполнением практической работы. 15 Создание 3D модели 4 4 «Архитектурное сооружение». Наблюдение за выполнением практической работы. 16 Создание 3D модели 4 4 «Предметы быта». Наблюдение за выполнением практической работы. 17 Создание 3D модели 4 4 «Животные» Наблюдение за выполнением практической работы. 18 Итоговая работа: создание 6 6 сложной 3D модели Наблюдение за выполнением практической работы. Викторина. 19 3D моделирование 2 Просмотр итоговых 2 работ Всего 60 6 54 Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы «3D моделирование в Tinkercad» Материально-техническое обеспечение: 1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2. Компьютерный класс с 15 персональными компьютерами; операционная система не ниже Windows 7.0; 3. Проектор; 4. Интерактивная доска; 5. Выход в Интернет. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н). Раздел 4. Список литературы Литература для педагога: 1. Авдеев, В. Компьютерное моделирование цифровых устройств / В. Авдеев. М.: ДМК, 2019 - 360 c. 2. Алонов Ю.Г. Композиционное пространственного формообразования в архитектуре: Учебное пособие / Ю.Г. Алонов. - М.: Academia, 2018 - 464 c. 3. Гиберт, В. Моделирование будущего / В. Гиберт. - М.: АСТ, 2021 - 320 c. 4. Дмитрий Горьков “Tinkerercad для начинающих” (2019 год), 3D-Print-nt.ru,125 ст. 5 Ю.В. Горельская, Е.А. Садовская, университет. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Компьютерная графика». Литература для учащихся: 1. А.А. Богуславский, Т.М. Третьяк, для начинающих – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс *Профильное обучение») 2. А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман – М.: Просвещение, Информатика: Кн. для детей: Метод. Рекомендации к учеб. 1-4 класс./ 2018 – 207с. 3. Акционерное общество АСКОН. Практическое руководство. 2020г.