Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с нормативными документами: -Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). -«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». -Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». -Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». -Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). -Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». -Устав МАОУ гимназия №120, Муниципальное образование «город Екатеринбург». Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа Медиастудия «Screen» (далее Программа) относится к общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности. Актуальность программы. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». (Из послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ) Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В наше время современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Без этого невозможно шагать в ногу со временем. Метапредметные результаты должны отражать: 1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (в том числе в открытом учебном пространстве сети Интернет и работой с ЦОР); Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, а в целом, способствует повышению качества образования, т.к. именно ИКТ – технологии способны обеспечить: - индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Актуальность программы в том, что в настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке и внеурочном занятии информацию с помощью медиасредств. На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог учебного заведения, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу в рамках и вне рамок учебного плана. В ходе обучения предусмотрено использование видеоуроков монтажа домашнего видео в программе VSDC Free Video Editor. Включение ИКТ-компонента в образовательный и воспитательный процесс изменяет роль средств обучения, в результате изменяет саму образовательную среду. Применение ИКТ-компонента позволяет увеличить объём информации, более активно организовать познавательную деятельность, приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям. Педагогическая целесообразность заключается в том, что она предусматривает поэтапное обучение искусству видеомонтажа. С целью развития творческих возможностей подростков программой предусмотрены индивидуальные творческие планы; ставятся вопросы так, чтобы подростки могли анализировать сценическую и техническую ситуации, делать выводы, проявлять находчивость, самостоятельно принимать технические решения и полученный опыт использовать в работе с последующими творческими проектами. Развивать способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в выборе тем и способов самовыражения через фотоколлажи, видеоролики. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является то, что она является практикоориентированной. Комплексное освоение подростками медианавыков происходит в процессе практической работы над телесюжетами, влогами, фотографиями, созданием разноформатного контента для социальных сетей. Новизна представленной программы является комплексный подход к изучению мираинформационных технологий. В условиях обучения в современной образовательной системе обучающимся необходимы знания, умения и навыки в сфере Информационных технологий. Тенденции развития общества во всех его сферах предопределяют острую необходимость в использовании компьютера, наличие определенных базовых знаний, умений и навыков предоставляют более широкий спектр возможностей и значительно увеличивает шансы найти интересную и достойную работу. Адресат программы. Программа рассчитана на обучение в течение 1 года детей в возрасте от 10 - 16 лет, проявляющие интерес к журналистике. Набор детей на программу осуществляется в начале учебного года. Форма обучение по программе индивидуально-групповая. Прием производится в группы, численностью по 10-15 человек в зависимости от возраста и уровня подготовки. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия составляет два академических часа. Один академический час - 45 мин. Срок освоения программы - 1 год Объём программы. Программа рассчитана на 72 часа в год. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации образовательной программы традиционная - линейная последовательность освоения содержания в течение всего обучения в образовательной организации Уровни обучения. Программа имеет стартовый уровень обучения. Предполагается использование и реализация общедоступных форм организации учебного материала. Группы рассчитаны на массовое обучение детей, безотносительно к их способностям, это привлекает к занимательному досугу максимально допустимое количество учащихся, помогает с большей пользой проводить свое свободное время. Формы обучения. Групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная. Виды занятий. Беседа, занятие-игра, практическое занятие. Формы подведения результатов. Формами подведения результатов освоения программы являются: - беседа; - мастер – класс; - открытые занятия; - соревнования, конкурсы, фестивали и акции различного уровня (районный, городской,областной, региональный, всероссийский, международный). 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: обучение основам видеомонтажного искусства, развитие интереса к созданию видеопродукции. Овладение основными приёмами видеомонтажа, создания видеопереходов и различных видео-звуковых спецэффектов, получение базовых знаний по работе со звуковыми сопровождениями создаваемого фильма. Умение оперативно ориентироваться в Интернете для поиска необходимого материала. Цель содержит три основных аспекта – обучающий, развивающий и воспитательный. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная цель образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Один из вариантов решения этой проблемы - обращение к методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. В проектной деятельности на первое место выходят формы представления результата в виде мультимедиа продукта: мультимедийной презентации, слайд-шоу, фото(видео)фильмов, мультфильмов. Задачи: Обучающие − сформировать навыки создания социально значимой информационной продукции в различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио; − выработать навыки ориентирования в современном информационном и культурно-образовательном пространстве; − привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ; − развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы; − познакомить с основами языка экранных искусств; − познакомить с основными этапами работы над видеофильмом; Развивающие − развивать образное мышление и творческое воображение; − развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы; − развивать коммуникативные качества личности обучающихся; − развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать; − содействовать развитию логического мышления и памяти; − развивать навыки проектной деятельности. Воспитательные − воспитание эстетического вкуса; − содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей; − способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих; − формирование воли, дисциплинированности, трудолюбия, целеустремлённости; − формирование позитивной самооценки, самоуважения и уважения к окружающим; − расширение и повышение общего культурного уровня; − развитие творческих способностей детей, самостоятельности, личностных качеств. − способствовать формированию чувства ответственности как необходимого качества для успешной работы в команде 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № Название разделов, тем Всего Введение в журналистику Вводное занятие. Входной 1.2 контроль 1.3 Основы радио 1.4 Печатные издания 1.5 Тележурналистика Техника речи. Актерское 2. мастерство 2.1. Культура речи 2.2. Постановка голоса 1. Количество часов в том числе теория практика Форма аттестации/ контроля 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 тестирование 2.3. Дикция 2.4. Сценическое внимание Упражнения на актерское 2.5. мастерство 3. Интервью 3.1. Виды интервью 3.2. Структура интервью 3.3. Стендап 3.4. Промежуточная аттестация 4. Новости 4.1. Телевизионный репортаж 4.2. Стиль и отбор новостей 4.3. Ведение в кадре 4.4. Телевизионный мейкап 5. Операторское мастерство 5.1. Ракурс 5.2. План 5.3. Работа с камерой 5.4. Композиция, свет, цвет Репортажная и портретная 5.5. фотография 6. Монтаж и обработка 6.1. Основы видеомонтажа 6.2. Монтаж сюжета 6.3. Монтаж новостей 6.4. Обработка фотографий СММ: продвижение в социальных сетях ИТОГО 1 1 1 3 1 1 1 1 2 3 1 10 творческая работа 10 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 4 2 3 1 1 5 2 3 72 27 45 11 17 6.5. Итоговая аттестация 7. 1 1 итоговая творческая работа Содержание учебного (тематического) плана. Стартовый уровень Содержание учебного плана Раздел 1. Введение в тележурналистику (7 часов) 1. Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий. Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними. 2. Практика: работа с программами Movavi. Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (12 час) 1. Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция 2. Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство Раздел 3. Интервью (10 час) 1. Теория: структура и виды интервью, стендап. 2. Практика: поиск героя, создание интервью. Промежуточная аттестация: творческая работа Раздел 4. Новости (10 час) 1. Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж. 2. Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап. Раздел 5. Операторское мастерство (11 часов) 1. Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство. 2. Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео Раздел 6. Монтаж и обработка (17 часов) 1. Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий. 2. Практика: работа с программами Movavi. Монтаж видео. Обработка фотографии. Итоговая аттестация: творческая работа Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (5 часов) 13 Промежуточная аттестация: творческая работа 2 14 Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей,телевизионный репортаж.. 2 15 Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап. 2 16 Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап. . 2 17 Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео.Фотомастерство. 2 18 Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео.Фотомастерство. 2 19 Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео 2 20 Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео 2 21 Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео 2 22 Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео 2 23 Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео 2 24 Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео 2 Творческая работа Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль Текущийконтроль 25 Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий. 2 26 Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий. 2 Текущийконтроль 27 Практика: работа с программами Movavi. 2 Текущийконтроль 28 Практика: работа с программами Movavi. 2 Текущийконтроль 29 Практика: работа с программами Movavi. 2 Текущийконтроль 30 Практика: работа с программами Movavi. 2 Текущий контроль 31 Монтаж видео. Обработка фотографии 2 Текущийконтроль 32 Монтаж видео. Обработка фотографии. 2 Текущий контроль 33 Монтаж видео. Обработка фотографии. 2 Текущийконтроль 34 СММ: продвижение в социальных сетях. 2 Текущий контроль 35 СММ: продвижение в социальных сетях 2 Текущий контроль 36 Итоговая аттестация: творческая работа 2 Итоговая творческаяработа 1.4. Планируемые результаты освоения Программы В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире. Метапредметные: − развиты творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ собственных возможностей; − воспитаны навыки здорового образа жизни; − развиты память, воображение, творческое мышление; − сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; − развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; − планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. навыки профессионального самоопределения; Личностные: − сформированы качества общественно активной, духовно-нравственной личности, воспитаны чувства патриотизма; − воспитаны качества творческой личности, способной адаптироваться в социуме; − сформирован формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; − развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; − развиваты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; − сформированы эстетические потребности, ценности и чувства; − развиваты самостоятельность и личную ответственность за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. − эстетический вкус и кругозор, мотивация познавательной деятельности в сфере медиатворчества; Предметные: овладение следующими навыками и умениями: − принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; − основные понятия видео; − навыки компьютерной обработки видео; − назначение и устройство видеотехники; − понятие о постановке кадра; − устройство и принцип работы видеокамеры, основные функции. 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Календарный учебный график Стартовый уровень Год обучения 1 Дата начала занятий сентябрь Дата окончания занятий май Количество Количество Количество Режим занятий учебных учебных учебных недель дней часов 36 180 72 1 раз в неделю по 2 часа 3.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы необходимы следующие материально- технические условия: -отдельный кабинет с компьютером и выходом в интернет, со звуковыми колонками; -мультимедийный проектор; -экран; -письменный стол; -стулья; -магнитно-маркерная доска; -мелкая канцелярия; -фотоаппарат; видеокамера; -репортерский микрофон; -микрофон петличка; -штатив; флешки для техники (разные) Методические материалы: Для успешной реализации Программы применяются разнообразные методы обучения: − репродуктивный; − иллюстративный; Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии и методы: − Личностно-ориентированный подход – когда педагог при обучении учитывает творческие данные ребёнка, оценивает рост конкретной личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе. Оцениваемые параметры Теоретические знания, предусмотренные программой Критерии Степень выраженности оцениваемого параметра (критерии оценки) 1 уровень (1 балл) – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, Соответствие теоретических предусмотренных программой; знаний программным 2 уровень (2 балла) – объем усвоенных требованиям (ожидаемым знаний составляет более, чем ½; результатам), осмысленность и правильность использования 3 уровень (3 балла) – ребенок освоил практически весь объем знаний, специальной терминологией предусмотренных программой за конкретный период 1 уровень (1 балл) – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений; Практически е умения, предусмотренные программой Творческие навыки Соответствие практических умений программным требованиям (ожидаемым результатам) Креативность в выполнении заданий (уровень творчества при создании журналистской продукции) 2 уровень (2 балла) – объем усвоенных умений составляет более, чем ½; 3 уровень (3 балла) – ребенок овладел практически всеми умениями, предусмотренными программой за конкретный период 1 уровень (начальный, элементарный уровень развития креативности) – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; (1 балл) 2 уровень (репродуктивный уровень) – в основном выполняет задания на основе образца, по аналогии; (2 балла) 3 уровень (творческий уровень) – выполняет творческие практические задания с большой выраженностью творчества (3 балла) Творческая активность Подготовка материалов и публикация в СМИ, информационных ресурсах учреждения (сайт, газета, 1 уровень (1 балл) - материал не подготовлен к публикации, ребенок не демонстрирует потребность в данной соцсети) деятельности; 2 уровень опубликован (2 балла) - материал Не участвовал (0 баллов); Творческие достижения Результативность участия в мероприятиях разного уровня Участник (2 балла); Победитель балла) (дипломант, лауреат) (4 − Игровые технологии; − Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в учебно- воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Привнести в учебной процесс помогают аудио, видео материалы, привлекаются возможности интернета. Анализ собственных выступлений. − Портфолио учащихся используется для того, чтобы учитывать индивидуальные достижения детей. В папке находятся индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки. Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н). 3.3. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы. Диагностика освоения программы предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений и фиксации коллективной и индивидуальной работы ребенка (публикации, участие в конкурсах и творческие задания). Корректировка программы происходит на основе анализа потребностей учащихся и показателей диагностики – результативности изучения тем и результативности творческой работы (индивидуальных заданий конкурсах).достижений результатов освоения умений и навыков учащихся: и участия в Содержание критериев обученности по уровням Критерий Технический уровень Языковой уровень: содержание Языковой уровень: организация Языковой уровень: оформление Художественный уровень оригинальность и Описание - ролик идет не менее 3 и не более 3,5 минут; -используются продвинутые возможности программы создания видеороликов, кадры меняются четко (достаточно времени прочитать субтитры (при наличии) или рассмотреть картинку); - операторское мастерство (качество съемки, качество звука); -синхронизация музыки и изображения; -видеопереходы. Полнота раскрытия темы. Языковое оформление ролика и видеоряд в полном объеме раскрывает идею авторов. Высказывания и кадры синхронны, логичны и последовательны. Наличие вступления: название темы видео и номера группы (факультета и профиля по желанию). Наличие заключения. Логичность изложения информации. Используется разнообразная лексика. Грамматические ошибки отсутствуют. Живая речь ценится выше, чем титры. - оригинальность сценария (оригинальность идеи и содержания работы, творческая новизна); - режиссура; -подбор музыки; - изображение четкое, контрастность используется правильно, кадры подобраны соответственно теме; - порядок представления информации логичен и служит достижению определенного художественного эффекта. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Существуют разнообразные формы оценки: − Организация фестиваля видео обучающихся. − Результат участия в конкурсах, фестивалях, выставках различной тематики и различного уровня. − Блиц- опрос. − Педагогическая диагностика. − Коллективные работы. Суждения, советы высказываются как пожелания учащихся в свободном общении. Домашние задания отсутствуют. Однако инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне стен объединения, поощряются. Формами развития являются свободные занятия, в том числе дома с родителями. 4. Список литературы Для педагога 1. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: Учеб. Пособие для студентов факультета журналистики. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006 – 272с. 2. Пробный урок. «Журналистика». – М: Изд-во школы ЕШКО, 2004 г. 3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2001 с. 31-39 4. Риторика. Учебник под редакцией Н.А. Ипполитовой. – М.: Велби, Издательство Проспект, 2008 5. Российская молодежь – будущее Всероссийской студенческой научно-практической международным участием (14-15 мая 2009 г.). – Ульяновск: УлГПУ, 2009 – в 2-х частях. – Ч.2. – 186с. 6. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие/ О.Р. Самарцев, - М.: академический Проект, 2007 7. Телевизионная журналистика: Учебник. З-е издание, переработанное и дополненное//Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский, - М.: Изд-во МГУ, Издво «Высшая школа», 2002 – 304с. 8. Тертычный А.А. «Основы журналистики», - М.: Аспект Пресс, 2000 9. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999 г. 10. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М, 1993 11. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика, М., 2004 с. 11-22 12. Шелдон ГАВАЙЗЭР и Эванс УИТТ. Как работать с результатами опросов общественного мнения. Для обучающихся: 1. А. Асеева, Т. Лаптева, К. Ильин. Активатор. Как стать ньюсмейкером?, - методический сборник. – УОМОО «Молодёжный инициативный центр», - г. Ульяновск. №3. - 2007 г. 2. Инджиев А.А. универсальный справочник начинающего журналиста/ А.А. Инджиев. – Ростов н/Д.: Фениск, 2007 – 496 с. 3. Пробный урок. «Журналистика». – М: Изд-во школы ЕШКО, 2004 г. 4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2001 с. 31-39 5 .Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие/ О.Р. Самарцев, - М.: академический Проект, 2007 6. Тертычный А.А. «Основы журналистики», - М.: Аспект Пресс, 2000 7. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999 г. 8. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика, М., 2004 с. 11-22