ОППО Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120
(МАОУ гимназия №120)

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
(код 24232)
Срок реализации программы: 72 часа
Направление программы – профессиональная подготовка
Категория обучающихся – 16-18 лет

Екатеринбург, 2024

Оглавление
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................... 3
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ............................................................................. 4
2.1. Цель и задачи..................................................................................................................................... 4
2.2. Категории обучающихся. Сроки освоения Программы ................................................................ 4
2.3. Форма аттестации. Документ об освоении Программы ............................................................... 5
2.4. Планируемые результаты освоения Программы ........................................................................... 5
3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ .................................... 8
3.1. Учебный план .................................................................................................................................... 8
3.2. Учебный (тематический) план ......................................................................................................... 8
3.3. Содержание Учебного (тематического) плана ............................................................................. 11
3.4. Календарный учебный график....................................................................................................... 11
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .... 12
4.1. Кадровое обеспечение Программы ............................................................................................... 12
4.2. Материально - техническое обеспечение Программы ................................................................. 12
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ............................................................... 14
5.1. Контроль качества подготовки ...................................................................................................... 14
5.2. Оценочные средства ....................................................................................................................... 15
5.3. Планируемые результаты освоения Программы .......................................................................... 16

2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные основания для разработки основной образовательной программы
профессионального обучения по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
(далее – Программа):
 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Минпросвещения РФ от 14.07.2023 N 534 «Об утверждении Перечня профессий
рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013г.
№292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным программам профессионального обучения»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 №694
«Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу
за больными» (ред. от 09.04.2015);
 Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н (ред. От 09.04.2018) «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. № 2н «Об
утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал»;
 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов ОК 016-94, утв. пост. Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 (редакция октябрь
2024, с учетом изменений 1/96 - 7/2012 ОКПДТР и поправок 1/2017 - 4/2024 ОКПДТР).
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по
профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее
не имевших профессии рабочего или должности служащего (далее – профессиональное обучение).
Профессиональное обучение направлено на приобретение знаний, умений, навыков, в том числе
для работы с конкретным оборудованием, технологиями, получение указанными лицами
квалификаций по должности служащего без изменения уровня образования. Организация
профессионального обучения регламентируется программой профессионального обучения,
учебным планом, календарно-тематическим планом, рабочими программами дисциплин,
расписанием занятий и локальными нормативно правовыми актами МАОУ гимназия № 120.
Обучение по образовательной программе «Младшая медицинская сестра по уходу за
больными» (далее – Программа) направлено на приобретение профессиональных компетенций по
должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», в том числе для работы
с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами, при
выполнении основных, наиболее часто встречающихся работ. Конкретное содержание, объем и
порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются на предприятиях, в
организациях технологическими картами, должностными инструкциями или другими документами.
Программа практического обучения предусматривает выполнение учебно-практических работ,
обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства служащего. Программа
теоретического обучения составлена с учетом знаний, полученных обучающимися в
общеобразовательной школе, и предусматривает приобретение теоретических знаний в рамках
должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» (помощник по уходу).
Обучение по программе предполагает проведение аттестации – по окончанию учебного
полугодия и учебного года проводится промежуточная аттестация, обучение по программе
завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена для определения
соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения по
должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Обучающемуся,
сдавшему квалификационный экзамен, присваивается квалификация «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными» и выдается свидетельство установленного образца.

3

2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

2.1. Цель и задачи.
Цель программы – профессиональная подготовка обучающихся МАОУ гимназия №120
по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», как специалиста в области
медицинского ухода за больными с учетом требований профессионального стандарта «Младший
медицинский персонал», овладение обучающимися необходимым знаниями, умениями и навыками
для выполнения профессиональных обязанностей младшей медицинской сестры: осуществлять
функции по уходу за больными, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
Основными задачами программы являются:
 формирование у обучающихся совокупности знаний и умений, необходимых для
осуществления трудовых действий и трудовых функций по профессии «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными»;
 сформировать у слушателей положительное отношение к трудовой деятельности в
медицинской организации;
 развитие у обучающихся мотивируемой потребности в получении востребованной
профессии, в организации самозанятости на рынке труда;
 оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в профессиональном
самоопределении, в выборе пути продолжения профессионального образования.
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам
профессионального обучения, выдается свидетельство установленного образца. Обучающиеся,
не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку установленного образца.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов ОК 016-94 (код ОКПДТР): 24232 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Должность - служащий.
Отнесение к видам экономической деятельности (ОКВЭД):
86.10 - Деятельность больничных организаций
86.90 - Деятельность в области медицины прочая
87.10 - Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания
В учебном процессе используется материально-техническая база и кадровые ресурсы
МАОУ гимназия № 120 и сетевых образовательных и/или экономических партнеров по реализации
данной программы.
2.2. Категории обучающихся. Сроки освоения Программы
Категория обучающихся. Программа «Младшая медицинская сестра по уходу за
больными» адресована лицам, обучающимся в 9-11 классах МАОУ гимназия № 120 или иным
лицам, имеющим основное общее образование.
Форма обучения, применяемые в рамках обучения по Программе – очная, очно-заочная,
заочная. Каждая из форм обучения может частично реализована с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Применение Электронно-информационной образовательной среды (ЭОС)
При реализации программы возможно электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
В учебном процессе с применением ЭОС используются следующие организационные
формы учебной деятельности:
 обзорные (установочные) лекции;
 самостоятельная работа с ЭОС: работа с электронным учебником, просмотр
видеолекций и др.;
 самостоятельная работа с программами контроля знаний (тестами);
 консультации (индивидуальные с применением электронных средств, групповые и
предэкзаменационные);
 опросы с применением электронных средств связи.

4

При обучении слушателей учитываются следующие направления:
 адаптация образовательных программ и квалификаций к требованиям государственного
медицинского стандарта;
 соблюдение принципов стандартизации как в освоении умений и навыков, так и в оценке
знаний, создание модели обучения на основе научной организации учебного процесса.
Важным пунктом в системе профессионального образования является организация и
проведение контроля знаний слушателей.
Формами контроля знаний обучающихся являются: наблюдение, тестовые задания,
решение ситуационных задач, опросы, квалификационный экзамен.
Срок освоения программы, режим занятий Срок освоения Программы
профессионального обучения по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными »
составляет 1,5 года.
Общее количество часов по Программе: 72 часа.
Режим занятий. Режим занятий определяется структурой учебного (тематического) плана
и расписанием занятий.
Занятие: 2 академических часа с перерывом 15 минут.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Периодичность: 1 раз в неделю.
2.3. Форма аттестации. Документ об освоении Программы
Форма итоговой аттестации – квалификационный экзамен.
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Выдаваемый документ – свидетельство установленного образца.
Соответствие описания квалификации в профессиональном стандарте
с требованиями к результатам подготовки по Программе
Обобщенные трудовые
функции
код наименование
В

Оказание
медицинских услуг по
уходу

Трудовые функции
уровень
наименование
квалификации

уровень
(подуровень)
квалификации
Профессиональный B/01.4
4
уход за пациентом

4

код

2.4. Планируемые результаты освоения Программы
Основная цель вида профессиональной деятельности (деятельность младшего медицинского
персонала): создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской
организации.
Психолого-педагогическая целью является воспитание у слушателей уважительного
отношение к пациенту, чувство ответственности при выполнении своей работы, развитие
компетентности.

5

Планируемые результаты освоения Программы согласно профессиональному стандарту
Трудовые
действия

Необходимые
умения

Получение информации от пациентов (их родственников / законных
представителей)
Размещение и перемещение пациента в постели
Санитарная обработка, гигиенический уход за тяжелобольными пациентами
(умывание, обтирание кожных покровов, полоскание полости рта)
Оказание пособия пациенту с недостаточностью самостоятельного ухода при
физиологических отправлениях
Кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода
Получение комплектов чистого нательного белья, одежды и обуви
Смена нательного и постельного белья
Транспортировка и сопровождение пациента
Помощь медицинской сестре в проведении простых диагностических
исследований: измерение температуры тела, частоты пульса, артериального
давления, частоты дыхательных движений
Наблюдение за функциональным состоянием пациента
Доставка биологического материала в лабораторию
Оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Получать информацию от пациентов (их родственников / законных
представителей)
Использовать специальные средства для размещения и перемещения пациента в
постели с применением принципов эргономики
Размещать и перемещать пациента в постели с использованием принципов
эргономики
Создавать комфортные условия пребывания пациента в медицинской
организации
Измерять температуру тела, частоту пульса, артериальное давление, частоту
дыхательных движений
Определять основные показатели функционального состояния пациента
Измерять антропометрические показатели (рост, масса тела)
Информировать медицинский персонал об изменениях в состоянии пациента
Оказывать помощь пациенту во время его осмотра врачом
Оказывать первую помощь при угрожающих жизни состояниях
Использовать средства и предметы ухода при санитарной обработке и
гигиеническом уходе за пациентом
Оказывать пособие пациенту с недостаточностью самостоятельного ухода при
физиологических отправлениях
Кормить пациента с недостаточностью самостоятельного ухода
Выявлять продукты с истекшим сроком годности, признаками порчи и
загрязнениями
Получать комплекты чистого нательного белья, одежды и обуви
Производить смену нательного и постельного белья
Осуществлять транспортировку и сопровождение пациента
Доставлять биологический материал в лаборатории медицинской организации
Своевременно доставлять медицинскую документацию к месту назначения
Правильно применять средства индивидуальной защиты

6

Необходимые
знания

Правила общения с пациентами (их родственниками / законными
представителями)
Здоровьесберегающие технологии при перемещении пациента с
недостаточностью самостоятельного ухода
Порядок проведения санитарной обработки пациента и гигиенического ухода за
пациентом с недостаточностью самостоятельного ухода
Методы пособия при физиологических отправлениях пациенту с
недостаточностью самостоятельного ухода
Правила информирования об изменениях в состоянии пациента
Алгоритм измерения антропометрических показателей
Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния
пациента
Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Санитарно-эпидемиологические требования соблюдения правил личной
гигиены пациента
Правила кормления пациента с недостаточностью самостоятельного ухода
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания пациентов
Алгоритм смены нательного и постельного белья пациенту с недостаточностью
самостоятельного ухода
Правила использования и хранения предметов ухода за пациентом
Условия безопасной транспортировки и перемещения пациента с
использованием принципов эргономики
Условия конфиденциальности при работе с биологическим материалом и
медицинской документацией
Правила безопасной транспортировки биологического материала в
лабораторию медицинской организации, работы с медицинскими отходами
Структура медицинской организации
Сроки доставки деловой и медицинской документации

Другие
характеристики

Трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой
процесс младшей медицинской сестры; нормы этики в профессиональной
деятельности
Правила внутреннего трудового распорядка, лечебно-охранительного,
санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима
Способы и средства оказания первой помощи при угрожающих жизни
состояниях
Требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при
чрезвычайных ситуациях
Деятельность под руководством медицинской сестры и самостоятельно
Планирование собственной деятельности исходя из поставленных задач
Ответственность за решение поставленных задач

Решение различных типов практических задач, выбор способа действия из
известных на основе знаний и практического опыта
Содержание программы профессионального обучения определяется на основе
требований профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных
требований.

7

3.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1. Учебный план

№ п/п

Наименование разделов,
дисциплин и тем

1

2

3
1ч

1

Зачет

2.

Профессиональная этика в
работе младшего мед. персонала

3ч

3

Зачет

3.

Основы анатомии, физиологии и
патологии.

8ч

7

6.
7.

3.2.

2.
2.2.

2.3.
2.6.
3.

1

Зачет

Основы фармакологии и
фармацевтики
Оказание первой доврачебной
помощи. Медицина катастроф
Особенности ухода за
пациентами с различными
заболеваниями

8ч

8

21ч

8

13

Зачет

30ч

16

14

Зачет

Квалификационный экзамен

1ч

1

Экзамен

72ч

Итого

1.1.

6

Организация работы лечебных
учреждений

5.

1.

Форма
контроля

1.

4.

№
п/п

В том числе:
Лекции
Практические
(теория) занятия
4
5

Всего,
часов

Зачет

43

29

Учебный (тематический) план

Наименование разделов
Организация работы лечебных
учреждений
Сестринский процесс: субъективное
сестринское обследование, объективное
сестринское обследование, сестринская
диагностика, реализация, оценка
результатов, коррекция ухода
Профессиональная этика в работе
младшего медицинского персонала
Этический Кодекс медсестры.
Профессиональная культура медицинского
работника. Психология профессии
Правила общения с пациентом.
Мастерство профессионального общения с
пациентом
Конфликтные ситуации и их разрешение.
Основы анатомии, физиологии и
патологии.

Всего,
часов

В том числе
Практические занятия
Форма
ПЗ,
контроля
СР,
Лекции лабораторные
практика
занятия

1

1

1

1

3

3

1

1

1

1

1

1

8

7

8

Зачет

Зачет

1

Зачет

4.8.

Строение, функции и топография органов
и систем.
Строение кожи и ее значение для
организма.
Особенности строения скелета и его
Основные закономерности
жизнедеятельности организма. Понятие о
болезни.
Механизмы развития и проявления
типовых патологических процессов.
Основы фармакологии и фармацевтики
Основы фармакологии. Принципы
классификации и наименования лекарств,
пути введения ЛС, биологические
барьеры. Фармакинетика и
фармакодинамика ЛС.
Антигистаминные ЛС: механизм действия,
показания, побочные эффекты и
противопоказания. Основные препараты
Седативные ЛС: механизм действия,
показания, побочные эффекты и
противопоказания. Основные препараты
Анальгетики: механизм действия,
показания, побочные эффекты и
противопоказания. Основные препараты
Местные анестетики: механизм действия,
показания, побочные эффекты и
противопоказания. Основные препараты
Антибактериальные средства: механизм
действия, показания, побочные эффекты и
противопоказания. Основные препараты
Антисептические ЛС: механизм действия,
показания, побочные эффекты и
противопоказания. Основные препараты
ЛС, применяемые при различных
неотложных состояниях

5.

Оказание первой доврачебной помощи.
21
Медицина катастроф

3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.
4.6.

4.7.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

Здоровье, безопасность, ущерб здоровью,
опасность, допустимый риск, катастрофа,
чрезвычайные ситуации.
Правила поведения населения в условиях
чрезвычайных ситуаций. Законодательство
в РФ по защите населения от ЧС.
Характеристика современных средств
поражения. Сигналы и распоряжения,
способы оповещения.
Опасные свойства веществ, применяемых
на производстве.
Средства коллективной и индивидуальной
защиты. Медицинские средства защиты.
Оказание первой медицинской помощи
(само- и взаимопомощь) в ЧС.
Иммобилизация, транспортировка
пострадавших.
Правила личной гигиены.

2

1

2

2

2

2

2
8

2
8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
8

2

2

2

1

3

2

4

1

9

1

Зачет

Зачет

13

1

1

3

5.5.

6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
6.9.
6.10.
6.11.

6.12.
6.13.
6.14.
6.15.
7.

Элементарная сердечно-легочная
реанимация.
Первая помощь при отравлениях. Первая
помощь при ранении.
Первая помощь при ушибах, растяжениях
и переломах.
Первая помощь при обморожениях.
Первая помощь при ожогах.
Первая помощь при поражении
электрическим током.
Первая помощь при тепловом (солнечном)
ударе.
Первая помощь при спасении
утопающего.
Особенности ухода за пациентами с
различными заболеваниями.
Практические сестринские навыки
Уход за пациентами с заболеваниями
сердечно-сосудистой системы
Уход за пациентами с заболеваниями
органов дыхания

10

2

30

16

1

1

1

Уход за пациентами с заболеваниями ЖКТ 1
Уход за пациентами с заболеваниями
эндокринной системы
Уход за пациентами с заболеваниями
почек
Уход за пациентами с заболеваниями и
травмами опорно-двигательного аппарата
Уход за пациентами с заболеваниями
кровеносной системы
Уход за пациентами с заболеваниями
соединительной ткани
Измерение температуры, артериального
давления. Уход при лихорадке
Измерение частоты дыхания, пульса.
Инъекции (подкожные,
внутримышечные).
Простейшие физиотерапевтические
воздействия на организм: горчичники,
банки, клизмы, компрессы и т.д.
Десмургия. Виды и схемы
Питание и кормление пациента.
Применение лекарственных средств.
Квалификационный экзамен
Итого

8

1
1
1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2
2

1
1

4

1

3

2

1

1

1
4
1
1
2
2
1
72 часа

10

Зачет

14

1
1
1
1
1
1

3

3.3. Содержание Учебного (тематического) плана
Раздел 1. Организация работы лечебных учреждений
Сестринский процесс: субъективное сестринское обследование, объективное сестринское
обследование, сестринская диагностика, реализация, оценка результатов, коррекция ухода
Раздел 2. Профессиональная этика в работе младшего мед. персонала
Деонтология (в переводе с греческого языка - «должное») - наука о проблемах
нравственности и морали. В ее рамках рассматриваются такие вопросы, как ответственность за
жизнь и здоровье больных, соблюдение врачебной тайны, взаимоотношения в медицинском
сообществе и др.
Раздел 3. Основы анатомии, физиологии и патологии
Строение, функции и топография органов и систем. Строение кожи и ее значение для
организма. Особенности строения скелета и его функции. Мышцы человека, основные группы,
строение. Анатомия дыхательной системы. Анатомия пищеварительной системы. Эндокринная
система. Механизмы развития и проявления типовых патологических процессов
Раздел 4. Основы фармакологии и фармацевтики
Основы фармакологии. Принципы классификации и наименования лекарств, пути введения
ЛС, биологические барьеры. Фармакокинетика и фармакодинамика ЛС. Антигистаминные ЛС.
Седативные ЛС. ЛС, применяемые при различных неотложных состояниях
Раздел 5. Оказание первой доврачебной помощи. Медицина катастроф
Сердечно-легочная реанимация. Оказание неотложной помощи при кровотечениях.
Обморок, Коллапс. Патогенез. Клиника. Осложнения. Диагностика. Лечение. Уход.
Гиповолемический шок. Желудочно-Кишечное кровотечение. Патогенез. Клиника. Осложнения.
Диагностика. Лечение. Уход. Анафилактический шок. Патогенез. Клиника. Осложнения.
Диагностика. Лечение. Уход.
Раздел 6. Особенности ухода за пациентами с различными заболеваниями.
Практические сестринские навыки
Уход за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Уход за пациентами с
заболеваниями органов дыхания. Уход за пациентами с заболеваниями ЖКТ. Уход за пациентами
с заболеваниями эндокринной системы. Уход за пациентами с заболеваниями почек Уход за
пациентами с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. Уход за пациентами с
заболеваниями кровеносной системы. Уход за пациентами с заболеваниями соединительной
ткани.
Измерение температуры, артериального давления. Уход при лихорадке. Простейшие
физиотерапевтические воздействия на организм: горчичники, банки, клизмы, компрессы и т.д.
Десмургия, виды и схемы. Применение лекарственных средств. Клизмы, газоотводная трубка.
Питание и кормление пациента.
Раздел 7. Квалификационный экзамен
3.4. Календарный учебный график
Обучение по Программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с
утвержденным расписанием.

Форма
обучения

Количество часов
в неделю

Количество часов
в день

Количество
дней

Объем программы
(час.)

очная, очнозаочная,
заочная

2

2

36

72

11

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Кадровое обеспечение Программы
Реализация Программы обеспечивается высококвалифицированными педагогическими
кадрами, имеющими достаточный теоретический и практический опыт работы в области
профессиональной деятельности, соответствующей направленности Программы. К реализации
Программы возможно привлечение с п е ц и а л и с т о в на условиях договора гражданскоправового характера, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует профессиональной деятельности в области
медицины.
4.2. Материально - техническое обеспечение Программы
Помещения М А О У г и м н а з и я № 1 2 0 представляют собой учебные аудитории
для проведения, не связанных с использованием специализированного профессионального
медицинского оборудования теоретических и практических занятий, предусмотренных
программой профессионального обучения, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для
самостоятельной работы, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения.
МАОУ гимназия № 120 располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение теоретических занятий и практической работы обучающихся, предусмотренных
учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам
и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации
Программы перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
Учебные кабинеты № 116 118, 408 (в соответствии с учебным планом)
 Тумба для таблиц
Шкаф для хранения учебных пособий
Кресло учителя
Стол учителя
Кресло компьютерное
Комплект стол/ученический по количеству посадочных мест в классе (не менее 25)
Система хранения многофункциональными раздвижными досками.
Ноутбук с дискретной видеокартой и программным обеспечением в комплекте
Интерактивный программно-аппаратный комплекс в комплекте
Доска магнитно-маркерная
Сетевой фильтр
Многофункциональное устройство
Компьютер учителя с периферией (лицензионное программное обеспечение,
образовательный контент и система защиты от вредоносной информации)
Планшетный компьютер, в том числе лицензионное программное обеспечение,
образовательный контент, система защиты от вредоносной информации
Документ-камера
Источник бесперебойного питания
Электронные средства обучения по предмету
Комплект демонстрационных учебных таблиц
Тележка-хранилище с системой подзарядки и вмонтированным маршрутизатором
для организации беспроводной локальной сети в классе, в комплекте мобильный компьютер
ученика и его комплектующие,
Стол Пирогов
Использование специализированного профессионального медицинского оборудования
теоретических и практических занятий, предусмотренных программой профессионального
обучения осуществляется при проведении теоретических и практических занятий на базе сетевых
образовательных и/или экономических партнеров по реализации данной программы.

12

4.3. Информационно--методическое обеспечение
Занятия по Программе проводятся с использованием:
тематической подборки лекционного и практического материала в соответствии с
учебным планом;
учебно-методических пособий, включающих дидактический, информационный,
справочный материалы на различных носителях.
Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает
в себя электронные учебные пособия, справочные материалы, таблицы, макеты, тестовые
материалы и системы используемых программ; программного обеспечение (ПО): стандартный
пакет офисных приложений для работы в соответствии учебным планом, доступа в Интернет.
Требование к сети Интернет: скорость не ниже 10 Мбит/с.
Основная литература:
Учебники и пособия:
1.
Двойников, С.И., Бабаян, С.Р., Тарасова, Ю.А. Младшая медицинская сестра по
уходу за больными: учебник / С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А.Тарасова; под ред. С.И.
Двойникова, С.Р. Бабаяна. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512с.: ил.
2.
Мухина, С.А., Тарновская, И.И. Теоретические основы сестринского дела:
учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - 2-е изд.; испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019 - 368
с.: ил.
3.
Мухина, С.А., Тарновская, И.И. Практическое руководство к предмету «Основы
сестринского дела»: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И.Тарновская – 2-е изд., испр.и доп. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 512с.: ил.
4.
Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П.
Обуховец. – Москва: КНОРУС, 2019. – 680с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1.
Островская, И.В., Широкова, Н.В. Основы сестринского дела: учебник / И.В.
Островская, Н.В. Широкова. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 320с.
2.
Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для
медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 20014 г.
3.
Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и
колледжей Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 2014 г.С.А. Мухина, И.И. Тарновская
Теоретические основы сестринского дела М.:ГЭОТАР- Медиа, 2014 - 368с. ил.
Электронные источники информации:
1.
Информационно-правовое обеспечение:
2.
Система «Консультант».
3.
Система «Гарант».
Профильные web-сайты Интернета:
1.
Министерство
здравоохранения
и
социального
развития
РФ
(http/www.minzdravsoc.ru)
2.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
3.
ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
4.
Информационно-методический центр «Экспертиза» (http/www.crc.ru)
5.
Центральный
НИИ
организации
и
информатизации
здравоохранения
(http/www.mednet.ru)
6.
Форуме WSR. Раздел «Компетенциисферыуслуг» (http://forum.worldskills.ru).
7.
Профильный
web-сайт
Интернета «Главная WorldskillsRussia»
(https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyijekzamen2019/documents/):

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1. Контроль качества подготовки
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет систематическую проверку
учебных достижений обучающихся, проводимую преподавателем в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с Программой. Проведение текущего контроля
успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально
эффективным образом для достижения результатов освоения основной образовательной
программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода
в целях:
1. контроля
уровня
достижения
учащимися
результатов,
предусмотренных
образовательной программой;
2. оценки соответствия результатов освоения образовательной программы;
3. проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим
работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Формы текущего контроля определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся,
содержания учебного материала и используемых образовательных технологий.
Текущий контроль по теоретическому обучению осуществляется в форме устного опроса
(фронтальный, групповой, индивидуальный) и письменного опроса (самостоятельная работа,
тестовый контроль, составление тезисов и опорных конспектов и докладов). Текущий контроль
по практическому обучению осуществляется в форме
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация)
Промежуточный контроль осуществляется по итогам освоения тем и разделов в форме
тестов, опроса с помощью электронных средств связи, предоставления письменного сообщения.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
1. объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения образовательной программы;
2. соотнесение этого уровня с квалификационными требованиями, указанными в
квалификационной характеристике профессии;
3. оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося
в осуществлении образовательной деятельности;
4. оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным графиком учебного
процесса.
Итоговая аттестация
Профессиональная подготовка по программе профессиональной подготовки служащих
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными» завершается итоговой аттестацией в
форме квалификационного экзамена: итогового теста с целью выявления теоретической и
практической подготовки слушателя в соответствии с квалификационными требованиями,
профессиональными стандартами.
Квалификационных экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и
проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в
квалификационной характеристике профессии.
В период подготовки к выпускному квалификационному экзамену проводится
консультация за счет специально отведенного на нее времени.
К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные
программой профессионального обучения «Младшая медицинская сестра по уходу за

14

больными» после изучения разделов и тем в объеме, предусмотренном учебным планом
Программы и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные
Программой.
Лица, освоившие программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают
свидетельство о профессии должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за
больными» и выдается документ установленного образца.
5.2.

Оценочные средства

Практические умения («Младшая медицинская сестра по уходу за больными»)
Термометрия. Виды термометров, обработка и хранение термометров.
Применение холода (компресс, пузырь со льдом).
Применение тепла (припарки, грелка).
Применение согревающих компрессов (полуспиртовой, влажный горячий).
Применение банок.
Методика постановки горчичных пакетов.
Методика промывания желудка.
Методика постановки очистительной клизмы.
Методика постановки сифонной клизмы.
Методика постановки лекарственной клизмы.
Методика постановки питательной клизмы (капельной).
Исследование кала на скрытую кровь - реакции Грегерсена, Вебера.
Исследование мокроты (общий анализ, бактериологическое).
Внутримышечная инъекция. Возможные осложнения.
Внутривенная инъекция. Возможные осложнения.
Применение лекарств на конъюнктиву глаз, введение лекарств в уши.
Пероральное введение лекарств.
Сбор мочи для лабораторного исследования (общий анализ мочи,
бактериологическое исследование, анализ суточной мочи на глюкозу, белок).
19.
Проведение проб по Зимницкому и Нечипоренко.
20.
Подсчет ЧДД, определение пульса, его характеристик. Величина этих показателей у
здорового человека.
21.
Измерение АД. Уровни нормального АД.
22.
Определение наличия сердечных отеков. Определение суточного диуреза.
23.
Методика наложения венозных жгутов при сердечной недостаточности.
24.
Профилактика пролежней.
25.
Уход за больными при рвоте.
26.
Ингаляционный способ введения лекарственных веществ (карманный ингалятор,
спейсер, небулайзер).
27.
Введение газоотводной трубки.
28.
Правила наложения артериального жгута. Пальцевое прижатие артерий (сонной,
подключичной, подкрыльцовой, плечевой, бедренной).
29.
Взятие мазка из носа и зева.
30.
Проведение непрямого массажа сердца.
31.
Контроль качества перед стерилизационной очистки инструментов.
32.
Текущая уборка помещений.
33.
Профилактика ВИЧ-инфицирования при попадании биологической жидкости
пациента на кожные покровы рук и слизистые ротоглотки, носа, глаз медицинской сестры.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

15

Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется обучающему, глубоко и прочно усвоившему
программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагающему, в
ответе которого тесно увязывается теория с практикой, владеет разносторонними навыками и
приемами при выполнении практических заданий.
оценка «хорошо» выставляется обучающему, твердо знающему программный
материал, грамотно и по существу излагающего его, который не допускает существенных
неточностей в ответе на вопрос, владеет необходимыми приемами при выполнении практических
заданий.
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающему, который имеет знания
только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки, испытывает трудности в выполнении практических заданий.
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающему, который не усвоил
значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с
большим затруднением выполняет практические задания.
5.3. Планируемые результаты освоения Программы
Обучающиеся, освоившие программу должны
уметь:

 строить общение с соблюдением морально-этическихнорм;
 устанавливать контакт и общаться с лицами, нуждающимися в постороннем
уходе, в том числеимеющими нарушения слуха, зрения и поведения;
 обсуждать с лицами, нуждающимися в постороннем уходе (их законными
представителями), возможности их передвижения и самообслуживания (самостоятельно и (или)
с приспособлениями);
 осуществлять сопровождение и оказывать помощь лицам, нуждающимся в
постороннем уходе, при передвижении самостоятельно и с приспособлениями, при
транспортировке в инвалидных креслах-колясках и (или) на функциональных кроватях и др.
средств;
 применять эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании,
перемещении малоподвижных (неподвижных) больных в постели и при перемещении тяжестей;
 обеспечивать инфекционную безопасность при оказании услуг по уходу за лицами,
нуждающимися впостороннем уходе;
 пользоваться специальными приспособлениями для проведения гигиенических
процедур;
 обеспечивать инфекционную безопасность при оказании услуг по уходу за лицами,
нуждающимися впостороннем уходе;
 оказывать помощь в умывании, причесывании, принятии душа, ванны, проводить
влажное обтирание идругие гигиенические процедуры;
 оказывать профессиональный уход при нарушениях температуры тела пациента, при
болевом синдроме, при нарушениях дыхания, при гастроэнтерологических и урологических
расстройствах, при отечном синдроме;
 оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
 морально-этические нормы и правила в рамкахпрофессиональной деятельности;
 основы анатомии, физиологии и гигиены человека;
 эргономичные методы и приемы позиционирования, перемещения и размещения
малоподвижного (обездвиженного) человека в постели, сменыпостельного и нательного белья;
 риски бытовой травмы, правила, способы и средства адаптации среды
жизнедеятельности;
 технические средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в

16

постороннем уходе
 правила поддержания личной гигиены, проведения гигиенических процедур лицам,
нуждающимся в постороннем уходе (умывание, протирание кожи лица,частей тела, полоскание
полости рта, уход за ногтями, волосами, влажные обтирания, душ);
 особенности общения с лицами, нуждающимися впостороннем уходе.
 основы лечебно-охранительного режима;
 этапы сестринского процесса;
 особенности общего ухода за различными категориями лиц (поддержание личной
гигиены, прием пищи, одевание, пользование туалетом, ванной, передвижение)

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».