Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2024-25 учебный год г. Екатеринбург, 2024 3.3. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности МАОУ гимназии № 120 является частью образовательной программы школы которая разработана в соответствии с ФГОС ООО, с учетом основных образовательных программ основного общего образования, а также организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования МАОУ гимназии № 120 в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основой для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства. Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться: на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно - от 2 до 4 часов; на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - от 1 до 2часов; на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно от 1до 2 часов; на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1 - 2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической .поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно - от 2 до3 часов. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным поступкам. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Модель организации внеурочной деятельности МАОУ гимназии № 120 - оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (учителя, педагоги-психологи, педагоги-организаторы и др.) Преимущества оптимизационной модели состоят: в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в школы, в содержательном и организационном единстве всех субъектов образовательных отношений. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровыми и материально-техническими ресурсами школы, особенностями ООП ООО. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления их индивидуальности и субъектности, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания, самоопределения и самореализации Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности означает реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Принцип учета возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательной деятельности. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно План внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся. План внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ гимназии № 120 на учебный год размещается на официальном сайте школы в разделе «Образование». План внеурочной деятельности является Приложением №4 к ООП ООО и актуализируется ежегодно приказом по ОО как изменения в образовательную программу на конкретный учебный год. Приложение 4 к основной образовательной программе ООО МАОУ гимназии № 120 План внеурочной деятельности ООО МАОУ гимназии № 120 на 2024-25 учебный год №/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Название курса Общекультурное направление «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» «Семьеведение» «Трудные математические задачи» «Проектная деятельность. Обществознание» «Занимательная физика» «Занимательная биология» «Функциональная грамотность. Химия» «Усложненные задачи по математике» «Функциональная грамотность. Физика» «Историческая память» «Проблемы современного общества» «Мир под микроскопом» Общеинтеллектуальное направление «Занимательный французский» «Эйфелева башня» «Мир моих эмоций» «Яркие страницы истории нашего Отечества» «Памятные места моего края» «Читательская грамотность» «Биологические открытия» «В мире английского языка» «За страницами учебника математики» «Функциональная грамотность. Физика» «Великие достижения соотечественников» «Пунктуация в вопросах и ответах» «Географическая мастерская» «Говорим и пишем по-французски» «В мире английского языка» «Трудности английской грамматики» «Занимательный немецкий» «Особенности грамматики английского языка» «Прикладная механика» «Алгоритмика» «Трудные вопросы орфографии» «Трудности орфографии» Социальное направление «Медиация для жизни» «Веселая физкультура» Классы Количество часов 5-9 6-9 5-9 6 7 7 7 8 8 9 9 9 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5-6 5-6 5-7 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7-8 8 9 8-9 9 9 8 9 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5-8 5-6 1 1 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. Спортивная гимнастика Духовно-нравственное направление «Литературный клуб» «Шью сама» «Шью сама» «Уральские мотивы» «Уральские мотивы» «Уральские мотивы» 5,7 1 5 5 6 5 6 7 1 1 1 1 1 1