МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120 (МАОУ гимназия № 120) ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ гимназия № 120 Протокол №_1_ от «_30_» августа 2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творчество и выражение Элективный курс 7 А класс Составитель: Микитюк Елена Владимировна, учитель изобразительного искусства г. Екатеринбург, 2023 2 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС СОО, 2014 г.) 3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N304 – ФЗ (последняя редакция). 4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) 6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии №120 (ООП ООО). 7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу «Творчество и выражение» предназначена для учащихся 7 «а» класса и рассчитана на 17 учебных часов в год, (0,5 учебный час в год). Программа ориентирована на использование учебников по изобразительному искусству под ред. Неменского Б.М. Общая характеристика учебного предмета Общая направленность программы «Творчество и выражение» соотнесена с первостепенной ролью творческого развития человека и его духовных потребностей в области изобразительного искусства. Основой творческого развития личности, является постановка художественнообразного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в раннем детстве. Художественная практика, подкрепленная знанием различных форм композиционной деятельности, способствует развитию творческого мышления. Основной целью курса «Творчество и выражение» является развитие творческого, ассоциативного мышления, развитие эстетического восприятия и вкуса Задачи курса: - познакомить с основными методами художественного изображения и художественно-композиционного моделировани; - выработать практические художественно-композиционные навыки и умения - развить самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи; - развить эстетическое чувство и художественную инициативу учащихся; - способствовать формированию у них творческого ассоциативного мышления - повысить графическую грамотность учащихся - Планируемые 3 результаты Личностные результаты осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. Метапредметные результаты ориентироваться в художественной сфере деятельности, мировых художественных ценностях и применять знания в творческой деятельности. Предметные результаты формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года): 1. Гражданское воспитание: 1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 1.2. развитие культуры межнационального общения; 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе 4 способно сти к сознательному выбору добра. 4. Эстетическое воспитание: 4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; 4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4.4 приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Трудовое воспитание: 6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; 6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; 6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 7. Экологическое воспитание: 7.1. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; 7.2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 8. Ценности научного познания: 8.1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; 8.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Содержание курса 7 «А» класс Тема 1. Цветовые ассоциации Восприятие, сопоставление и сравнение словесной информации со зрительной и возникающих при этом ассоциации и впечатления от прочитанного. По словесному описанию создать образ в цвете. «Было еще светло. Море переливалось множеством бледных бликов заката от молочно-серебристых до перламутровых, по которым пробегали широкие полосы пурпура и золота, посылаемые небом, оставленным солнцем. Слышался ленивый плеск воды и бормотание волн, лизавших песок на пляже» (Пьеро Калеффи) Тема 2. Графические музыкальные ассоциации. 5 Восприятие, сопоставление и сравнение музыкальной информации со зрительной и возникающих при этом звукозрительных ассоциаций и впечатлений. При соединении зрительных и слуховых впечатления основываются изобразительные возможности музыки, выражаемые мелодией, ритмом, тембром. Так, четкий музыкальный ритм ассоциируется с энергией и силой, а прерывистый – с растерянностью. Взаимодействие высоких и громких звуков позволяет выразить раскаты грома и блеск молнии, а низкие и негромкие звуки могут стать выражением тишины и спокойствия. Тема 3. Эмоциональные ассоциации «Образ «Я» Изучение каллиграфического искусства. Выбор графического стиля и на основе стилистических особенностей шрифта создать композицию, где главным будет форма букв, их структура, ритм. Буква «Я» как письменный знак остается объектом изображения, композиционным элементом в композиции Тема 4. Эмоциональные ассоциации Тотем Создание личного символа на основе природной формы (животного) тотем – это символ тех или иных сторон личности, а его использование помогает не только установить с ней контакт, но и получить доступ к соответствующим энергиям. Выполнение практического задания должно соответствовать следующим критериям: 1. Выполнение поставленной программной задачи 2. Сохранение композиционной целостности изобразительной поверхности 3. Соответствие художественным качествам выбранных цветовых и графических отношений 4. Техническая культура исполнения Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется при полном соответствии всем критериям Оценка «ХОРОШО» выставляется при неполном соответствии 4 критерию Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при несоответствии выполненной работы 3 и 4 критериям Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при несоответствии всем перечисленным критериям. 6 7 Т Е М ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «_ТВОРЧЕСТВО И ВЫРАЖЕНИЕ» 7-А КЛАСС № урока Название раздела программы Тема раздела Кол-во чч Основные виды деятельности обучающихся 1 Эмоциональные ассоциации Цветовые ассоциации 1ч Эмоциональные ассоциации. Цветовые ассоциации. Вводное занятие. Восприятие, сопоставление и сравнение словесной неделя информации со зрительной и возникающих при этом ассоциации и впечатления от прочитанного. Эмоциональное звучание в графическом исполнении. Создание по словесному описанию образа в цвете. Поиск композиционного решения образа. Подбор технического и цветового решения. Поиск выразительного колористического решения 2 1ч 3 1ч 1ч 4 5 6 Графические музыкальные ассоциации: 1ч 1ч 7 1ч 8 1ч 9 10 11 Итого за I четверть Эмоциональные Эмоциональные ассоциации «Образ ассоциации «Я» Основные направления воспитательной деятельности 1.1, 1.2, 2.3 3.2, 3.3,4.1. 4.2, 4.3, сроки проведения 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Эмоциональные ассоциации. Графические музыкальные ассоциации. Вводное занятие Восприятие, сопоставление и сравнение музыкальной информации со зрительной и возникающих при этом звукозрительных ассоциаций и впечатлений Поиск выразительности композиционного решения (многовариантность решения) по музыкальному произведению. Поиск графического исполнения , используя выразительные средства графики. Детализация изображения. Завершение музыкального образа в цветной графике 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 8ч 1ч 1ч 1ч Эмоциональные ассоциации. Эмоциональные ассоциации «Образ «Я». Вводное занятие Изучение каллиграфического искусства. Выбор графического стиля и на основе стилистических особенностей шрифта. Создать композицию, где главным будет форма букв, их структура, ритм. Буква «Я» как письменный знак остается объектом изображения, композиционным элементом в композиции. 1.1, 1.2, 2.3 3.2, 3.3,4.1. 4.2, 4.3, 9 неделя 10 неделя 11неделя 8 Поиск композиционных элементов каллиграфии в композиции. Подбор и исполнение композиции в графике. 12 13-14 Эмоциональные ассоциации «Тотем» 1ч 2ч 15-16 2ч 17 1ч Итого заII/ IV четверть ИТОГО ЗА ГОД 9ч 17ч Эмоциональные ассоциации «Тотем». Вводное занятие. Создание личного символа на основе природной формы (животного), соотнося со своими ассоциациями. Разработать тотем - символ тех или иных сторон личности. Подбор материалов для создания тотема. Выполнение тотема «в материале». Выполнение работы в любой технике. Защита собственного тотема. Обоснование выбора. 12 неделя 13-14 неделя 15,16 неделя 17 неделя 9