РП ТиВ 7А

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное гимназия № 120
(МАОУ гимназия № 120)

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ гимназия № 120
Протокол №_1_ от «_30_» августа
2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Творчество и выражение
Элективный курс

7 А класс

Составитель:
Микитюк Елена Владимировна,
учитель изобразительного искусства

г. Екатеринбург, 2023

2

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
(ФГОС СОО, 2014 г.)
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020
N304 – ФЗ (последняя редакция).
4. Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые
Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся».
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию)
6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
гимназии №120 (ООП ООО).
7. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности.
Рабочая программа по курсу «Творчество и выражение» предназначена для
учащихся 7 «а» класса и рассчитана на 17 учебных часов в год, (0,5 учебный час в год).
Программа ориентирована на использование учебников по изобразительному искусству
под ред. Неменского Б.М.
Общая характеристика учебного предмета
Общая направленность программы «Творчество и выражение» соотнесена с
первостепенной ролью творческого развития человека и его духовных потребностей в
области изобразительного искусства.
Основой творческого развития личности, является постановка художественнообразного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в
раннем детстве. Художественная практика, подкрепленная знанием различных форм
композиционной деятельности, способствует развитию творческого мышления.
Основной целью курса «Творчество и выражение» является развитие творческого,
ассоциативного мышления, развитие эстетического восприятия и вкуса
Задачи курса:
- познакомить с основными методами художественного изображения и
художественно-композиционного моделировани;
- выработать практические художественно-композиционные навыки и умения
- развить самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи;
- развить эстетическое чувство и художественную инициативу учащихся;
- способствовать формированию у них творческого ассоциативного мышления
- повысить графическую грамотность учащихся
-

Планируемые 3
результаты
Личностные результаты
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному
наследию сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Метапредметные результаты
ориентироваться в художественной сфере деятельности, мировых художественных
ценностях и применять знания в творческой деятельности.
Предметные результаты
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика),
декоративно-прикладных,
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года):
1. Гражданское воспитание:
1.1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
1.2. развитие культуры межнационального общения;
3. Духовно-нравственное воспитание:
3.1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
3.2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

4

способно
сти к сознательному выбору добра.
4. Эстетическое воспитание:
4.1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
4.2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
4.3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;

4.4 приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
4.5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
4.6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и
народного творчества.
6. Трудовое воспитание:
6.1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
6.2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
6.3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;
6.4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание:
7.1. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
7.2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений
и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания:
8.1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
8.2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Содержание курса
7 «А» класс
Тема 1. Цветовые ассоциации
Восприятие, сопоставление и сравнение словесной информации со зрительной и
возникающих при этом ассоциации и впечатления от прочитанного.
По словесному
описанию создать образ в цвете. «Было еще светло. Море переливалось множеством
бледных бликов заката от молочно-серебристых до перламутровых, по которым пробегали
широкие полосы пурпура и золота, посылаемые небом, оставленным солнцем. Слышался
ленивый плеск воды и бормотание волн, лизавших песок на пляже» (Пьеро Калеффи)
Тема 2. Графические музыкальные ассоциации.

5

Восприятие,
сопоставление и сравнение музыкальной информации со зрительной и возникающих при
этом звукозрительных ассоциаций и впечатлений.
При соединении зрительных и
слуховых впечатления основываются изобразительные возможности музыки, выражаемые
мелодией, ритмом, тембром. Так, четкий музыкальный ритм ассоциируется с энергией и
силой, а прерывистый – с растерянностью. Взаимодействие высоких и громких звуков
позволяет выразить раскаты грома и блеск молнии, а низкие и негромкие звуки могут
стать выражением тишины и спокойствия.
Тема 3. Эмоциональные ассоциации «Образ «Я»
Изучение каллиграфического искусства. Выбор графического стиля и на основе
стилистических особенностей шрифта создать композицию, где главным будет форма
букв, их структура, ритм. Буква «Я» как письменный знак остается объектом
изображения, композиционным элементом в композиции
Тема 4. Эмоциональные ассоциации Тотем
Создание личного символа на основе природной формы (животного) тотем – это
символ тех или иных сторон личности, а его использование помогает не только
установить с ней контакт, но и получить доступ к соответствующим энергиям.
Выполнение практического задания должно соответствовать следующим
критериям:
1. Выполнение поставленной программной задачи
2. Сохранение композиционной целостности изобразительной поверхности
3. Соответствие художественным качествам выбранных цветовых и графических
отношений
4. Техническая культура исполнения
Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется при полном соответствии всем критериям
Оценка «ХОРОШО» выставляется при неполном соответствии 4 критерию
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при несоответствии
выполненной
работы 3 и 4 критериям
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при несоответствии
всем
перечисленным критериям.

6

7

Т
Е
М
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «_ТВОРЧЕСТВО И ВЫРАЖЕНИЕ»
7-А КЛАСС

№
урока

Название раздела
программы

Тема раздела

Кол-во
чч

Основные виды
деятельности обучающихся

1

Эмоциональные
ассоциации

Цветовые ассоциации

1ч

Эмоциональные ассоциации. Цветовые ассоциации. Вводное
занятие.
Восприятие, сопоставление и сравнение словесной неделя
информации со зрительной и
возникающих при этом
ассоциации и впечатления от прочитанного.
Эмоциональное звучание в графическом исполнении.
Создание по словесному описанию образа в цвете.
Поиск композиционного решения образа.
Подбор технического и цветового решения.
Поиск
выразительного колористического решения

2

1ч

3

1ч
1ч

4
5
6

Графические
музыкальные
ассоциации:

1ч
1ч

7

1ч

8

1ч

9
10

11

Итого за I четверть
Эмоциональные
Эмоциональные
ассоциации
«Образ
ассоциации
«Я»

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1.1, 1.2, 2.3 3.2,
3.3,4.1. 4.2, 4.3,

сроки
проведения
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Эмоциональные
ассоциации.
Графические
музыкальные
ассоциации. Вводное занятие
Восприятие,
сопоставление
и сравнение
музыкальной
информации со зрительной и
возникающих при этом
звукозрительных ассоциаций и впечатлений
Поиск
выразительности
композиционного
решения
(многовариантность решения) по музыкальному произведению.
Поиск графического исполнения , используя выразительные
средства графики. Детализация изображения.
Завершение музыкального образа в цветной графике

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

8ч
1ч
1ч

1ч

Эмоциональные ассоциации. Эмоциональные ассоциации
«Образ «Я». Вводное занятие
Изучение каллиграфического искусства.
Выбор графического стиля и на основе
стилистических
особенностей шрифта. Создать композицию, где главным будет
форма букв, их структура, ритм.
Буква «Я»
как
письменный знак
остается
объектом
изображения, композиционным элементом в композиции.

1.1, 1.2, 2.3 3.2,
3.3,4.1. 4.2, 4.3,

9 неделя
10 неделя

11неделя

8
Поиск композиционных элементов каллиграфии в композиции.
Подбор и исполнение композиции в графике.
12
13-14

Эмоциональные
ассоциации «Тотем»

1ч
2ч

15-16

2ч

17

1ч
Итого заII/ IV четверть
ИТОГО ЗА ГОД

9ч
17ч

Эмоциональные ассоциации «Тотем». Вводное занятие.
Создание личного символа на основе природной формы
(животного), соотнося со своими ассоциациями.
Разработать тотем - символ тех или иных сторон личности.
Подбор материалов для создания тотема. Выполнение тотема «в
материале». Выполнение работы в любой технике.
Защита собственного тотема. Обоснование выбора.

12 неделя
13-14 неделя
15,16 неделя
17 неделя

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».