Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка» (далее - Программа) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы гимназии № 120 (далее – МАОУ СОШ гимназия № 120 разработана на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции). 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 4. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам. 6. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции). 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Устав МАОУ гимназии № 120. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Направленность программы Лыжная подготовка имеет спортивно-массовую направленность и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребенка и переживания им «ситуации успеха»; способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности; выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования. 1.2. Новизна и актуальность Новизна программы заключается в построении учебного плана, в содержании занятий, в применяемых методах и приемах, в использованной литературе, и в основных идеях, на которых базируется программа. Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что в процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Педагогическая целесообразность данной программы. За последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. Образ жизни детей, в настоящее время, отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Лыжная подготовка» способствует вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, что в свою очередь, положительно сказывается на физическом состоянии детей, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки, положительно отражается на индивидуальной ответственности и дисциплине обучающихся. Освоение программы расширяет двигательные возможности ребенка, компенсирует дефицит двигательной активности. Кроме того, актуальность программы определяет интерес родителей и детей именно к этому виду спорта в нашем регионе. Отличительные особенности программы. Данная программа рассчитана как на мальчиков, так и на девочек, возможно комплектование смешанных групп. Программа позволяет детям осуществить «профессиональные пробы» в данном виде спорта и определить для себя желание и возможность заниматься лыжной подготовкой на уровне предпрофессиональных программ, реализуемых в нашей школе, либо оставить для себя данный вид спорта формой проведения досуга. Адресат программы. Программа рассчитана на обучение в течение 1 года детей в возрасте от 15-17 лет. Возрастные особенности обучающихся учитывались при выборе методов обучения и развития, при отборе содержания программного материала. В этом возрасте происходят эндокринные изменения в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес. Появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным; подросток сильно подвержен чужому влиянию. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Этапы реализации программ: 1. Начальный (Включает формирование объединения и группы). 2. Основной (Погружение в деятельность, направленную на достижение поставленной цели, решение задач с опосредованным использованием методов, форм и средств реализации программ. Подготовка к различным соревнованиям) 3. 3аключительный (Анализ продельный работы за год планирование дальнейший деятельности). Для реализации программы и воспитательного процесса на занятиях используются следующие педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии – опора на индивидуальные возможности и потребности каждого обучающегося. Возможность индивидуального подхода и создания индивидуального образовательного маршрута в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития Технология интегрированного обучения – слияние в процессе изучения программы знаний в нескольких областях деятельности, возможность реализации полученных знаний и умений в школьной и внешкольной учебной и спортивной деятельности. Технология проблемного обучения – организация на занятиях проблемных ситуаций(заданий), для решения которых обучающимся необходимо будет проявить инициативу и найти творческое решение поставленных задач. Данная технология способствует развитию любознательности, творческого мышления, активности, формированию новых знаний и умений. Коллективный способ обучения – сотрудничество и взаимопомощь между учащимися, направленное на развитие индивидуального уровня. 1.3 Категории обучающихся Программа предназначена для обучающихся 15-17 лет в рамках дополнительного образования и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей в области лыжной подготовки. Срок освоения программы - 1 год. Объём программы. Программа рассчитана на 153 часа в год. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации образовательной программы традиционная - линейная последовательность освоения содержания в течение всего обучения в образовательной организации. Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая теоретические и групповые практические занятия соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, педагогическое тестирование. Виды занятий. Практические занятия, занятие-изучение нового материала, занятиеповторение, беседа, тренинг, мастер-класс, открытые занятия, соревнования, турниры, дружеские встречи. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: формирование у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, через лыжную подготовку Задачи программы: Образовательные - обучать занимающихся лыжной подготовкой должны уметь владеть техникой и тактикой катания на лыжах, правилами судейства и организацией проведения соревнований; - дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на секции; - приобретение практических навыков и теоретических знаний в области лыжной подготовки, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля. Развивающие - скреплять опорно-двигательный аппарат воспитанников; - способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся, укреплять здоровье, закаливать организм; - целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка. Воспитательные - воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности; - формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; - прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; - пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая родителей воспитанников к проведению спортивных мероприятий и праздников; - способствовать социализации обучающихся. Раздел 2. Содержание программы Учебный план ДООП «Лыжная подготовка» Название раздела, темы Количество часов формы аттестации/ контроля Всего Теория Практи ка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Раздел 1. Вводное занятие ТБ на занятиях. Общая физическая 2 подготовка Комплексы общеразвивающих упражнений. Раздел 2. Общая физическая подготовка Требования к одежде и обуви лыжника-2 гонщика Специальная физическая подготовка. 4 Кроссовая подготовка. Правила поведения на соревнованиях. 2 Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке лыжника. Обучения способам передвижения на 6 лыжах. Изучение техники и тактики лыжных 6 ходов. Специальные упражнения на согласованную работу рук. Кроссовая подготовка Правила поведения на соревнованиях. 6 Передвижение на лыжах по равниной местности. Игры и игровые задания с элементами техники лыжных ходов Спуск, поворот, подъем, торможение. 8 Знакомство с основами конькового хода. Упражнения для силы, гибкости координации. Спортивные игры Раздел 3. Специальная физическая подготовка Упражнения на развитие силовой 4 выносливости, гибкости Комплексы специальных упражнений. 8 Техника скользящего шага с широкой 2 - Наблюдение Опрос 2 - 2 2 1 1 Беседа Контрольный опрос Опрос Тестирование Наблюдение Опрос 1 5 2 4 2 4 Наблюдение Контрольные упражнения 1 7 Беседа Наблюдение Тестирование 1 3 2 6 Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Контрольные упражнения Беседа Наблюдение амплитудой рук. Спуски и подъемы с горы. 11. 12 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24 25. Контрольные упражнения Тестирование Опрос Беседа Наблюдение Задачи спортивных соревнований и их 4 значение в подготовке лыжника. Спортивные игры. Комплексы 6 специальных упражнений для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Циклические упражнения, направленные 4 на развитие выносливости. Повороты на лыжах способом переступания. 2 2 - 6 - 4 Наблюдение Контрольные упражнения Краткие сведения о воздействии 4 физических упражнений на мышечную систему организма человека. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости. Эстафеты и игровые задания на лыжах. 5 1 3 Беседа Наблюдение - 6 Эстафеты и прыжковые упражнения, 8 направленные на развитие скоростносиловых способностей и быстроты. Общая физическая 8 подготовка. Упражнения на развитие скоростно –силовых качеств. Комплексы специальных упражнений. 6 Техника скользящего шага с широкой амплитудой рук. Спуски и подъемы с горы 2 6 1 7 Опрос Соревнования Наблюдение Контрольные упражнения Беседа Наблюдение 2 4 Беседа Наблюдение Контрольные упражнения - 4 2 6 - 6 Беседа соревнования Наблюдение Контрольные упражнения Беседа Наблюдение 2 8 Наблюдение Контрольные упражнения 2 4 1 5 Наблюдение Контрольные упражнения Беседа 1 3 Раздел 4. Техническая подготовка Специальная физическая подготовка. Бег 4 на лыжах 5 км. Эстафеты и прыжковые упражнения, 8 направленные на развитие скоростносиловых способностей и быстроты Повороты на лыжах способом 6 переступания Общая физическая подготовка. 8 Упражнения на развитие силовой выносливости, гибкости. Обучение подъему "елочкой" и спуски в низкой и высокой стойке Правила поведения на соревнованиях. 6 Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке лыжника Бег на лыжах на результат классическим 6 стилем Комплексы общеразвивающих 4 упражнений, направленные на развитие Наблюдение Соревнования 26. 27. 28. силовой выносливости, гибкости, координации. Игра «салки» Эстафеты и прыжковые упражнения, 6 направленные на развитие скоростносиловых способностей и быстроты. Специальные упражнения на 6 согласованную работу рук. Кроссовая подготовка 4 Итоговое занятие. Итого: 153 2 4 2 4 1 37 3 116 Наблюдение Контрольные упражнения Соревнования Наблюдение Подведение итогов Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Спортивный зал для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2. Лыжные палки, ботинки и лыжи 3. Инструменты и расходные материалы: мази, фиксаторы, чехлы для лыж Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н). Литература для учителя 1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 2. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта. Режим доступа:http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ Приложение Контрольно переводные нормативы по ОФП, СФП (юноши) Упражнение Бег 30 м/сек Группы 5.4 5.3 10.4 Бег 60 м/сек 10.2 Бег 100 м/сек 13,5 13,2 3.30 3.20 3.10 Бег 1000 м/сек 6.50 6,00 3.45 Прыжок в длину с/м 150 160 180 192 209 220 232 Тройной прыжок с/м 460 471 490 515 530 550 565 4 5 6 7 8 9 11 Лыжная гонка 3км классика 14.12 14.10 13.50 Лыжная гонка 5км классика 24.23 20.48 19.15 18.15 16.20 38.20 34.02 17.20 15.17 35.42 31.50 Подтягивание колво 3.35 14,1 Лыжная гонка 10км классика Лыжная гонка 3км конек 13.41 13.30 13.15 Лыжная гонка 5км конек 23.30 19.44 18.00 Лыжная гонка 10км конек Прохождение с макс.скоростью 100м с хода(сек) 24 23 Прохождение с макс.скоростью 500м (сек) 3.20 3.00 Прохождение на лыжах 1000м (сек) 6.40 5.24 Контрольно переводные нормативы по ОФП, СФП (девушки) Упражнение Бег 30 м/сек Группы 5.7 5.6 10.6 Бег 60 м/сек Бег 800 м/сек 6,50 Прыжок в длину с/м 140 Тройной прыжок с/м 430 450 470 490 3 8 10 15 Лыжная гонка 1км классика 5.20 5.00 Лыжная гонка 3км классика 15.50 14.00 Отжимания колво 6.00 5.30 10.4 153 5.00 Лыжная гонка 1км конек 5.08 4.56 Лыжная гонка 3км конек 16.26 15.47 25 24 Прохождение с макс.скоростью 500м (сек) 5.10 4.35 Прохождение на лыжах 1000м (сек) 8.50 8.00 4..30 4.00 9.40 3.40 180 190 515 530 540 18 19 20 14.20 12.46 11.25 25.00 21.57 19.37 13.40 11.59 10.41 23.40 20.34 18.20 175 Лыжная гонка 5км классика Прохождение с макс.скоростью 100м с хода(сек) 9.50 170 166 Лыжная гонка 5км конек 10.00